И профессиональную компетентность психолога воинской части
Критерии, характеризующие различные уровни эффективности психологической работы
И профессиональную компетентность психолога воинской части
№ п/п | Оцениваемый элемент | Показатели |
Эффективность | • Удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской | |
деятельности | части, обеспечивающими нормальное функционирование психики • Готовность и способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания • Степень учета информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми • Удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу/характером и результатами проведенной с ними работы • Объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам • Систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности | |
Профессиональная | • Психологические знания об объекте деятельности и практических способах его | |
компетентность | изучения и управления | |
психолога | • Знание нормативных документов, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в Вооруженных силах • Знание и выполнение требований, предъявляемых к психодиагностической работе • Знание и соблюдение этических норм деятельности психолога • Самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие затруднений, ошибок, удовлетворенность принятым вариантом решения, своими действиями) • Умение эффективно взаимодействовать с военнослужащими при организации и проведении мероприятий психологической работы • Умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени • Полнота отражения признаков профессиональной деятельности |
Приложение 11
№ | Уровни эффективности | ||
п/п | Высокий (3 балла) | Средний (2 балла) | Низкий (1 балл) |
1. | Эффективность деятельности — степень соответствия результатов намеченным целям и нормативным требованиям | ||
• Организуемая психологом работа оказывает | • Психологическая работа оказывает определенное | • Психологическая работа не оказывает замет- | |
реальное положительное воздействие на все | влияние на выполнение ограниченного круга задач | ного влияния на решение задач, стоящих перед | |
стороны жизнедеятельности части | воинской деятельности | л/с воинской части и подразделений | |
• Должностными лицами всех степеней посто- | • Должностными лицами рекомендации и предложе- | • Рекомендации и предложения психолога | |
янно учитываются рекомендации и предложе- | ния психолога учитываются периодически | носят поверхностный характер, должностными | |
ния психолога, предложения носят конкретный | • Морально-психологическое состояние личного со- | лицами почти не учитываются | |
и адресный характер | става удовлетворительное, уровень психологической | • Степень психологической готовности и устой- | |
• Офицеры, прапорщики и сержанты в своей | готовности и устойчивости в основном позволяет | чивости военнослужащих не позволяет уве- | |
работе опираются на положения психологиче- | решать поставленные задачи | ренно решать поставленные задачи | |
ской науки | • Командиры имеют недостаточный уровень психо- | • У командиров нет четкого представления об | |
• Морально-психологическое состояние лично- | лого-педагогической подготовки, опора на психологи- | особенностях и способах применения психо- | |
го состава части удовлетворительное, уровень | ческие знания и их использование на практике носят | логических знаний и навыков в практической | |
психологической готовности и устойчивости | эпизодический и ограниченный характер | работе с военнослужащими | |
позволяет решать задачи учебно-боевой и | • Условия жизнедеятельности в основном обеспечи- | • Большая часть военнослужащих (свыше 50%) | |
служебной деятельности на высоком уровне | вают сохранение психического здоровья военнослу- | характеризуют свое психологическое состояние | |
• Условия, созданные в части, обеспечивают | жащих, однако имеются факторы, вызывающие | и удовлетворенность условиями, созданными в | |
нормальное функционирование психики воен- | психологический дискомфорт у значительного числа | части, как неудовлетворительное | |
нослужащих | военнослужащих (до 50%): снижение самочувствия, | • В подразделениях имеются устойчивые груп- | |
• В части отсутствуют случаи суицида, проис- | настроения, желание сменить специальность, воин- | пы военнослужащих, склонных к асоциально- | |
шествий, связанных с гибелью или увечьями | ский коллектив, жалобы на недостаточную адаптиро- | му поведению, зафиксированы случаи суици- | |
личного состава | ванность к условиям военной службы | дальных попыток либо имеются случаи гибе- | |
• Профессиональный психологический отбор | • В части отсутствуют случаи гибели военнослужа- | ли, увечья военнослужащих, в основе кото- | |
обеспечивает правильную расстановку воен- | щих, однако имеются отдельные грубые нарушения | рых — психологические причины | |
нослужащих по воинским специальностям и | уставных правил взаимоотношений, случаи само- | • В части не создана материальная база (от- | |
подразделениям | вольного оставления части, нарушений правил несе- | дельный кабинет психолога, психодиагности- | |
• В воинской части имеется необходимая для | ния караульной службы (б/дежурства) | ческие средства, психологическая литература | |
психологической работы материально- | • Материальная база психологической работы не- | и т. п.), позволяющая осуществлять полный | |
техническая база | достаточна (отсутствуют комната психологической | комплекс мероприятий, связанных с психоло- | |
• Обеспечен минимальный отрыв психолога от | помощи, комната для психологического консультиро- | гическим изучением и управлением военно- | |
исполнения непосредственных служебных | вания, ЭВТ) | служащими | |
обязанностей (не более 20%) | • Отрыв психолога от исполнения непосредственных | • Отрыв военного психолога от исполнения | |
• Военнослужащие, обращавшиеся к психоло- | функциональных обязанностей значителен (до 50% | непосредственных служебных обязанностей | |
гу, удовлетворены характером и результатами. | служебного времени) | составляет более 50% | |
проведенной с ними работы и оказанной по- | • Военнослужащие, обращавшиеся к психологу, | • Военнослужащие, обращавшиеся к психоло- | |
мощью | высказывают противоречивые отклики о проведенной | гу, высказывают нейтральные либо негатив- | |
с ними работе и оказанной помощи | ные отзывы о проведенной с ними работе |
№ n/п | Уровни эффективности | ||
Высокий (3 балла) | Средний (2 балла) | Низкий (1 балл) | |
1. | Эффективность деятельности — степень соответствия результатов намеченным целям и нормативным требованиям | ||
2. | Профессиональная компетентность— определенная степень развития знаний, навыков, умений, составляющих основу профессионального опыта | ||
военного психолога, предполагающая его способность самостоятельно выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая при этом соответствие | |||
процессуальной стороны деятельности нормативным | требованиям и социально приемлемым способам ее осуществления | ||
• Психолог знает основные психологические теории | • Психолог знает функциональные обязанности и | • Психолог слабо ориентируется в теории | |
личности, деятельности, группы и общения, психо- | требования нормативных документов по организа- | и практике психологического исследования | |
логические особенности основных групп воинских | ции психологической работы в воинской части | и методах психологического воздействия | |
специальностей и их требования к военнослужа- | • Владеет навыками разработки и ведения доку- | • Личное участие в проведении мероприя- | |
щим | ментации, разрабатывает предложения и рекомен- | тий психологической работы ограничено | |
• Знает функциональные обязанности и требования | дации должностным лицам, однако не всегда они | • Испытывает значительные затруднения | |
нормативных документов по организации психоло- | носят конкретный характер, касаются лишь отдель- | в выборе соответствующих конкретной | |
гической работы в воинской части | ных сторон жизнедеятельности личного состава | ситуации методов и средств деятельности | |
• Уверенно владеет теорией и практическими мето- | • Знает основные методы психологического иссле- | • Практическая деятельность сведена | |
дами психологического исследования и психокор- | дования и воздействия, однако испытывает затруд- | к использованию отдельных методик. | |
рекционного воздействия | нения при самостоятельном осуществлении от- | слабо увязанных между собой | |
• Правильно планирует и организует собственную | дельных из них на практике | • При сборе информации и использовании | |
деятельность,- обеспечивая полное выполнение | • В своей деятельности использует ограниченный | данных не всегда в достаточной мере со- | |
функциональных обязанностей, владеет основны- | круг методик, налицо ориентация на определенную | блюдает этические нормы деятельности | |
ми видами деятельности в рамках профессии | форму деятельности | • Испытывает серьезные затруднения в | |
«психолог» | • Знает и соблюдает требования, предъявляемые | выявлении негативных психологических | |
• Уверенно ориентируется в ситуации профессио- | к психодиагностической работе, однако не в полной | факторов, оказывающих отрицательное | |
нального взаимодействия, способен самостоя- | мере владеет психометрическими основами данно- | воздействие на жизнедеятельность воен- | |
тельно анализировать и выбирать наиболее опти- | го вида деятельности | нослужащих | |
мальные теорию и способы психологического воз- | • Участие психолога в обучении должностных лиц | • Планирование деятельности подчинено | |
действия | практике психологической работы ограничено | исключительно внешнему руководящему | |
• Рефлексирует содержание собственной деятель- | • Распределение служебного времени не всегда | воздействию | |
ности, соблюдает этические нормы деятельности | оптимально и не обеспечивает в должной степени | • Предложения и рекомендации должност- | |
• Знает и соблюдает требования, предъявляемые | полное выполнение функциональных обязанностей | ным лицам носят поверхностный и эпизо- | |
к психодиагностической работе | дический характер | ||
• Обеспечивает тесное и эффективное взаимодей- | • Испытывает значительные трудности при | ||
ствие с другими субъектами при проведении меро- | организации делового взаимодействия | ||
приятий психологической работы в воинской части | с должностными лицами при проведении мероприятий психологической работы |
"О
S