ОРУЖИЕМ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

В России система норм, направленных на регулирование торговли оружием, базируется на конституционных положениях, закрепленных в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в которой провозглашена свобода экономической деятельности, и п. “л” ст. 71 Конституции РФ, согласно которой определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества является компетенцией Российской Федерации.

Основные принципы внешнеэкономической деятельности России изложены в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”(18), в котором закреплены механизмы государственного регулирования внешнеэкономических связей.

_________________________

(18) Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.

 

Демонстрируя приверженность провозглашенному принципу свободы экономических отношений и с целью установления эффективного контроля за исполнением законодательства по обороту оружия Правительство РФ 4 сентября 1995 г. приняло постановление “О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации”, которым утверждено Положение с одноименным названием. Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. “Об оружии”(19), а также рядом других нормативных актов: постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 898 “О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружений, военной техники и боеприпасов”(20), указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. “О мерах по усилению контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами” (которым утверждены 3 положения: “О порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения”, “О порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения” и “О Координационном межведомственном совете по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами”),(21) письмом Государственного таможенного комитета от 5 ноября 1996 г. № 01-15/19636 “О пропуске патронов к гражданскому и служебному оружию”(22), письмом ГТК от 14 ноября 1996 г. № 25-20/6153 “О разъяснении порядка ввоза гражданами Российской Федерации оружия”(23), постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 574 “Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий”(24), постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 575 “Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из РФ оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется”(25) и др.

_________________________

(19) Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

(20) Собрание законодательства РФ. 1997. № 43. Ст. 4981.

(21) Собрание законодательства РФ. 1997. № 34. Ст. 3955.

(22) Оружие: гражданское, охотничье, служебное. М., 1997. С. 123-126.

(23) Там же. С. 133-134.

(24) Собрание законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2358.

(25) Там же. Ст. 2359.

 

За незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, а также за производство или распространение оружия массового поражения предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 189, 353 УК РФ).

Нормативные правила оборота вооружений, действующие в Российской Федерации, предусматривают последовательную систему мер, направленных на то, чтобы поставить под контроль государственных органов весь процесс от производства вооружений до их использования.

“Положение о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения” устанавливает, что контроль внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения осуществляется в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и соблюдения ее международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Российские юридические лица осуществляют рассматриваемую деятельность в строгом соответствии с единым списком продукции военного назначения, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Участие в разработке списка принимает Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству.

Таким образом, контрольные функции по осуществлению внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения на этапе принятия решения о возможности такой сделки сконцентрированы в руках Президента России.

Несколько иная ситуация на стадии лицензирования экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения.

“Положение о порядке лицензирования в РФ экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения” предусматривает, что лицензия выдается при совершении каждой внешнеторговой сделки и имеет ограниченный срок действия - до 12 месяцев. Лицензия выдается только юридическим лицам Российской Федерации, получившим в установленном порядке право на внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического сотрудничества. При этом контрольные функции и ответственность между министерствами и ведомствами распределяются следующим образом: Министерство внешних экономических связей отвечает за правомерность выдачи лицензии, Министерство обороны Российской Федерации ведает вопросами отнесения продукции, работ и услуг к категории военного назначения, оценивает в каждом случае целесообразность сделки по экспорту и импорту данных предметов, контроль за вывозом и ввозом осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Следует признать, что эффективность контроля в таких условиях во многом зависит от согласованности действий всех названных ведомств.

Основные нормативные акты по товарам двойного назначения, такие как: постановление Правительства РФ № 1030 от 11 октября 1993 г. “О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях”(26), распоряжение Президента РФ от 11 февраля 1994 г. № 74-рп “О контроле за экспортом из РФ отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники” и ряд других, названных выше, законодательно закрепляет комплекс мероприятий, направленных на выполнение обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях, а также на предотвращение несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров (услуг) двойного применения, импортированных в РФ с предоставлением гарантий использования в заявленных целях. В них определяется порядок оформления обязательств российских организаций и предприятий по использованию таких товаров в заявленных целях, осуществление государственного контроля.

_________________________

(26) Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4199.

 

Изложенное выше позволяет констатировать, что в России правительственными органами принят и действует пакет документов, способных обеспечить надлежащий контроль в области оборота вооружений и товаров двойного назначения. Кроме того, российское уголовное законодательство включает в себя ряд норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия, совершаемые в отношении оружия, что следует рассматривать как важнейший элемент обеспечения законности оборота данной группы предметов.