НАЗНАЧЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭКИПАЖУ ВЕРТОЛЕТА Ми-2

ИНСТРУКЦИЯ

Заключение

Для нашего народа Великая Отечественная длилась 1418 дней и ночей. Мы заплатили за нее 27 миллионами жизней.

ВЕЧНАЯ ВСЕМ ПАМЯТЬ…

ВЕЧНАЯ ВСЕМ СЛАВА!

Сейчас, более шестьдесят пять лет спустя, мы яснее видим источник внутренней силы целого поколения. Когда грохотали пушки, и смерть стояла у солдата за спиной, он верил, что его хранит любовь - любовь к Отечеству, любовь матери, любовь к женщине.

Военное поколение. «Сороковые, роковые»… Праздник 9 мая - праздник не только тех, кто выстоял под Москвой, кто разгромил врага на Волге и дошел до Берлина, этот праздник не только военного поколения, но и поколений, пришедших после войны, жизнью своей обязанных Победе.

Мы - потомки дедов-фронтовиков и на нас лежит большая ответственность.

Александр Трифонович Твардовский, поэт-фронтовик, также напоминает молодому поколению, что нужно жить достойно во имя памяти солдат, оставшихся на полях сражений:

«Я убит подо Ржевом» - это завещание, завет всех мертвых всем живым:

Завещаю в этой жизни

Всем счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

 

Памяти предков будем достойны!

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.Учебник истории «Россия в XX веке» под редакцией Левандовского А. А.

2. Твардовский А.Т., стихотворение «Я убит подо Ржевом».

3. Воспоминания местных жителей.

 

 

ИЗДАНИЕ 4-е, ДОПОЛНЕННОЕ

 

 

Введена в действие заместителем главнокомандующего
Военно-Воздушными Силами по боевой подготовке

 

 


 

НАЗНАЧЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА..................................................................................................................................................... 6

Глава I ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ. 6

Глава II ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ.................................................................................................................................. 12

ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР ВЕРТОЛЕТА.......................................................................................................................... 12

ОСМОТР КАБИНЫ ЛЕТЧИКА................................................................................................................................................ 13

ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ ДВИГАТЕЛЕЙ...................................................................................................................... 16

ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ........................................................................................................................................................... 17

Общие положения................................................................................................................................................................... 17

Запуск двигателей от аэродромного источника питания........................................................................................... 17

Холодная прокрутка двигателя.......................................................................................................................................... 18

Запуск двигателей от бортовых аккумуляторных батарей....................................................................................... 18

Запуск второго двигателя от генератора работающего двигателя......................................................................... 19

Прогрев силовой установки и опробование двигателей............................................................................................. 19

Останов двигателя.................................................................................................................................................................. 21

Ложный запуск........................................................................................................................................................................ 22

Глава III ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ............................................................................................................................... 23

ВИСЕНИЕ...................................................................................................................................................................................... 23

ВЗЛЕТ............................................................................................................................................................................................. 25

Взлет по-вертолетному......................................................................................................................................................... 25

Взлет по-самолетному........................................................................................................................................................... 25

ПОЛЕТЫ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ............................................................................................................................................. 26

НАБОР ВЫСОТЫ........................................................................................................................................................................ 26

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ.................................................................................................................................................. 27

ПИЛОТИРОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТА В ЗОНЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ МАНЕВРОВ.......................................................................................................................................................................................................... 28

Выполнение разворотов и виражей................................................................................................................................... 28

Выполнение горки.................................................................................................................................................................. 29

Выполнение горки с увеличением режима работы двигателей................................................................................ 29

Выполнение горки с разворотом на 180°........................................................................................................................ 30

Выполнение боевого разворота......................................................................................................................................... 30

Выполнение пикирования.................................................................................................................................................... 30

ПЕРЕХОДНЫЕ РЕЖИМЫ ПОЛЕТА...................................................................................................................................... 31

ПОЛЕТ С ОДНИМ РАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ....................................................................................................... 31

СНИЖЕНИЕ................................................................................................................................................................................. 32

Вертикальное снижение с работающими двигателями............................................................................................... 32

Планирование с работающими двигателями................................................................................................................. 33

Снижение на режиме самовращения несущего винта с двигателями, работающими на малом газе........... 33

ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА........................................................................................................................................................... 34

Вертикальная посадка с работающими двигателями.................................................................................................. 35

Посадка вертолета с работающими двигателями с поступательной скоростью (по самолетному)............. 35

Посадка на режиме самовращения несущего винта..................................................................................................... 36

Посадка с одним работающим двигателем..................................................................................................................... 36

ПОЛЕТЫ С МАКСИМАЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ................................................................................................. 37

ПОЛЕТЫ НОЧЬЮ....................................................................................................................................................................... 38

ПОЛЕТЫ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ДНЕМ И НОЧЬЮ.............................................. 39

Общие положения................................................................................................................................................................... 39

Пилотирование вертолета днем и ночью в сложных метеорологических условиях......................................... 40

Заход и расчет на посадку методом «большая коробочка»...................................................................................... 41

Заход и расчет на посадку с прямой методом отворота на расчетный угол........................................................ 44

Заход и расчет на посадку с помощью автоматического радиопеленгатора...................................................... 45

Заход и расчет на посадку по большой коробочке...................................................................................................... 45

Заход и расчет на посадку с прямой отворотом на расчетный угол...................................................................... 47

ПОЛЕТЫ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ.......................................................................................................................... 48

ПОЛЕТЫ В ГОРАХ..................................................................................................................................................................... 49

Особенности полетов в горной местности....................................................................................................................... 49

Определение предельной полетной массы вертолета................................................................................................. 51

Особенности взлетов и посадок на высокогорных площадках................................................................................. 53

Способы взлета....................................................................................................................................................................... 54

Выполнение посадок на высокогорные площадки....................................................................................................... 56

Взлет с площадок и посадка на площадки с уклонами............................................................................................... 57

Взлет с русла высохшей реки и посадка на него........................................................................................................... 57

Полеты в ущельях................................................................................................................................................................... 58

ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ....................................................................................... 58

Транспортировка груза без бортового техника в составе экипажа......................................................................... 58

Осмотр и проверка системы внешней подвески перед полетом................................................................................ 59

Подцепка (отцепка) груза и полет вертолета с грузом на внешней подвеске...................................................... 59

Подцепка груза после посадки вертолета....................................................................................................................... 59

Подцепка груза в режиме висения...................................................................................................................................... 61

Транспортировка груза с бортовым техником в составе экипажа........................................................................... 61

Подцепка груза после посадки вертолета....................................................................................................................... 62

Подцепка груза на режиме висения................................................................................................................................... 62

Отцепка груза........................................................................................................................................................................... 62

Особенности выполнения полетов с грузами на внешней подвеске ночью........................................................... 63

Подъем груза на борт вертолета в режиме висения с помощью бортовой стрелы.............................................. 64

УКАЗАНИЯ ПО ЗАГРУЗКЕ (РАЗГРУЗКЕ) ВЕРТОЛЕТА................................................................................................ 64

Глава IV РАСЧЕТ РАДИУСА, ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА............................ 66

РАСЧЕТ РАДИУСА, ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА ВЕРТОЛЕТА С ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 3550 кг.......................................................................................................................................................................................................... 66

Примеры.................................................................................................................................................................................... 73

РАСЧЕТ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА ВЕРТОЛЕТА С ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 3700 КГ 76

Глава V ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ОТКАЗАХ........................................................................................................ 80

ОТКАЗ В ПОЛЕТЕ ОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ........................................................................................................................ 80

ОТКАЗ В ПОЛЕТЕ ДВУХ ДВИГАТЕЛЕЙ........................................................................................................................... 80

НЕИСПРАВНОСТИ ГЛАВНОГО РЕДУКТОРА................................................................................................................. 81

НЕИСПРАВНОСТЬ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОДДЕРЖАНИЯ ОБОРОТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА 81

ПОЖАР В ВОЗДУХЕ.................................................................................................................................................................. 82

Пожар в отсеке двигателя..................................................................................................................................................... 82

Пожар в отсеке главного редуктора.................................................................................................................................. 82

Пожар в кабине вертолета................................................................................................................................................... 83

ОТКАЗ ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ...................................................................................................................................... 83

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЛАТТЕРА ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА.......................................................................... 83

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ТИПА "ЗЕМНОЙ РЕЗОНАНС"............................................................................. 84

НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ СКОРОСТЕЙ ПОЛЕТА............................................. 84

ОТКАЗ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ............................................................................................................................ 84

ОТКАЗ ГЕНЕРАТОРА................................................................................................................................................................ 84

ОТКАЗ АВИАГОРИЗОНТА...................................................................................................................................................... 85

ЗАГОРАНИЕ СВЕТОВОГО ТАБЛО ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 100 Л............................................................................. 85

ОТКАЗ СИСТЕМЫ ПВД........................................................................................................................................................... 85

ОТКАЗ ГИРОИНДУКЦИОННОГО КОМПАСА ГИК-1.................................................................................................... 86

ОТКАЗ ЭЛЕКТРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРИММЕРАМИ................................................................................... 86

ОТКАЗ УКВ РАДИОСТАНЦИИ.............................................................................................................................................. 86

ОТКАЗ РАДИОКОМПАСА АРК-9.......................................................................................................................................... 87

ПРАВИЛА ВЫНУЖДЕННОГО ПОКИДАНИЯ В ВОЗДУХЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-2 С ОДНИМ УПРАВЛЕНИЕМ 87

Покидание вертолета через проем правой двери.......................................................................................................... 87

Покидание вертолета через проем сдвижного блистера............................................................................................. 87

ПРАВИЛА ВЫНУЖДЕННОГО ПОКИДАНИЯ В ВОЗДУХЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-2 С ДВОЙНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 88

Глава VI ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА.................................................................................................. 90

ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ..................................................................................... 90

Предполетный осмотр вертолета....................................................................................................................................... 90

Предполетный осмотр и проверка работы системы внешней подвески................................................................. 92

Предполетный осмотр и проверка работы бортовой стрелы.................................................................................... 93

Подготовка к запуску и запуск двигателей..................................................................................................................... 93

ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА В ПОЛЕТЕ.................................................................................................... 94

ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА ПРИ ОТЦЕПКЕ ГРУЗА............................................................................. 95

ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА ПРИ ПОДЪЕМЕ ЛЮДЕЙ ИЛИ ГРУЗОВ НА БОРТ ВЕРТОЛЕТА НА РЕЖИМЕ ВИСЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ БОРТОВОЙ СТРЕЛЫ.............................................................................................................. 96

При подходе к месту погрузки (спасательных работ) бортовой техник обязан:..................................................... 96

ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ........................................................................................................................................................ 96

ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА ПРИ ОТКАЗАХ............................................................................................ 97

Отказ в полете одного двигателя........................................................................................................................................ 97

Отказ в полете двух двигателей.......................................................................................................................................... 97

Неисправность системы автоматического поддержания оборотов несущего винта......................................... 97

Пожар в воздухе...................................................................................................................................................................... 97

ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ОПЕРАТОРА НА ВЕРТОЛЕТЕ Ми-2 С ДВОЙНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ........... 98

Глава VII ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРТОЛЕТА.......................................................................................................................................................................................................... 99

ПОТРЕБНАЯ МОЩНОСТЬ ДЛЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЕТА............................................................................. 99

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СКОРОСТИ ПОЛЕТА......................................................................................................................... 99

ХАРАКТЕРИСТИКИ СКОРОПОДЪЕМНОСТИ............................................................................................................... 100

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ................................................................................................................................ 100

ТЯГА НЕСУЩЕГО ВИНТА................................................................................................................................................... 100

ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ............................................................................................................ 101

ЗАВИСИМОСТЬ ВЗЛЕТНЫХ ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ ГТД-350 ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА И ВЫСОТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЛОЩАДКИ НАД УРОВНЕМ МОРЯ........................................................................................... 103

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................................................... 104

БАЛАНСИРОВКА ВЕРТОЛЕТА........................................................................................................................................... 105

Силы и моменты, действующие в установившемся горизонтальном полете в плоскости симметрии вертолета (продольная балансировка)....................................................................................................................................................................... 105

Силы и моменты, действующие в поперечной плоскости (поперечная балансировка)................................. 106

Силы и моменты, действующие в горизонтальной плоскости (путевая балансировка)................................. 106

Продольная балансировка вертолета............................................................................................................................ 106

Поперечная и путевая балансировка вертолета......................................................................................................... 108

УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ ВЕРТОЛЕТА В ПОЛЕТЕ С ГРУЗОМ НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ 111

ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ВЕРТОЛЕТА...................................................................................................... 111

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................................................................................... 112

ПРИЛОЖЕНИЕ 1ЭКСПЛУАТАЦИЯ САНИТАРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПОГРУЗКА (ВЫГРУЗКА) И ТРАНСПОРТИРОВКА РАНЕНЫХ И БОЛЬНЫХ НА ВЕРТОЛЕТЕ Ми-2............................................................................................................ 112

Общие сведения..................................................................................................................................................................... 112

Переоборудование вертолета в санитарный вариант............................................................................................... 112

Проверка медицинского и бытового оборудования................................................................................................... 112

Особенности подъезда (отъезда) санитарного транспорта к вертолету............................................................. 113

Погрузка и размещение раненых и больных в вертолете......................................................................................... 113

Обслуживание раненых и больных в полете................................................................................................................ 113

Выгрузка раненых и больных из вертолета................................................................................................................. 113

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ОСНОВНЫЕ МАССОВЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-2 С ОДНИМ УПРАВЛЕНИЕМ........................................................................................................................................................................................................ 114

ПРИЛОЖЕНИЕ 3: ОСНОВНЫЕ МАССОВЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-2 С ОДНИМ УПРАВЛЕНИЕМ........................................................................................................................................................................................................ 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 4:ОСНОВНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА... 116

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПРИМЕНЕНИЕ АРК-У2 ПРИ ПОИСКЕ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ........................................ 117

Назначение и состав аппаратуры АРК-У2................................................................................................................... 117

Действия летчика в полете на поиск терпящих бедствие с применением радиокомпаса АРК-У2............... 118

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА................................................................................................................... 119

Лист учета изменений и дополнений.............................................................................................................................. 121

 

 


«УТВЕРЖДАЮ»

генерал-полковник авиации

И. ГАИДАЕНКО 12 июля 1977 г.

 

 

Вертолет Ми-2 с двумя двигателями ГТД-350 (рис. 1) предназначен для перевозки людей и грузов, транспортировки грузов на внешней подвеске, перевозки лежащих и сидячих больных с сопровождающим медработником, для связи и выполнения спасательных работ в труднодоступной местности путем поднятия с помощью грузовой стрелы на борт вертолета людей, терпящих бедствие.

 

Рис. 1. Общий вид вертолета Ми-2

 

Вертолет Ми-2 с двойным управлением может быть использован для обучения курсантов летных училищ ВВС технике пилотирования в простых и сложных метеорологических условиях (СМУ) днем и ночью, а также для обучения элементам боевого применения.

 

Экипаж вертолета:

— в варианте с одним управлением — летчик и бортовой техник (2 человека);

— в варианте с двойным управлением — летчик-инструктор и курсант (2 человека);

— в варианте с двойным управлением для работы с бортовой стрелой — летчик-инструктор, курсант и бортовой оператор (3 человека).

 

Глава I
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
И ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
УКАЗАНИЯ

По массам и центровкам

 

Нормальная взлетная масса вертолета — 3550 кг, максимальная — 3700 кг.

Допустимая масса перевозимого груза в грузовой кабине — до 700 кг.

Количество перевозимых людей — до 8 человек (общей массой не более 800 кг).

Допустимая масса перевозимого груза на внешней подвеске — до 800 кг.

При наличии бортового техника в составе экипажа полезная нагрузка или заправка вертолета топливом должна быть уменьшена на 90 кг, количество перевозимых людей сокращено до 7 человек.

Максимальная масса, поднимаемая бортовым грузоподъемным устройством,— 120 кг.

 

Предельно допустимые центровки вертолета:

— передняя 185 мм впереди оси вращения несущего винта;

— задняя в полете 10 мм позади оси вращения не сущего винта;

— задняя на висении и при перемещениях у земли при работе с бортовой стрелой 55 мм позади оси вращения несущего винта.

 

Диапазон изменения центровок вертолета Ми-2 в зависимости от запаса топлива для установленных вариантов загрузки показан на рис. 2 и 3.

 

 

По летным данным и маневренности

Запуск и останов двигателей, а также взлет и посадка вертолета допускаются при скоростях и направлениях ветра, указанных в табл. 1.

 

Таблица 1

Направление ветра Допустимая скорость ветра
при запуске и останове двигателей, м/с при взлете и посадке, м/с
Спереди Слева Справа Сзади 15 5 5 5— при останове, 0 — при запуске 7 7 5*

* При предельно передней центровке ветер сзади при взлете и посадке допускается не более 3 м/с.

 

Руление разрешается при скорости ветра не более 12 м/с (при скорости ветра от 12 до 15 м/с вместо руления на старт и со старта допускается буксировка или подлет против ветра).

 

Висения, не связанные с тактической необходимостью, на высотах более 10 м производить не рекомендуется.

Максимальная угловая скорость разворота на висении 20°/с.

Развороты на висении у земли допускаются:

— на 360° при скорости ветра не более 5 м/с;

— на 90° при скорости ветра не более 7 м/с.

 

При ветре от 7 до 15 м/с висение допускается только против ветра.

Набор высоты выполнять на скоростях, указанных в табл. 2.

 

Таблица 2

Высота, м Максимально допустимая скорость набора высоты по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость набора высоты по прибору, км/ч
У земли

 

Максимальная высота полета — 4000 м.

Горизонтальный полет вертолета при температурах наружного воздуха +25°С и выше допускается на скоростях, указанных в табл. 3.

 

Таблица 3

Высота, м Максимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч
У земли

 

При температурах наружного воздуха ниже +25°С до высоты 1000 м горизонтальный полет допускается в диапазонах скоростей, приведенных в табл. 4.


Таблица 4

Высота, м Максимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч
У земли

 

Минимально и максимально допустимые скорости полета по прибору на высотах более 1000 м такие же, как и при температурах наружного воздуха +25°С и выше.

Полеты на высотах ниже 10 м выполнять на скоростях не более 20 км/ч по прибору.

Полеты на малой высоте над сильно пересеченной местностью (овраги, балки, обрывы) разрешаются на высотах не менее 20 м над рельефом местности и на скоростях не менее 50 км/ч по прибору.

Максимальная скорость полета с грузом на внешней подвеске зависит от поведения груза и допускается не более 150 км/ч по прибору.

Полеты на дальность рекомендуется производить:

— в спокойном воздухе — на максимальной скорости;

— в неспокойном воздухе — на пониженной скорости, исключающей нарушения ограничений по скорости (на 10—15 км/ч меньше Vmax).

 

Развороты и виражи выполнять с креном не более 30°.

В диапазоне скоростей 100—150 км/ч на вертолете с нормальной взлетной массой (до 3550 кг) разрешено выполнение разворотов и виражей с креном не более 45°.

Планирование с работающими двигателями и планирование на режиме самовращения несущего винта допускаются на скоростях, указанных в табл. 5.

 

Таблица 5

Высота, м Максимально допустимая скорость планирования по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость планирования по прибору, км/ч
500 и ниже

 

Развороты на режиме самовращения несущего винта допускаются с креном не более 20°.

 

Примечание. По летным ограничениям при полетах с максимальной массой до 3700 кг руководствоваться указаниями раздела «Полеты с максимальной взлетной массой».

 

По двигателям и редуктору

Максимальные значения параметров работы двигателей зависят от высоты полета и температуры воздуха у земли и в полете и не должны быть выше указанных в табл. 6.

Обороты несущего винта при правой крайней коррекции на всех высотах от 0 до 4000 м поддерживаются автоматической системой в диапазоне 78—84%.

На взлетах, висениях и разворотах у земли при ветре сбоку и сзади температуру газов двигателей не допускать выше 970 (985)°С*.

_________________

* Здесь и далее по тексту Инструкции в скобках указаны значения параметров только для двигателей серий 1 и 2.

____________________


 

Примечания:

1. При проверке приемистости кратковременное повышение температуры газов не должно превышать 990 (1005)°С.

2. Максимальная температура газов при запуске двигателя допускается не выше значений, указанных на рис. 5.

3. Отбор воздуха для систем вертолета разрешается производить при температурах наружного воздуха ниже +15°С на режимах малого газа и выше.

4. На переходных режимах полета допускаются кратковременное (до 30 с) повышение оборотов несущего винта до 86% и кратковременное (до 15 с) уменьшение оборотов несущего винта до 76%.

5. В полете при работе двигателей на режиме малого газа допускается кратковременное (до 5 с) повышение оборотов несущего винта до 92%.

6. Минимально допустимое время между повторными выходами на взлетный или номинальный режим после непрерывной работы на этих режимах в течение допустимого времени 5 мин. Суммарная наработка непрерывной последовательной работы на этих режимах допускается не более 66 мин (режим работы спарки двигателей определяется по двигателю, имеющему большее значение nтк).

7. Суммарная наработка главного редуктора с одним работающим двигателем допускается не более 10% ресурса, установленного редуктору (по 5% ресурса с каждым двигателем).

 

По электро- и радиооборудованию вертолета

Количество последовательных запусков двигателя стартером-генератором СТГ-3 не должно превышать пяти запусков с трехминутными перерывами между запусками. После пяти запусков необходимо охладить СТГ-3 до окружающей температуры, не включая его в течение 30 мин.

Перед запуском двигателей КБ и УКВ радиостанции должны быть выключены.

 

По углам уклона взлетно-посадочных площадок

Максимальные величины углов уклона площадки для выполнения взлета и посадки вертолета не должны превышать указанных в табл. 7.

 

По полетам в сложных метеорологических условиях

Набор высоты рекомендуется производить на скоростях 110—120 км/ч по прибору, а горизонтальный полет — в диапазонах скоростей, указанных в табл. 8.

 

Режим работы Максимально допустимые обороты турбокомпрессора, %, в зависимости от температуры наружного воздуха, °С Температура газов перед турбиной (не выше), °С, для двигателей
От -60 До -40 От -40 До -15 От -15 До +60 1-й серии 2-й серии 3-й серии
Взлетный
Номинальный
Крейсерский I 85,5 88,5
Крейсерский II 84,5
Малый газ 57±3

 

Максимальная высота полета 2500 м.

Развороты и виражи допускаются с креном не более 15°.

Переходные режимы (от набора высоты к планированию с работающими двигателями и с режима планирования к набору высоты) рекомендуется выполнять через режим горизонтального полета. Планирование с работающими двигателями до высоты 2000 м выполнять на скорости 110—120 км/ч по прибору, с высоты 2000 м и ниже — на скорости 110—140 км/ч по прибору.

Полеты в условиях обледенения разрешается производить при температуре наружного воздуха не ниже -6°С.

 

Таблица 6

Температура масла, °С Давление масла, кгс/см2 Время непрерывной работы (не более), мин Общее время наработки за ресурс (не более) %
на выходе двигателя главного редуктора двигателя главного редуктора
30—150 30—90 3±0,5 2 - 8
Рекомендуемая не выше 140 (минимальная для длительной работы на крейсерском режиме и выше + 60) Рекомендуемая 80 Минимальная для выхода на режим выше малого газа +5 3±0,5 3±0,5 2 – 8 2 - 8, 60 Не ограничено 40 Не ограничено
Минимальная для выхода на режим выше малого газа +30 3±0,5 2—8 То же То же
Минимальная при запуске —40 Минимальная при запуске —25 Не менее 1,5 Не менее 1,2 Не ограничено

По температуре наружного воздуха

При низких температурах наружного воздуха перед запуском двигателей необходимо подогревать силовую установку наземными подогревательными средствами.

При температуре масла в главном редукторе —25°С и ниже перед запуском двигателя необходимо подогреть редуктор горячим воздухом (не выше +80°С) до температуры масла в редукторе —15°С.

При температуре масла в двигателе —40°С и ниже перед запуском необходимо подогревать двигатели горячим воздухом (не выше +80°С). Воздух для подогрева двигателей подводить к входному устройству и к насосу-регулятору НР-40Т. Двигатели подогревать до температуры масла в двигателях, равной —30°С по указателю температуры масла.

 

Таблица 7

 

Положение вертолета при взлете (посадке) относительно уклона Уклон площадки, °
для взлета и посадки (без выключения двигателей после посадки) для взлета и посадки (с выключением двигателей после посадки)
Носом на уклон Не более
Левым бортом на уклон
Правым бортом на уклон
Носом под уклон

 

Таблица 8

Высота, м Максимально допустимая скорость полета в СМУ по прибору, км/ч Минимально допустимая скорость полета в СМУ по прибору, км/ч
От 0 до 1000 От 1000 до 2000 Свыше 2000 180 150 120 100 100 100

 

Если 20-минутной работы двигателей на малом газе не хватит для прогрева масла в главном редукторе до +5°С, остановить двигатели и запустить их через 10 мин для продолжения прогрева. Для ускорения прогрева после останова двигателей и до следующего запуска рекомендуется подогревать главный редуктор теплым воздухом.

Перед остановом двигателей их необходимо охладить, для чего перед остановом двигателей проработать в течение 4—5 мин на режиме малого газа. В условиях повышенной запыленности время охлаждения на малом газе сократить до 1—2 мин.


Глава II
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

Перед полетом летчик принимает доклад от техника о готовности вертолета к полету, о количестве заправленного топлива и масла, о соответствии загрузки и центровки вертолета предстоящему летному заданию, об устранении выявленных недостатков и о работах, выполненных на вертолете после последнего летного дня.

Получив эти сведения, летчик проверяет наличие противопожарных средств вблизи вертолета и убеждается в отсутствии предметов, которые могут попасть в лопасти винтов или в двигатели (во внеаэродромных условиях, кроме того, убеждается в наличии бортовых переносных средств пожаротушения).

При эксплуатации вертолета на песчаных или пыльных аэродромах он должен быть уверен, что место стоянки вертолета полито водой.