Посадка с одним работающим двигателем

Посадка на режиме самовращения несущего винта

Посадка на режиме самовращения несущего винта при неработающих двигателях производится при одновременном отказе двух двигателей в полете, поломке трансмиссии, при которой не нарушается вращение несущего винта, и в учебных целях.

Посадка на режиме самовращения несущего винта может выполняться двумя способами: с поступательной, скоростью приземления 40 - 60 км/ч и с малой скоростью приземления 20 - 30 км/ч.

Посадка с поступательной скоростью приземления 40—60 км/ч по технике пилотирования проще и может применяться в учебных целях.

Для посадки с выключенными двигателями в учебных целях необходимо:

- на высоте 400 — 500 м произвести расчет на посадку;

- перевести вертолет на снижение на скорости 100 км/ч по прибору;

- уменьшить общий шаг несущего винта до минимального и повернуть рукоятку коррекции влево до упора;

- убедиться, что вертолет устойчиво снижается с вертикальной скоростью 7—8 м/с и обороты несущего винта установилась в пределах 79+1 -84%:

- выключить на высоте не менее 250 — 300 м оба двигателя закрытием стоп-кранов, предварительно убедившись в точности расчета.

 

На установившемся планировании триммерами сбалансировать вертолет и выдерживать:

- скорость планирования 100 км/ч по прибору;

- обороты несущего винта 79+1-84%

 

Заход на посадку производить против ветра или при ветре не более 5 м/с. C высоты 80 — 70 м ручкой управления произвести плавное торможение вертолета до скорости 80 — 70 км/ч и на этой скорости произвести снижение до высоты 15—10 м.

С высоты 15—10 м погасить вертикальную и поступательную скорости снижения энергичным непрерывным движением рычага «шаг-газ» вверх до 10—12° по УШВ за время 2,5—1,5 с и небольшой отдачей ручки управления от себя создать посадочный угол тангажа, исключающий касание хвостовой опорой грунта.

Вертолет приземляется на основные колеса на скорости 40—60 км/ч. После приземления уменьшить общий шаг несущего винта до минимального; для сокращения длины пробега использовать тормоза колес.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При начале увеличения общего шага несущего винта на высоте более 15 м или менее 10 м возможна грубая посадка. Поэтому при начале отклонения рычага «шаг-газ» вверх на высоте более 15 м необходимо кратковременно задержать увеличение общего шага и вновь возобновить его на меньшей высоте, но с большим темпом. При начале отклонения рычага «шаг-газ» вверх на высоте менее 10 м время увеличения общего шага должно быть минимальным и составлять 1 с.

Посадка на режиме самовращения несущего винта с отказавшими двигателями с малой поступательной скоростью приземления по технике пилотирования сложна и может производиться только на неподготовленные или малоразмерные площадки.

Порядок выполнения таких посадок изложен в гл. V настоящей Инструкции (см. «Отказ в полете двух двигателей»).

 

Посадка с одним работающим двигателем может производиться в случае отказа одного из двигателей и с учебной целью.

Посадку с учебной целью рекомендуется выполнять при массе вертолета не более 3300 кг.

Для выполнения учебной посадки с одним работающим двигателем необходимо:

- на высоте 500—700 м установить скорость 100 км/ч по прибору и на этой скорости выключить один двигатель, как указано выше (см. «Полет с одним работающим двигателем»);

- выполнить заход на посадку против ветра, произвести снижение на скорости 100 км/ч до высоты 100 м;

- с высоты 100 м установить скорость планирования 80—70 км/ч, вертикальную скорость снижения 2—3 м/с;

- с высоты 40—30 м начать уменьшать поступательную скорость и одновременно вывести рычагом «шаг-газ» работающий двигатель на взлетный режим с таким расчетом, чтобы к моменту подхода вертолета к земле на высоте 15—10 м вертикальная скорость снижения была 3,5—4 м/с (поступательная скорость при этом будет 30—20 км/ч);

- с высоты 5—6 м уменьшать вертикальную скорость взятием рычага «шаг-газ» вверх до 10—12° по УШВ за 1,5—2с с таким расчетом, чтобы погасить ее к моменту приземления вертолета. Стремление вертолета к развороту влево при увеличении общего шага парировать отклонением педалей. Перед приземлением придать вертолету посадочный угол тангажа. После приземления уменьшить общий шаг несущего винта. При необходимости использовать тормоза колес.

 

Обучение посадке с одним работающим двигателем надо начинать на малых (2—2,5 м/с) вертикальных скоростях снижения с высоты 15—10 м, на скоростях планирования 50—40 км/ч. При выполнении такой посадки гашение вертикальной скорости отклонением рычага «шаг-газ» вверх начинать с высоты 3—4 м.

В процессе отработки посадок с одним работающим двигателем вертикальную скорость снижения на высоте 15—10 м постепенно увеличивать до 3,5—4 м/с.

Высота начала гашения вертикальной скорости перед приземлением во всех случаях должна соответствовать 1,5 Vy.

 

Примечание. Посадка вертолета с одним работающим двигателем с вертикальной скоростью снижения 3,5—4 м/с происходит практически без пробега.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При выполнении посадки с одним работающим двигателем увеличивать вертикальную скорость снижения более 4 м/с запрещается.