ПЕРЕХОДНЫЕ РЕЖИМЫ ПОЛЕТА

Выполнение пикирования

Пикирование разрешается выполнять с углом не более 20° и увеличением скорости не более 180 км/ч по прибору.

В учебных целях пикирование рекомендуется выполнять с горизонтального полета на высотах 800—500 м и скоростях 60—100 км/ч.

Перед выполнением пикирования необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на пикирование с углом, не превышающим 20°. Заданный угол пикирования выдерживать соответствующим отклонением ручки управления. Контроль за величиной угла пикирования осуществлять по авиагоризонту.

При достижении на пикировании скорости 120— 140 км/ч по прибору отклонением ручки управления на себя и увеличением режима работы двигателей перевести вертолет в горизонтальный полет, не допуская превышения скорости полета более 180 км/ч по прибору и вертикальной скорости снижения более 15 м/с.

 

Примечание. При выводе вертолета в горизонтальный полет из пикирования с углом 20° ручкой управления с одновременным увеличением режима работы двигателей до взлетного на скорости 180 км/ч по прибору возникает «просадка» вертолета 40—60 м.

 

Для перехода от вертикального набора высоты к режиму висения необходимо по достижении заданной высоты прекратить дальнейший набор плавным уменьшением общего шага несущего винта и плавными движениями рычага «шаг-газ» сохранять заданную высоту висения.

Для перехода с режима висения к вертикальному снижению установить вертолет против ветра, уменьшить общий шаг несущего винта с таким расчетом, чтобы вертикальная скорость снижения вертолета у земли (на высоте менее 10 м) была не более 0,2 м/с.

Для перехода с режима висения к горизонтальному полету отклонить ручку управления от себя и перевести вертолет на разгон, одновременно рычагом «шаг-газ» удерживать вертолет на постоянной высоте. Тенденцию вертолета к развороту и сносу парировать соответствующими отклонениями ручки управления и педалей. По достижении заданной скорости полета взять ручку управления на себя и прекратить разгон.

Для перехода с режима горизонтального полета к режиму висения на той же высоте плавно уменьшить общий шаг несущего винта, взять ручку управления на себя и погасить поступательную скорость. Тенденцию вертолета к набору высоты или снижению парировать соответствующим изменением общего шага несущего винта, а стремление к развороту и крену — отклонением педалей и ручки управления.

Примечание. При скорости полета меньше 50 км/ч по прибору вертолет проявляет тенденцию к снижению с одновременным поднятием носа и к развороту влево. Для парирования этой тенденции ручкой управления удерживать вертолет от крена и увеличения угла тангажа, отклонением правой педали — от разворота влево, а увеличением общего шага несущего винта — от потери высоты.

 

Для перехода с горизонтального полета к планированию с работающими двигателями уменьшить общий шаг несущего винта и ручкой управления установить заданную скорость планирования.

Для перехода с режима моторного планирования в горизонтальный полет установить рычагом «шаг-газ» режим работы двигателей, соответствующий режиму горизонтального полета, а ручкой управления установить заданную скорость полета.

 

Примечания:

1. Выполнение переходных режимов по технике пилотирования несложно, так как обороты несущего винта при работе с рычагом «шаг-газ» с темпом взятия рычага не быстрее 6—8 с автоматически поддерживаются в заданных пределах. При более быстром темпе перемещения рычага «шаг-газ» возможны кратковременные забросы или снижения оборотов несущего винта.

На вертолетах с двигателями, оборудованными системой защиты турбины винта (СЗТВ), при забросе оборотов несущего винта выше 92% возможен останов двигателя (двигателей) от СЗТВ. В этом случае запуск двигателя (двигателей) не производить.

2. Балансировка вертолета при выполнении указанных переходных режимов меняется незначительно. Поэтому полеты во всем диапазоне допустимых скоростей, включая и переходные режимы, можно выполнять без снятия триммерами усилий с ручки управления.