Выполнение боевого разворота

Выполнение горки с увеличением режима работы двигателей

Перед вводом в горку установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение 3—4 с, отклонением ручки управления на себя на 1/3—1/4 хода создать заданный угол тангажа, контролируя его величину по авиагоризонту, с одновременным плавным увеличением общего шага до выхода двигателей на взлетную мощность, не допуская перетяжеления несущего винта и падения оборотов ниже 79%. Зафиксировать заданный угол тангажа отдачей ручки от себя и выполнить горку.

Возникшую при вводе в горку разбалансировку вертолета парировать отклонением ручки управления. По мере уменьшения скорости отклонением правой педали парировать стремление вертолета к развороту влево, контролируя правильность выдерживания направления по взаимному расположению ориентиров и остекления кабины.

При достижении скорости 60—70 км/ч одновременным отклонением ручки управления от себя и уменьшением общего шага перевести вертолет в горизонтальный полет.

В процессе выполнения горки не допускать уменьшения скорости менее 50 км/ч. Стремление вертолета опустить нос ниже горизонта и перейти на планирование при выводе из горки парировать взятием ручки управления на себя на 1/2—1/3 хода от нейтрального положения и увеличением общего шага несущего винта.

Увеличить скорость полета для выполнения следующего захода.

 

Выполнение горки с разворотом на 180°

Перед вводом в горку установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение 3—4 с, отклонением ручки управления на себя на 1/3—1/4 хода создать заданный угол тангажа, контролируя его величину по авиагоризонту. Зафиксировать заданный угол тангажа плавным отклонением ручки от себя и выполнить горку. При достижении скорости 60—70 км/ч плавным отклонением ручки управления от себя начать вывод вертолета из горки с одновременным уменьшением режима работы двигателей и разворотом в желаемую сторону с креном до 30°.

В процессе выполнения разворота взятием ручки управления на себя парировать стремление вертолета к опусканию носа, а отклонением ручки в сторону, противоположную развороту, удерживать вертолет от увеличения крена.

Величину крена при выполнении разворота выдерживать по взаимному расположению естественного горизонта и остеклению кабины, контролируя его величину по авиагоризонту.

По достижении угла разворота 150—160° начать вывод вертолета из крена с таким расчетом, чтобы к моменту разворота на 180° вертолет находился в горизонтальном полете. Ручкой управления в продольном отношении и рычагом «шаг-газ» удерживать вертолет от снижения или набора высоты.

Увеличить режим работы двигателей и разогнать вертолет до скорости 120—140 км/ч или до скорости, необходимой для выполнения следующего маневра.

 

Примечание. При уменьшении режима работы двигателей в верхней точке горки вертолет с фиксированным путевым управлением имеет тенденцию к развороту вправо с угловой скоростью, определяемой степенью дросселирования двигателей (10—30°/с), поэтому техника пилотирования вертолета при выполнении правого разворота более простая, так как не требует перекладки педалей путевого управления в процессе разворота.

 

Боевой разворот разрешается выполнять со скоростей не более 180 км/ч. В учебных целях боевой разворот рекомендуется выполнять с режима горизонтального полета на скоростях 150—170 км/ч по прибору.

Перед выполнением боевого разворота необходимо установить заданную скорость и снять нагрузки с органов управления триммерами. Затем плавным, в течение 3—4 с, отклонением ручки управления на себя на 1/4—1/3 хода создать угол тангажа 10—15° по авиагоризонту с одновременным плавным созданием крена 15—20° по авиагоризонту отклонением ручки управления в сторону желаемого разворота. В процессе создания угла тангажа увеличить режим работы двигателей до взлетного, избегая перетяжеления несущего винта и падения оборотов ниже 79%.

Вертолет в процессе разворота стремится увеличить угол крена, поэтому отклонением ручки управления необходимо парировать это стремление. Максимальная величина угла крена не должна превышать 30°.

За 40—60° до окончания разворота отклонением ручки управления и педали уменьшить крен и угол тангажа с таким расчетом, чтобы к моменту разворота на 180° вертолет находился в режиме горизонтального полета. В процессе выполнения боевого разворота не допускать уменьшения скорости менее 50 км/ч.

По мере овладения техникой выполнения боевого разворота угол тангажа при вводе в фигуру увеличить до 15—20°, а крен в процессе разворота создавать до 45° в диапазоне скоростей 100—150 км/ч. Техника выполнения боевого разворота при таких параметрах остается прежней.