Определение доз облучения личного состава формирований проводится групповым или индивидуальным методами.

Под режимом радиационной защиты следует понимать комплекс организационных, инженерно-технических, специальных мероприятий по предупреждению и ослаблению воздействия на жизнь и здоровье людей ионизирующих излучений.

Защиты. Организация дозиметрического контроля».

Защита от ионизирующих излучений, режимы радиационной

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.

В целях исключения массовых радиационных поражений и облучения людей сверх установленных доз, действия рабочих, служащих, личного состава гражданских организаций гражданской обороны и остальных категорий населения строго регламентируются и подчиняются определенному режиму радиационной защиты.

Основная цель радиационной защиты- предотвращение или максимальное снижение потерь различных категорий населения и обеспечения их жизнедеятельности в условиях радиоактивного заражения. Мероприятия радиационной защиты включают:

1. Радиационную разведку и контроль

2. Сбор, обработку данных и информации о радиационной обстановке в зоне заражения.

3. Применение средств радиационной защиты.

4. Выбор и соблюдение режимов защиты людей в условиях радиоактивного заражения.

5. Специальную обработку населения и обеззараживание участков местности, дорог, объектов, зданий и сооружений.

Режим радиационной защиты включает:

- последовательность и продолжительность использования защитных сооружений (убежища и ПРУ);

- время пребывания в жилых и производственных помещениях;

- ограничение пребывания людей на открытой местности;

- использование средств индивидуальной защиты;

- применение противорадиационных препаратов;

- контроль обучения населения.

Продолжительность непрерывного пребывания людей в защитных сооружениях и соблюдение режима защиты зависит от ряда факторов:

- времени выпадения радиоактивных веществ;

- мощности дозы излучения на местности;

- защитных свойств убежищ, противорадиационных укрытий;

- установленных (допустимых) доз облучения

С учетом доз облучения и на основе закономерностей спада мощности дозы и ее накопления разрабатываются режимы радиационной защиты населения, рабочих и служащих объектов экономики, личного состава ГОГО.

Соблюдение режима радиационной защиты исключает радиационное поражение и облучение людей сверх установленных доз облучения при проживании или пребывании на зараженных территориях. Учитывая математическую сложность расчетов, на практике используются типовые режимы радиационной защиты в виде таблиц.

Известно, что любая преграда ослабляет поток ионизирующих излучений. Следовательно, жилые, производственные и административные здания обладает определенной степенью защиты от них.

Коэффициент ослабления радиации зданиями зависит от строительного материала и в какой то мере от их конструкции (деревянного дома в 2-3 раза. одноэтажные каменные - в 10 раз). Нужно подчеркнуть, что в подвалах деревянных домов он равен 7-10, каменных одноэтажных 40-50, а многоэтажных каменных домах 400-500. Степень защищенности рабочих и служащих объектов экономики зависит от защитных свойств производственных и административных зданий, ПРУ и убежищ.

Режимы защиты населения вводятся в действие решением соответствующих начальников ГО. Режимы защиты рабочих и служащих на объектах экономики вводятся в действие начальниками ГО этих объектов. Определяются по конкретным мощностям доз излучения, замеренным с помощью дозиметрических приборов на территории населенного пункта или объекта экономики.

Типовые режимы радиационной защиты разработаны для использования организации защиты населения при радиоактивном загрязнении местности при наземных ядерных взрывах. Они не пригодны для использования при радиоактивном загрязнении местности в случае аварии на ядерных энергоустановках, потому что массированное применение ядерного оружия вызывает глобальное радиоактивное загрязнение местности, а авария на АЭС или других ядерных энергетических установках - локальное загрязнение. На мирное и военное время установлены неодинаковые пределы дозовых излучений для населения, так как характер радиоактивного загрязнения неодинаков. Поэтому определено несколько подходов к радиационной защите населения. В условиях обширного радиоактивного загрязнения местности при применении ядерного оружия, защита населения организуется по месту проживания. Люди укрываются в ПРУ, соблюдая режимы радиационной защиты. По мере спада мощности дозы излучения переходят к обычному режиму проживания, не пренебрегая обычными мерами защиты. Эвакуация, как крайняя мера проводится только в исключительных случаях. При возникновении аварии на атомной станции, население укрывается в защитных сооружениях, жилых и административных зданиях по месту жительства или работы. для каждого населенного пункта рассчитываются возможные дозы облучения за первые 10 суток, а затем - за первый год. Если рассчитанные данные превышают установленные пределы, принимаются решения на осуществление определенных мер защиты (укрытие, йодная профилактика, эвакуация, переселение, ограничение употребления загрязненных продуктов). При прогнозировании радиационных последствий и планировании мер по защите населения выделяются три фазы протекания аварии.

Ранняя (Риф) - от начала аварии до момента прекращения выброса радиоактивных веществ в атмосферу и окончания формирования радиоактивного следа на местности ( до нескольких суток

Средняя (Соф) - от момента завершения формирования радиоактивного следа до принятия всех мер защиты населения (до 1 года)

Поздняя фаза ( Пф) - длится до прекращения необходимости в выполнении защитных мер.

При ведении АСДНР в очагах поражения необходимо соблюдать строгую регламентацию защитных мероприятий для формирований ГОГО. С этой целью определяется время пребывания личного состава в зонах радиоактивного заражения, организуется посменная работа, непрерывный контроль за полученными дозами, используются СИЗ и защитные свойства техники, транспорта, строений и сооружений.

Поэтому режим радиационной защиты для формирований ГО определяет порядок их действия и направлен на максимальное уменьшение облучения, сохранение здоровья личного состава, его работоспособности и готовности к дальнейшим действиям по предназначению.

Режим включает:

- начало ввода формирования в очаг поражения;

- продолжительность работы первой и последующих смен;

- количество смен, порядок проведения частичной обработки;

- конец работы формирований.

Исходными данными для определения режима является уровень радиации на местности и предельная доза облучения.

С течением времени уровень радиации уменьшается. поэтому приказом начальника ГО определяется время ввода формирований в очаг поражения и длительность работы смены и количество смен. При организации защитных мероприятий для населения. проживающего в зонах радиоактивного загрязнения, важным вопросом является выполнение рекомендаций защитного характера.

1. Рекомендации населению по соблюдению правил радиационной безопасности и личной гигиены:

- максимальное ограничения времени пребывании на открытой местности;

- использование СИЗ при необходимости на открытой местности;

- не допущение снятия верхней одежды, употребления пищи и курения на открытой местности;

- периодическое смачивание водой участка вокруг дома для уменьшения пылеобразования;

- перед входом в помещение обязательное вытряхивание верхней одежды (обметание) и обмывание обуви;

- употребление воды только из проверенных источников. а продуктов приобретенные через торговую сеть;

- сельскохозяйственную продукцию приусадебного хозяйства употреблять после проведения радиационного контроля;

- обязательное мытье рук и полоскание в 0,5% растворе питьевой соды;

- исключение купания в открытых водоемах;

- не употреблять ягоды, грибы. собранные в лесу;

- помнить, что переработка молока и мяса снижает загрязненность в несколько раз.

2. Рекомендации населению для улучшения радиационной обстановки на приусадебных участках и во дворах:

- один раз после загрязнения территории перекопать почву на невозделываемых участках;

- произвести тщательную уборку территории, мусор закопать в яму глубиной 1 м и обозначить табличкой;

- не использовать в виде удобрений растительные остатки и золу с повышенным уровнем загрязнения.

3. Рекомендации по проведению сельскохозяйственных работ:

- при производстве работ использовать СИЗ;

- вымыть водой с мылом открытые участки тела и прополоскать рот водой после выполнения работ;

- сменить рабочую одежду на чистую;

- стирать рабочую одежду 1 раз в неделю, хранить ее вне жилых помещений;

- известковать кислые почвы 1 раз в 3 года из расчета 40-60 кг на 100 м2;

- внесение калийных удобрений и кальция (цезий-137 подобен калию, стронций-90- кальцию). Калийные удобрения - двойной суперфосфат, кальций- известь, мел;

- учитывать, что радионуклиды оседают в побочной части растений (ботва, стебли, листья), поэтому сбор урожая надо начинать до высыхания ботвы (в картофеле).

Основными органами, осуществляющими надзор в вопросах санитарно-эпидемиологической и радиационной безопасности на территории РФ являются:

1. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Указ Президента РФ от 19.11.1993г. № 1965)

2. Государственный комитет по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (Распоряжение Президента РФ от 5.06.1992г. № 283).

Это федеральные органы, осуществляющие надзор в соответствующих сферах деятельности и безопасности РФ, и проводящие мероприятия по дозиметрическому контролю и санитарно- эпидемиологическому надзору при возникновении ЧС.

Радиационное и химическое наблюдение является одним из видов радиационной и химической разведки осуществляемой при ведении АСДНР. В мирное время она ведется периодически в пунктах дислокации сил (ГО) гражданской обороны, оперативными дежурными на пунктах управления, дежурными диспетчерами на химически и радиационно - опасных объектах, дежурными гидрометеостанций сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).

В военное время ведется постоянно всеми постами РХН. Посты РХН выставляются на территории объекта, а также в районах расположения формирований в загородной зоне.

Посты обеспечиваются приборами радиационной и химической разведки, средствами связи, оповещения и другим имуществом. На посту ведутся журналы:

- радиационного, химического, бактериологического наблюдения;

- метеонаблюдений;

- засечки ядерных взрывов.

При наличии признаков заражения отравляющими веществами или

ОХВ и невозможности определить их тип, производится оповещение старшего начальника, берутся пробы воздуха, грунта и направляются в учреждения СНЛК или химико-радиометрические лаборатории штабов ГО. Данные о результатах анализа заносятся в журнал радиационного и химического наблюдения.

Дозиметрический контроль организуется всеми командирами и осуществляется путем определения доз облучения личного состава, характера и степени заражения техники, воды. продовольствия и материальных средств радиоактивными веществами.

Дозиметрический контроль формирований предусматривает:

- обеспечение формирований техническими средствами контроля;

- снятие показаний дозиметров, учет доз облучения, представление этих сведений старшему начальнику;

- установление порядка проведения контроля облучения;

- организация перезарядки дозиметров.

Групповой контроль проводится в тех случаях, когда личный состав формирований находится совместно в одних и тех же условиях и. следовательно, может получить одинаковую дозу облучения. Индивидуальный контроль распространяется на руководящий и командно-начальствующий состав формирований, а также на личный состав, выполняющий задачи в отрыве от формирования.

Для определения доз облучения можно использовать и расчетный метод, сущность которого заключается в следующем. Измеряются уровни радиации через равные промежутки времени в первые сутки через 1 час, вторые через два часа, третьи через три. Определяются средние значения уровней радиации.

Доза облучения определяется по формуле

Рср

Д = ____________ х Т

 

Косл

 

Т- время облучения в часах

Косл - коэффициент ослабления.

Результаты измерения доз облучения оформляются в журналах и ведомостях контроля, карточках учета индивидуальных доз, выдача дозиметров личному составу формирований производится по распоряжению начальника ГО объекта. Порядок снятия показаний дозиметров определяется командирами формирований. Данные о суммарной дозе облучения личного состава представляются в штаб ГО объекта (района) после выполнения ими задачи, а при однократном облучении свыше 100 р - немедленно.

Контроль за заражением личного состава, техники, имущества, продовольствия, воды и других материальных средств радиоактивными, отравляющими, бактериальными средствами организуется с целью определения необходимости проведения специальной обработки формирований, ее объемов и сроков.

 

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

«Защита от АХОВ. Организация химического контроля в очаге заражения».

 

Радиационная и химическая защита населения - комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероп­риятий по предупреждению и ослаблению воздействия на жизнь и здоровье людей ионизирующих излучений, боевых отравляющих и ава­рийно химически опасных веществ.

Основная цель радиационной и химической защиты - предот­вращение или максимальное снижение потерь различных катего­рий населения (рабочих, служащих, неработающего населения) и обеспечение их жизнедеятельности в условиях радиоактив­ного и химического заражения.

Мероприятия радиационной и химической защиты включают:

1. Радиационную и химическую разведку.

2. Радиационный и химический контроль.

3. Сбор, обработку данных и информации о радиационной и химической обстановке в зонах заражения (загрязнения).

4. Применение (использование) средств радиационной и хими­ческой защиты.

5. Выбор и соблюдение режимов защиты людей в условиях ра­диоактивного и химического заражения.

6. Специальную обработку населения и обеззараживание уча­стков местности, дорог, объектов, зданий и сооружений.

Радиационная и химическая разведка - это специальная развед­ка, представляющая собой комплекс мероприятий по сбору данных о ради­ационной и химической обстановке, сложившейся в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф, для успешного решения задач по защите населения.

Радиационная и химическая разведка ведется в целях своевременного обнаружения зараженности местности, воздуха, воды радиоактивными ве­ществами и опасными химическими веществами, определения характера и степени заражения, отыскания путей и направлений с наименьшими уровнями радиации и обхода участков химического заражения.

Радиационная и химическая разведка ведется двумя основными методами: наблюдением и непосредственным обследованием зара­женных районов.

Радиационная и химическая разведка организуется начальника­ми органов управления ГОЧС всех степеней, начальниками служб и командирами формирований. К выполнению данного мероприя­тия привлекаются дежурные (оперативные дежурные) органов уп­равления ГОЧС, служб, министерств, ведомств и объектов эконо­мики, формирования общей разведки (разведывательные группы, разведывательные звенья речной (морской), воздушной разведки, на средствах железнодорожного транспорта и др.), формирования специальной разведки (группы радиационной и химической развед­ки, посты радиационного и химического наблюдения, группы эпидразведки, звенья ветеринарной и фитопатологической разведки и др.), учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (гид­рометеостанции, центры санэпиднадзора, объектовые, ветеринар­ные и агрохимические лаборатории и т.д.), а также подразделения радиационной и химической разведки соединений и частей ГО, со­ответствующие специалисты поисково-спасательных служб (поис­ково-спасательных отрядов, команд, групп).

Радиационный и химический контроль - это комплекс органи­зационных и технических мероприятий, осуществляемых для оценки степени воздействия на людей ионизирующих излучений радиоактивных веществ, химически опасных веществ, а также контроль за соблюдением норм безопасности и основных сани­тарных правил при работе с радиоактивными веществами, ины­ми источниками ионизирующих излучений и опасными химичес­кими веществами.

Радиационный и химический контроль организуется: начальниками органов управления ГОЧС всех степеней, начальниками всех служб и командирами формирований; в лечебных учреждениях и санитарном транспорте- начальниками этих учреждений; неработающего населе­ния - начальниками жилищно-эксплуатационных контор и домоуправ­лений; при проведении эвакомероприятий - председателями эвакуационных и эвакоприемных комиссий, начальниками сборных, промежуточных и приемных эвакуационных пунктов, начальниками эшелонов, колонн и маршрутов эвакуации.

К выполнению данного мероприятия привлекаются разведчики-химики и разведчики-дозиметристы, звенья радиационной, химической разведки и радиационного контроля всех формирований и учреждений РСЧС и ГО, разведывательные группы (звенья) общей разведки, груп­пы радиационной и химической разведки, формирования и уч­реждения службы медицины катастроф и медицинской службы ГО, учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля, хи­мические и радиометрические лаборатории органов управления ГОЧС, специально назначенные и подготовленные лица.

Сбор, обработка данных и информации о радиационной и хи­мической обстановке проводятся с целью выявления и оценки мас­штабов и последствий радиоактивного и химического заражения (загрязнения) при разрушении радиационно и химически опас­ных объектов, подготовки и передачи обобщенных данных и ин­формации в вышестоящие и заинтересованные органы управле­ния для принятия решений по защите населения. Выполнение данного мероприятия осуществляется соответствующими орга­нами наблюдения и контроля министерств и ведомств, осуще­ствляющими мониторинг окружающей среды. Центрами сбора, обработки и выдачи информации о радиационной и химической обстановке являются единые диспетчерские службы админист­ративно-территориальных единиц, диспетчерские службы объек­тов экономики. Всероссийский центр мониторинга и прогнозиро­вания, а в военное время - дополнительно разворачиваемые расчетно-аналитические станции и группы органов управления ГОЧС всех уровней.

Сбор, обработка данных и информации о радиационной и хи­мической обстановке осуществляются на всех этапах работы со­ответствующих органов управления РСЧС и ГО как по прогно­зу, так и по данным разведки и контроля.

К средствам радиационной и химической защиты относятся:

средства индивидуальной защиты; средства фильтровентиляции и ре­генерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны; при­боры радиационной, химической разведки и контроля; приборы, маши­ны и комплекты специальной обработки; другие средства. Они предназначены для защиты населения от воздействия радиоактивных и химически опасных веществ, для обнаружения и ликвидации радио­активного и химического заражения (загрязнения).

Организация работ по накоплению и выдаче средств радиационной и химической защиты возложена на соответствующие органы управле­ния ГОЧС всех уровней.

Хранение средств радиационной и химической защиты осуществля­ется на складах длительного хранения министерств, ведомств и адми­нистративно-территориальных единиц, а также на складах объектов экономики. Часть средств, индивидуальной защиты выдается непосредственно на руки населению.

Выдача средств радиационной и химической защиты осуществля­ется, по решению соответствующих начальников, со складов через си­стему пунктов выдачи с привлечением необходимых транспортных средств.

Под режимом защиты понимается порядок действия населе­ния и применения средств и способов защиты в зонах заражения (загрязнения), с целью максимального снижения возможных доз поражения (доз облучения, токсических доз и т.д.).

В зависимости от зон заражения режимы защиты подраз­деляются на:

режимы радиационной защиты - в зонах радиоактивного заражения;

режимы химической защиты (безопасности) - в зонах хими­ческого заражения.

Типовые режимы радиационной защиты разрабатываются со­ответствующими органами управления ГОЧС различных уров­ней на этапе планирования для каждого защитного сооружения ГО, объекта экономики и административно-территориальной единицы и отражаются в соответствующих планах.

Аналогично, в зависимости от ожидаемой концентрации опас­ных химических веществ и условий защиты, могут планировать­ся режимы химической защиты.

Уточнение режимов защиты проводится в зависимости от сло­жившейся радиационной и химической обстановки.

Продолжительность соблюдения режимов защиты устанавливает­ся соответствующим начальником ГО и доводится до населения и под­чиненных органов управления ГОЧС с использованием существующих средств связи.

Специальная обработка населения заключается в обеззаражи­вании средств индивидуальной защиты, обуви, одежды, техники и других материальных средств, а при необходимости - и в про­ведении санитарной обработки людей.

Обеззараживание - уменьшение до предельно допустимых норм загрязнения и заражения участков местности, объектов, воды, продо­вольствия пищевого сырья и кормов радиоактивными и опасными хи­мическими веществами путем дезактивации и дегазации.

Дезактивация - удаление или снижение уровня радиоактивного загрязнения с какой-либо поверхности или какой-либо среды.

Дегазация - комплекс мер или процесс по обезвреживанию и (или) удалению токсических и опасных химических веществ с поверхности или из объема загрязненных объектов.

Санитарная обработка - удаление с кожных покровов и слизис­тых оболочек людей, подвергшихся заражению (загрязнению), радио­активных и опасных химических веществ.

В зависимости от вида, степени заражения, наличия времени, сил и средств, специальная обработка может быть частичной или полной.

Частичная специальная обработка проводится личным соста­вом сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, рабочими и служащими самостоятельно по распоряжению непосредственных командиров и начальников в ходе выполнения поставленных задач, а населением - самостоятельно в ходе повседневной деятельности с использованием как табельных, так и подручных средств. Это временные меры. Их цель - удалить или уничтожить основную массу радиоактивных и опасных химических веществ, обеспечить возможность ведения ра­бот в зонах заражения без средств индивидуальной защиты (СИЗ) кожи изолирующего типа, а также обеспечить вход людей в за­щищенные помещения и защитные сооружения.

Полная специальная обработка проводится по распоряжению соответствующих руководителей и начальников после выполнения ра­бочими, служащими личным составом сил РСЧС поставленных перед ними задач, а населением - после выхода из зон заражения (загрязне­ния) - с целью снижения степени зараженности до допустимых норм и обеспечения возможности осуществлять жизнедеятельность без средств индивидуальной защиты.

Дезактивация участков местности проводится только в слу­чае длительного пребывания на них людей, а зараженных участ­ков дорог - при отсутствии объездных путей.

В районах разлива ОХВ дегазация местности проводится только на участках предстоящих действий сил ликвидации ЧС и проживания населения. Участки дорог дегазируются при отсут­ствии объездных путей.

В местах развертывания пунктов управления, сборных эвакопунк­тов, пунктов посадки и других местах массового скопления людей обез­зараживание участков местности осуществляется в первую очередь. К выполнению данного мероприятия привлекаются сводные команды (группы) радиационной и химической защиты, группы обеззаражива­ния, станции обеззараживания одежды и санитарно-обмывочные пунк­ты, станции обеззараживания техники, силы и средства противопожар­ной, инженерной и других служб; а также подразделения специальной обработки, дегазации и дезактивации соединений и частей войск ГО.

В целом организация мероприятий радиационной и химической за­щиты возложена на соответствующие органы управленияГОЧС, ми­нистерств, ведомств, объектов экономики и административно-терри­ториальных единиц. Непосредственно осуществляют планирование, доведение задач до исполнителей и контроль за выполнением меропри­ятий отделы радиационной, химической и биологической защиты ор­ганов управленияГОЧС, соответствующие отделы, группы сектора и специалисты министерств, ведомств и объектов экономики.

К выполнению мероприятий радиационной и химической за­щиты привлекаются практически все категории населения, силы ликвидации чрезвычайных ситуаций, в интересах которых вы­полняются данные мероприятия. В то же время наиболее слож­ные и специфические мероприятия радиационной и химической защиты, требующие специальной подготовки и применения спе­циальной техники, выполняются силами соответствующих час­тей (радиационной и химической защиты), подразделений, отря­дов, команд, групп, звеньев, отделений сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также соединений, частей и подразделений войск ра­диационной, химической и бактериологической защиты Мини­стерства обороны и МВД по планам взаимодействия.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

«Медико -биологическая защита производственного персонала и населения в ЧС. Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора на территории (объекте). Классификация средств индивидуальной защиты, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче населения».

Вопросы медико-биологической защиты населения решают органы здравоохранения, так как этот вид защиты является со­ставной частью более обширного комплекса мероприятий медицинского обеспечения.

Медико-биологическую защиту можно разделить на две со­ставляющие: медицинскую и противобактериологическую.

Медицинская защита имеет своей целью прогнозирование воз­можной опасности для здоровья людей и на его основе предуп­реждение или максимальное смягчение воздействия на организм человека поражающих факторов.

В целях медицинской защиты личного состава и населения организована медицинская служба ГО. Основными ее формированиями являются:

- санитарные посты;

- санитарные дружины;

- врачебно-сестринские бригады (на мирное время):

- отряды первой медицинской помощи.

Непосредственную защиту производственного персонала и населения от поражающих факторов ОМП обеспечивает правильное использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Средства индивидуальной защиты классифицируются:

а) по способу изготовления: промышленные и простейшие;

б) по способу поставки: табельные, не табельные;

в) по принципу действия: фильтрующие, изолирующие;

г) по предназначению: защиты органов дыхания, защиты кожных покровов, защиты всего организма.

СИЗ органов дыхания предназначены для защиты органов дыхания, глаз, лица от воздействия радиоактивных веществ, жидкокапельных, аэрозольных ОВ, биологических средств, некоторых ОХВ, дыма, пыли, они составляют четыре основных группы:

- изолирующие противогазы;

- фильтрующие противогазы;

- респираторы;

- простейшие СИЗ органов дыхания (ВМП, ПТМ, повязки из подручных средств).

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения ЧС и включают продовольствие, медицинское имущество, медикаменты, транспорт, средства связи, топливо, средства индивидуальной защиты, стройматериалы. Размещение СИЗ осуществляется на складах мобилизационного резерва, где осуществляется его надлежащее хранение и поддержание в готовности к использованию.

Согласно постановления СЗ администрации Орловской области от 16.12.1999 № 35 разработано положение об обеспечении населения и ГОГО Орловской области имуществом мобилизационного резерва.

Имущество гражданской обороны содержащееся в мобилизационном резерве предназначено для обеспечения защиты населения от современных средств поражения и оснащения ГОГО в военное время, а также в мирное время при возникновении ЧС, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. распределение и выдача имущества производится пропорционально, исходя из наличия имущества на складах и потребности в нем ГОГО и населения. В первую очередь средства защиты органов дыхания распределяются для населения г. Орла и населения, проживающего в радиусе 2,5 км от ХОО 1 и 2 категории, а также формированиям ГОГО, привлекаемым для ликвидации последствий. Во вторую очередь- для остального населения.

Имущество мобилизационного резерва (МР) должно размещаться в местах хранения отдельно от материальных ценностей текущего довольствия, его качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний. В мобилизационном резерве, а также на ОЭ хранится:

- СИЗ органов дыхания 1 и 2 категории;

- приборы РХР и ДК 1,2 и 3 категории.

Оно размещается в складских помещениях в заводской укупорке (ящиках), складированных в штабеля крышками вверх, маркировкой на боковых стенках в одну сторону прохода. Штабеля укладываются на подставках высотой не менее 25 см с целью проветривания. Они должны размещаться по видам, назначению, партиям, срокам изготовления и консервации. Места хранения должны обеспечивать возможность проведения осмотра и обновления.

 

Нормы запаса мобрезерва.

№ п/п Наименование имущества Нормы запасов мобрезерва % Нормы запасов ОЭ %
ГП для населения не занятого в сфере производства (учащиеся, пенсионеры, бюджетники) -
Для личного состава ГОГО
Для рабочих и служащих ОЭ -
Приборы РХР
ИПП-8 для населения, проживающего вблизи ХОО
Дополнительные патроны ДПГ для ГОГО, рабочих и служащих, работающих в военное время

 

Выдача СИЗ неработающему населению осуществляется на пунктах выдачи СИЗ, которые разворачиваются на базе ЖРЭУ. СИЗ производственного персонала ОЭ хранятся на ОЭ в специально обустроенных помещениях и выдаются по распоряжению начальника ГО ОЭ в случае возникновения опасностей в военное или мирное время. Сроки хранения: АИ-2 - 4 года, ИПП-8 - 15 лет, противогазы фильтрующие - 15 лет.

Обязательным условием при хранении ФПК гражданских, промышленных противогазов, фильтрующих патронов респираторов, дополнительных патронов является герметизация входного и выходного отверстия с помощью резиновой пробки и винтовой крышки, прилагаемых в комплекте.

Противобактериологическая защита организуется и проводит­ся в целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, своевременного оказания необходимого объема медицинской помощи пораженному насе­лению, локализации и ликвидации очага бактериологического по­ражения (эпидемического очага).

Мероприятия по подготовке населения к медико-биологической за­щите от чрезвычайных ситуаций всех видов проводятся заблагов­ременно, по территориально-производсгвенному принципу.

Исходя из прогнозируемой обстановки определяются объемы, со­держание и сроки проведения этих мероприятий.

Медико-биологическая защита достигается в результате примене­ния различных средств и способов защиты, осуществления комплекса мероприятий, которые включают:

- прогноз возможных ЧС и их медико-санитарных последствий;

- мониторинг окружающей среды;

- создание сил и средств медицинской службы и поддержание их в готовности к действиям по предназначению;

- создание гарантированных запасов медико-санитарного имущества, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом характера и масштабов ЧС, в том числе и медицинских средств индивидуальной защиты (МСИЗ);

- заблаговременное проведение научно-исследовательских и экспе­риментальных работ по созданию новых эффективных средств меди­ко-биологической защиты населения и личного состава сил, предназна­ченных для ликвидации ЧС;

- определение норм радиационной безопасности, предельно допусти­мых доз облучения и степени загрязненности радионуклидами и пре­дельно допустимой концентрации 0В, АХОВ в продуктах пита­ния, пищевом сырье, фураже, воде и других объектах внешней среды.

При ликвидации медико-санитарных последствий большое значение уделяется повышению устойчивости функционирования здравоохране­ния в условиях чрезвычайной ситуации.

Основные направления повышения устойчивости здравоохра­нения заключаются в:

- обеспечении жизнедеятельности медперсонала, членов их семей, а также больных, находящихся на лечении в учреждениях здраво­охранения;

- рациональном размещение медицинских учреждений на тер­ритории страны; .

подготовке учреждений медицинской и микробиологической промышленности к работе в условиях ЧС;

- освоении загородной зоны, заблаговременном строительстве в сельских районах крупных многопрофильных межрайонных больниц (медицинских комплексов), центров медицины ка­тастроф;

- проведении подготовительных мероприятий к восстановлению в максимально сжатые сроки медицинских учреждений структурных от­делений медицинской и микробиологической промышленности, вышед­ших из строя вЧС;

- подготовке устойчивой системы управления медицинской отраслью в чрезвычайных ситуациях.

В условиях возникающих ЧС предусматривается необходимость одновременного оказания медицинской помощи большому количеству пораженных, раненных и больных. Эффективносгь будет определять­ся наличием сил и средств службы, квалификацией медицинского пер­сонала, а также обученностью населения, личного состава войск, фор­мирований спасателей оказанию первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи с применением МСИЗ. Общеиз­вестно, что своевременно и правильно оказанная первая меди­цинская помощь имеет решающее значение для сохранения жиз­ни и здоровья пострадавших, возвращения их к труду, снижения инвалидности.

Особенно важным это является в случаях возникновения ка­тастроф, массовых заболеваний и применения современных средств вооруженной борьбы, когда в короткий промежуток вре­мени возникают массовые санитарные потери, в структуре ко­торых будут преобладать тяжелые травмы, ранения, радиацион­ные и химические поражения, а также различные соматические и инфекционные заболевания, психические травмы и их различные сочетания. Оказание всех видов медицинской помощи предполагает целый ряд последовательно проводимых мероприятий организационного характера, объединенных понятием «лечебно-эвакуационное обеспечение» - ЛЭО.

Сущность ЛЭО заключается в организации современных и пос­ледовательно проводимых мероприятий по оказанию медицинс­кой помощи и лечению пораженных на двух этапах медицинской эвакуации с обязательной доставкой пораженных, раненных и больных в профилированные лечебные учреждения в соответ­ствии с характером полученной травмы, т.е. по медицинским показаниям.

Как правило, возникающим ЧС природного, техногенного и военно­го характера сопутствует ухудшение санитарно-эпидемической обста­новки. В этих условиях особая роль отводится эпидемиологической и бактериологической разведке, устойчивой работе учреждений здравоохранения, входящих в состав сети наблюдения и лабора­торного контроля страны (СНЛК). Главной задачей учреждений санитарного надзора СНЛК является определение степени опас­ности для населения зараженных (загрязненных) РВ, 0В, АХОВ и БС продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды и дру­гих объектов внешней среды. Им предоставлено право выдачи экспертных заключений и принятия решений на дальнейшее ис­пользование исследуемой продукции и питьевой воды.

В комплексе медико-биологической защиты населения в усло­виях ухудшения санитарно-эпидемической обстановки важное значение приобретает оперативное доведение до соответствую­щих органов управления и населения режимов поведения на за­раженной (загрязненной) территории, а также своевременность применения медицинских средств индивидуальной защиты с уче­том характера поражающих факторов возникшей ЧС.

Эпидемические очаги характеризуются возникновением значитель­ного количества инфекционных заболеваний или даже небольшого чис­ла особо опасных инфекционных заболеваний, наличием в окружающей среде условий, способствующих распространению инфекции. В этих условиях на пострадавшие и сопредельные территории накладывается режим карантина или обсервации, предусматривающих систему режимно-ограничительных мероприятий.

Карантин-комплекс организационных, режимных, административ­но-хозяйственных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полную изо­ляцию эпидемического очага особо опасных инфекций, очага биологи­ческого (бактериального) поражения и полную ликвида­цию заражения.

Обсервация - система мер по медицинскому наблюдению за изолированными людьми, имевшими контакт с больными каран­тинными инфекционными заболеваниями и выезжающими из зон карантина.

С целью предупреждения распространения инфекции террито­рия, на которой введен карантин, изолируется путем выставле­ния вооруженной охраны. Изоляцию эпидемического очага орга­низуют органы местного самоуправления при взаимодействии с военным командованием путем выставления вооруженной охра­ны по периметру зоны карантина и организацией комендантской службы внутри нее. Осуществляется строгий контроль под ру­ководством должностных лиц санитарного надзора за въездом (входом) в очаг поражения и выездом из него.

Таким образом, при организации и проведении мероприятий медико-биологической защиты населения и сил спасателей руко­водствуются следующими основными принципами:

- медико-биологическая защита организуется по территориальному принципу на базе соответствующих органов здравоохранения с учетом основ правового статуса, экономической базы, прогнозируемой оперативно-тактической и медико-санитарной обстановки, по­требностей в силах и средствах для ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС;

- комплексность подготовки органов здравоохранения к решению за­дач в условиях возникшей ЧС;

- двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспече­ния пораженных;

- принцип основного функционального предназначения сил и средств для оказания определенных видов медицинской помощи, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с учетом характера и масштабовЧС;

- приоритетность оказания медицинской помощи пострадавшему на­селению в чрезвычайных ситуациях;

- спасение и медико-биологическая защита населения в ЧС - важ­нейшая государственная задача;

- медико-биологической защите от поражающих факторов ЧС подле­жит все население Российской Федерации, а также иностранные граж­дане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группа предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека радиоактивных, опасных хи­мических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва. По своему назначению они делятся на индивидуальные сред­ства защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи.
По принципу защитного действия СИЗ подразделяются на фильтрующие, изолирующие.

В фильтрующих СИЗ воздух, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма, очищается от вредных примесей при прохождении через СИЗ. СИЗ изолирующего типа полнос­тью изолируют человека от окружающей среды.

СИЗОД подразделяются на противогазы (фильтрующие и изо­лирующие) респираторы и простейшие средства.