Планирование мероприятий в больнице (поликлинике)
Первичным звеном в планировании медицинского обеспечения населения в ЧС являются объекты здравоохранения (больницы, поликлиники и др.). На их базе создаются соответствующие медицинские формирования, которые проводят лечебно-эвакуационные мероприятия при возникновении катастроф.
При планировании мероприятий на объектах здравоохранения, независимо от профиля, используются общие для них исходные данные:
- прогнозируемая обстановка на административной террито
рии в условиях возможной ЧС;
- характеристика объекта и его кадрового состава;
- состояние оснащения функциональных подразделений объ
екта здравоохранения медицинским имуществом с учетом задач,
возложенных на них;
- состояние защиты объекта от возможного воздействия по
ражающих факторов прогнозируемой катастрофы.
Кроме общих исходных данных должны учитываться специфические исходные данные, которые характеризуют особенности работы объекта с учетом решаемых им задач в ЧС.
Так, при планировании мероприятий в больницах существенное значение имеет изучение планировки размещения функциональных отделений, их профиля и коечной емкости, что необходимо для наиболее оптимального варианта перепрофилирования коек на случай массового приема пораженного населения Особое внимание должно уделяться оценке состояния подъездных путей, площадок разгрузки пораженных, планировке приемного отделения и возможности его перепрофилизации в приемно-сортировочное с интенсивностью приема поступающих 30 - 50 пораженных и больных в течение 1 ч.
Официальным документом, на основе которого разрабатываются планирующие документы, составляется смета финансирования мероприятий, связанных с подготовкой объекта здравоохранения к работе в ЧС, является задание, соответствующим образом оформленное, подписанное ответственным руководящим работником здравоохранения и заверенное печатью соответствующего органа здравоохранения. Если объекту заданием определено создание формирования постоянной готовности, то необходимо предусмотреть выделение денежных средств на оплату дежурств специалистов этих формирований в нерабочее время. Дополнительное финансирование требуется при закладке неснижаемого запаса медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для формирований и перепрофилируемых коек, предназначаемых для инфекционных больных при возникновении ЧС.
Приказом главного врача больницы определяются порядок и сроки отработки документов, сроки доведения их до исполнителей.
Основу плана составляет решение руководителя объекта здравоохранения (главного врача больницы), которое отрабатывается текстуально, а также прилагающиеся к нему необходимые расчеты и схемы.
В решении отражаются следующие вопросы:
1) выводы из прогнозируемой обстановки при ЧС; в приложении к этому пункту решения на карте района (города) или схематично (при отсутствии карты) показываются: дислокация больницы, потенциально опасных объектов, возможные зоны заражения со смертельной и поражающей концентрацией ОХВ, возможные зоны
катастрофического затопления и другие данные, характеризующие возможную обстановку;
2) задачи объекта здравоохранения, определенные ему зада
нием, с указанием сроков выполнения;
3) состав привлекаемых сил и средств для выполнения ука
занных задач, сроки приведения их в готовность; к этому пункту
решения отрабатываются приложения.
- расчет перепрофилирования отделений больницы для
приема пораженных и инфекционных больных при ЧС;
- расчет создания медицинских формирований;
- схемы развертывания приемно-сортировочного отделения
больницы с учетом задания по вариантам: для приема пораженных с
травмой, для приема пораженных ОХВ, при поступлении инфекци
онных больных, при поступлении больных с радиационной патоло
гией;
4) организация защиты персонала и больных при угрозе воз
никновения ЧС с использованием имеющихся защитных сооруже
ний, средств индивидуальной защиты и медицинских средств инди
видуальной, а также путем проведения организационных мероприя
тий по рациональному размещению персонала и инфекционных
больных в помещениях больницы, герметизации помещений, а при
необходимости - и эвакуации больницы, ее размещения в безопас
ной зоне; планируемые мероприятия по защите персонала и боль
ных раскрываются в приложениях:
- схема размещения больницы, на которой указываются
имеющиеся защитные сооружения, их расчетная нагрузка по защите
и вместимости, подъездные пути и возможные места погрузки отде
лений, если предусматривается эвакуация больницы, расположение
водопроводной и канализационной сетей и других коммуникаций;
- расчет укрытия персонала и больных в защитных сооруже
ниях;
- расчет обеспечения персонала и больных средствами инди
видуальной защиты, в т.ч. медицинскими средствами индивидуаль
ной защиты;
- расчет эвакуации больницы, если возникает такая необхо
димость с учетом прогнозируемой обстановки (при катастрофиче
ских затоплениях, землетрясениях и других возможных ЧС);
5) организация перевода больницы на режим работы в ЧС с указанием порядка и сроков оповещения и сбора руководящего состава и всего персонала больницы в рабочее и нерабочее время, оче-
редности и сроков развертывания (перепрофилирования) функциональных отделений, приведение в готовность созданных медицинских формирований, приложением к этому пункту решения является схема оповещения и сбора руководящего состава, личного состава медицинских формирований постоянной готовности и других формирований;
6) организация разведки, ведения спасательных и других не
отложных работ на объекте при воздействии на него поражающих
факторов катастрофы, восстановление функционирования объекта
здравоохранения; в приложении указывается расчет создания фор
мирований общего назначения, привлекаемых к ведению спасатель
ных работ, в т.ч. выделяемых объекту по плану районом и городом;
7) организация снабжения отделений больницы и созданных
медицинских формирований медицинским и другими видами иму
щества; приложение - расчет снабжения медицинским и другими
видами имущества;
8) организация материально-технического и транспортного
обеспечения работы больницы и медицинских формирований; при
необходимости прилагаются соответствующие расчеты поставки
этих средств с указанием довольствующих источников;
9) организация управления и связи на объекте здравоохране
ния при приведении его в готовность и организации работы в ЧС;
прилагаются списочный состав штаба руководства, график опера
тивного дежурства, схема связи с функциональными отделениями,
взаимодействующими учреждениями и вышестоящими органами
управления.
В расчете создания медицинских формирований учитываются те бригады и отряды, которые определены больнице заданием. Срок приведения их в готовность в рабочее и нерабочее время (в часах) определяется, исходя из реальных возможностей по оповещению и сбору персонала, получению им табельного имущества.
Схема размещения больницы отрабатывается в масштабе, что позволяет в случае воздействия на объект поражающих факторов катастрофы прогнозировать, а затем и оценивать обстановку, определять возможные приемы работ по ликвидации последствий воздействия поражающих факторов. На схеме наглядно показываются направления движения транспорта при эвакуации объекта, порядок занятия персоналом и больными защитных сооружений, поток движения транспорта при поступлении инфекционных больных и пораженных.
При отработке расчета обеспечения персонала и больных средствами индивидуальной защиты следует учитывать, что на персонал больниц, расположенных в городах, а также на весь личный состав формирований ГО органами ГО заложены и хранятся на складах противогазы и ИПП, о чём необходимо получить письменное подтверждение штаба ГОЧС района (города). Запас противогазов (ГП-5 или ГП-7), респираторов, АИ-2, ИПП-8 или ИПП-10, ППИ, йодистого калия (7 доз по 0,125 на 1 чел.) создается больницей на весь персонал и на 10% от численности больных (штатных коек). Остальными средствами защиты персонал обеспечивается в соответствии с табелями оснащения.
Расчет эвакуации больницы при возникновении ЧС отрабатывается, исходя из прогнозируемого времени воздействия поражающих факторов катастрофы на объект и наличия транспортных возможностей.
Расчет создания формирований общего назначения отрабатывается в соответствии с заданием. В связи с текучестью кадров он должен корректироваться ежеквартально.
При планировании мероприятий в поликлинике отрабатываются те же вопросы, что и в плане больницы, за исключением госпитализации больных при возникновении ЧС, при условии, если поликлиника не имеет задания на развертывание временного стационара. Особенностью планирования мероприятий в поликлинике является то, что она не является, в отличие от больницы, круглосуточно работающим учреждением. Это следует учитывать при отработке схемы оповещения персонала, и определении сроков выполнения мероприятий при внезапно возникающих ситуациях.
Учреждения здравоохранения, которые не имеют задания на выполнение мероприятий в составе службы медицины катастроф, также отрабатывают планы объектов, сосредотачивая основное внимание на вопросах защиты персонала и больных (амбулаторных и стационарных) в зависимости от прогнозируемой обстановки.
Планы в учреждениях здравоохранения отрабатываются в трех экземплярах, из которых первый хранится у главного врача, второй (рабочий) - у заместителя главного врача по медицинской части - начальника штаба ГОЧС, третий - в органе здравоохранения района (города). План подписывается заместителем главного врача по медицинской части - начальником штаба ГОЧС и согласовывается с вышестоящим органом здравоохранения, а приложения к решению - его заместителем по медицинской части и должностным ли-
цом штаба, отвечающим за те вопросы, которые раскрываются в приложении.
В отделениях больницы (поликлиники) целесообразно иметь соответствующие выписки из плана объекта, в которых определяется перечень и сроки проводимых мероприятий в этих отделениях; эти документы отрабатывают заведующие отделениями на основании плана больницы (поликлиники), а утверждает заместитель главного врача по медицинской части.
Отработанные документы плана корректируются два раза в год, по состоянию на январь и июль, о чем делается соответствующая отметка в плане.
Планы на объектах здравоохранения, разрабатываемые для решения задач оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени, должны быть адаптированы к планам, которые предусматривают организацию работы объекта здравоохранения в военное время.
4.5. Подготовка населения в области защиты при ЧС исанитарно-разьяснительная работа среди пострадавших
Незнание особенностей катастрофы, неумение себя защитить в чрезвычайной ситуации часто приводит к неадекватным действиям, поэтому выработка у населения системы правильного поведения в различных ситуациях способствует оздоровлению условий труда и быта, сохранению здоровья, как в период катастрофы, так и после нее. Выполнение этой задачи возможно путем заблаговременной подготовки, а также проведения среди населения и отдельных профессиональных групп санитарно-разъяснительной работы. Эта работа в ЧС организуется с целью разъяснения населению влияния различных факторов катастроф на его здоровье, воспитания у населения активного реагирования и выработки адекватных действий при угрозе или непосредственном воздействии факторов катастроф.
Подготовка населения в области защиты от ЧС ведется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях независимо от организационно-правовой формы, а также по месту жительства.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Подготовке в области защиты от ЧС подлежат:
• население, занятое в сферах производства и обслуживания,
учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образо
вания,
• работники федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Феде
рации, органов местного самоуправления, предприятий, учре
ждений и организаций в составе единой государственной сис
темы предупреждения и ликвидации ЧС; население, не занятое
в сферах производства и обслуживания.
• Для проверки подготовленности населения в области за
щиты от ЧС проводятся командно-штабные, тактико-
специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в два года, в органах местного самоуправления - один раз в три года. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся с формированиями предприятий, учреждений и организаций один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.
Органы управления, учреждения и специализированные
формирования постоянной готовности санитарно-
эпидемиологической службы в целях отработки вопросов взаимодействия, оказания методической и практической помощи могут привлекаться к участию в учениях, проводимых различными ведомствами и организациями.
Граждане, привлекаемые на учения и тренировки, имеют право:
• на информирование о риске, которому они могут подвергнуться
в ходе учений и тренировок;
• на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью
на учениях и тренировках,
• на сохранение средней заработной платы по месту работы на
период участия в учениях и тренировках за счет средств органи
заций, планирующих и проводящих учения и тренировки.
При подготовке населения основное внимание должно быть уделено:
• упражнениям по оказанию первой помощи - как извлекать по
страдавших, оказывать первую медицинскую помощь, транс
портировать раненых и больных;
• правилам устройства временных убежищ, укрытий - организа
ции лагерей для временного проживания, повышению защитных
свойств имеющихся строений и т.д.;
• упражнениям по санитарно-бытовому обслуживанию - органи
зации пунктов водоснабжения и наружных туалетов, контроли
руемых мусоросборников и т.д.,
• осмотру отдельными группами людей мест повышенной опас
ности (вулканов, плотин, складов опасных веществ, заводов и
т.д.), центров организации и проведения спасательных меро
приятий (поисково-спасательные отряды, станции скорой меди
цинской помощи, центры медицины катастроф и т.д.);
• работам по укреплению жилищ, зданий промышленного и дру
гого назначения с широким участием населения,
• информированию - выставки рисунков, учебные кино- и видео
фильмы, лекции, фотографии, памятки;
• формированию и подготовке групп добровольцев по оказанию
помощи при ЧС.
Эффективность подготовки населения значительно повышается, если на уровне территорий и отдельных объектов уделяется внимание:
• встречам жителей, обмену мнениями и другой информацией,
рассказам о нуждах, поддержанию связи;
• встречам с представителями органов власти, коллективному об
суждению проблем территории (объекта) для принятия совмест
ных решений,
• дискуссиям, обсуждениям причин медико-санитарных послед
ствий при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, а
также связанных с ними проблем и направлениях ликвидации
ЧС;
• развитию у людей чувства принадлежности к одной общности
(коллективу) благодаря использованию местных культурных
ценностей, форм общественной жизни, ресурсов и продукции;
• развитию помощи и взаимопомощи.
• В санитарно-разъяснительной работе участвуют не только ме
дицинские работники, но и работники образовательных учреж
дений, специалисты предприятий и местных органов управле
ния. К этой работе могут быть привлечены средства электрон
ной информации (студии телевидения и радио), а также цен
тральная и местная печать.
Санитарно-разъяснительная работа включает устную, печатную и другие формы. Эффективность санитарно-разъяснительной работы повышается за счет использования наглядных пособий (фантомов, видеофильмов и др.) и проведения практических занятий, показательных учений, тренировок.
Возможны различные типы санитарно-разъяснительной работы: групповые и индивидуальные. Групповые чаще используются в коллективах и группах пострадавших, среди эвакуируемых из зоны ЧС.
В санитарно-разъяснительной работе используется различный комплекс методов и средств. Это достигается выработкой единого плана, охватывающего лечебно-профилактические учреждения административной территории (больницы, поликлиники, медицинские пункты и др.), а также учреждения санитарно-эпидемиологической службы (центры гигиены и эпидемиологии, дезстанции, санитарно-контрольные пункты, научно-исследовательские институты санитарно-профилактического профиля и др.).
Санитарно-разъяснительная работа в ЧС решает контрольные задачи: предупреждение или ликвидация определенного фактора ЧС на конкретном производстве или территории. Поэтому программа проведения санитарно-разъяснительной работы всегда содержит необходимый минимум вопросов, имеет четкий адрес:
• население, занятое в сфере производства;
• учащиеся, дети дошкольных учреждений;
• работники органов исполнительной власти,
• население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Санитарно-разъяснительная работа включает широкий спектр вопросов, имеющих отношение к здоровью населения в ЧС. Планы разъяснения действий при различных катастрофах и проведения разъяснительной работы разрабатываются работниками здравоохранения при участии специалистов санитарно-эпидемиологической службы.
Основными аспектами санитарно-разъяснительной работы являются:
• санитарно-гигиеническая характеристика ведущего фактора ЧС;
• основные действия по преодолению ЧС;
• что может угрожать жизни и здоровью людей;
• пути и порядок эвакуации;
• повышение безопасности мест проживания;
• пользование водой, очистка и защита контейнеров с питьевой во-
дой, обработка питьевой воды, удаление сточных вод;
• использование доступных в данной местности продуктов, сохран-
ность готовой пищи и правила ее транспортировки;
• пользование наружными туалетами и содержание их в чистоте;
• сбор мусора, обучение поддержанию чистоты в жилых районах
путем устройства мусоросборников и наблюдения за ними,
• содержание в чистоте временных жилищ;
• борьба со вшами и другими паразитами;
• борьба с мухами, насекомыми - переносчиками инфекционных
болезней, грызунами (обеспечение чистоты, защита пищевых
продуктов, уборка).
Санитарно-разъяснительная работа должна быть включена в комплекс мероприятий по медико-санитарной помощи населению в ЧС. Она проводится в период организации и подготовки службы медицины катастроф к ликвидации медико-санитарных последствий аварий и катастроф. По основным правилам проведения заранее готовятся памятки ( о само- и взаимопомощи в зонах радиоактивного загрязнения, о правилах само- и взаимопомощи в зонах загрязнения аварийно химически опасными веществами, о правилах само- и взаимопомощи в зонах микробного загрязнения, десять золотых правил гигиены по безопасному приготовлению пищи).
В зависимости от местных условий и вариантов протекания ЧС, наличия сил и средств, подготовленности населения и состава
специализированных формирований постоянной готовности могут быть применены другие формы санитарно-разъяснительной работы:
• организация прослушивания передач радио или просмотр
телевизионных программ, документальных или художественных
фильмов, посвященных тематике;
• использование местного радиовещания, газет, журналов, ви
деоматериалов, передвижных выставок, плакатов, настенных
объявлений, листовок, досок объявлений;
• проведение встреч с людьми, имевшими опыт ликвидации
последствий различных ЧС, дискуссий, обсуждений;
• передача сообщений по системам внутренней связи ве
домств или районов;
• обращение к населению руководителей и других лиц, из
вестных в зоне бедствия;
• обсуждение обстоятельств бедствия и действий при них по
месту работы, в школах, центрах профессиональной подготовки.
-
V. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
5.1. Организация и проведение санитарно-эпидемиологической
разведки для оценки санитарно-эпидемиологических
последствий чрезвычайных ситуаций
Разведка в зоне ЧС - вид обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающийся в своевременном сборе и передаче достоверных данных: о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС; силах и средствах, необходимых для эффективного проведения аварийно-спасательных работ; силах и средствах при ликвидации ЧС и организации жизнеобеспечения населения.
Медико-санитарная разведка - совокупность мероприятий, проводимых службой медицины катастроф для получения сведений об обстановке в районе ЧС. Должна быть целенаправленной, своевременной, оперативной, достоверной и преемственной.
По назначению медико-санитарная разведка подразделяется на медико-тактическую, санитарно-эпидемиологическую, санитар-но-химическую, санитарно-радиационную и психолого-психиатрическую.
Результаты разведок в зоне ЧС служат основанием для организации экстренной медицинской помощи, проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в мирное время.
Органы и учреждения Роспотребнадзора организуют и проводят в медицинских целях санитарно-радиационную, санитарно-химическую и санитарно-эпидемиологическую разведки.
Основной целью перечисленных разведок является получение своевременных и достоверных данных по характеристике действующих в окружающей среде поражающих факторов ЧС (радиационной, химической и биологической природы), на основании которых руководящие органы Роспотребнадзора могут принять решение о проведении необходимых мероприятий по локализации, нейтрализации и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС.
Санитарно-эпидемиологическая разведка - это непрерывное и своевременное получение достоверных сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке.
Результаты санитарно-эпидемиологической разведки используются для проведения целенаправленных мероприятий по рациональному распределению сил и средств санитарно-эпидемиологического надзора и местных ресурсов в интересах санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения.
Специалистам групп санэпидразведки (ГСЭР) предоставлено право:
• знать, выявлять и уточнять обстановку (по профилю предназна
чения группы) в местах проведения работ, пунктах временной
дислокации пострадавших;
• давать рекомендации по правилам безопасности в местах прове
дения работ и лечебно-профилактических учреждениях; отстра
нению работающих лиц, грубо нарушающих требования сани
тарных правил и норм;
• представлять руководителям медицинской и санитарно-
эпидемиологической служб материалы о грубых нарушениях
требований безопасности;
• вносить в установленном порядке предложения о принятии до
полнительных мер режимно-ограничительного характера в зо
нах повышенной эпидемической опасности, привлечении к
юридической ответственности лиц, виновных в невыполнении
требований санитарного законодательства.
Разведывательные группы оснащаются табельными СИЗ (АИ-2, ИПП-12 и др.). На период работы за группой разведки закрепляется высокопроходимый транспорт, в том числе водный, а при необходимости и воздушный.
Основные задачи, решаемые при проведении разведки:
• выявление источников, характера и масштабов микробного за
ражения территории, а также степени опасности и распростра
нения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населе
ния,
• получение имеющейся в территориальных органах управления
информации о заболеваемости населения, находящегося в очаге
поражения и зоне ЧС, а также о наличии запасов средств дезак
тивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
• изучение возможностей использования сохранившихся в зоне
ЧС учреждений здравоохранения и средств медицинской защи
ты населения от действий поражающих факторов;
• выбор в зоне ЧС и за ее пределами возможных мест размещения
пострадавшего населения, спасателей, медицинских учреждений
и формирований, а также путей эвакуации пораженных.
Выполнение задач разведывательными группами может осуществляться в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности:
• подготовка специалистов Роспотребнадзора, включенных в со
став разведывательных групп, к действиям в ЧС;
• проведение их аттестации;
• обеспечение постоянной готовности разведывательных групп и
обобщение опыта организации и проведения разведки в ЧС;
• участие в разработке и реализации планов и программ по со
вершенствованию приемов и методов проведения разведки,
улучшению оснащения разведывательных групп;
• создание запасов и поддержание в исправном состоянии СИЗ,
портативных укладок, средств передвижения и связи.
Режим повышенной готовности:
• постоянный сбор информации о санитарно-гигиенической, эпи
демиологической, сейсмической и гидрометеорологической об
становке;
• участие в прогнозировании дальнейшего развития ситуации и
постановка вытекающих из него задач;
• проверка исправности аппаратуры, состояния средств индиви
дуальной защиты и другого оснащения в соответствии с возни
кающими задачами,
• формирование состава разведывательных групп, проведение
тренировочных занятий по конкретно сложившемуся варианту
развития ЧС;
• постановка конкретных задач, стоящих перед группами развед
ки.
Режим чрезвычайной ситуации:
• получение дополнительной информации о сложившейся обста
новке, местах пребывания людей в зоне воздействия факторов
ЧС, а также о состоянии местности, жилого фонда, коммуналь
но-бытовых и других объектов (постановка конкретных задач,
стоящих перед группами разведки, выход разведывательных
групп в зону ЧС);
• выявление контингента пораженных (больных), определение
условий эвакуации из зоны бедствия, установление наличия оча
гов инфекционных заболеваний;
• проведение необходимого объема работ по замерам параметров
поражающих факторов ЧС, отбору и доставке проб в лаборато
рии СНЛК ГО РСЧС и учреждения Роспотребнадзора;
• доклад о полученных результатах разведки и предварительных
выводах по их оценке на месте.
Санитарно-эпидемиологическую разведку в условиях изменяющейся обстановки необходимо проводить с момента возникновения чрезвычайной ситуации непрерывно. Для уверенности в достоверности получаемых сведений требуется постоянное сопоставление данных, поступающих из разных источников. Важным требованием к санитарно-эпидемиологической разведке является ее преемственность и действенность, то есть использование вышестоящими звеньями медицинской и санитарно-эпидемиологической службы информации из нижестоящих звеньев в целях эффективного проведения необходимых мероприятий (например, локализация и ликвидация выявленных эпидемических очагов или организация режимно-ограничительных мероприятий).
При проведении санитарно-эпидемиологической разведки необходимо проводить:
- выявление наличия, характера и распространенности ин
фекционных заболеваний среди различных контингентов в районах
размещения пострадавшего населения;
- выявление эпизоотии среди диких и домашних животных,
наличия и активности природных очагов инфекций в районах бедст
вия;
- определение санитарно-гигиенического состояния террито
рии, населенных пунктов и водоисточников, проведение отбора
проб воды для лабораторных исследований;
- учет и обследование местных санитарно-технических уч
реждений (санитарные пропускники, бани, прачечные, санитарно-
эпидемиологические и дезинфекционные учреждения, инфекцион
ные больницы, лаборатории, водоочистные сооружения и т.п.) для
решения вопроса об их использовании для нужд пострадавшего на
селения и прибывающих спасателей;
- оценка сил и средств местных органов здравоохранения,
сохранившихся в зонах катастроф, а также возможности их исполь
зования для проведения противоэпидемических мероприятий;
- изучение полученных данных об инфекционной заболевае
мости от сохранившихся медицинских учреждений, органов мест
ной власти в зоне ЧС.
Проведение санитарно-эпидемиологической разведки предусматривает:
- непосредственное обследование районов катастроф, насе
ленных пунктов и отдельных объектов, оценку их санитарно-
гигиенического состояния и возможного влияния на здоровье лю
дей;
- сбор и уточнение данных, которыми располагают местные
органы здравоохранения, учреждения ветеринарной и других служб
и ведомств;
- отбор для лабораторного исследования материалов от лю
дей, животных и объектов внешней среды;
- получение и использование сведений от штабов спасатель
ных служб, других разведывательных подразделений.
При планировании санитарно-эпидемиологической разведки определяются ее конкретные задачи, районы и объекты, состав и оснащение разведгруппы, маршруты движения, сроки проведения разведки, порядок и форма представления донесения о результатах разведки. При постоянном пребывании разведывательных формирований в районах катастроф санитарно-эпидемиологическая разведка перерастает в санитарно-эпидемиологическое наблюдение.
Санитарно-эпидемиологическое наблюдение проводится с целью непрерывного изучения санитарно-эпидемиологической обстановки районов катастроф и выявления факторов, отрицательно влияющих на здоровье и трудоспособность населения.
Для выявления причин заболевания населения сопоставляют данные конкретной санитарно-эпидемиологической обстановки с условиями быта, производственной деятельности населения и другими факторами, отрицательно влияющими в районе катастроф на здоровье людей.
Проведение санитарно-эпидемиологической разведки - обязанность всех звеньев медицинской службы всех ведомств, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В зависимости от условий и задач Роспотребнадзора разведка проводится специалистами различного профиля ФГУЗ ЦГиЭ и его филиалов на базе которых создаются группы эпидемиологической разведки (ГСЭР). Группы эпидемиологической разведки могут укомплектовываться различными специалистами, в зависимости от ее конкрет-
ных задач, в количестве 3-5 человек, на автотранспорте. В ГСЭР могут входить: врач-эпидемиолог, врач-бактериолог и лаборант или врач-эпидемиолог, врач-гигиенист, врач-токсиколог и два лаборанта, и др.
Руководитель ТУ Роспотребнадзора, ФГУЗ ЦГиЭ, получившие информацию о возможных изменениях условий на своей территории, прежде всего изучают обстановку по имеющимся у них сведениям. Существенное значение имеет ознакомление с медико-географическими и санитарно-эпидемиологическими описаниями.
Если возникает потребность в непосредственном обследовании отдельных районов и объектов, принимается решение о проведении санитарно-эпидемиологической разведки. Формулируется задача, определяются конкретные исполнители, указываются основные маршруты и объекты, а также сроки, место и порядок доклада о результатах разведки.
Результаты разведки старший группы докладывает лично руководителю, организовавшему разведку, который использует полученные сведения в интересах противоэпидемического обеспечения населения. Наиболее важные сведения должны быть доложены руководителю работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Мероприятия по организации санитар_но-эпидемиологи-ческой разведки включают:
• уточнение с территориальным органом управления медицины
катастроф обстановки в зоне ЧС и возможных сроков проведе
ния разведки; определение маршрутов движения, характера опо
вещения и средств связи,
• обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизне
обеспечения: централизованное хозяйственно-питьевое водо
снабжение и другие питьевые водоисточники, базы продоволь
ственного снабжения и предприятия общественного питания;
коммунально-бытовое обеспечение; объекты экономики, как ис
точники потенциально опасных веществ и т.п.);
• сбор и уточнение данных, которыми располагают местные орга
ны исполнительной власти, учреждения здравоохранения, учре
ждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в
населенном пункте; возможное количество людей, оставшихся в
очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эва
куации);
• получение сведений от сохранившихся в ЧС территориальных
органов исполнительной власти и учреждений здравоохранения
об инфекционной заболеваемости и привитости (вакцинирова
нии) населения, оказавшегося в очаге и зоне ЧС, а также данных
о природных очагах инфекционных заболеваний на территории
и эпизоотиях;
• отбор проб почвы и воды из поверхностных водоемов для мик
робиологического контроля;
• представление донесений о результатах разведки и соответст
вующих рекомендаций.