НАЗНАЧЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЭКИПАЖУ ВЕРТОЛЕТА Ми-2
ИНСТРУКЦИЯ
Заключение
Для нашего народа Великая Отечественная длилась 1418 дней и ночей. Мы заплатили за нее 27 миллионами жизней.
ВЕЧНАЯ ВСЕМ ПАМЯТЬ…
ВЕЧНАЯ ВСЕМ СЛАВА!
Сейчас, более шестьдесят пять лет спустя, мы яснее видим источник внутренней силы целого поколения. Когда грохотали пушки, и смерть стояла у солдата за спиной, он верил, что его хранит любовь - любовь к Отечеству, любовь матери, любовь к женщине.
Военное поколение. «Сороковые, роковые»… Праздник 9 мая - праздник не только тех, кто выстоял под Москвой, кто разгромил врага на Волге и дошел до Берлина, этот праздник не только военного поколения, но и поколений, пришедших после войны, жизнью своей обязанных Победе.
Мы - потомки дедов-фронтовиков и на нас лежит большая ответственность.
Александр Трифонович Твардовский, поэт-фронтовик, также напоминает молодому поколению, что нужно жить достойно во имя памяти солдат, оставшихся на полях сражений:
«Я убит подо Ржевом» - это завещание, завет всех мертвых всем живым:
Завещаю в этой жизни
Всем счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Памяти предков будем достойны!
Список использованной литературы
1.Учебник истории «Россия в XX веке» под редакцией Левандовского А. А.
2. Твардовский А.Т., стихотворение «Я убит подо Ржевом».
3. Воспоминания местных жителей.
ИЗДАНИЕ 4-е, ДОПОЛНЕННОЕ
Введена в действие заместителем главнокомандующего
Военно-Воздушными Силами по боевой подготовке
НАЗНАЧЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА..................................................................................................................................................... 6
Глава I ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ. 6
Глава II ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ.................................................................................................................................. 12
ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР ВЕРТОЛЕТА.......................................................................................................................... 12
ОСМОТР КАБИНЫ ЛЕТЧИКА................................................................................................................................................ 13
ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ ДВИГАТЕЛЕЙ...................................................................................................................... 16
ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ........................................................................................................................................................... 17
Общие положения................................................................................................................................................................... 17
Запуск двигателей от аэродромного источника питания........................................................................................... 17
Холодная прокрутка двигателя.......................................................................................................................................... 18
Запуск двигателей от бортовых аккумуляторных батарей....................................................................................... 18
Запуск второго двигателя от генератора работающего двигателя......................................................................... 19
Прогрев силовой установки и опробование двигателей............................................................................................. 19
Останов двигателя.................................................................................................................................................................. 21
Ложный запуск........................................................................................................................................................................ 22
Глава III ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ............................................................................................................................... 23
ВИСЕНИЕ...................................................................................................................................................................................... 23
ВЗЛЕТ............................................................................................................................................................................................. 25
Взлет по-вертолетному......................................................................................................................................................... 25
Взлет по-самолетному........................................................................................................................................................... 25
ПОЛЕТЫ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ............................................................................................................................................. 26
НАБОР ВЫСОТЫ........................................................................................................................................................................ 26
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ.................................................................................................................................................. 27
ПИЛОТИРОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТА В ЗОНЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ МАНЕВРОВ.......................................................................................................................................................................................................... 28
Выполнение разворотов и виражей................................................................................................................................... 28
Выполнение горки.................................................................................................................................................................. 29
Выполнение горки с увеличением режима работы двигателей................................................................................ 29
Выполнение горки с разворотом на 180°........................................................................................................................ 30
Выполнение боевого разворота......................................................................................................................................... 30
Выполнение пикирования.................................................................................................................................................... 30
ПЕРЕХОДНЫЕ РЕЖИМЫ ПОЛЕТА...................................................................................................................................... 31
ПОЛЕТ С ОДНИМ РАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ....................................................................................................... 31
СНИЖЕНИЕ................................................................................................................................................................................. 32
Вертикальное снижение с работающими двигателями............................................................................................... 32
Планирование с работающими двигателями................................................................................................................. 33
Снижение на режиме самовращения несущего винта с двигателями, работающими на малом газе........... 33
ПОСАДКА ВЕРТОЛЕТА........................................................................................................................................................... 34
Вертикальная посадка с работающими двигателями.................................................................................................. 35
Посадка вертолета с работающими двигателями с поступательной скоростью (по самолетному)............. 35
Посадка на режиме самовращения несущего винта..................................................................................................... 36
Посадка с одним работающим двигателем..................................................................................................................... 36
ПОЛЕТЫ С МАКСИМАЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ................................................................................................. 37
ПОЛЕТЫ НОЧЬЮ....................................................................................................................................................................... 38
ПОЛЕТЫ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ДНЕМ И НОЧЬЮ.............................................. 39
Общие положения................................................................................................................................................................... 39
Пилотирование вертолета днем и ночью в сложных метеорологических условиях......................................... 40
Заход и расчет на посадку методом «большая коробочка»...................................................................................... 41
Заход и расчет на посадку с прямой методом отворота на расчетный угол........................................................ 44
Заход и расчет на посадку с помощью автоматического радиопеленгатора...................................................... 45
Заход и расчет на посадку по большой коробочке...................................................................................................... 45
Заход и расчет на посадку с прямой отворотом на расчетный угол...................................................................... 47
ПОЛЕТЫ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ.......................................................................................................................... 48
ПОЛЕТЫ В ГОРАХ..................................................................................................................................................................... 49
Особенности полетов в горной местности....................................................................................................................... 49
Определение предельной полетной массы вертолета................................................................................................. 51
Особенности взлетов и посадок на высокогорных площадках................................................................................. 53
Способы взлета....................................................................................................................................................................... 54
Выполнение посадок на высокогорные площадки....................................................................................................... 56
Взлет с площадок и посадка на площадки с уклонами............................................................................................... 57
Взлет с русла высохшей реки и посадка на него........................................................................................................... 57
Полеты в ущельях................................................................................................................................................................... 58
ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ....................................................................................... 58
Транспортировка груза без бортового техника в составе экипажа......................................................................... 58
Осмотр и проверка системы внешней подвески перед полетом................................................................................ 59
Подцепка (отцепка) груза и полет вертолета с грузом на внешней подвеске...................................................... 59
Подцепка груза после посадки вертолета....................................................................................................................... 59
Подцепка груза в режиме висения...................................................................................................................................... 61
Транспортировка груза с бортовым техником в составе экипажа........................................................................... 61
Подцепка груза после посадки вертолета....................................................................................................................... 62
Подцепка груза на режиме висения................................................................................................................................... 62
Отцепка груза........................................................................................................................................................................... 62
Особенности выполнения полетов с грузами на внешней подвеске ночью........................................................... 63
Подъем груза на борт вертолета в режиме висения с помощью бортовой стрелы.............................................. 64
УКАЗАНИЯ ПО ЗАГРУЗКЕ (РАЗГРУЗКЕ) ВЕРТОЛЕТА................................................................................................ 64
Глава IV РАСЧЕТ РАДИУСА, ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА............................ 66
РАСЧЕТ РАДИУСА, ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА ВЕРТОЛЕТА С ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 3550 кг.......................................................................................................................................................................................................... 66
Примеры.................................................................................................................................................................................... 73
РАСЧЕТ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА ВЕРТОЛЕТА С ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 3700 КГ 76
Глава V ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА ПРИ ОТКАЗАХ........................................................................................................ 80
ОТКАЗ В ПОЛЕТЕ ОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ........................................................................................................................ 80
ОТКАЗ В ПОЛЕТЕ ДВУХ ДВИГАТЕЛЕЙ........................................................................................................................... 80
НЕИСПРАВНОСТИ ГЛАВНОГО РЕДУКТОРА................................................................................................................. 81
НЕИСПРАВНОСТЬ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОДДЕРЖАНИЯ ОБОРОТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА 81
ПОЖАР В ВОЗДУХЕ.................................................................................................................................................................. 82
Пожар в отсеке двигателя..................................................................................................................................................... 82
Пожар в отсеке главного редуктора.................................................................................................................................. 82
Пожар в кабине вертолета................................................................................................................................................... 83
ОТКАЗ ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ...................................................................................................................................... 83
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЛАТТЕРА ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА.......................................................................... 83
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ТИПА "ЗЕМНОЙ РЕЗОНАНС"............................................................................. 84
НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ СКОРОСТЕЙ ПОЛЕТА............................................. 84
ОТКАЗ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ............................................................................................................................ 84
ОТКАЗ ГЕНЕРАТОРА................................................................................................................................................................ 84
ОТКАЗ АВИАГОРИЗОНТА...................................................................................................................................................... 85
ЗАГОРАНИЕ СВЕТОВОГО ТАБЛО ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 100 Л............................................................................. 85
ОТКАЗ СИСТЕМЫ ПВД........................................................................................................................................................... 85
ОТКАЗ ГИРОИНДУКЦИОННОГО КОМПАСА ГИК-1.................................................................................................... 86
ОТКАЗ ЭЛЕКТРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРИММЕРАМИ................................................................................... 86
ОТКАЗ УКВ РАДИОСТАНЦИИ.............................................................................................................................................. 86
ОТКАЗ РАДИОКОМПАСА АРК-9.......................................................................................................................................... 87
ПРАВИЛА ВЫНУЖДЕННОГО ПОКИДАНИЯ В ВОЗДУХЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-2 С ОДНИМ УПРАВЛЕНИЕМ 87
Покидание вертолета через проем правой двери.......................................................................................................... 87
Покидание вертолета через проем сдвижного блистера............................................................................................. 87
ПРАВИЛА ВЫНУЖДЕННОГО ПОКИДАНИЯ В ВОЗДУХЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-2 С ДВОЙНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 88
Глава VI ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА.................................................................................................. 90
ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ..................................................................................... 90
Предполетный осмотр вертолета....................................................................................................................................... 90
Предполетный осмотр и проверка работы системы внешней подвески................................................................. 92
Предполетный осмотр и проверка работы бортовой стрелы.................................................................................... 93
Подготовка к запуску и запуск двигателей..................................................................................................................... 93
ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА В ПОЛЕТЕ.................................................................................................... 94
ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА ПРИ ОТЦЕПКЕ ГРУЗА............................................................................. 95
ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА ПРИ ПОДЪЕМЕ ЛЮДЕЙ ИЛИ ГРУЗОВ НА БОРТ ВЕРТОЛЕТА НА РЕЖИМЕ ВИСЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ БОРТОВОЙ СТРЕЛЫ.............................................................................................................. 96
При подходе к месту погрузки (спасательных работ) бортовой техник обязан:..................................................... 96
ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ........................................................................................................................................................ 96
ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ТЕХНИКА ПРИ ОТКАЗАХ............................................................................................ 97
Отказ в полете одного двигателя........................................................................................................................................ 97
Отказ в полете двух двигателей.......................................................................................................................................... 97
Неисправность системы автоматического поддержания оборотов несущего винта......................................... 97
Пожар в воздухе...................................................................................................................................................................... 97
ОБЯЗАННОСТИ БОРТОВОГО ОПЕРАТОРА НА ВЕРТОЛЕТЕ Ми-2 С ДВОЙНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ........... 98
Глава VII ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРТОЛЕТА.......................................................................................................................................................................................................... 99
ПОТРЕБНАЯ МОЩНОСТЬ ДЛЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЕТА............................................................................. 99
ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СКОРОСТИ ПОЛЕТА......................................................................................................................... 99
ХАРАКТЕРИСТИКИ СКОРОПОДЪЕМНОСТИ............................................................................................................... 100
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ................................................................................................................................ 100
ТЯГА НЕСУЩЕГО ВИНТА................................................................................................................................................... 100
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ............................................................................................................ 101
ЗАВИСИМОСТЬ ВЗЛЕТНЫХ ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ ГТД-350 ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА И ВЫСОТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЛОЩАДКИ НАД УРОВНЕМ МОРЯ........................................................................................... 103
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ......................................................................................................................................... 104
БАЛАНСИРОВКА ВЕРТОЛЕТА........................................................................................................................................... 105
Силы и моменты, действующие в установившемся горизонтальном полете в плоскости симметрии вертолета (продольная балансировка)....................................................................................................................................................................... 105
Силы и моменты, действующие в поперечной плоскости (поперечная балансировка)................................. 106
Силы и моменты, действующие в горизонтальной плоскости (путевая балансировка)................................. 106
Продольная балансировка вертолета............................................................................................................................ 106
Поперечная и путевая балансировка вертолета......................................................................................................... 108
УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ ВЕРТОЛЕТА В ПОЛЕТЕ С ГРУЗОМ НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ 111
ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ВЕРТОЛЕТА...................................................................................................... 111
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................................................................................... 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 1ЭКСПЛУАТАЦИЯ САНИТАРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПОГРУЗКА (ВЫГРУЗКА) И ТРАНСПОРТИРОВКА РАНЕНЫХ И БОЛЬНЫХ НА ВЕРТОЛЕТЕ Ми-2............................................................................................................ 112
Общие сведения..................................................................................................................................................................... 112
Переоборудование вертолета в санитарный вариант............................................................................................... 112
Проверка медицинского и бытового оборудования................................................................................................... 112
Особенности подъезда (отъезда) санитарного транспорта к вертолету............................................................. 113
Погрузка и размещение раненых и больных в вертолете......................................................................................... 113
Обслуживание раненых и больных в полете................................................................................................................ 113
Выгрузка раненых и больных из вертолета................................................................................................................. 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ОСНОВНЫЕ МАССОВЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-2 С ОДНИМ УПРАВЛЕНИЕМ........................................................................................................................................................................................................ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: ОСНОВНЫЕ МАССОВЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-2 С ОДНИМ УПРАВЛЕНИЕМ........................................................................................................................................................................................................ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 4:ОСНОВНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ВЕРТОЛЕТА... 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПРИМЕНЕНИЕ АРК-У2 ПРИ ПОИСКЕ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ........................................ 117
Назначение и состав аппаратуры АРК-У2................................................................................................................... 117
Действия летчика в полете на поиск терпящих бедствие с применением радиокомпаса АРК-У2............... 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА................................................................................................................... 119
Лист учета изменений и дополнений.............................................................................................................................. 121
«УТВЕРЖДАЮ»
генерал-полковник авиации
И. ГАИДАЕНКО 12 июля 1977 г.
Вертолет Ми-2 с двумя двигателями ГТД-350 (рис. 1) предназначен для перевозки людей и грузов, транспортировки грузов на внешней подвеске, перевозки лежащих и сидячих больных с сопровождающим медработником, для связи и выполнения спасательных работ в труднодоступной местности путем поднятия с помощью грузовой стрелы на борт вертолета людей, терпящих бедствие.
Рис. 1. Общий вид вертолета Ми-2
Вертолет Ми-2 с двойным управлением может быть использован для обучения курсантов летных училищ ВВС технике пилотирования в простых и сложных метеорологических условиях (СМУ) днем и ночью, а также для обучения элементам боевого применения.
Экипаж вертолета:
— в варианте с одним управлением — летчик и бортовой техник (2 человека);
— в варианте с двойным управлением — летчик-инструктор и курсант (2 человека);
— в варианте с двойным управлением для работы с бортовой стрелой — летчик-инструктор, курсант и бортовой оператор (3 человека).
Глава I
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
И ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
УКАЗАНИЯ
По массам и центровкам
Нормальная взлетная масса вертолета — 3550 кг, максимальная — 3700 кг.
Допустимая масса перевозимого груза в грузовой кабине — до 700 кг.
Количество перевозимых людей — до 8 человек (общей массой не более 800 кг).
Допустимая масса перевозимого груза на внешней подвеске — до 800 кг.
При наличии бортового техника в составе экипажа полезная нагрузка или заправка вертолета топливом должна быть уменьшена на 90 кг, количество перевозимых людей сокращено до 7 человек.
Максимальная масса, поднимаемая бортовым грузоподъемным устройством,— 120 кг.
Предельно допустимые центровки вертолета:
— передняя 185 мм впереди оси вращения несущего винта;
— задняя в полете 10 мм позади оси вращения не сущего винта;
— задняя на висении и при перемещениях у земли при работе с бортовой стрелой 55 мм позади оси вращения несущего винта.
Диапазон изменения центровок вертолета Ми-2 в зависимости от запаса топлива для установленных вариантов загрузки показан на рис. 2 и 3.
По летным данным и маневренности
Запуск и останов двигателей, а также взлет и посадка вертолета допускаются при скоростях и направлениях ветра, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Направление ветра | Допустимая скорость ветра | |
при запуске и останове двигателей, м/с | при взлете и посадке, м/с | |
Спереди Слева Справа Сзади | 15 5 5 5— при останове, 0 — при запуске | 7 7 5* |
* При предельно передней центровке ветер сзади при взлете и посадке допускается не более 3 м/с.
Руление разрешается при скорости ветра не более 12 м/с (при скорости ветра от 12 до 15 м/с вместо руления на старт и со старта допускается буксировка или подлет против ветра).
Висения, не связанные с тактической необходимостью, на высотах более 10 м производить не рекомендуется.
Максимальная угловая скорость разворота на висении 20°/с.
Развороты на висении у земли допускаются:
— на 360° при скорости ветра не более 5 м/с;
— на 90° при скорости ветра не более 7 м/с.
При ветре от 7 до 15 м/с висение допускается только против ветра.
Набор высоты выполнять на скоростях, указанных в табл. 2.
Таблица 2
Высота, м | Максимально допустимая скорость набора высоты по прибору, км/ч | Минимально допустимая скорость набора высоты по прибору, км/ч |
У земли | ||
Максимальная высота полета — 4000 м.
Горизонтальный полет вертолета при температурах наружного воздуха +25°С и выше допускается на скоростях, указанных в табл. 3.
Таблица 3
Высота, м | Максимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч | Минимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч |
У земли | ||
При температурах наружного воздуха ниже +25°С до высоты 1000 м горизонтальный полет допускается в диапазонах скоростей, приведенных в табл. 4.
Таблица 4
Высота, м | Максимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч | Минимально допустимая скорость полета по прибору, км/ч |
У земли | ||
Минимально и максимально допустимые скорости полета по прибору на высотах более 1000 м такие же, как и при температурах наружного воздуха +25°С и выше.
Полеты на высотах ниже 10 м выполнять на скоростях не более 20 км/ч по прибору.
Полеты на малой высоте над сильно пересеченной местностью (овраги, балки, обрывы) разрешаются на высотах не менее 20 м над рельефом местности и на скоростях не менее 50 км/ч по прибору.
Максимальная скорость полета с грузом на внешней подвеске зависит от поведения груза и допускается не более 150 км/ч по прибору.
Полеты на дальность рекомендуется производить:
— в спокойном воздухе — на максимальной скорости;
— в неспокойном воздухе — на пониженной скорости, исключающей нарушения ограничений по скорости (на 10—15 км/ч меньше Vmax).
Развороты и виражи выполнять с креном не более 30°.
В диапазоне скоростей 100—150 км/ч на вертолете с нормальной взлетной массой (до 3550 кг) разрешено выполнение разворотов и виражей с креном не более 45°.
Планирование с работающими двигателями и планирование на режиме самовращения несущего винта допускаются на скоростях, указанных в табл. 5.
Таблица 5
Высота, м | Максимально допустимая скорость планирования по прибору, км/ч | Минимально допустимая скорость планирования по прибору, км/ч |
500 и ниже |
Развороты на режиме самовращения несущего винта допускаются с креном не более 20°.
Примечание. По летным ограничениям при полетах с максимальной массой до 3700 кг руководствоваться указаниями раздела «Полеты с максимальной взлетной массой».
По двигателям и редуктору
Максимальные значения параметров работы двигателей зависят от высоты полета и температуры воздуха у земли и в полете и не должны быть выше указанных в табл. 6.
Обороты несущего винта при правой крайней коррекции на всех высотах от 0 до 4000 м поддерживаются автоматической системой в диапазоне 78—84%.
На взлетах, висениях и разворотах у земли при ветре сбоку и сзади температуру газов двигателей не допускать выше 970 (985)°С*.
_________________
* Здесь и далее по тексту Инструкции в скобках указаны значения параметров только для двигателей серий 1 и 2.
____________________
Примечания:
1. При проверке приемистости кратковременное повышение температуры газов не должно превышать 990 (1005)°С.
2. Максимальная температура газов при запуске двигателя допускается не выше значений, указанных на рис. 5.
3. Отбор воздуха для систем вертолета разрешается производить при температурах наружного воздуха ниже +15°С на режимах малого газа и выше.
4. На переходных режимах полета допускаются кратковременное (до 30 с) повышение оборотов несущего винта до 86% и кратковременное (до 15 с) уменьшение оборотов несущего винта до 76%.
5. В полете при работе двигателей на режиме малого газа допускается кратковременное (до 5 с) повышение оборотов несущего винта до 92%.
6. Минимально допустимое время между повторными выходами на взлетный или номинальный режим после непрерывной работы на этих режимах в течение допустимого времени 5 мин. Суммарная наработка непрерывной последовательной работы на этих режимах допускается не более 66 мин (режим работы спарки двигателей определяется по двигателю, имеющему большее значение nтк).
7. Суммарная наработка главного редуктора с одним работающим двигателем допускается не более 10% ресурса, установленного редуктору (по 5% ресурса с каждым двигателем).
По электро- и радиооборудованию вертолета
Количество последовательных запусков двигателя стартером-генератором СТГ-3 не должно превышать пяти запусков с трехминутными перерывами между запусками. После пяти запусков необходимо охладить СТГ-3 до окружающей температуры, не включая его в течение 30 мин.
Перед запуском двигателей КБ и УКВ радиостанции должны быть выключены.
По углам уклона взлетно-посадочных площадок
Максимальные величины углов уклона площадки для выполнения взлета и посадки вертолета не должны превышать указанных в табл. 7.
По полетам в сложных метеорологических условиях
Набор высоты рекомендуется производить на скоростях 110—120 км/ч по прибору, а горизонтальный полет — в диапазонах скоростей, указанных в табл. 8.
Режим работы | Максимально допустимые обороты турбокомпрессора, %, в зависимости от температуры наружного воздуха, °С | Температура газов перед турбиной (не выше), °С, для двигателей | ||||
От -60 До -40 | От -40 До -15 | От -15 До +60 | 1-й серии | 2-й серии | 3-й серии | |
Взлетный | ||||||
Номинальный | ||||||
Крейсерский I | 85,5 | 88,5 | ||||
Крейсерский II | 84,5 | — | — | — | ||
Малый газ | 57±3 |
Максимальная высота полета 2500 м.
Развороты и виражи допускаются с креном не более 15°.
Переходные режимы (от набора высоты к планированию с работающими двигателями и с режима планирования к набору высоты) рекомендуется выполнять через режим горизонтального полета. Планирование с работающими двигателями до высоты 2000 м выполнять на скорости 110—120 км/ч по прибору, с высоты 2000 м и ниже — на скорости 110—140 км/ч по прибору.
Полеты в условиях обледенения разрешается производить при температуре наружного воздуха не ниже -6°С.
Таблица 6
Температура масла, °С | Давление масла, кгс/см2 | Время непрерывной работы (не более), мин | Общее время наработки за ресурс (не более) % | ||
на выходе двигателя | главного редуктора | двигателя | главного редуктора | ||
30—150 | 30—90 | 3±0,5 | 2 - 8 | ||
Рекомендуемая не выше 140 (минимальная для длительной работы на крейсерском режиме и выше + 60) | Рекомендуемая 80 Минимальная для выхода на режим выше малого газа +5 | 3±0,5 3±0,5 | 2 – 8 2 - 8, | 60 Не ограничено | 40 Не ограничено |
Минимальная для выхода на режим выше малого газа +30 | 3±0,5 | 2—8 | То же | То же | |
Минимальная при запуске —40 | Минимальная при запуске —25 | Не менее 1,5 | Не менее 1,2 | Не ограничено |
По температуре наружного воздуха
При низких температурах наружного воздуха перед запуском двигателей необходимо подогревать силовую установку наземными подогревательными средствами.
При температуре масла в главном редукторе —25°С и ниже перед запуском двигателя необходимо подогреть редуктор горячим воздухом (не выше +80°С) до температуры масла в редукторе —15°С.
При температуре масла в двигателе —40°С и ниже перед запуском необходимо подогревать двигатели горячим воздухом (не выше +80°С). Воздух для подогрева двигателей подводить к входному устройству и к насосу-регулятору НР-40Т. Двигатели подогревать до температуры масла в двигателях, равной —30°С по указателю температуры масла.
Таблица 7
Положение вертолета при взлете (посадке) относительно уклона | Уклон площадки, ° | |
для взлета и посадки (без выключения двигателей после посадки) | для взлета и посадки (с выключением двигателей после посадки) | |
Носом на уклон | Не более | |
Левым бортом на уклон | ||
Правым бортом на уклон | — | |
Носом под уклон | — |
Таблица 8
Высота, м | Максимально допустимая скорость полета в СМУ по прибору, км/ч | Минимально допустимая скорость полета в СМУ по прибору, км/ч |
От 0 до 1000 От 1000 до 2000 Свыше 2000 | 180 150 120 | 100 100 100 |
Если 20-минутной работы двигателей на малом газе не хватит для прогрева масла в главном редукторе до +5°С, остановить двигатели и запустить их через 10 мин для продолжения прогрева. Для ускорения прогрева после останова двигателей и до следующего запуска рекомендуется подогревать главный редуктор теплым воздухом.
Перед остановом двигателей их необходимо охладить, для чего перед остановом двигателей проработать в течение 4—5 мин на режиме малого газа. В условиях повышенной запыленности время охлаждения на малом газе сократить до 1—2 мин.
Глава II
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
Перед полетом летчик принимает доклад от техника о готовности вертолета к полету, о количестве заправленного топлива и масла, о соответствии загрузки и центровки вертолета предстоящему летному заданию, об устранении выявленных недостатков и о работах, выполненных на вертолете после последнего летного дня.
Получив эти сведения, летчик проверяет наличие противопожарных средств вблизи вертолета и убеждается в отсутствии предметов, которые могут попасть в лопасти винтов или в двигатели (во внеаэродромных условиях, кроме того, убеждается в наличии бортовых переносных средств пожаротушения).
При эксплуатации вертолета на песчаных или пыльных аэродромах он должен быть уверен, что место стоянки вертолета полито водой.