Методы системно-ситуативного анализа деятельности

Системно-ситуативный анализ боевой деятельности осуществляется посредством метода последовательной динамической оценки деятельности (МПДО).

МПДО структурно состоит из шести взаимосвязанных блоков. Эти блоки пред­ставлены на рис. 2.12.

Примечание. На рисунке 2.12. обозначены: Су — ситуация в узком смысле слова; СД—

ситуативная деятельность.

Автор метода вводит понятие «ситуация в узком смысле слова», понимая под ней психологическую модель условий, которая складывается на основе оператив-


Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою...____________ 343

ной обобщенной оценки задачи, объективных условий в зависимости от особен­ностей субъекта деятельности (к примеру, стандартность—нестандартность ситу­ации).

Рассмотрим составные части метода МПДО.

I блок — «Задача»предполагает определение вида задачи, выполняемой воен­
нослужащими. По двум основаниям (мирное или военное время и вид деятельно­
сти) Б. Я. Шведин выделяет 4 вида задач:

1) боевая задача военного времени;

2) боевая задача мирного времени;

3) учебно-боевая задача военного времени;

4) учебно-боевая задача мирного времени. Нумерация задач соответствует степени их значимости.

II блок — «Субъект деятельности».Здесь анализируются все возможные ха­
рактеристики, влияющие на деятельность при решении данной задачи в данных
условия. Выделяются две группы характеристик, подлежащих рассмотрению:

а) социально-демографические: звание, должность, возраст, образование, опыт
и т. д.;

б) психологические: уровень профессиональной подготовленности; уровень
эмоциональной устойчивости; способность принимать нестандартные реше­
ния, быстро ориентироваться в нестандартной обстановке; способность к рис­
ку; умение организовывать коллективную работу, вступать в правильное вза­
имодействие с подчиненными и т. д.

III блок«Объективные условия»включает: обобщенное название ситуации; сюжет (динамика, последовательность развития событий и т. д.); время развития ситуации.

IV блок — «Ситуация, понимаемая в узком смысле слова»,предполагает оцен­ку степени ее стандартности; психологические факторы ситуации (опасность, нео­пределенность, внезапность, новизна и т. д.).

V блок — «Ситуативная деятельность»содержит характеристики конкретно­
го вида деятельности, которой занимается военнослужащий (например, деятель­
ность командира — лица, принимающего решение, или деятельность командира —
лица, ведущего воспитательную работу); способ вовлеченности в систему вне­
шних воздействий; информационное поле ситуации; схемы ориентировочной ос­
новы по данному виду деятельности; операционная структура деятельности; рис­
кованность; ситуационный мотив; психическое состояние и т. д.

VI блок — «Результат»включает:

а) группу непсихологических характеристик: степень выполнения задачи; ти­
пология ошибок и др.;

б) группу психологических ошибок: удовлетворенность своими действиями;
удовлетворенность действиями подчиненных, сослуживцев и др.

Полноценный ССАД возможен лишь на основе множества описанных ситуа­ций, т. е. банка ситуаций для данного вида деятельности. Минимальное число ситуаций, связанных с анализом одной задачи, должно быть равным 100. Если


344___________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

большинство из анализируемых ситуаций — нестандартные, то их анализируе­мое количество должно превышать 350.

Б. Я. Шведин на основании субъекта деятельности и вида анализа деятельнос­ти выделяет 8 модификаций МПДО (табл. 2.9).

Таблица 2.9 Модификации МПДО

 

 

Вид Источник информации Субъект деятельности
анализа Индивид Группа
Ретроспек­тивный Печатные источники Контент-анализ индивидуальный Контент-анализ групповой
  Личный опыт Ретроспективное интервью индивидуальное Ретроспективное интервью групповое
Актуальный Деятельность в реальных условиях Актуальный анализ в реальных условиях индивидуальный Актуальный анализ в реальных условиях групповой
  Деятельность в моделируемых условиях Актуальный анализ в моделируемых условиях индивидуальный Актуальный'анализ в моделируемых условиях групповой

Таким образом, системно-ситуативный анализ деятельности является техно­логией изучения конкретных видов деятельности на основе выделения их едини­цы — ситуации. Его основным методом выступает метод последовательной дина­мической оценки деятельности. Анализ деятельности осуществляется на основе создания и исследования статистически достаточного банка ситуаций по конк­ретному виду деятельности.