Запуск двигателей от аэродромного источника питания

Общие положения

ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ ДВИГАТЕЛЕЙ

Установить связь с командным пунктом и запросить разрешение на запуск двигателей. Выключить радиостанцию. Растормозить несущий винт, опустив рычаг тормоза полностью вниз.

Установить триммеры продольного и поперечного управления в положение, соответствующее снятию усилий на режиме висения. При нормальной центровке положения триммеров должны быть в пределах 0,5—1 деление назад и 0,5—1 деление вправо.

Убедиться, что рычаг «шаг-газ» находится на нижнем упоре, рукоятка коррекции повернута полностью влево, рычаги раздельного управления двигателями — в нейтральном положении на защелках, ручка управления — в нейтральном положении, рычаги управления стоп-кранами — в нижнем положении (закрыты), преобразователи ПО-250 и ПТ-70 (ПТ-125) включены.

Включить АЗС запуска двигателей, приборов контроля работы двигателей и редуктора, гидросистемы, системы пожаротушения, подкачивающих топливных насосов № 1 и 2, подсвета сигнальных табло, АЗС АВТОМ. ПЕРЕКЛ. ИСТОЧН. и АЗС управления генератором переменного тока.

 

Примечание. При низких температурах наружного воздуха проконтролировать подогрев силовой установки, для чего по указателям проверить температуру масла редуктора, которая должна быть не ниже ‑25°С, и температуру масла двигателей, которая должна быть не ниже 40°С.

 

Проверить, установлен ли выключатель противопожарной системы на верхнем электропульте в положение ВКЛЮЧЕНО.

Включить подкачивающий насос № 2, для чего поставить переключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НАСОСОВ—ДУБЛИРУЮЩЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ НАСОСА № 2 в положение АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НАСОСОВ. При этом должно загореться табло НАСОС № 2 РАБОТАЕТ. Нажать на кнопку ВКЛЮЧЕНИЕ НАСОСА № 1, при этом должно загореться табло НАСОС № 1 РАБОТАЕТ и погаснуть табло НАСОС № 2 РАБОТАЕТ.

Открыть пожарные краны обоих двигателей.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Открывать пожарные краны до включения подкачивающих насосов запрещается.

 

Запуск двигателей разрешается производить только летчику.

Очередность запуска двигателей выбирается в зависимости от направления ветра и равномерности выработки ресурса двигателями (первым запускается двигатель с подветренной стороны).

При запуске двигателей на нескольких вертолетах летчик обязан четко знать очередность запуска двигателей своего вертолета, которая устанавливается с таким расчетом, чтобы исключить попадание потока воздуха от вращающегося винта своего вертолета на очередной запускаемый вертолет.

Запуск двигателей разрешается при ветре спереди до 15 м/с, при ветре сбоку не более 5 м/с.

При ветре сзади запуск не рекомендуется.

При перерыве между остановом двигателей и их последующим запуском более 2 ч сделать холодную прокрутку.

Основным видом запуска является запуск от аэродромного источника питания.

 

Подать команду «От винтов!». Установить переключатель АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ—АККУМУЛЯТОР в положение АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ, а переключатель ПРОКРУТКА —ЗАПУСК в положение ЗАПУСК.

Поставить переключатель ЛЕВЫЙ—ПРАВЫЙ в положение на запускаемый двигатель.

После получения доклада «Есть от винтов!» нажать пусковую кнопку запускаемого двигателя на 2—3 с и перевести рычаг стоп-крана запускаемого двигателя в положение ОТКРЫТО. Двигатель должен выйти на обороты малого газа за время не более 30с с момента нажатия на кнопку запуска. Следить в процессе запуска за температурой газов перед турбиной, которая не должна превышать значений, указанных на графике рис. 5, за давлением масла в двигателе и главном редукторе.

После выхода на режим малого газа проверить параметры работы двигателя и редуктора, которые должны составлять:

- обороты турбокомпрессора 57±3%;

- температура газов перед турбиной не более 790°С;

- давление масла в двигателе не менее 1,5 кгс/см2;

- давление масла в главном редукторе не менее 1,2 кгс/см2.

 

Переставить переключатель ЛЕВЫЙ—ПРАВЫЙ в положение на запуск второго двигателя. Нажать на кнопку запуска и произвести запуск второго двигателя аналогично первому. После выхода второго двигателя на режим малого газа обороты несущего винта должны составлять 50±10%. Включить генераторы обоих двигателей.

Подать команду на отключение наземного источника питания. Поставить переключатель АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ—АККУМУЛЯТОР в положение АККУМУЛЯТОР.

Включить все пилотажно-навигационные приборы, необходимые для выполнения полета, и проверить их исправность.

Запуск двигателя необходимо прекратить (закрытием стоп-крана с одновременным нажатием на кнопку ПРЕКРАЩ. ЗАПУСКА) в случаях:

- повышения температуры газов перед турбиной выше значений, указанных на графике рис. 5;

- отсутствия показаний давления масла в двигателе или главном редукторе;

- прекращения нарастания оборотов турбокомпрессора (зависания оборотов);

- появления течи топлива или масла;

- появления постороннего шума в двигателе, редукторе или в трансмиссии;

- появления дыма или постороннего запаха;

- получения команды о прекращении запуска;

- появления возрастающей раскачки вертолета.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: 1. При неудавшемся запуске повторный запуск разрешается производить только после выявления и устранения причин неудавшегося запуска.
2. От аэродромного источника питания разрешается производить не более пяти запусков подряд с перерывами между ними не менее 3 мин. После пяти запусков дать охладиться электростартеру и катушке зажигания в течение 30 мин.

3. Непрерывная работа двигателя на режиме малого газа более 20 мин запрещается.

4. Запускать двигатель с неисправными приборами контроля его работы запрещается.

5. После неудавшегося запуска перед следующим запуском сделать холодную прокрутку (продувку) двигателя.

 

 

Рис. 5. График зависимости максимальной температуры газов при запуске от температуры наружного воздуха:

1 — для двигателей второй и первой серий после ремонта;
2 — для двигателей третьей серии;
3 — для двигателей первой серии