Психологическая характеристика ошибочных действий военнослужащих в боевой обстановке

Глава 12. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЛКА В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое системно-ситуативный анализ воинской деятельности?

2. Какие задачи решаются посредством применения системно-ситуативного анализа воинской деятельности?

3. Какие требования предъявляются к системно-ситуативному анализу воин­ской деятельности?

4. Что представляет собой метод последовательной динамической оценки дея­тельности (МПДО)?

1. Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая -ни, П. А. Корчемного. В 2-х ч. — М., 1998.

2. Караяни Л. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного соста­ва частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.

3. Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и по­иски. - М., 1989.


Ошибки, допускаемые военнослужащими в боевой обстановке, чреваты крайне опасными последствиями.

Так, ошибка в оценке военных возможностей и морально-психологического состояния финских войск в 1939-1940 гг. обошлась нашей стране сотнями тысяч жизней. Ошибки американских специалистов ПВО, принимавших стаи уток за русские ракеты, несколько раз ставили мир на грань третьей мировой войны. Не менее значимыми по своему масштабу являются ошибки командира подразделения, неверно рассчитавшего скорость марша, оператора машины разграждения УР-67, запустившего снаряд с тротилом на своих военнослужа­щих, радиста, неверно транслировавшего приказ старшего начальника, стрел­ка, выставившего неверный прицел на автомате, и т. п.

В зависимости от трактовки причин той или иной ошибки (умысел, преступ­ная халатность, бездеятельность, неопытность, утомление, состояние аффекта, невозможность безошибочного действия в конкретной ситуации и т. д.) для воен­нослужащего, допустившего ее, могут наступить самые различные последствия (от доброжелательной помощи окружающих до смертной казни).

Исходя из важности обеспечения безошибочных действий военнослужащих в боевой обстановке командирам, психологам и другим должностным лицам необ­ходимо уметь осуществлять их психологический анализ, выявлять причины, вы­рабатывать меры по их профилактике.

Для того чтобы понять сущность и психологические механизмы ошибочных действий, необходимо разобраться в психологических аспектах действия как та­кового.

Боевая деятельность представляет собой совокупность действий, вызываемых мотивом. В отечественной психологии С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев в ка­честве главной структурной единицы деятельности рассматривали действие.

 

Действие— произвольная, преднамеренная активность, реализуемая на внешнем или внут­реннем плане и направленная на достижение осознанной цели.


346______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Структуру и последовательность осуществления действия можно четко просле­дить на схеме функциональной системы, предложенной П. К. Анохиным (рис. 2.13).

На рисунке видно, что импульсивный поведенческий акт определяется появле­нием в обстановочной афферентации (совокупности воздействующих стимулов, например зрительных объектов боя) пускового сигнала (неожиданное приближе­ние солдата противника). В такой ситуации, как правило, человек импульсивно сжимается, пригибается, замирает.

Преднамеренность действия возникает тогда, когда военнослужащий прини­мает решение о том, что образ будущего результата (акцептор результата) дей­ствия (например: уничтоженный противник) отвечает мотиву его деятельности (выполнение боевой задачи; сохранение собственной жизни и т. д.). Тогда этот образ действия приобретает для пето личностный смысл и выступает как цель. При наличии намерения у военнослужащего возникает целевая установка (например: уничтожить противника) — готовность к достижению предвосхищенного резуль­тата.

В ходе выполнения действия осуществляется контакт человека с предметным миром (у военнослужащего — с автоматом), преобразование (внешнее или мыс­ленное) предметной ситуации (выстрел) и достигаются те или иные результаты (уничтоженный враг), личностный смысл которых для субъекта оценивается эмо­циями [89].

Различают следующие действия:

• перцептивные;

• исполнительные;

• мнемические;


Глава 12. Психологический анализ ошибочных действий личного состава полка...____ 347

• умственные;

• творческие и др.

Действия осуществляются определенными способами, соотносимыми с конкрет­ными условиями, ситуацией. Эти осознаваемые или мало осознаваемые способы называются операциями. Таким образом, действие, являясь составным элементом деятельности, представляет собой совокупность операций, подчиненных цели.

Выполнение действий осуществляется посредством психофизиологических механизмов, изучаемых в русле физиологии активности (концепция уровней по­строения движений), теории функциональных систем (П. К. Анохин) и представ­лений о системной организации высших психических функций.

Внешнее действие является лишь последним этапом трехстадийной последо­вательности:

1 этап — активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутрен­него состояния человека с внешними объектами и состояниями;

2 этап — обработка мозгом информации, поступающей из внешнего мира и организма. Обработка информации может выполняться более или менее автома­тически при инстинктивном поведении или рефлекторных реакциях. Активное участие в этом памяти и мышления способствует сознательному принятию реше­ния. Если образ планируемого результата действия отвечает мотиву деятельнос­ти, то возникает преднамеренность действия. Образ действия приобретает для че­ловека личностный смысл и выступает как цель действия;

3 этап — подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Исходя из сказанного можно дать следующее определение.

Ошибочные действия(ОД) представляют собой элемент деятельности, наруша­ющий ее целенаправленное течение и приводящий к нежелательному для действу­ющей личности результату (недостижению цели). В основе ошибочных действий лежит неправильное, несвоевременное или неполное выполнение операций.

Слово «ошибка» происходит от старинного русского слова «обшибать», т. е. сбивать, обивать, скалывать ударом, и по своему содержанию означает неправиль­ность, неверность. В современных словарях ошибка трактуется как «неправиль­ность в действиях, суждениях».

Под ошибкой специалиста понимают такое его действие, нерациональное дей­ствие или бездействие, которое либо привело к отклонению управляемых пара­метров профессиональной деятельности за допустимые пределы, либо запреще­но регламентирующими ее правилами (нормами) [32].

Ошибка должна быть отдифференцирована от погрешности, как ошибки в до­пустимых рамках, и от отказа, как перехода специалиста в такое состояние, когда становится невозможным его дальнейшее нормальное функционирование (жиз­недеятельность).

Существуют несколько классификаций ошибок в деятельности специалиста. Одной из первых была классификация Аристотеля, данная им в книге «Аналити­ка»: ошибки в речи (словесные), ошибки в мышлении (логические). В Средние века философ Ф. Бэкон в «Новом органоне» писал, что «ошибки возникают в ре­зультате различных иллюзий».


348______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Большое внимание проблеме ошибок уделяли американские ученые. В 1947 г. П. Фите и Р. Джонс предложили применительно к работе летного состава выде­лять шесть категорий ошибок, составляющих 86% от всех встречающихся: ошиб­ки подметя (50%), когда вместо требуемого выполнялось другое действие или имело место бездействие (причиной такой ошибки является неполное восприятие приборной информации или плохое ее представление летчику); ошибки управля­ющих воздействий (18%), когда осуществляются или слишком быстрые, или слиш­ком медленные действия, либо нарушается их требуемая последовательность (причиной таких ошибок является плохая реализация управляющих воздей­ствий); ошибки памяти (18%) — забывание выполнить требуемые действия в нуж­ный момент; ошибки реверса (6%), когда органы управления переставлялись в противоположном требуемому направлении (причиной такого рода ошибок чаще бывают неверные движения или плохо согласованные с деятельностью летчика органы управления); ошибки внимания (5%), когда внешние сигналы не обнару­живаются (причиной таких ошибок является плохое восприятие человека); ошиб­ки из-за неспособности выполнить требуемое действие по причине оцепенения (замирания) от воздействия стресс-факторов (3%).

Несколько иной подход предложил Дж. Рабидо, выделив четыре группы оши­бок:

1) ошибки восприятия (обнаружения, идентификации, интерпретации);

2) ошибки мышления (рассуждения, принятия решения);

3) ошибки коммуникации (передачи команд);

4) ошибки моторики (в простых и сложных действиях).

Отечественные психологи (К. К. Платонов, П. А. Корчемный и др.) предложи­ли свою классификацию ошибок по четырем основаниям:

1) ошибки сенсорного типа (связаны с восприятием приемом информации, с работой различных анализаторов и качествами внимания);

2) гностические ошибки (т. е. ошибки при переработке информации, связанные прежде всего с особенностями памяти, мышления);

3) ошибки исполнительских реакций (связаны с недостаточной активностью раз­личных функций, психомоторики и речи);

4) ошибки личностного типа (связаны с проявлением особенностей мотивации, характера, волевых качеств, организаторских способностей специалиста и т. и.). Эти основания вытекают из схемы функциональной системы П. К. Ано­хина, представленной на рис. 2.13.

Технологична и полезна классификация ошибочных действий по основанию их стойкости. По этому критерию выделяют такие ошибочные действия: случай­ные, временные, периодические, стойкие, привычные.

Случайные ошибочные действия являются следствием неожиданных, непред­виденных помех в выполнении действия. К примеру, снайпера, производящего спуск спускового крючка винтовки, могут отвлечь громкий звук, окрик, мол­ния, тревожная мысль, неожиданное заклинивание затвора и т. д. В результате произведенный выстрел окажется неточным, а стрелок будет обнаружен про­тивником.


Глава 12, Психологический анализ ошибочных действий личного состава полка...____ 349

Если такие ошибки проявляются неоднократно, то психологу следует обратить внимание на профессиональную пригодность снайпера. Причиной ошибок могут быть неустойчивость внимания, отсутствие волевых качеств или мотивации к деятельности.

Временные ошибочные действия обусловлены незнанием порядка и правил вы­полнения действия, отсутствием устойчивых навыков, переживанием дистресса, астенизацией, переутомлением, связанными, например, с незавершенным процес­сом освоения деятельности, неадаптированностью к боевой обстановке и др.

Периодические ошибочные действия проявляются в конкретныых ситуациях боевой деятельности, вызывающих нарушение психической деятельности воен­нослужащего.

Их причиной могут быть эмоциональные травмы, вызванные фактом некогда совершенной ошибки, порождающие фобию повторить ошибку вновь и сопро­вождающиеся чрезмерным напряжением. Так, связист, однажды допустив ошиб­ку в передаче сообщения командиру и получив от него сильный «нагоняй», вся­кий раз ошибается именно из-за страха ошибиться.

Стойкие ошибки постоянно проявляются в конкретном действии. Такие ошиб­ки встречаются редко, так как за ними, как правило, следуют организационные решения (перевод военнослужащего на другую должность и т. п.).

Привычные ошибки выражаются в постоянном выполнении каких-либо дей­ствий иным («не по правилам») способом. Они до поры до времени могут не за­мечаться, игнорироваться, но однажды «прорываются» серьезным сбоем в совме­стной деятельности.

Например, ведение огня из автомата от левого плеча может быть весьма эф­фективно до тех пор, пока не потребуется вести огонь из-за укрытия и движу­щийся затвор не начнет создавать препятствия для меткой стрельбы.

У каждого ошибочного действия может быть одна или несколько причин. Вы­деляют следующие основные причины ошибок.

1. Причины, обусловленные внешними (объективными) обстоятельствами:

• непосильная сложность или тяжесть тех или иных операций;

• трудность совмещения плохо совместимых действий;

• завышенные требования к точности и скорости выполнения операций;

• отсутствие возможности контроля за качеством выполнения действия и др.

2. Причины, связанные с текущим состоянием дееспособности военнослужа­
щего:

• физическое недомогание;

• утомление;

• неблагоприятные психические состояния.

 

3. Недостаточная готовность военнослужащего к деятельности или к действи­ям в конкретной обстановке.

4. Отрицательный перенос навыка.

5. Неблагоприятные индивидные и личностные качества военнослужащего.
В. А. Пономаренко и Л. А. Агапов выявили корреляцию некоторых личностных

качеств с возможностью совершения ошибочных действий (табл. 2.10).


350______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Таблица 2.10 Корреляция некоторых качеств личности летчиков с ошибочными действиями

 

№ п/п Личностные качества Коэффициент корреляции
Замкнутость, индивидуализм 0,51
Негибкость 0,49
Чрезмерное самомнение, нереалистичность 0,48
Низкий самоконтроль 0,46
5. Несдержанность, чрезмерная активность 0,45
Мечтательность, абстрактность мышления 0,34
Эмоциональная неустойчивость 0,32
Тревожность 0,32

П. А. Корчемный указывает и на другие качества личности, неблагоприятно сказывающиеся на безошибочности действий. К ним он относит:

• неразвитые психические познавательные процессы;

• отсутствие необходимых волевых качеств, высокая тревожность; чрезмер­ная ранимость, низкая самооценка;

• отсутствие мотивации к деятельности;

• повышенный оптимизм;

• чрезмерная самоуверенность, упрямство, склонность к конфликтам, замк­нутость, чрезмерная подозрительность [84].

Таким образом, ошибочные действия военнослужащих в боевой обстановке полифакторны, многообразны, отличаются временем проявления и влекут за со­бой крайне негативные последствия.

12.2. Сущность и содержание психологического анализа ошибочных действий (ОД)

Методологической основой психологического анализа ошибочных действий (ОД) является теоретическая концепция человеческого фактора.

Под человеческим фактором(ЧФ) понимается совокупность профессиональных физио­логических, антропометрических, психологических и социальных возможностей и ограни­чений человека, неучет которых в конструкции оружия, боевой технике, способах их приме­нения, тактике применения войск может привести к ошибочным действиям.

В структуру этого феномена входят: моральные, профессионально-боевые и психологические качества, физиологические особенности и состояния, физиче­ское развитие и т. д.

При использовании ЧФ изучаются и учитываются:

• конструкция оружия и боевой техники;

• компоновка, размещение, средства кодирования и отображения информации;

• эргономичность рабочего места, среды обитания, снаряжения, средств защи­ты, микроклимат в жилище, освещенность, газовый состав;


Глава 12. Психологический анализ ошибочных действий личного состава полка...____________ 351

• содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения дей­ствий, характер информационной и физической нагрузки, темп работы и др.);

• организация деятельности, особенности режима труда и отдыха, руковод­ство, управление, всестороннее обеспечение действий.

Психологический анализ ошибочных действий проводится с помощью метода анализа ошибок в работе специалиста. При использовании этого метода следует учитывать несколько его особенностей.

1. Метод анализа ошибок является одним из наиболее сложных и применяется, как правило, в комплексе с другими. Вместе с тем, в зависимости от целей иссле­дования анализ ошибок может проводиться и отдельно, без взаимосвязи с други­ми методами.

2. Метод позволяет получить различную информацию:

 

• о типичных ошибках специалистов и их психологических причинах;

• о повышенных требованиях различных видов профессиональной деятель­ности к нервно-психической регуляции человека;

• о наиболее сложных и трудновыполнимых профессиональных задачах, вы­полнение которых связано с увеличенной частотой ошибок человека;

• о соответствии действующих специалистов требованиям безошибочной де­ятельности;

• о способах взаимосогласования требований профессиональной деятельнос­ти к специалисту и требований специалиста к деятельности.

3. Метод применяется преимущественно при изучении операторской или иной
алгоритмизированной военно-профессиональной деятельности в системе «чело­
век—техника». При выявлении и квалификации действий военных специалистов
как ошибочных их следует отделять от отказов и погрешностей.

Учитывая, что во многих случаях причинами ошибочных действий военнослу­жащих являются психологические факторы, в последнее время для анализа оши­бок все чаще привлекаются военные психологи.

Сущность психологической оценки ОД состоит в осуществлении логико-времен­ного и структурно-временного анализа, предполагающих его разложение на мак­роэлементы по составу движений и операций, по последовательности и времени выполнения каждой операции, его оценки и принятие решения.

Анализ ошибок специалиста слагается из следующих этапов.

1. Изучение деятельности и выявление в ней признаков ошибочных действий специалистов.

2. Квалификация этих действий как ошибок, погрешностей или отказов.

3. Диагностика психологических причин выявленных ошибок.

4. Классификация установленных ошибок.

5. Определение требований к психологическим качествам человека, обеспечи­вающим безошибочную деятельность.

6. Составление психологического заключения.

7. Выработка рекомендаций по прекращению и профилактике ОД.
При анализе ОД изучаются и оцениваются:


352______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

а) общее состояние работоспособности военнослужащего, допустившего ОД:

• интенсивность нагрузки в предшествующий период и момент возникнове­ния ОД;

• регламент дня, недели, месяца;

• особенности отдыха в отпуске, перед боевыми действиями; характеристика бытовых условий;

• состояние физического здоровья;

б) психическое состояние перед совершением ОД:

• наличие служебных и семейных конфликтов;

• длительное ожидание;

• излишняя спешка, определяемая объективными и субъективными обстоя­тельствами;

• расслабление после успешного выполнения этапа боевых действий;

• стресс.

Вся аналитическая работа должна дать ответ на вопрос: были ли действия военнослужащего оптимальными для конкретных объективных условий, а если нет, то чем были вызваны сбои.