Выполнение посадок на высокогорные площадки
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.Выполнение разворотов на висении вблизи препятствий при использовании взлетного режима работы двигателей и ветре более 3 м/с запрещается.
Второй способ — взлет по вертолетному с разгоном в зоне влияния «воздушной подушки» — применять в том случае, если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей висит на высоте не менее 1,5—2 м и размеры площадки обеспечивают выполнение разгона до скоростей 30—40 км/ч в зоне влияния «воздушной подушки». Предельная масса вертолета для взлета определяется по номограмме, приведенной на рис. 17 как указано в разделе «Определение предельной полетной массы вертолета».
Если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей может висеть на высоте от 2 до 5 м, то взлет производить с использованием избытка мощности двигателей, для чего:
- перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от грунта и зависнуть на высоте 0,5—1 м;
- незначительным отклонением ручки управления от себя начать разгон до скорости 5—10 км/ч, не допуская просадки вертолета, а затем более энергичным отклонением ручки управления увеличить скорость разгона с одновременным увеличением мощности двигателей вплоть до взлетной и плавным набором высоты стаким расчетом, чтобы на высоте 25—30 м скорость была 50—60 км/ч.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При взлете и разгоне с использованием избытка мощности двигателей не допускать падения оборотов несущего винта ниже 78%.
Если вертолет при использовании взлетной мощности двигателей висит на высоте более 5 м, то взлет производить в такой последовательности:
- плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от грунта и зависнуть на высоте, соответствующий взлетному режиму работы двигателей, не допуская падения оборотов несущего винта ниже 78%;
- плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет в разгон до скорости 10—15 км/ч, затем последующим, более энергичным отклонением ручки управления от себя увеличить темп разгона скорости. В момент возможной просадки вертолета на 1—2 м от начальной высоты не допускать перемещения рычага «шаг-газ» вверх, сохраняя обороты несущего винта не менее 78% по указателю;
- по достижении скорости 30—40 км/ч перевести вертолет в набор высоты с одновременным увеличением скорости с таким расчетом, чтобы на высоте 25—30 м она составляла 50—60 км/ч.
Третий способ — взлет по самолетному — применять в том случае, если вертолет на взлетном режиме работы двигателей висит на высоте 0,5—1,0 м и состояние поверхности площадки обеспечивает безопасный разбег вертолета на расстоянии не менее 180 м.
Порядок выполнения взлета:
- перед разбегом установить режим работы двигателей, близкий к взлетному, при котором вертолет проявляет тенденцию отделиться от земли;
- плавным отклонением ручки управления от себя на 2/3 хода перевести вертолет в разбег;
- по достижении скорости 20—30 км/ч дальнейшим перемещением рычага «шаг-газ» вверх увеличить мощность двигателей вплоть до взлетной и отделить вертолет от земли;
- после отделения вертолета от земли разгон производить по наклонной траектории с таким расчетом, чтобы на высоте 25—30 м скорость полета составляла 60—70 км/ч.
Общие положения
При выполнении посадок на высокогорные площадки необходимо учитывать следующие особенности:
- с увеличением высоты расположения площадки относительно уровня моря у вертолета увеличивается стремление к просадке перед зависанием. При энергичном торможении, особенно при попутном ветре, просадка может привести к преждевременному приземлению вертолета с касанием хвостовой опорой о неровности площадки;
- торможение вертолета на планировании перед посадкой происходит вяло, поэтому для точного расчета на посадку уменьшение скорости полета необходимо начинать раньше, чем на площадках, расположенных на высотах, близких к уровню моря.
Во всех случаях, когда позволяют условия, посадку производить с подходом на высоте 80—100 м с поступательной скоростью 80 км/ч.
Способы посадок
В зависимости от размеров площадок, характера препятствий на подходе и состояния грунта выполняются следующие способы посадок.
- По вертолетному с зависанием вне зоны влияния «воздушной подушки».
- По вертолетному с зависанием в зоне влияния «воздушной подушки».
- По самолетному.
Первый способ применять при выполнении посадок на ограниченные площадки с полетной массой, при которой возможно висение вне зоны влияния «воздушной подушки».
Перед посадкой выполнять контрольный проход над площадкой с превышением ее уровня на 20—30 м в свободном от препятствий направлении и на скоростях 70— 80 км/ч. При проходе уточнить барометрическую высоту площадки.
При подходе к центру площадки по команде летчика одному из членов экипажа зажечь дымовую шашку и сбросить ее через дверь.
Маневр захода на посадку строить с учетом направления ветра, определенного по дыму шашки.
Порядок выполнения посадки:
- заход на посадку производить на скорости 80—100 км/ч по прибору;
- с высоты, превышающей площадку на 80—100 м, начать плавное торможение вертолета с таким расчетом, чтобы на высоте 25—30 м скорость составляла 30—40 км/ч;
- дальнейшее уменьшение скорости полета по траектории и вертикальной скорости снижения производить с таким расчетом, чтобы зависнуть на высоте 10—15 м на удалении 20—30 м от центра площадки;
- после уверенного зависания произвести плавное перемещение вертолета к месту посадки на скорости 10—15 км/ч, осмотреть место посадки и выполнить вертикальное приземление. Уменьшение общего шага несущего винта после посадки производить при уверенности, что вертолет устойчиво стоит на грунте всеми колесами.
Второй способ применять в тех случаях, когда состояние и размеры площадки не позволяют выполнить посадку по самолетному, а мощность двигателей на взлетном режиме обеспечивает зависание вертолета в зоне влияния «воздушной подушки».
Перед выполнением посадки уточнить барометрическую высоту площадки и определить направление ветра по методу, указанному для первого способа посадки.
Порядок выполнения посадки:
- заход на посадку производить на скорости 80—100 км/ч;
- с высоты, превышающей площадку на 80—100 м, начать торможение вертолета с таким расчетом, чтобы на высоте 15—20 м установить скорость 30—40 км/ч;
- снижение и торможение в дальнейшем производить так, чтобы зависнуть на высоте 1,5—2 м над центром площадки.
Вертикальное приземление и уменьшение общего шага несущего винта производить так же, как указано для первого способа посадки.
Третий способ применять в тех случаях, когда мощность двигателей на взлетном режиме не обеспечивает зависания вертолета в зоне влияния «воздушной подушки», а состояние грунта и размеры площадки позволяют выполнять посадку с пробегом.
В процессе предпосадочного снижения до высоты 100 м скорость полета сохранять 90—110 км/ч. Дальнейшее снижение выполнять с одновременным торможением вертолета с таким расчетом, чтобы приземление произвести на скорости 20—30 км/ч с вертикальной скоростью снижения 0,1—0,2 м/с.