Планирование мероприятий в больнице (поликлинике)

Первичным звеном в планировании медицинского обеспече­ния населения в ЧС являются объекты здравоохранения (больницы, поликлиники и др.). На их базе создаются соответствующие меди­цинские формирования, которые проводят лечебно-эвакуационные мероприятия при возникновении катастроф.

При планировании мероприятий на объектах здравоохране­ния, независимо от профиля, используются общие для них исходные данные:

- прогнозируемая обстановка на административной террито­
рии в условиях возможной ЧС;

- характеристика объекта и его кадрового состава;

- состояние оснащения функциональных подразделений объ­
екта здравоохранения медицинским имуществом с учетом задач,
возложенных на них;

- состояние защиты объекта от возможного воздействия по­
ражающих факторов прогнозируемой катастрофы.


Кроме общих исходных данных должны учитываться спе­цифические исходные данные, которые характеризуют особенности работы объекта с учетом решаемых им задач в ЧС.

Так, при планировании мероприятий в больницах сущест­венное значение имеет изучение планировки размещения функцио­нальных отделений, их профиля и коечной емкости, что необходимо для наиболее оптимального варианта перепрофилирования коек на случай массового приема пораженного населения Особое внимание должно уделяться оценке состояния подъездных путей, площадок разгрузки пораженных, планировке приемного отделения и возмож­ности его перепрофилизации в приемно-сортировочное с интенсив­ностью приема поступающих 30 - 50 пораженных и больных в тече­ние 1 ч.

Официальным документом, на основе которого разрабаты­ваются планирующие документы, составляется смета финансирова­ния мероприятий, связанных с подготовкой объекта здравоохране­ния к работе в ЧС, является задание, соответствующим образом оформленное, подписанное ответственным руководящим работни­ком здравоохранения и заверенное печатью соответствующего ор­гана здравоохранения. Если объекту заданием определено создание формирования постоянной готовности, то необходимо предусмот­реть выделение денежных средств на оплату дежурств специалистов этих формирований в нерабочее время. Дополнительное финанси­рование требуется при закладке неснижаемого запаса медицинско­го, санитарно-хозяйственного и специального имущества для фор­мирований и перепрофилируемых коек, предназначаемых для ин­фекционных больных при возникновении ЧС.

Приказом главного врача больницы определяются порядок и сроки отработки документов, сроки доведения их до исполнителей.

Основу плана составляет решение руководителя объекта здравоохранения (главного врача больницы), которое отрабатывает­ся текстуально, а также прилагающиеся к нему необходимые расче­ты и схемы.

В решении отражаются следующие вопросы:

1) выводы из прогнозируемой обстановки при ЧС; в прило­жении к этому пункту решения на карте района (города) или схема­тично (при отсутствии карты) показываются: дислокация больницы, потенциально опасных объектов, возможные зоны заражения со смертельной и поражающей концентрацией ОХВ, возможные зоны


катастрофического затопления и другие данные, характеризующие возможную обстановку;

2) задачи объекта здравоохранения, определенные ему зада­
нием, с указанием сроков выполнения;

3) состав привлекаемых сил и средств для выполнения ука­
занных задач, сроки приведения их в готовность; к этому пункту
решения отрабатываются приложения.

- расчет перепрофилирования отделений больницы для
приема пораженных и инфекционных больных при ЧС;

- расчет создания медицинских формирований;

- схемы развертывания приемно-сортировочного отделения
больницы с учетом задания по вариантам: для приема пораженных с
травмой, для приема пораженных ОХВ, при поступлении инфекци­
онных больных, при поступлении больных с радиационной патоло­
гией;

4) организация защиты персонала и больных при угрозе воз­
никновения ЧС с использованием имеющихся защитных сооруже­
ний, средств индивидуальной защиты и медицинских средств инди­
видуальной, а также путем проведения организационных мероприя­
тий по рациональному размещению персонала и инфекционных
больных в помещениях больницы, герметизации помещений, а при
необходимости - и эвакуации больницы, ее размещения в безопас­
ной зоне; планируемые мероприятия по защите персонала и боль­
ных раскрываются в приложениях:

- схема размещения больницы, на которой указываются
имеющиеся защитные сооружения, их расчетная нагрузка по защите
и вместимости, подъездные пути и возможные места погрузки отде­
лений, если предусматривается эвакуация больницы, расположение
водопроводной и канализационной сетей и других коммуникаций;

- расчет укрытия персонала и больных в защитных сооруже­
ниях;

- расчет обеспечения персонала и больных средствами инди­
видуальной защиты, в т.ч. медицинскими средствами индивидуаль­
ной защиты;

- расчет эвакуации больницы, если возникает такая необхо­
димость с учетом прогнозируемой обстановки (при катастрофиче­
ских затоплениях, землетрясениях и других возможных ЧС);

5) организация перевода больницы на режим работы в ЧС с указанием порядка и сроков оповещения и сбора руководящего со­става и всего персонала больницы в рабочее и нерабочее время, оче-


редности и сроков развертывания (перепрофилирования) функцио­нальных отделений, приведение в готовность созданных медицин­ских формирований, приложением к этому пункту решения является схема оповещения и сбора руководящего состава, личного состава медицинских формирований постоянной готовности и других фор­мирований;

6) организация разведки, ведения спасательных и других не­
отложных работ на объекте при воздействии на него поражающих
факторов катастрофы, восстановление функционирования объекта
здравоохранения; в приложении указывается расчет создания фор­
мирований общего назначения, привлекаемых к ведению спасатель­
ных работ, в т.ч. выделяемых объекту по плану районом и городом;

7) организация снабжения отделений больницы и созданных
медицинских формирований медицинским и другими видами иму­
щества; приложение - расчет снабжения медицинским и другими
видами имущества;

8) организация материально-технического и транспортного
обеспечения работы больницы и медицинских формирований; при
необходимости прилагаются соответствующие расчеты поставки
этих средств с указанием довольствующих источников;

9) организация управления и связи на объекте здравоохране­
ния при приведении его в готовность и организации работы в ЧС;
прилагаются списочный состав штаба руководства, график опера­
тивного дежурства, схема связи с функциональными отделениями,
взаимодействующими учреждениями и вышестоящими органами
управления.

В расчете создания медицинских формирований учитывают­ся те бригады и отряды, которые определены больнице заданием. Срок приведения их в готовность в рабочее и нерабочее время (в часах) определяется, исходя из реальных возможностей по опове­щению и сбору персонала, получению им табельного имущества.

Схема размещения больницы отрабатывается в масштабе, что позволяет в случае воздействия на объект поражающих факто­ров катастрофы прогнозировать, а затем и оценивать обстановку, определять возможные приемы работ по ликвидации последствий воздействия поражающих факторов. На схеме наглядно показыва­ются направления движения транспорта при эвакуации объекта, по­рядок занятия персоналом и больными защитных сооружений, по­ток движения транспорта при поступлении инфекционных больных и пораженных.


При отработке расчета обеспечения персонала и больных средствами индивидуальной защиты следует учитывать, что на пер­сонал больниц, расположенных в городах, а также на весь личный состав формирований ГО органами ГО заложены и хранятся на складах противогазы и ИПП, о чём необходимо получить письмен­ное подтверждение штаба ГОЧС района (города). Запас противога­зов (ГП-5 или ГП-7), респираторов, АИ-2, ИПП-8 или ИПП-10, ППИ, йодистого калия (7 доз по 0,125 на 1 чел.) создается больни­цей на весь персонал и на 10% от численности больных (штатных коек). Остальными средствами защиты персонал обеспечивается в соответствии с табелями оснащения.

Расчет эвакуации больницы при возникновении ЧС отраба­тывается, исходя из прогнозируемого времени воздействия пора­жающих факторов катастрофы на объект и наличия транспортных возможностей.

Расчет создания формирований общего назначения отраба­тывается в соответствии с заданием. В связи с текучестью кадров он должен корректироваться ежеквартально.

При планировании мероприятий в поликлинике отрабаты­ваются те же вопросы, что и в плане больницы, за исключением госпитализации больных при возникновении ЧС, при условии, если поликлиника не имеет задания на развертывание временного ста­ционара. Особенностью планирования мероприятий в поликлинике является то, что она не является, в отличие от больницы, круглосу­точно работающим учреждением. Это следует учитывать при отра­ботке схемы оповещения персонала, и определении сроков выпол­нения мероприятий при внезапно возникающих ситуациях.

Учреждения здравоохранения, которые не имеют задания на выполнение мероприятий в составе службы медицины катастроф, также отрабатывают планы объектов, сосредотачивая основное внимание на вопросах защиты персонала и больных (амбулаторных и стационарных) в зависимости от прогнозируемой обстановки.

Планы в учреждениях здравоохранения отрабатываются в трех экземплярах, из которых первый хранится у главного врача, второй (рабочий) - у заместителя главного врача по медицинской части - начальника штаба ГОЧС, третий - в органе здравоохранения района (города). План подписывается заместителем главного врача по медицинской части - начальником штаба ГОЧС и согласовывает­ся с вышестоящим органом здравоохранения, а приложения к реше­нию - его заместителем по медицинской части и должностным ли-


цом штаба, отвечающим за те вопросы, которые раскрываются в приложении.

В отделениях больницы (поликлиники) целесообразно иметь соответствующие выписки из плана объекта, в которых определяет­ся перечень и сроки проводимых мероприятий в этих отделениях; эти документы отрабатывают заведующие отделениями на основа­нии плана больницы (поликлиники), а утверждает заместитель глав­ного врача по медицинской части.

Отработанные документы плана корректируются два раза в год, по состоянию на январь и июль, о чем делается соответствую­щая отметка в плане.

Планы на объектах здравоохранения, разрабатываемые для решения задач оказания медицинской помощи в экстремальных си­туациях мирного времени, должны быть адаптированы к планам, которые предусматривают организацию работы объекта здраво­охранения в военное время.

4.5. Подготовка населения в области защиты при ЧС исанитарно-разьяснительная работа среди пострадавших

Незнание особенностей катастрофы, неумение себя защи­тить в чрезвычайной ситуации часто приводит к неадекватным дей­ствиям, поэтому выработка у населения системы правильного пове­дения в различных ситуациях способствует оздоровлению условий труда и быта, сохранению здоровья, как в период катастрофы, так и после нее. Выполнение этой задачи возможно путем заблаговремен­ной подготовки, а также проведения среди населения и отдельных профессиональных групп санитарно-разъяснительной работы. Эта работа в ЧС организуется с целью разъяснения населению влияния различных факторов катастроф на его здоровье, воспитания у насе­ления активного реагирования и выработки адекватных действий при угрозе или непосредственном воздействии факторов катастроф.

Подготовка населения в области защиты от ЧС ведется по соответствующим возрастным и социальным группам на предпри­ятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях независимо от организационно-правовой формы, а также по месту жительства.

Методическое руководство, координацию и контроль за под­готовкой населения в области защиты от ЧС осуществляет Мини­стерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,


чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подготовке в области защиты от ЧС подлежат:

• население, занятое в сферах производства и обслуживания,
учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образо­
вания,

• работники федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­
рации, органов местного самоуправления, предприятий, учре­
ждений и организаций в составе единой государственной сис­
темы предупреждения и ликвидации ЧС; население, не занятое
в сферах производства и обслуживания.

• Для проверки подготовленности населения в области за­
щиты от ЧС проводятся командно-штабные, тактико-
специальные и комплексные учения и тренировки.

Командно-штабные учения продолжительностью до трех су­ток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в два года, в органах местного самоуправления - один раз в три года. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток.

Тактико-специальные учения продолжительностью до вось­ми часов проводятся с формированиями предприятий, учреждений и организаций один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год.

Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих числен­ность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических, имеющих более 600 коек. В других организаци­ях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.

Органы управления, учреждения и специализированные
формирования постоянной готовности санитарно-

эпидемиологической службы в целях отработки вопросов взаимо­действия, оказания методической и практической помощи могут привлекаться к участию в учениях, проводимых различными ведом­ствами и организациями.


Граждане, привлекаемые на учения и тренировки, имеют право:

• на информирование о риске, которому они могут подвергнуться
в ходе учений и тренировок;

• на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью
на учениях и тренировках,

• на сохранение средней заработной платы по месту работы на
период участия в учениях и тренировках за счет средств органи­
заций, планирующих и проводящих учения и тренировки.

При подготовке населения основное внимание должно быть уделено:

• упражнениям по оказанию первой помощи - как извлекать по­
страдавших, оказывать первую медицинскую помощь, транс­
портировать раненых и больных;

• правилам устройства временных убежищ, укрытий - организа­
ции лагерей для временного проживания, повышению защитных
свойств имеющихся строений и т.д.;

• упражнениям по санитарно-бытовому обслуживанию - органи­
зации пунктов водоснабжения и наружных туалетов, контроли­
руемых мусоросборников и т.д.,

• осмотру отдельными группами людей мест повышенной опас­
ности (вулканов, плотин, складов опасных веществ, заводов и
т.д.), центров организации и проведения спасательных меро­
приятий (поисково-спасательные отряды, станции скорой меди­
цинской помощи, центры медицины катастроф и т.д.);

• работам по укреплению жилищ, зданий промышленного и дру­
гого назначения с широким участием населения,

• информированию - выставки рисунков, учебные кино- и видео­
фильмы, лекции, фотографии, памятки;

• формированию и подготовке групп добровольцев по оказанию
помощи при ЧС.

Эффективность подготовки населения значительно повыша­ется, если на уровне территорий и отдельных объектов уделяется внимание:

• встречам жителей, обмену мнениями и другой информацией,
рассказам о нуждах, поддержанию связи;

• встречам с представителями органов власти, коллективному об­
суждению проблем территории (объекта) для принятия совмест­
ных решений,


 

• дискуссиям, обсуждениям причин медико-санитарных послед­
ствий при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, а
также связанных с ними проблем и направлениях ликвидации
ЧС;

• развитию у людей чувства принадлежности к одной общности
(коллективу) благодаря использованию местных культурных
ценностей, форм общественной жизни, ресурсов и продукции;

• развитию помощи и взаимопомощи.

• В санитарно-разъяснительной работе участвуют не только ме­
дицинские работники, но и работники образовательных учреж­
дений, специалисты предприятий и местных органов управле­
ния. К этой работе могут быть привлечены средства электрон­
ной информации (студии телевидения и радио), а также цен­
тральная и местная печать.

Санитарно-разъяснительная работа включает устную, печат­ную и другие формы. Эффективность санитарно-разъяснительной работы повышается за счет использования наглядных пособий (фан­томов, видеофильмов и др.) и проведения практических занятий, показательных учений, тренировок.

Возможны различные типы санитарно-разъяснительной ра­боты: групповые и индивидуальные. Групповые чаще используются в коллективах и группах пострадавших, среди эвакуируемых из зо­ны ЧС.

В санитарно-разъяснительной работе используется различ­ный комплекс методов и средств. Это достигается выработкой еди­ного плана, охватывающего лечебно-профилактические учреждения административной территории (больницы, поликлиники, медицин­ские пункты и др.), а также учреждения санитарно-эпидемиологической службы (центры гигиены и эпидемиологии, дезстанции, санитарно-контрольные пункты, научно-исследовательские институты санитарно-профилактического про­филя и др.).

Санитарно-разъяснительная работа в ЧС решает контроль­ные задачи: предупреждение или ликвидация определенного факто­ра ЧС на конкретном производстве или территории. Поэтому про­грамма проведения санитарно-разъяснительной работы всегда со­держит необходимый минимум вопросов, имеет четкий адрес:

• население, занятое в сфере производства;

• учащиеся, дети дошкольных учреждений;


• работники органов исполнительной власти,

• население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

Санитарно-разъяснительная работа включает широкий спектр вопросов, имеющих отношение к здоровью населения в ЧС. Планы разъяснения действий при различных катастрофах и прове­дения разъяснительной работы разрабатываются работниками здра­воохранения при участии специалистов санитарно-эпидемиологической службы.

Основными аспектами санитарно-разъяснительной работы являются:

• санитарно-гигиеническая характеристика ведущего фактора ЧС;

• основные действия по преодолению ЧС;

• что может угрожать жизни и здоровью людей;

• пути и порядок эвакуации;

• повышение безопасности мест проживания;

• пользование водой, очистка и защита контейнеров с питьевой во-

дой, обработка питьевой воды, удаление сточных вод;

• использование доступных в данной местности продуктов, сохран-

ность готовой пищи и правила ее транспортировки;

• пользование наружными туалетами и содержание их в чистоте;

• сбор мусора, обучение поддержанию чистоты в жилых районах

путем устройства мусоросборников и наблюдения за ними,

• содержание в чистоте временных жилищ;

• борьба со вшами и другими паразитами;

• борьба с мухами, насекомыми - переносчиками инфекционных

болезней, грызунами (обеспечение чистоты, защита пищевых

продуктов, уборка).

Санитарно-разъяснительная работа должна быть включена в комплекс мероприятий по медико-санитарной помощи населению в ЧС. Она проводится в период организации и подготовки службы медицины катастроф к ликвидации медико-санитарных последствий аварий и катастроф. По основным правилам проведения заранее го­товятся памятки ( о само- и взаимопомощи в зонах радиоактивного загрязнения, о правилах само- и взаимопомощи в зонах загрязнения аварийно химически опасными веществами, о правилах само- и взаимопомощи в зонах микробного загрязнения, десять золотых правил гигиены по безопасному приготовлению пищи).

В зависимости от местных условий и вариантов протекания ЧС, наличия сил и средств, подготовленности населения и состава


специализированных формирований постоянной готовности могут быть применены другие формы санитарно-разъяснительной работы:

• организация прослушивания передач радио или просмотр
телевизионных программ, документальных или художественных
фильмов, посвященных тематике;

• использование местного радиовещания, газет, журналов, ви­
деоматериалов, передвижных выставок, плакатов, настенных
объявлений, листовок, досок объявлений;

• проведение встреч с людьми, имевшими опыт ликвидации
последствий различных ЧС, дискуссий, обсуждений;

• передача сообщений по системам внутренней связи ве­
домств или районов;

• обращение к населению руководителей и других лиц, из­
вестных в зоне бедствия;

• обсуждение обстоятельств бедствия и действий при них по
месту работы, в школах, центрах профессиональной подготовки.


-

V. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕ­МИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. Организация и проведение санитарно-эпидемиологической

разведки для оценки санитарно-эпидемиологических

последствий чрезвычайных ситуаций

Разведка в зоне ЧС - вид обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающийся в своевременном сборе и передаче достоверных данных: о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС; силах и средствах, необходимых для эффективного про­ведения аварийно-спасательных работ; силах и средствах при лик­видации ЧС и организации жизнеобеспечения населения.

Медико-санитарная разведка - совокупность мероприятий, проводимых службой медицины катастроф для получения сведений об обстановке в районе ЧС. Должна быть целенаправленной, свое­временной, оперативной, достоверной и преемственной.

По назначению медико-санитарная разведка подразделяется на медико-тактическую, санитарно-эпидемиологическую, санитар-но-химическую, санитарно-радиационную и психолого-психиатрическую.

Результаты разведок в зоне ЧС служат основанием для орга­низации экстренной медицинской помощи, проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в мирное время.

Органы и учреждения Роспотребнадзора организуют и про­водят в медицинских целях санитарно-радиационную, санитарно-химическую и санитарно-эпидемиологическую разведки.

Основной целью перечисленных разведок является получе­ние своевременных и достоверных данных по характеристике дей­ствующих в окружающей среде поражающих факторов ЧС (радиа­ционной, химической и биологической природы), на основании ко­торых руководящие органы Роспотребнадзора могут принять реше­ние о проведении необходимых мероприятий по локализации, ней­трализации и ликвидации санитарно-эпидемиологических последст­вий ЧС.

Санитарно-эпидемиологическая разведка - это непрерывное и своевременное получение достоверных сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке.


Результаты санитарно-эпидемиологической разведки ис­пользуются для проведения целенаправленных мероприятий по ра­циональному распределению сил и средств санитарно-эпидемиологического надзора и местных ресурсов в интересах са­нитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения по­страдавшего населения.

Специалистам групп санэпидразведки (ГСЭР) предоставлено право:

• знать, выявлять и уточнять обстановку (по профилю предназна­
чения группы) в местах проведения работ, пунктах временной
дислокации пострадавших;

• давать рекомендации по правилам безопасности в местах прове­
дения работ и лечебно-профилактических учреждениях; отстра­
нению работающих лиц, грубо нарушающих требования сани­
тарных правил и норм;

• представлять руководителям медицинской и санитарно-
эпидемиологической служб материалы о грубых нарушениях
требований безопасности;

• вносить в установленном порядке предложения о принятии до­
полнительных мер режимно-ограничительного характера в зо­
нах повышенной эпидемической опасности, привлечении к
юридической ответственности лиц, виновных в невыполнении
требований санитарного законодательства.

Разведывательные группы оснащаются табельными СИЗ (АИ-2, ИПП-12 и др.). На период работы за группой разведки закре­пляется высокопроходимый транспорт, в том числе водный, а при необходимости и воздушный.

Основные задачи, решаемые при проведении разведки:

• выявление источников, характера и масштабов микробного за­
ражения территории, а также степени опасности и распростра­
нения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населе­
ния,

• получение имеющейся в территориальных органах управления
информации о заболеваемости населения, находящегося в очаге
поражения и зоне ЧС, а также о наличии запасов средств дезак­
тивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

• изучение возможностей использования сохранившихся в зоне
ЧС учреждений здравоохранения и средств медицинской защи­
ты населения от действий поражающих факторов;


• выбор в зоне ЧС и за ее пределами возможных мест размещения
пострадавшего населения, спасателей, медицинских учреждений
и формирований, а также путей эвакуации пораженных.

Выполнение задач разведывательными группами может осуществляться в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности:

• подготовка специалистов Роспотребнадзора, включенных в со­
став разведывательных групп, к действиям в ЧС;

• проведение их аттестации;

• обеспечение постоянной готовности разведывательных групп и
обобщение опыта организации и проведения разведки в ЧС;

• участие в разработке и реализации планов и программ по со­
вершенствованию приемов и методов проведения разведки,
улучшению оснащения разведывательных групп;

• создание запасов и поддержание в исправном состоянии СИЗ,
портативных укладок, средств передвижения и связи.

Режим повышенной готовности:

• постоянный сбор информации о санитарно-гигиенической, эпи­
демиологической, сейсмической и гидрометеорологической об­
становке;

• участие в прогнозировании дальнейшего развития ситуации и
постановка вытекающих из него задач;

• проверка исправности аппаратуры, состояния средств индиви­
дуальной защиты и другого оснащения в соответствии с возни­
кающими задачами,

• формирование состава разведывательных групп, проведение
тренировочных занятий по конкретно сложившемуся варианту
развития ЧС;

• постановка конкретных задач, стоящих перед группами развед­
ки.

Режим чрезвычайной ситуации:

• получение дополнительной информации о сложившейся обста­
новке, местах пребывания людей в зоне воздействия факторов
ЧС, а также о состоянии местности, жилого фонда, коммуналь­
но-бытовых и других объектов (постановка конкретных задач,
стоящих перед группами разведки, выход разведывательных
групп в зону ЧС);


 

• выявление контингента пораженных (больных), определение
условий эвакуации из зоны бедствия, установление наличия оча­
гов инфекционных заболеваний;

• проведение необходимого объема работ по замерам параметров
поражающих факторов ЧС, отбору и доставке проб в лаборато­
рии СНЛК ГО РСЧС и учреждения Роспотребнадзора;

• доклад о полученных результатах разведки и предварительных
выводах по их оценке на месте.

Санитарно-эпидемиологическую разведку в условиях изме­няющейся обстановки необходимо проводить с момента возникно­вения чрезвычайной ситуации непрерывно. Для уверенности в дос­товерности получаемых сведений требуется постоянное сопостав­ление данных, поступающих из разных источников. Важным требо­ванием к санитарно-эпидемиологической разведке является ее пре­емственность и действенность, то есть использование вышестоящи­ми звеньями медицинской и санитарно-эпидемиологической служ­бы информации из нижестоящих звеньев в целях эффективного проведения необходимых мероприятий (например, локализация и ликвидация выявленных эпидемических очагов или организация режимно-ограничительных мероприятий).

При проведении санитарно-эпидемиологической разведки необходимо проводить:

- выявление наличия, характера и распространенности ин­
фекционных заболеваний среди различных контингентов в районах
размещения пострадавшего населения;

- выявление эпизоотии среди диких и домашних животных,
наличия и активности природных очагов инфекций в районах бедст­
вия;

- определение санитарно-гигиенического состояния террито­
рии, населенных пунктов и водоисточников, проведение отбора
проб воды для лабораторных исследований;

- учет и обследование местных санитарно-технических уч­
реждений (санитарные пропускники, бани, прачечные, санитарно-
эпидемиологические и дезинфекционные учреждения, инфекцион­
ные больницы, лаборатории, водоочистные сооружения и т.п.) для
решения вопроса об их использовании для нужд пострадавшего на­
селения и прибывающих спасателей;

- оценка сил и средств местных органов здравоохранения,
сохранившихся в зонах катастроф, а также возможности их исполь­
зования для проведения противоэпидемических мероприятий;


- изучение полученных данных об инфекционной заболевае­
мости от сохранившихся медицинских учреждений, органов мест­
ной власти в зоне ЧС.

Проведение санитарно-эпидемиологической разведки преду­сматривает:

- непосредственное обследование районов катастроф, насе­
ленных пунктов и отдельных объектов, оценку их санитарно-
гигиенического состояния и возможного влияния на здоровье лю­
дей;

- сбор и уточнение данных, которыми располагают местные
органы здравоохранения, учреждения ветеринарной и других служб
и ведомств;

- отбор для лабораторного исследования материалов от лю­
дей, животных и объектов внешней среды;

- получение и использование сведений от штабов спасатель­
ных служб, других разведывательных подразделений.

При планировании санитарно-эпидемиологической разведки определяются ее конкретные задачи, районы и объекты, состав и оснащение разведгруппы, маршруты движения, сроки проведения разведки, порядок и форма представления донесения о результатах разведки. При постоянном пребывании разведывательных формиро­ваний в районах катастроф санитарно-эпидемиологическая разведка перерастает в санитарно-эпидемиологическое наблюдение.

Санитарно-эпидемиологическое наблюдение проводится с целью непрерывного изучения санитарно-эпидемиологической об­становки районов катастроф и выявления факторов, отрицательно влияющих на здоровье и трудоспособность населения.

Для выявления причин заболевания населения сопоставляют данные конкретной санитарно-эпидемиологической обстановки с условиями быта, производственной деятельности населения и дру­гими факторами, отрицательно влияющими в районе катастроф на здоровье людей.

Проведение санитарно-эпидемиологической разведки - обя­занность всех звеньев медицинской службы всех ведомств, участ­вующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В за­висимости от условий и задач Роспотребнадзора разведка проводит­ся специалистами различного профиля ФГУЗ ЦГиЭ и его филиалов на базе которых создаются группы эпидемиологической разведки (ГСЭР). Группы эпидемиологической разведки могут укомплекто­вываться различными специалистами, в зависимости от ее конкрет-


ных задач, в количестве 3-5 человек, на автотранспорте. В ГСЭР могут входить: врач-эпидемиолог, врач-бактериолог и лаборант или врач-эпидемиолог, врач-гигиенист, врач-токсиколог и два лаборан­та, и др.

Руководитель ТУ Роспотребнадзора, ФГУЗ ЦГиЭ, получив­шие информацию о возможных изменениях условий на своей терри­тории, прежде всего изучают обстановку по имеющимся у них све­дениям. Существенное значение имеет ознакомление с медико-географическими и санитарно-эпидемиологическими описаниями.

Если возникает потребность в непосредственном обследова­нии отдельных районов и объектов, принимается решение о прове­дении санитарно-эпидемиологической разведки. Формулируется задача, определяются конкретные исполнители, указываются основ­ные маршруты и объекты, а также сроки, место и порядок доклада о результатах разведки.

Результаты разведки старший группы докладывает лично руководителю, организовавшему разведку, который использует по­лученные сведения в интересах противоэпидемического обеспече­ния населения. Наиболее важные сведения должны быть доложены руководителю работ по ликвидации последствий чрезвычайной си­туации.

Мероприятия по организации санитар_но-эпидемиологи-ческой разведки включают:

• уточнение с территориальным органом управления медицины
катастроф обстановки в зоне ЧС и возможных сроков проведе­
ния разведки; определение маршрутов движения, характера опо­
вещения и средств связи,

• обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизне­
обеспечения: централизованное хозяйственно-питьевое водо­
снабжение и другие питьевые водоисточники, базы продоволь­
ственного снабжения и предприятия общественного питания;
коммунально-бытовое обеспечение; объекты экономики, как ис­
точники потенциально опасных веществ и т.п.);

• сбор и уточнение данных, которыми располагают местные орга­
ны исполнительной власти, учреждения здравоохранения, учре­
ждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в
населенном пункте; возможное количество людей, оставшихся в
очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эва­
куации);


• получение сведений от сохранившихся в ЧС территориальных
органов исполнительной власти и учреждений здравоохранения
об инфекционной заболеваемости и привитости (вакцинирова­
нии) населения, оказавшегося в очаге и зоне ЧС, а также данных
о природных очагах инфекционных заболеваний на территории
и эпизоотиях;

• отбор проб почвы и воды из поверхностных водоемов для мик­
робиологического контроля;

• представление донесений о результатах разведки и соответст­
вующих рекомендаций.