Контактные и неконтактные тралы.

 

Контактные тралы предназначены для борьбы с якорными минами, хотя имеются отдельные образцы контактных тралов, с помощью которых вытраливаются плавающие, а иногда и донные мины.

Контактный трал в общем виде представляет собой буксируемое за кормой корабля тросовое устройство, на котором размещены элементы трала, непосредственно воздействующие на минреп мины или на саму мину.

Разные по типу контактные тралы имеют свои конструктивные особенности (отличие таких тралов друг от друга обусловлено прежде всего числом буксирующих кораблей, расположением трала относительно поверхности воды или грунта и принципов воздействия на мину.

По числу буксирующих кораблей тралы могут быть:

- одинарными (буксируется одним кораблем)

- парными (буксируется двумя кораблями).

Движение тралящих частей тралов может осуществляться на определенных углублениях

(тралы постоянного отстояния от поверхности воды) или на некотором постоянном

отстоянии от грунта (придонные тралы).

По принципу воздействия на якорную мину контактные тралы подразделяются на:

- подсекающие (их большинство)

- буксирующие

- обозначающие.

Подсекающий одинарный трал постоянного отстояния от поверхности воды состоит из:

- буксира

- двух тралящих частей

- углубителя

- двух отводителей (отводящих аппаратов)

- двух буев - обозначателей границ (ОГ)

- резаков

- подрывных патронов

Буксир предназначается для буксировки тралящих частей и удержания их на требуемом углублении.

Тралящие части состоят из отдельных смычек отвального оцинкованного троса (возможно применение тросов из маломагнитных сталей). Диаметр троса, размеры тралящих частей и их оснащение зависят от образца трала.

К ходовым концам тралящих частей присоединяются отводители, обеспечивающие при буксировке трала разведение ходовых концов в стороны от диаметральной плоскости тральщика и создающие тем самым ширину захвата трала (ширину полосы, протраливаемую тралом).

Основными частями отводителя (отводящего аппарата) являются пластины, изогнутые по дуге специального профиля, с помощью которых создается отводящая сила.

Для обозначения границ протраливаемой полосы к отводителям с помощью тросовых оттяжек присоединяются буи ОГ (обозначатели границ), которые идут по поверхности и дают возможность контролировать работу трала. Ширина захвата трала обеспечивает попадание минрепа мины, стоящей на пути движения трала, на тралящую часть.

На тралящей части могут размещаться резаки для подсечения тросовых минрепов или подрывные патроны для перебивания тросовых и цепных минрепов. Возможно, размещение на одной тралящей части и резаков, и подрывных патронов одновременно. Затраленный минреп скользит по тралящей части до ближайшего резака (резака-захвата) или патрона.

Резак состоит из корпуса, в котором закрепляются пластины с пилообразными насечками. Эти пластины образуют суживающуюся щель, раскрыв которой делается в расчете на максимальный диаметр минрепа мины. Таких ножей (щелей) на резаке может быть два, в этом случае резак называется двусторонним. Минреп перебивается в ноже резака за счет движения трала.

Патрон морского трала состоит из корпуса с зарядом

- центрального стержня

- крестовины

- упорной планки

- гидростатического предохранителя

- предохранительной чеки и двух взрывателей.

Патрон закрепляется в тралящей части вместе с обводной стропкой, воспринимающей на себя натяжение трала после взрыва патрона. При затраливании мины минреп скользит по тралящей части и попадает на крестовину. Под действием давления минрепа крестовина передвигается, что вызывает разъединение корпуса патрона и центрального стрежня (выпадают шарики). Корпус патрона под давлением минрепа на крестовину передвигается по центральному стрежню до упора штоков взрывателей в упорную планку, при этом штоки продвигаются внутрь и вызывают срабатывание ударных механизмов. Взрыв патрона перебивает минреп. Натяжение тралящей части переносится на обводную стропку. Гидростатический предохранитель обеспечивает безопасность при обращении с патроном на борту противоминного корабля.

Придонный трал применяется для траления придонных мин. Его тралящие части удерживаются на определенном расстоянии от грунта (от 3 до 9 м) с помощью поддерживающих буев и ползунов (цепь из нескольких звеньев). Ширина захвата у этого трала определяется длиной тралящих частей и расстоянием между буксирующими кораблями. В придонных тралах используются только резаки.

 

Парный придонный трал

1 -буксир; 2 - шкентель углубителя; 3 - углубитель; 4 - крайний гайдроп, 5 крайний ползун, 6 -тралящая часть; 7 - промежуточный гайдроп; 8 - промежуточный ползун; 9 средний гайдроп;

10 - средний ползун; 11, 12, 15 - буи; 13 -резак; 14 - буйреп буя.

 

Парный буксирующий контактный трал применяется для траления плавающих мин. Тралящая часть такого трала состоит из сети, вертикальное расположение которой обеспечивается поплавками, стойками и грузами. Плавающие мины попадают в одно из полотнищ сети и удерживаются там до момента очистки трала. Для вытраливания донных и затонувших якорных мин на отдельных участках фарватеров, рейдов и рекомендованных курсов с ровным плотным грунтом возможно применение донных сетевых тралов. Нижняя часть такого сетевого трала (грунт трос) при буксировке движется по грунту.

 

Поверхностный сетевой трал

1 - тралящая часть; 2 - стойка; 3 - поплавок; 4 - шпрюит; 5 - ведущий буй; 6 - оттяжка глубины; 7 - буксир; 8 - груз, 9 плавающая мина

 

Возможно также применение буксирующих тралов и против якорных мин. В этом случае на тралящих частях такого трала размещаются специальные резаки-захваты. Они обеспечивают надежный захват минрепа мины, подсечение его со стороны якоря и удержание (вместе с миной) при дальнейшей буксировке (якорь остается на грунте) или же захват минрепа без его подсечения и буксировку мины с якорем в трале. Момент затраливания контактным тралом мины определяется по отклонению стрелки динамометра или по взрыву срабатывающего патрона.

При разведывательном поиске мин в темное время суток, а также при проводке кораблей за тралами могут применяться обозначающие контактные тралы. При буксировке такого трала минреп мины, захваченный тралящей частью, попадает в пропускатель механизма обозначения, который при срабатывания надевает на минреп мины зажим с присоединенным к нему сигнальным буйком. Последний, всплывая на поверхность, обозначает местонахождение мины. В некоторых образцах обозначающих контактных тралов возможно совместное применение резаков и сигнальных буйков. В этом случае в момент подсечки минрепа резаком от тралящей части отделяется буек и всплывает на поверхность в месте, где подсечена мина. Всплытие буйка указывает на подсечку мины тралом и ее местонахождение.

Отдельные образцы контактных тралов являются универсальными по назначению и могут применяться в различных вариантах: как подсекающие (с резаками и патронами), как обозначающие и как буксирующие (с захватами).

Отдельные образцы облегченных контактных тралов могут буксироваться вертолетами тральщиками. Постановка такого трала осуществляется с противоминного корабля, а затем буксир трала принимается вертолетом-тральщиком. Буксировкой такого вертолетного контактного трала (ВКТ) вертолетом осуществляется борьба с якорными минами, стоящими на малых углублениях и представляющими опасность для противоминных кораблей.

Неконтактные трапы предназначаются для уничтожения донных, а в отдельных случаях придонных и якорных неконтактных мин, установленных на большом углублении.

Физическое поле неконтактного трала характеризуется объемным распределением действующих сил. Поэтому применительно к неконтактным тралам пользуются понятием тоны траления, под которой понимается объем под тралом, в пределах которого происходит срабатывание канала взрывателя мины, настроенного на определенное значение параметра физического поля.

Зона траления характеризуется

- шириной

- глубиной

- протяженностью

Размеры этих величин зависят от образца трала.

Неконтактные тралы в зависимости от создаваемых ими физических полей подразделяются на три группы:

- электромагнитные;

- акустические;

- комбинированные.

Электромагнитные тралы применяются для траления мин с взрывателями, имеющими магнитные и индукционные каналы. Каждый электромагнитный трал состоит из трех основных ча­стей: тралящей части (источник физического поля), источников питания и аппаратуры управления. В этих тралах в качестве источников магнитного поля применяются соленоид, петля кабеля или два плавучих кабеля разной длины, заканчивающиеся электродами. В соответствии с этим тралы подразделяются на:

- соленоидные

- петлевые

- электродные.

· Соленоидный электромагнитный трал состоит из:

- буксира с фидером

- поддерживающих буев

- электромагнитов

-стяжки

Источником магнитного поля в соленоидньгх тралах являются электромагниты (железный сердечник длиной 15-25 м с наложенной на него обмоткой, размещенный в плавучем корпусе). Для подачи тока в обмотки электромагнитов служит фидер, который подвешивается к буксиру.

· Петлевой электромагнитный трал состоит из:

- бифиляра (два кабеля, идущие рядом)

- буксирного устройства

- тралящей части -петли кабеля

- отводителей

- ведущих буев

- концевого буя

Отводители , поддерживающие и ведущие буи выполняют те же функции, что и аналогичные элементы у контактных тралов.

Бифидярный участок предназначен для подвода тока к активному контуру (петле) и обеспечения его удаления на безопасное для корабля расстояние.

 

· Электродный электромагнитный трал

Выполнен из двух ветвей плавучего кабеля (короткой и длинной) и состоит из:

- бифиляра с буксирным устройством

- активного контура

- электродов (оголенные медные тросы)

- концевого буя

Ввиду того, что активная часть такого трала разомкнута, ток, подаваемый в трал, протекает по ветвям кабеля и токопроводящей среде (морская вода) и в зоне между двумя электродами (активная часть трала) создается магнитное поле . Но одни .взрыватели мин срабатывают от изменения магнитного поля по определенному закону, другие от абсолютной величины его, третьи от последовательного воздействия поля разного знака определенной длительности.

Петлевой электромагнитный трал

1 -поддерживающие буи; 2 - отводящие буи; 3 - петлевой контур

 

Поэтому для обеспечения воздействия на различные по конструкции магнитные и индукционные каналы мин (одноимпульсные, многоимпульсные, знакопеременные и т. д.) применяются различные режимы работы трала:

- с постоянным включением тока в трале (с постоянным магнитным полем);

- с изменением направления тока в трале через определенные промежутки времени (с изменением полярности магнитного поля);

- с подачей тока короткими импульсами одного или чередующихся направлений постоянной силы или меняющиеся во времени (переменное во времени магнитное поле).

Управление режимом работы электромагнитного трала осуществляется программным механизмом аппаратуры управления, который в соответствии с заданием обеспечивает определенную длительность импульса тока в трале .и паузы между импульсами, вырабатывает различные формы кривых импульсов тока (прямоугольные, синусоидальные, пилообразные и т.д.), управляет последовательностью полярностей импульсов тока. Для увеличения производительности траления и ширины протраливаемой зоны применяются строи из нескольких противоминных кораблей с тралами. В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для сложения магнитных полей соседних тралов производится синхронизация режима их работы с помощью аппаратуры управления. Соленоидные и петлевые электромагнитные тралы могут применяться как на ходу, так и на стопе.

Акустический трал

Акустические тралы применяются для траления мин с взрывателями, имеющими акустические каналы. состоит из:

- буксира

- фидера

- поддерживающих буев

- излучателя

- углубитель

- ведущий буй

Углубитель и ведущий буй обеспечивают удержание излучателя на заданном углублении (3-5 м).

Рабочими органами излучателя, создающими акустические колебания, являются диафрагмы (мембраны), которые приводятся в колебательное движение специальным механизмом (механизмом возбуждения). Слои воды, прилегающие к диафрагмам (мембранам), воспринимают их колебания, в результате чего в водной среде создается акустическое поле большой интенсивности. Величина зоны траления и диапазон частот создаваемого акустического поты зависят от конструкции излучателя (от способа возбуждения колебания диафрагм)

Для вытраливания активных акустических мин, имеющих активные отделители или взрыватели, акустические тралы применяются в комбинации с контактными тралами. В этом случае тралящие части контактного трала, буксируемого совместно с акустическим, оснащаются помимо резаков уголковыми элементами (отражателями). Акустические колебания, создаваемые излучателем, заставляют сработать дежурный канал мины. Гидролокационные импульсы, посылаемые вертикально вверх боевым каналом мины, отражаются от уголковых элементов контактного трала (как от корпуса корабля), вызывая тем самым срабатывание схемы отделителя (взрывателя) мины.

Зона траления акустических тралов соизмерима с шириной зоны траления наиболее мощных электромагнитных тралов, что делает удобным их совместное применение для траления мин с комбинированными взрывателями.

Все рассмотренные тралы не могут воздействовать на гидродинамические каналы взрывателей мин. Специальных тралов для траления таких мин нет, так как для искусственного воспроизведения гидродинамического поля требуется достаточно громоздкое устройство и соответственно исключительно высокие затраты энергии на его буксировку. Для траления неконтактных мин с гидродинамическими каналами применяются трал-баржи и прорыватели минных заграждений.

Прерыватель минных заграждений (ПМЗ)

Представляет собой корабль специальной постройки (или переоборудованное судно), корпус которого разделен на большое количество водонепроницаемых отсеков, заполненных материалом с высокой плавучестью в целях искусственного повышения живучести и непотопляемости корабля.

ПМЗ свойственны все физические поля, которые имеет любой корабль. Для усиления некоторых из них применены специальные устройства. Магнитное поле корабля усиливается во много раз мощными электромагнитами (обмоткой), акустическое поле увеличивается акустическим излучателем. Питание обмоток электромагнитов и системы возбуждения акустического излучателя осуществляется от специально установленных генераторов. Дистанционное управление кораблем осуществляется из защищенного от сотряений помещения, расположенного в районе верхней палубы.

ПМЗ способен уничтожать неконтактные мины с любыми типами взрывателей, при любом состоянии моря и в любых условиях видимости. Он обладает повышенной живучестью и непотопляемостью, способен сохранять боеспособность после нескольких взрывов мин, происшедших на незначительных удалениях от корпуса.

ПМЗ обладают достаточной маневренностью и способны производить траление на скоростях до 16 уз. Они, как правило, применяются для разведывательного поиска мин и уничтожения минных заграждений, состоящих из донных мин с неизвестными характеристиками взрывателей.

 

 

Таким образом, разнообразие противоминных тралов, возможность их комбинированного использования позволяют вести эффективную борьбу минными заграждениями. В этом случае единственным фактором влияющим на эффективность противоминных действий будет являтся время необходимое для полного уничтожения поставленных мин в заданном фарватере.


3. Искатели и уничтожители мин.

 

В отличие от неконтактных тралов искатели не вызывают срабатывания взрывателей мин. Они обнаруживают мину по тому или иному физическом) признаку, которым мина отличается от окружающей среды. По способу обнаружения мины искатели подразделяются на электромагнитные, телевизионные, гидроакустические, магнитные и электрические Наиболее широко используются противоминными кораблями искатели мин, работающие на электромагнитном, телевизионном и гидроакустическом принципах действия.

Искатели, применяемые совместно со средствами обозначениям называются искателями-обозначателями. а искатели, применяемые совместно со средствами уничтожения обнаруженных мин, называются искетелями-уничтожителями.