Пилотирование вертолета днем и ночью в сложных метеорологических условиях

Перед выруливанием летчик обязан проверить, включены ли все необходимые для выполнения полета АЗС и включатели, убедиться в нормальной работе авиагоризонта, радиокомпаса АРК-9, компаса ГИК-1, радиовысотомера, стеклоочистителей; проверить завод часов и установку точного времени.

Давление на барометрическом высотомере при нулевой установке стрелок должно соответствовать фактическому давлению на уровне аэродрома.

Гироскопические приборы должны быть включены за 3—5 мин до взлета.

При отрицательных температурах наружного воздуха во избежание запотевания и обледенения остекления фонаря включить систему обогрева кабины и обогрев часов. Если температура ниже +5° С, перед выруливанием включить обогрев ПВД. При наличии снежного покрова обогрев ПВД включать после запуска первого двигателя (выключение обогрева ПВД во всех случаях производить после заруливания на стоянку).

Вырулив к месту взлета, летчик обязан согласовать ГИК-1 и установить курсозадатчик УГР-1 на МК взлета, а также убедиться в следующем:

- радиовысотомер включен и установлена заданная опасная высота;

- радиокомпас АРК-9 правильно показывает на приводную радиостанцию (ПРС);

- обогрев ПВД при температуре наружного воздуха ниже +5° С включен.

 

Оценив воздушную обстановку по радиообмену и осмотрев воздушное пространство по курсу взлета, летчик запрашивает у руководителя полетов разрешение на взлет.

После взлета до входа в облака установить скорость набора высоты 120 км/ч, вертикальную скорость набора 3—4 м/с, снять нагрузки с ручки управления, убедиться в исправной работе силовых установок, в правильности показаний авиагоризонта, указателя поворота УГР-1.

Правильность показаний авиагоризонта проверяется при установлении заданного режима набора высоты сопоставлением показаний прибора с фактическим положением вертолета относительно естественного горизонта; правильность показаний УГР-1—сопоставлением с фактическим положением вертолета относительно оси ВПП (приводной радиостанции).

В тех случаях, когда естественный горизонт не просматривается, исправность авиагоризонта проверять по сочетанию его показаний с показаниями указателя курса УГР-1 (при отсутствии кренов курс полета сохраняется). До входа в облака полностью перейти на пилотирование по приборам.

Перед выполнением полета в СМУ летчик обязан рассчитать заданный режим полета и данные маневра для захода на посадку.

В полете уточнять расчетные данные, следить за показаниями пилотажно-навигационных приборов, за выдерживаемым режимом полета и выполняемого маневра по времени, курсу, высоте, скорости и курсовым углам радиостанции.

 

Заход и расчет на посадку методом «большая коробочка»

Заход и расчет на посадку по приборам в облаках (за шторками) выполнять по приводной радиостанции (ПРС), установленной на удалении 1300 м от места приземления вертолета (1000 м от начала ВПП). При подготовке к полету «по коробочке» рассчитать по известному ветру магнитные курсы и путевое время для каждого участка маневра, курсовые углы и магнитные пеленги радиостанции всех разворотов и траверза с учетом угла сноса.

Полученные данные свести в таблицу и использовать при выполнении полета.

Высота полета по коробочке 300 м, скорость горизонтального полета 150 км/ч по прибору. Крены при разворотах выдерживать 10° (рис. 8).

После взлета до входа в облака установить скорость набора высоты 120 км/ч по прибору, вертикальную скорость набора 3—4 м/с. Убедившись в правильности показаний авиагоризонта и других приборов, перейти к пилотированию по приборам.

Первый разворот выполнять на высоте не менее 150 м на удалении от линии старта 3500 м или по истечении расчетного времени с учетом ветра (штилевое время до первого разворота равно 1 мин 45 с, при уходе на второй круг первый разворот выполнять через 2 мин 3 с после прохода ПРС).

После набора высоты 300 м перевести вертолет в горизонтальный полет и установить скорость 150 км/ч по прибору.

Второй разворот выполнять при КУР = 240°±УС (120°±УС — при правой коробочке) или на расчетном магнитном пеленге радиостанции (МПР).

Третий разворот выполнять при КУР = 240°±УС (120°±УС — при правой коробочке) или на расчетном МПР.

После третьего разворота перевести вертолет в режим снижения с вертикальной скоростью 2—3 м/с и установить скорость по прибору 140 км/ч. Снижение производить до высоты 200 м.

Четвертый разворот выполнять в режиме горизонтального полета на высоте не ниже 200 м при скорости 140 км/ч при КУР = 285°±УС (75°±УС при правой коробочке) или на расчетном МПР.

Начало всех разворотов и траверза контролировать по заранее рассчитанному путевому времени и докладывать руководителю полетов.

 

 

 

 

В момент ввода в четвертый разворот стрелка радиокомпаса подойдет к верхнему обрезу планки курсозадатчика УГР-1 и угол между ними будет 10—15° (рис. 9).

 

 

При дальнейшем выполнении разворота примерно за 30° до выхода на посадочный курс обе стрелки должны совместиться (рис. 10).

Разворот продолжать при совмещенных стрелках. Если в первой половине разворота угол между стрелкой радиокомпаса и курсозадатчиком остается неизменным или даже увеличивается, крен необходимо уменьшать, если же после совмещения стрелка радиокомпаса начнет отставать от курсозадатчика, крен необходимо увеличить, но не более 15°.

Вывод из разворота при отсутствии сноса производить так, чтобы совмещенные стрелки установились под отсчетным индексом УГР-1 (на курсе посадки).

 

 

При сносе совмещенные стрелки установить с учетом угла сноса, выдерживая курс с упреждением на снос.

После выполнения четвертого разворота вертолет перевести в режим снижения с вертикальной скоростью 2—3 м/с и уменьшать скорость полета с таким расчетом, чтобы над ПРС при высоте полета 100 м она составляла 100 км/ч. Если снижение на высоту 100 м произведено до прохода ПРС, перевести вертолет в горизонтальный полет.

Если выход из разворота в направлении на ПРС выполнен с курсом, отличающимся от посадочного, ошибку исправлять в процессе снижения, для чего при КУР = 0 произвести отсчет разницы между фактическим магнитным курсом и посадочным и, если она более 5°, ошибку исправлять при снижении, как показано на рис. 11.

Вертолет развернуть на стрелку радиокомпаса (от курсозадатчика) так, чтобы она установилась посередине между отсчетным индексом и курсозадатчиком. Если УГР-1 показывает магнитный курс больше посадочного, то доворот выполнять вправо, при курсе меньше посадочного — влево.

После доворота выдерживать исправленный магнитный курс до тех пор, пока стрелка радиокомпаса не совместится с курсозадатчиком, после чего развернуть вертолет на совмещенные стрелки радиокомпаса и курсозадатчика до установления их под отсчетным индексом (или в стороне от него на величину угла сноса).

При сносе вправо совмещенные стрелки удерживать отклоненными вправо от неподвижного индекса на величину угла сноса. При сносе влево совмещенные стрелки удерживать отклоненными влево от неподвижного индекса на величину угла сноса.

После пролета ПРС выдерживать подобранный посадочный курс.

В полетах днем после выхода под облака визуально уточнить расчет на посадку по земным ориентирам и стартовым знакам. В ночных полетах момент выхода из облаков после пролета ПРС определять только по появлению видимости стартовых огней с последующим включением посадочной фары.

При построении захода на посадку методом «большая коробочка» после возвращения с задания и выхода на ПРС взять посадочный курс и по истечении расчетного времени (штилевое 2 мин 3 с) произвести первый разворот и далее выполнять полет по коробочке вышеизложенным способом.

Построение маневра для захода на посадку методом «большая коробочка» удобно выполнять, когда выход на ПРС произведен с магнитным курсом, равным посадочному, или отличается от него не более чем на 60°.

В случаях когда выход на ПРС произведен с магнитным курсом, отличающимся от посадочного более чем на 60°, но не более чем на 120°, заход на площадку выполнять по малой коробочке, если это предусмотрено схемой аэродрома и с разрешения руководителя полетов.

При построении захода на посадку методом «малая коробочка» (рис. 12) после прохода ПРС взять курс перпендикулярный посадочному, с учетом угла сноса (меньше посадочного при левом круге и больше посадочного при правом).

По истечении расчетного времени (штилевое 1 мин 20 с) выполнить разворот на курс, обратный посадочному, с учетом угла сноса.

Дальнейший маневр захода и расчета на посадку производить так же, как по большой коробочке.

Полет по малой коробочке выполнять с соблюдением ранее изложенных рекомендаций.