На этапе подготовки к боевым действиям

Глава 8. РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Сущность и классификация психогенных потерь

Глава 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К РАСЧЕТУ САНИТАРНЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПСИХОГЕННЫХ ПОТЕРЬ СРЕДИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЛКА

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Вопросы для самоконтроля

Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средства

Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПРОТИВНИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы психологического обеспечения боя.

2. Что такое психологическая подготовка боевых действий?

3. Какие существуют виды психологической подготовки военнослужащих?

4. Какие виды факторов боевой обстановки учитываются в процессе психоло­гической подготовки?

5. В чем сущность психологического сопровождения боевых действий войск?

6. Что представляет собой психологическая реабилитация военнослужащих?

7. В чем суть социально-психологической реадаптации участников боевых дей­ствий?

1. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологи­ческого обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. — М., 1997.

2. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного соста­ва частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.

3. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая­ни, П. А. Корчемного. В 2-х кн. - М, 1998.

4. Попов В. Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экст­ремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, меж­национального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дисс... канд. психол. наук. — М., 1992.

5. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. - М. 1972.

6. Шумков Г. Е. Психика бойцов во время сражений. — СПб., 1905. Вып. 1

7. Шумков Г. Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожида­ния боя // Военный сборник. 1913. № 11.


Современные концепции военного искусства указывают на тот факт, что войны ведутся политическими, экономическими, дипломатическими, военными и ин­формационно-психологическими средствами. При этом роль последних на про­тяжении столетий неуклонно возрастает. Это обусловлено тем, что войны по сво­ему содержанию становятся явлениями все более психологическими.

Во многом психологическими являются цели войны. Основными объектами поражения становятся моральный дух армии, реальное морально-психологическое состояние частей и подразделений, отдельных военнослужащих. Среди средств воздействия на противника все большее значение приобретают психологические средства.

Все это указывает на то, что противоборство в информационно-психологической сфере становится действительно значимым явлений в современных войнах. От того, насколько квалифицированной и целенаправленной будет деятельность ко­мандиров, штабов, психологов по защите войск от информационно-психологиче­ского воздействия, в значительной мере будет зависеть ход и исход боевых действий.

История развития теории и практики информационно-психологического воздей­ствия на противника, осуществляемого в целях его запугивания, введения в заб­луждение, порождения паники, недоверия к своему руководству, неверия в соб­ственные силы, отчаяния и т. п., насчитывает тысячелетия.

В древние времена для этого использовались: устрашающая боевая раскраска воинов, свирепые боевые кличи, специальные шумовые (удары копьями или ме­чами о щиты и др.) и визуальные (использование огненных валов и др.) эффекты, слухи, распространяемые лазутчиками, листовки и т. п.

Первоначально своеобразное искусство управления психическими состояния­ми, мыслями и поступками людей совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, шаманами, военачальниками. Затем оно постепенно «враста­ло» в военное искусство наиболее талантливых полководцев. Имена Кира, Ксер­кса, Чингисхана, Святослава, Наполеона, А. В. Суворова и др. во многом потому и вписаны в историю, что они на практике владели способами понижения психи­ческих сил неприятеля и укрепления морального духа своих войск.


242_______ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

На рубеже XIX — XX вв. практика информационно-психологического воз­действия на противника приобретает новое качество. Если прежде оно было сек­ретным оружием, тайным искусством войны, то теперь, впервые, подверглось научному анализу, обобщению, норматизации. Создаются специальные органы психологических операций (в США — комитет общественной информации, в Ве­ликобритании — служба пропаганды среди войск и населения противника, в Гер­мании — специальный отдел Генерального штаба, во Франции — служба пропаган­ды и т. п.), осуществляются первые изыскания в этой области, разрабатываются средства влияния на сознание, волю, настроение и поведение людей. Опыт дея­тельности органов психологических операций, приобретенный в годы Первой мировой войны, обобщен в таких работах, как «Техника пропаганды в мировой войне» (США), «Тайны дома Крю» (Великобритания), «Feldherpsychologs» (Гер­мания) [180].

В 1920 г. появляется термин «психологическая война», который быстро рас­пространяется в США и Великобритании.

В годы Второй мировой войны теория и практика подрывных действий приоб­ретают широкий размах, проявляются во всех сферах политики, экономики, в воен­ном деле.

Десятки тысяч людей в воюющих странах были задействованы в системе пси­хологического воздействия на противника. С этой же целью использовались сот­ни самолетов, артиллерийских батарей, автомобилей. О действительном размахе этой работы свидетельствуют такие данные: только для производства печатной продукции, предназначенной для распространения среди войск фашистской Гер­мании и ее сателлитов, были задействованы 80% полиграфических мощностей Великобритании. Это позволило органам психологической войны этой страны и США подготовить для солдат противника около 14 млрд листовок.

В настоящее время весь комплекс мероприятий, направленных на достижение военно-политических целей информационно-психологическими средствами, обо­значается в странах НАТО термином «психологические операции» (ПсО).

Несмотря на разнообразие организационных форм и специфику национальных традиций в осуществлении ПсО в разных странах, здесь имеется немало общего. Своеобразный «тон» в определении общих ориентации, масштабов, интенсивно­сти, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках ПсО задают США. Американская система, во-первых, впитывает в себя все, что наработано в этой области в других странах, и, во-вторых, сама выступает для них неким «эталоном» в организации ПсО. Поэтому целесообразно именно ее рассмотреть здесь более подробно.

Деятельность должностных лиц, организующих и осуществляющих ПсО, в ар­мии США определяется положениями Полевого устава «Психологические опе­рации», который регулярно содержательно обновляется.

В нем записано, что психологические операции— это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США.


Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 243

Используя критерии масштабности целей, продолжительности информацион­но-психологического воздействия, размаха обеспечиваемых военных событий, выделяют три уровня ПсО: стратегический, оперативный и тактический. ПсО всех уровней, при их одновременном осуществлении, составляют единый, целос­тный комплекс взаимосвязанных мероприятий, из которого сложно вычленить тот или иной уровень.

Задачами тактических ПсО, как записано в Уставе, являются:

1) создание обстановки неуверенности и беспокойства, снижение морально-боевого духа и боевой эффективности личного состава противника, убежде­ние военнослужащих противника сдаваться в плен; повышение эффектив­ности применения тяжелой артиллерии и массированного огня;

2) оказание содействия войскам в захвате в кратчайшие сроки населенных пунк­тов противника путем предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции;

3) оказание содействия проведению стратегических ПсО путем своевременно­го доклада подробной информации об имеющихся уязвимых местах против­ника; доклад информации и рекомендаций лицам и группам, действующим в зоне боевых действий противника;

4) создание доброжелательного отношения к руководству и личному составу своих войск и войск стран-союзниц со стороны местного населения; оказа­ние помощи в контроле за враждебно настроенным и дружеским населением в зоне боевых действий;

5) обеспечение поддержки населением мероприятий по достижению кратко­временных и долгосрочных целей;

6) борьба с пропагандой противника и сохранение инициативы в проведении ПсО;

7) оказание содействия войскам в обороне тыловых районов;

8) поддержка мероприятий по введению противника в заблуждение и по мас­кировке войск на тактическом уровне.

Выполнение этих задач возложено на специальные части и подразделения ПсО (группа, батальон, рота), находящиеся в непосредственном подчинении командо­вания специальных операций сухопутных войск США (Форт-Брэгг), которое, в свою очередь, входит в состав объединенного командования специальных опера­ций ВС США.

Основной потенциал ПсО сосредоточен в сухопутных войсках. Его ядро со­ставляет 4-я группа ПсО, состоящая из 4 батальонов ПсО (1, 6, 8 и 9-й) и баталь­она подготовки и выпуска пропагандистских материалов. Батальоны ПсО ориен­тированы на определенные регионы мира (1-й — на зону Атлантического океана, Центральную и Южную Америку, 6-й — на Европу и Африку, 8-й — на Тихоокеан­ский регион).

Одновременно в организованном резерве находятся еще 3 штаба групп ПсО (2-й, 5-й, 7-й), 9 батальонов, 22 отдельные роты ПсО и около 40 батальонов по работе с гражданским населением.



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


В военное время в сухопутных войсках действуют группы ПсО общей и непос­редственной поддержки. Группы общей поддержки состоят из батальона общей поддержки, батальона по работе с военнопленными, батальона консолидирующей пропаганды.

Батальон общей поддержки осуществляет ПсО стратегического уровня на ТВД. Он состоит из подразделений: разведки; разработки информационно-психологи­ческих материалов; тяжелой, средней и легкой типографии; радиостанций; звуко-вещательных станций. Возможности батальона позволяют издавать до 28 млн лис­товок в сутки, вести радиовещание на СВ и КВ-диапазонах в радиусе до 150 км.

Батальон консолидирующей пропаганды — включает радио- и телевизионную редакции, подразделения эксплуатации местных стационарных радиостанций, телестанций, типографий, кинотеатров.

Группа непосредственной поддержки предназначена для обеспечения такти­ческих и оперативных задач, решаемых войсками.

В распоряжении органов ПсО находятся разнообразные средства информаци­онно-психологического воздействия, позволяющие целенаправленно влиять на общественное мнение, сознание, подсознание, поступки и действия людей, на их психические состояния и чувства.

К числу основных средств ПсОможно отнести следующие.

1. Печатные средства — листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные
бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

Американцы считают листовки одним из наиболее действенных средств про­паганды.

О значении, которое придают листовкам специалисты ПсО, говорят следу­ющие факты: во Вьетнаме для распространения листовок привлекалось по 10 самолетов в 4 тактических зонах. Нередко для этих целей использовались даже самолеты В-52 и С-141. Во время военных событий в зоне Персидского залива (1991 г.) на иракские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн листовок. Десятки тысяч листовок было сброшено на иракские войска в войне 2003 г.

Листовки издаются разных форматов и на различном материале. Для их распрост­ранения используются артиллерия (105-155 мм снаряды, 81 мм мины, агитаци­онный реактивный снаряд); авиация (вразброс через двери и люки самолетов и вертолетов; свертки или коробки с вытяжными тросами; специальные пластмас­совые бомбы М129 Е 1; беспилотная управляемая ракета, доставляющая на цель до 500 кг груза; самораскрывающиеся авиационные пакеты (до 5000 листовок), авиаконтейнеры (до 50 кг листовок); воздушные баллоны ДЖ-100 (вмещающие 1300 листовок и доставляющие их на расстояние до 2400 км); воздушные шары (высота полета — до 24 км, дальность полета до 9600 км, полезная нагрузка — до 200 кг, сброс груза на высоте — 9600 м); плавающие водонепроницаемые контей­неры из дерева, бамбука, пластика, стекла, целлофана для применения на океа­нах, морях, озерах, реках, каналах; агенты, диверсионные группы и др. Листовки могут также оставляться отступающими войсками на местности.

2. Важными средствами ПсО являются радио и телевидение. Сюда относятся
стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио-


Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_________ 245

и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующи­ми программами вещания. Роль этого средства ПсО особенно возрастает в регио­нах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малогра­мотное население.

Так, например, при проведении ПсО по подготовке вторжения на Гаити (1994 г.) эти средства информационно-психологического воздействия явились основ­ными. Тогда в течение короткого времени в Вашингтон с военной базы Форт-Брэгг была переброшена команда военно-информационной поддержки, уком­плектования специалистами 4-й группы ПсО и гражданскими специалистами по креольскому языку. Через 5 часов после прибытия эта группа, во взаимо­действии с находящимся в изгнании президентом Гаити Ж. Б. Аристидом, на­чала подготовку радиопрограмм и листовок. Для организации вещания были созданы «Радио и телевидение "Демократия"» и «Радио "Средние волны 940"», которые начали работать по 10 часов в сутки за 2 месяца до начала военной операции. Экс-президент Аристид ежедневно обращался к народу. Для расши­рения возможностей психологического влияния среди населения Гаити было распространено около 10 000 транзисторных приемников с фиксированной ча­стотой, настроенной на радиопередатчик ПсО.

В ходе операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1990-1991 гг.) на лич­ный состав иракской армии только в прифронтовой зоне круглосуточно вели передачи 6 широковещательных станций. В целях увеличения потенциальной аудитории среди военнослужащих и населения региона с помощью кочевни­ков и авиации было распространено около 150 000 малогабаритных радиопри­емников с фиксированной частотой.

Одновременно с радио и телевидением в интересах ПсО применяются сред­ства РЭБ, подавляющие системы радио и телевидения противника. К примеру, государственная радиостанция Ирака «Голос Багдада» по существу была парали­зована в течение всей кампании многонациональных сил против этой страны.

В последних боевых событиях органами ПсО широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника с целью сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений. Так, напри­мер, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропа­ганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, ра­диопередачи и РЭБ.

3. Кино-, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воз­действие.

Например, в ходе военных событий в Ираке (2003 г.) среди населения этой страны и других государств активно распространялись видеокассеты с матери­алами, изображающими С. Хуссейна тираном иракского народа и раскольни­ком, разрушающим единство арабского мира. В то же время они содержали сюжеты, свидетельствующие о могуществе и справедливости США.



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действш


4. Одним из самых эффективных средств информационно-психологической
воздействия на противника в рамках тактических ПсО является звуковещание. Онс
осуществляется с помощью звуковещательных станций (ЗС) и других среден
усиления голоса, в т. ч. переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, тан­
ках, БТР, вертолетах, самолетах. Громкоговорители на грузовиках используются
преимущественно в тыловых районах, на танках — для сопровождения наступле­
ния, переносные и на малых машинах — для позиционного вещания.

О масштабах использования средств звуковещания свидетельствует такой факт: В распоряжении оперативного формирования ПсО, обеспечивающего поддерж­ку сил вторжения на Гаити, находилось 23 мобильные звуковещательные стан­ции. Непосредственно перед началом вторжения на остров американских войск, с помощью ЗС, установленных на вертолетах, население Гаити было проин­формировано о договоренности с Хунтой по вопросу мирной передачи власти. Одновременно в местах скопления населения работали ЗС на автомобилях и переносные (переброшенные на вертолетах). Всего за время осуществления ПсО проведено 760 выездов автомобильные ЗС и 67 вылетов вертолетов, осна­щенных ЗС.

Об эффективности этого средства подрывного воздействия можно судить по следующему факту. Военный гарнизон одного из иракских островов, насчиты­вающий около 2000 иракских военнослужащих в войне, 2001 г. сдался без боя после обработки его американцами с помощью вертолетных ЗС.

5. Эффективными средствами информационно-психологического воздействия
на население, являющееся объектом ПсО, служат предметы повседневного обихо­
да,
продукты питания, спортивные принадлежности, игрушки и др. с соответству­
ющим информационным сопровождением.

В 1945 г. над Германией были сброшены карманные зажигалки с инструкци­ями о поджоге. Здесь учитывалась своеобразная «страсть» немцев к зажигал­кам и предполагалось, что они обязательно возьмут их в личное пользование. А сам факт наличия у человека вещи с вражеской инструкцией создает некий психологический эффект «приобщения» к делу противника. Во время войны в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме — одночастотные транзисторные радиоприемники, на Гаити — бейсболки, май­ки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива — майки, аудиокассеты и т. п.

6. Сравнительно новым средством психологического воздействия, которое мо­
жет найти широкое применение в практике ПсО, являются синтезаторы (генера­
торы) голографических и аудиалъных эффектов в атмосфере.
По данным зару­
бежных средств массовой информации, в ряде стран разрабатываются проекты
установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных
проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются
прекрасным экраном, находящимся на высоте 60-80 км над поверхностью земли.
Спроецированные на них изображения могут быть отчетливо видны на расстоя­
нии 100-150 км.


Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 247

Первая попытка проекции изображения на облака была предпринята еще в 1915 г. Тогда на одном из участков российско-германского фронта перед на­ступлением наших войск с помощью прожекторов на облака проецировался образ Богоматери. Очевидцы этих событий рассказывали о сильном мобилизу­ющем эффекте этой акции.

Другой случай подобного рода отмечен в 1993 г. в Сомали. Средства массовой информации сообщили, что 1 февраля группа морских пехотинцев США, дей­ствовавших вблизи г. Могадишо, заметила в облаках пыли и песка изображение лица Иисуса Христа размером примерно 150 х 150 м. Описывая свое психиче­ское состояние, пехотинцы говорили, что они плакали и в молитве опустились на колени. Неожиданное созерцание человеком в небе образов святых или чудо­вищ (драконов, ящеров, мутантов и др.) может оказать сильное психологическое воздействие на людей, причем как мобилизующего, так и деморализующего ха­рактера. Современный уровень развития аудиотехники позволяет предположить возможность использования в рамках ПсО синтезаторов голоса, звуков, шумов. Например, военнослужащие могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего прекратить боевые действия, сложить ору­жие или повернуть его против собственных командиров. Причем современные компьютерные устройства способны моделировать человеческий голос, отражая даже едва уловимые его особенности.

7. В ходе осуществления ПсО часто используется такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как «вспомогательная деятельность». Сюда относят: демонстрацию силы; повышение степени готовности войск; переброску войск в «кризисные регионы»; программы гражданских действий; инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника; про­граммы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые спосо­бы боевых действий.

Ярким примером вспомогательных действий может служить предпринятый США в 1942 г. налет на Токио авиационного корпуса под командованием гене­рала Дулиттла. Какого-либо военного значения он не имел, но его психологиче­ский эффект был весьма существенным. Японцы впервые задумались о своей уяз­вимости. Миф об их тотальном превосходстве и непобедимости был подорван.

Современное состояние научных изысканий позволяет уже сегодня или, по крайней мере, в ближайшем будущем использовать и другие средства для целе­направленного воздействия на сознание, подсознание, эмоции, поведение людей. В зарубежной и отечественной прессе неоднократно указывалось на факты раз­работки в ряде стран технологий психотронного оружия, оружия нелетального действия, психотропных средств.

Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и что она направляется, в первую очередь, на изменение психологических состояний противника.

Обосновывая роль психологии в организации и ведении психологической войны, известный американский специалист П. Лайнбарджер подчеркивает следующее.


248______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Во-первых, психолог может сказать, каким образом страсти можно превра­тить в негодование, личную находчивость — в массовую трусость, трения — в не­доверие, предрассудки — в ярость [11, с. 96].

Во-вторых, установив, как настроен противник, и факторы, определяющие его моральное состояние, психолог может предвидеть поведение войск против­ника в той или иной обстановке.

В-третьих, психолог может дать необходимые рекомендации оперативным работникам, ведущим психологическую войну, о соблюдении чувства меры, о пси­хологически целесообразном структурировании и оформлении информации.

В-четвертых, психолог может порекомендовать средства и методы пропа­ганды: радио, листовки, громкоговорящие установки, а также распространение слухов, обратную засылку пленных и т. д. Он может выработать план наилучшего использования всех имеющихся средств психологического воздействия по месту, времени, соотнесенности с военными, экономическими и политическими собы­тиями.

Таким образом, психология в рамках ПсО: указывает на те особенности чело­веческой и групповой психики, которые целесоббразно подвергнуть воздействию; разрабатывает эффективные методы оценки психологического состояния против­ника; дает рекомендации специалистам, ведущим психологическую войну, по пла­нированию операций; вырабатывает критерии и методы оценки результативнос­ти психологического воздействия на людей.

Создавая научный фундамент ПсО, военные психологи западных стран опира­ются на достижения различных психологических школ. При этом за основу при­нимаются следующие положения:

• о решающей роли бессознательного в детерминации человеческого поведе­ния, о роли механизмов психологической защиты и способах их преодоле­ния (психоанализ);

• о рефлекторном закреплении («якорении», «зомбировании») определенным образом соотносящихся восприятий, переживаний, действий; о внушающей силе структуры, эмоционального тона, пространственно-временных харак­теристик информации (бихевиоризм, нейролингвистическое программиро­вание);

• о роли «ментальных схем» в восприятии человеком окружающего мира, про­исходящих событий и информации (когнитивная психология);

• о структуре и динамике потребностей человека (гуманистическая психоло­гия) и др.

Психология помогает организаторам ПсО выявлять наиболее слабые звенья в морально-психологическом состоянии противника и научно обоснованно стро­ить тактику психологического давления на него. Она рекомендует широко ис­пользовать в этих целях национальные, социальные, религиозные противоречия, трудности, с которыми сталкиваются войска противника (голод, холод, плохое материально-техническое обеспечение и др.); распространять слухи и дезинфор­мацию о значительном превосходстве своих войск, больших потерях противника, различие интересов и целей разных категорий военнослужащих; активно рабо­тать с военнопленными и др. Выводы психологии активно используются для при-


Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 249

дания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усваиваемости, "просачиваемости" в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуа-тации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученными на сегодняшний день являются: эффект первич-ности, эффект авторитета, эффект «голос пророка»; эффект повторения; эффект возложения ответственности [67;70; 90] и др.

Таким образом, объективным явлением современных войн выступает стремле-ние противоборствующих сторон подорвать моральный дух и боевые возможнос-ти войск противника. В этих целях создаются соответствующие силы и средства, обосновываются принципы их практического применения. ПсО, при их умелом планировании и осуществлении, являются эффективным средством достижения военных целей невоенными средствами.

i.2. Пути и способы защиты войск от психологических операций ротивника

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что защита войск от ПсО про-тивника должна представлять собой систему мероприятий, направленных на про­гнозирование, профилактику, оценку, срыв информационно-психологического воздействия на личный состав подразделений и частей и ликвидацию его нега-тивных последствий. Прогнозирование ПсО противника предполагает решение ряда задач. На первом этапе такой работы прежде всего необходимо выявить силы. ПсО, находящиеся в распоряжении противника, которые могут быть привлечены для осуществления информационно-психологических акций. При этом следует сходить из нормативных положений Полевого устава армии США FM 33-1, оп-ределяющего, что для непосредственной поддержки боевых действий АК выде-1ется батальон, дивизии — рота ПсО.

Вторым этапом прогнозирования является превентивная оценка возмож­ностей органов ПсО. В основу такой оценки должны быть также положены устав-ные нормативы. Например, известно, что в роте ПсО кроме редакционного взвода, осуществляющего на тактическом уровне разработку информационных материа-лов, имеются типографический взвод и взвод ЗС. Такая структура позволяет роте ежесуточно производить около 500 тыс. листовок и вести одновременную работу i ЗС. Это даст основания предположить, что в тактической зоне все важные уча-ки местности (населенные пункты, пути выдвижения, районы обороны наших войск) могут быть залистованы, и большая часть личного состава, находящегося обороне, подвергнется обработке с помощью звуковещательных станций. Третьим этапом прогнозирования ПсО является определение возможных каналов информационно-психологического воздействия наличный состав наших частей и подразделений. При этом следует учитывать, что войска, находящиеся в пунктах постоянной дислокации, в исходных районах и в обороне, могут быть под-вергнуты воздействию всех известных средств ПсО. Наступающие части и под-разделения, видимо, в большей степени испытают радиовоздействие посредством вхождения противника в сети боевого управления наших войск, встретятся с листовками, оставляемыми противником на покидаемых позициях, видео- и



Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


аудиоэффектами в атмосфере, подвергнутся воздействию оружия несмертельного действия (в частности, психотропного). В ходе совершения марша наиболее эф­фективными каналами подрывного воздействия противника могут стать: его вхож­дение в радиосети наших войск в целях их дезинформации, дезориентации, распро­странения панических слухов; залистование районов привалов, мест нахождения комендантских служб, населенных пунктов, районов сосредоточения; создание видеоэффектов в атмосфере.

Четвертый этап прогнозирования предполагает определение возможных объектов ПсО противника. Как показывает практика, специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние. Так, при проведении ПсО в Гаити (1994 г.) среди населения страны было выделено 20 объектов, воздействие на которые строилось в соответствии с их социальной, социально-психологической и психологической спецификой.

Опыт свидетельствует о том, что в войсках, как правило, выделяются следу­ющие самостоятельные объекты: солдаты и сержанты; военнослужащие-женщи­ны; офицеры; генералы; этнические, политические и конфессиональные группы; военнослужащие из пополнения и те, кто длительное время участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи и информации и др.

Пятый этап прогнозирования состоит в предвосхищении основной тема­тики и символики ПсО противника. В основе такого прогноза должно лежать глу­бокое знание реального положения дел в своих частях и подразделениях, текуще­го уровня морально-психологического состояния личного состава. Вместе с тем, можно заранее предположить, что специалисты ПсО не упустят возможности иде­ологически и психологически обыграть такие события и факты, как: поражения и большие потери наших войск; недостатки в их материально-техническом обеспе­чении; наличие в частях неопытных командиров; неблагоприятные события и процессы в стране; принудительное вовлечение в боевые действия политических диссидентов, этнических меньшинств; низкий уровень подготовки войск; просче­ты в информировании личного состава; факты дезертирства, предательства; на­циональные и иные противоречия и др.

Профилактика ПсО предполагает осуществление ряда мероприятий по сниже­нию восприимчивости и подверженности военнослужащих информационно-пси­хологическому воздействию противника.

Главным здесь является глубокое разъяснение военнослужащим истинных це­лей, способов, возможных последствий подрывных акций противника и психоло­гических механизмов деформации личности военнослужащего под воздействием враждебной пропаганды. Вековая народная мудрость сформулировала две законо­мерности восприятия человеком окружающего мира, гласящих: «Чего не знаю — того боюсь» и «Предупрежден — защищен». Практика показывает, что если в экст­ремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым.

О том, с какими ухищрениями специалистов ПсО могут столкнуться наши военнослужащие во время войны, может свидетельствовать листовка, психоло­гическое воздействие которой исследовалось на одном из учений армии США. В пей утверждалось: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не


Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 251

просят сдаваться — вы сами будете вынуждены в течение часа прибежать к аме­риканцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рент­геновских лучей, чтобы создать в теле смертоносную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течение нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь к нам за помощью. Мы гаран­тируем вам спасение».

Ясно, что влияние этой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит психологический эффект ее воздей­ствия. Чем больше будет знать воин о возможных методах и средствах информа­ционно-психологического воздействия противника (в том числе о системах ору­жия несмертельного действия, генераторах лазерных проекций и др.), тем менее восприимчивым к ним окажется в бою.

Военнослужащие должны быть обязательно предупреждены о принципах под­рывной пропаганды противника. Опыт показывает, что противник будет стре­миться первым сообщать обо всех событиях, чтобы достичь психологического эффекта «первичности», т. е. более прочного закрепления первой информации о происшедшем. В традициях специалистов ПсО в информационном воздействии на противника перемешивать правдивую информацию с дезинформацией, повы­шать авторитет своих акций за счет оперирования знакомыми военнослужащим фамилиями, названиями городов, улиц, датами, фактами, путем привлечения мне­ний известных лиц (политиков, спортсменов, деятелей искусства и культуры и др.). «Испытанным» приемом ПсО является приписывание ответственности за общие неудачи, просчеты, неурядицы конкретным людям (командирам, органам, госу­дарственным деятелям и др.) в целях их дискредитации.

Важнейшим профилактическим мероприятием считается перекрытие возмож­ных каналов информационно-психологического воздействия на личный состав частей и подразделений. Нет сомнений в том, что в боевой обстановке в личном распоряжении военнослужащих не могут находиться многочастотные радио- и телеприемники, аудиомагнитофоны, индивидуальные средства связи и информа­ции. Подобные устройства должны выявляться и изыматься. Вместе с тем, как показывает практика, в боевых условиях в подразделениях целесообразно иметь несколько малогабаритных приемников в прочном корпусе, настроенных на ра­диопередатчик группировки своих войск.

Не менее важным является и глубокое разъяснение военнослужащим их лич­ной ответственности за хранение и распространение печатных и иных материа­лов (вещей, предметов обихода и др.), содержащих дезинформацию, инструкции к совершению действий во вред своим войскам, за несанкционированные и не­контролируемые контакты с гражданским населением и др.

Опыт боевых действий свидетельствует о том, что необходимо тщательно под­ходить к подбору лиц для работы на средствах связи и управления. Среди них не должно быть людей психически неуравновешенных, невыдержанных, с демон­стративной акцентуацией характера, трусливых. Их повседневная деятельность должна быть взята под строгий контроль командиров, заместителей по воспита-


252______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

тельной работе, непосредственных начальников. Эти люди должны хорошо пред­ставлять, что окружающие могут интерпретировать те или иные их реакции, на­строения, высказывания как прямое следствие обладания соответствующей ин­формацией.

Во время боевых действий на руку противнику могут неосознанно играть не­которые средства массовой информации своей страны. Поэтому командирам, их заместителям по воспитательной работе, психологам необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по общению с представителями СМИ (порядок предос­тавления им информации; организация контактов с военнослужащими; распрос­транение среди военнослужащих печатных изданий и др.).

Срыв ПсО предполагает быстрое выявление средств информационно-психоло­гического воздействия противника, их немедленное подавление и уничтожение. Понимая высокую эффективность «психологического оружия», командиры дол­жны придавать объектам ПсО приоритетное значение при планировании огнево­го поражения противника, разведывательно-диверсионных действий, мероприя­тий РЭБ и др.

Реализуемые подрывные акции подлежат немедленному и квалифицирован­ному анализу, выявлению их целей, возможной динамики, степени действеннос­ти. Ни одна из них не должна оставаться без соответствующего контрпропаган­дистского ответа.

При этом командирам, офицерам воспитательных структур необходимо пом­нить о том, что сейчас уже недостаточно назвать врага «зверем», «негодяем», «бан­дитом», «лжецом» и т. п. Сегодня требуется более обоснованное подтверждение подобных заявлений. Это особенно важно при участии войск в локальных воен­ных конфликтах и миротворческих акциях, когда им приходится иметь дело с противником — «хамелеоном» (днем — это миролюбивый крестьянин, а ночью жестокий враг).

Опыт организации противодействия информационно-подрывным действиям противника в годы Великой Отечественной войны, во время боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что в частях целесообразно иметь специальные подразделения для оперативного сбора и уничтожения листовок, плакатов и дру­гих, содержащих враждебную информацию, материалов.

Не менее важным является решительное пресечение командирами любых про­явлений слухов, распространения панических настроений, провокационных дей­ствий. Части и подразделения, подвергшиеся деморализации, должны надежно изолироваться от войск до момента полного восстановления в них организации, дисциплины и порядка.

Для оказания психологической помощи военнослужащим, подвергшимся пси-хотравматизации, необходимо активно использовать пункты психологической по­мощи и реабилитации.

Ликвидация последствий ПсО противника предполагает: анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информа­ционно-психологической защиты войск; проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений и частей; примене­ние соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям, дезерти-


Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 253

рам, определение мер по оптимизации всей системы противодействия ПсО про­тивника и др.

Противодействие и защита войск от ПсО является важной составной частью морально-психологического обеспечения их боевых действий. Оно осуществля­ется командирами, штабами, заместителями командиров по воспитательной ра­боте, военными психологами на протяжении всего периода приведения частей и соединений в боевую готовность, в ходе их подготовки и ведения боевых действий. Эффективность информационно-психологического противодействия выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей ПсО противни­ка, реального морально-психологического состояния войск и складывающейся обстановки; ведется непрерывно и комплексно; учитывает психологические за­кономерности восприятия человеком информации и др.

Таким образом, ПсО рассматривается в качестве неизбежного явления совре­менной войны, важного и эффективного средства достижения тактических, опе­ративных и стратегических целей. По своей эффективности они сопоставимы с оружием массового поражения.

Защита войск от ПсО противника является важнейшей задачей морально-пси­хологического обеспечения боевых действий войск, прямой обязанностью коман­диров, штабов, органов воспитательной работы всех уровней. Она предполагает прогнозирование, профилактику, срыв и ликвидацию последствий информаци­онно-психологического воздействия противника на личный состав частей и под­разделений.

1. Что такое психологические операции?

2. Какие уровни проведения психологических операций выделяют в военной психологии?

3. При помощи каких средств осуществляются психологические операции?

4. Какие психологические эффекты учитываются при планировании воздей­ствия на личный состав противника?

5. Назовите основные пути и способы защиты войск от психологических опе­раций противника.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.

2. Варин В. И. Опыт организации и проведения советской пропаганды среди немецко-фашистских войск в завершающей кампании третьего периода Ве­ликой Отечественной войны (январь-май 1945 г.): Дисс... канд. ист. наук. — М., 1962.

3. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: от мифов к реалиям. — М., 1993.

4. Выборнов С. Несмертельное оружие // Зарубежное военнное обозрение. 1993. №4. С. 10-14.

5. Геродот. История. В кн.: Историки античности. В 2-х т. Т. 1. — М., 1989.

6. Данилов Н. От чего плакал спецназ // Ориентир. 1996. № 12. С. 46.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


7. Караяни А. Г. Информационно-психологическое противоборство в современ­ной войне. — М., 1997.

8. Караяни А. Г. Психологические операции в современной войне: сущность, содержание, пути противодействия. — Самара, 1997.

9. Караяни А. Г., РазмазнинА. П., Целиковский В. А. Информационно-психоло­гическое противоборство: сущность, содержание, методы. — М., 2000.

 

10. Крысъко В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, фор­мы, опыт). — Минск, 1999.

11. Лайнбарджер П. Психологическая война. — М., 1958. С. 26.

12.0 современных исследованиях в области «несмертельного оружия» // Иност­ранная печать об экономическом, научно-техническом и военном потенциале государств-участников СНГ и технических средствах его выявления. — М., 1996. №5. С. 25.

13. Плотников И. Д. Психологические операции: цели, задачи, содержание (По опыту локальных войн и конфликтов) // Военная мысль. 1994. № 4.

14. Полевой устав армии США FM 33-1 «Психологические операции». — М., 1988.

15. Политическая работа среди войск и населения противника в годы Великой Отечественной войны. — М., 1971.

16. Феденко Н. Ф. Буржуазная военная психология на службе психологической войны империализма. — М., 1981.


Опыт боевых событий, происшедших после Второй мировой войны, свидетель­ствует о том, что повышение боевой мощи средств уничтожения людей, совер­шенствование методов психологической борьбы неизменно ведут к росту психо­логических расстройств военнослужащих, оказывающих заметное отрицательное влияние на их боеспособность, ход и исход сражений.

По американским оценкам, психологические потери в современных войнах мо­гут составлять: в условиях применения ядерного оружия — 25-33%, а без приме­нения О МП — 20% от физических потерь [65].

Изучение показывает, что соотношение психогенных и физических потерь в войсках XX века постоянно «пульсировало», обнаруживая общую тенденцию к росту. На рис. 2.3 можно наблюдать динамику такого соотношения в армиях раз­ных стран в военных событиях прошедшего столетия.


256______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Не учитывать реальность психогенных потерь сегодня уже не просто ошибоч­но, но и в какой-то мере преступно. Тем более, что психологические потери порой способны оказать более сильное психологическое влияние на ход боевых дей­ствий, чем потери физические.

На это обстоятельств почти два столетия назад указывал Г. Е. Шумков: «Пора­жение психики бойца является для горячей боевой работы более ощутимой потерей, нежели одиночная смерть бойца, не считая того, что нарушение пси­хики немногих участников боя может расстроить и понизить психику многих других их сотоварищей, вызывая панику» [196, с. 116].

Однако, как показывает участие в учениях, некоторые наши командиры, шта­бы, заместители командиров по воспитательной работе, военные психологи не умеют, а зачастую и не хотят учитывать фактор психологических потерь в бою. Они способны на картах «разгромить» столько частей противника, сколько пред­лагает руководитель учения, не осознавая того, что в результате понесенных фи­зических и психогенных потерь воевать им просто некем.

Современная война не просто предъявляет суровые требования к физическим и духовным силам людей, но и является процессом перманентной психотравматиза-ции военнослужащих. В ней выигрывает та из противоборствующих сторон, кото­рая не только лучше подготовит личный состав в боевом и психологическом плане, но и правильно рассчитает динамические изменения духовных сил, определит по­требные силы и средства для быстрого восстановления утраченных психологиче­ских возможностей, восполнит нанесенный противником психологический ущерб.

Не случайно, важнейшей задачей психологического обеспечения боевых дей­ствий войск является задача прогнозирования и оценки психогенных потерь. Вовремя и правильно проведенный расчет масштабов и степени утраты боеспо­собности военнослужащих вследствие воздействия отрицательных психоген­ных факторов позволяет следующее.

1. Своевременно принять боевые решения на компенсацию тактическими дей­ствиями психогенно утраченной или сниженной боеспособности.

2. Спрогнозировать объемы и виды необходимой психологической помощи воен­нослужащим.

3. Организовать эффективную систему восстановления боеспособности лич­ного состава, получившего боевую психическую травму, быстрого возвра­щения его в строй.

4. Высвободить этапы медицинской эвакуации от лиц с не психотическими психическими расстройствам, во многом предупредить дальнейшее разви­тие психических расстройств и их «хронизации».

4. В этой связи знание сущности, видов и характеристик психологических по­терь является важнейшим требованием к квалификации военного психолога.

Что же такое психологические потери? Какой круг феноменов включает в себя это явление? Каковы глубина и степень влияния психологических потерь на боеспо-


Глава 7 Характеристика основных подходов к расчету санитарных...



собность частей и подразделений? Прежде, чем перейти к анализу сущности и гра­дации психогенных потерь, следует рассмотреть более широкую реальность — че­ловеческие потери на войне вообще и определить место психогенных потерь в их структуре.

В соответствии с этиогенетической классификацией общих потерь на войне, все потери в личном составе, понесенные войсками во время войны, принято на­зывать общими потерями.

Общие потери подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозврат­ные потери— это потери убитыми, попавшими в плен, пропавшими без вести и, по нашему мнению, сюда следует включить дезертиров, предателей и суициден-то£.

К санитарным потерямотносят лиц, утративших боеспособность (трудоспособ­ность) не менее чем на сутки и поступивших на медицинские пункты или в лечеб­ные учреждения.

В зависимости от причин, приведших к утрате боеспособности, санитарные потери условно подразделяют на боевые и небоевые.

1. Боевые санитарные потери — это потери, возникшие в результате воздей­
ствия боевых средств противника или непосредственно связанные с выполнени­
ем боевой задачи. К боевым санитарным потерям также относят военнослужа­
щих, получивших в период боевых действий обморожения.

По этиопатогенетическому признаку боевые санитарные потери делятся на 6 классов:

1) механические повреждения;

2) термические поражения;

3) радиационные поражения;

4) поражения ОВ;

5) поражения БО;

6) реактивные состояния (кратковременные и затяжные) от применения ОМ П.

2. К небоевым санитарным потерям относят военнослужащих, заболевших от
причин, не связанных с применением противником боевых средств, а также полу­
чивших небоевую травму. Эта группа включает 22 класса, учитывающих этиоло­
гию или системный характер заболеваний.

Кроме рассмотренной классификации санитарных потерь, существует так назы­ваемая оперативная классификация, которая используется в практической деятель­ности медицинской службы. В официальных документах боевые потери обычно обозначают термином «раненые», а небоевые — термином «больные».

В период Великой Отечественной войны пехотный полк пашей армии за день боевых действий терял ранеными от 2-3% до 20-25% личного состава, а иногда значительно больше. Санитарные потери были неравномерными также и в течение дня. Потери больными изменялись в сравнительно небольших пределах и состав­ляли в среднем 0,08-0,1 от числа личного состава в сутки. Соотношение различных категорий санитарных потерь складывалось следующим образом: раненые состав­ляли 95-97%, контуженные — 2-4%, обмороженные 0,5-1%. Эта структура была более или менее постоянной, удельный вес отдельных категорий санитарных по­терь изменялся незначительно.


258______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Где же место в данной схеме для психогенных потерь?1

Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию их сущности.

В соответствии спервым подходом психогенные потери — это личный состав, оставшийся в строю, но потерявший боеспособность в результате воздей­ствия сильных психотравмирующих факторов.

В соответствии со в т о р ы м п о д х о д о м психогенные потери составляют лю­ди, утратившие на определенное время целесообразную активность в силу наруше­ния регулирующей, управляющей функции психики, возникшую в результате воз­действия стресс-факторов боевой обстановки. Они включают два компонента:

а) санитарные психогенные потери;

б) собственно психогенные потери.

От первого подхода эта позиция отличается признанием санитарных психо­генных потерь, предполагающих временный или окончательный выход военнос­лужащих из боевого строя [80].

В разряд психогенных потерь попадают и те военнослужащие, которые нор­мально ведут себя в обычной ситуации, но теряют контроль над собой в бою, ве­дут себя неадекватно требованиям боевой обстановки.

По данным иностранных специалистов, таких военнослужащих около 75%. Сюда относятся все те, кто не может целесообразно регулировать свое поведение, ос­мысленно, эффективно выполнять свои обязанности. То есть в рассматриваемую категорию попадают самые разные случаи потери боеспособности, боевой актив­ности и эффективности. Испуг, страх, неуверенность, потеря способности адек­ватно оценивать обстановку, фрустрация и т. д. — эти и другие психические состо­яния составляют так называемые «кратковременные психологические потери».

В рамках третьего подхода под психогенными потерями понимаются военнослужащие, существенно снизившие, утратившие или прекратившие боевую активность вследствие действия неблагоприятных психогенных факторов. То есть они являются составными элементами как безвозвратных, санитарных (боевых и небоевых) потерь, так и имеют собственное содержание. Последний подход пред­ставляется нам наиболее полным. Он близок к подходу специалистов Военно-ме­дицинской академии, разрабатывающих данную проблематику.

Психогенные потери— это люди, утратившие на короткое или длительное время боеспо­собность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов.

Психологические потери имели место всегда, не являясь чем-то новым и нео­бычным. Систематически они стали изучаться в ходе Первой и особенно Второй мировых войн, в первую очередь — в армиях тех стран, в которых были в той или иной форме созданы психологические службы (США, Англия, Франция, Герма­ния, СССР).

Термин «психологические потери» появился в зарубежной военной печати в Первую мировую войну. Тогда у военнослужащих в большом объеме наблюда-

«Психогенные потери», «Психологические потери», «Потери психиатрического про­филя» — термины, определяющие одно и то же явление с разных позиций. Мы их рас­смотрим как синонимы.


Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных..,________________ 259

лись полуобморочные состояния, мнимый паралич, нервная дрожь, слепота, глу­хота. В разгар войны специалисты были вынуждены признать, что эти явления носят психологический характер. Данный, весьма широкий спектр расстройств стали называть «военным неврозом», а затем просто «психоневрозом».

Зигмунд Фрейд считал, что немецкая армия в Первую мировую войну потерпе­ла поражение из-за распространения психоневрозов, вызванных в т. ч. и формой общения, стилем руководства военнослужащими со стороны офицеров. Сегодня во всех развитых армиях мира уделяется большое внимание вопросам предупреждения, прогнозирования, оценки, преодоления последствий психо­логических потерь.

Понятие «психологические потери» (ППт) — собирательное. Оно включает ре­зультат разнообразных типов психических реакций, уровней потрясений, различ­ных отрицательных последствий, вызванных боевыми раздражителями. Предла­гаем следующую классификацию психогенных потерь (рис. 2.4).

Безвозвратные психогенные потери составляют лица, сознательно принявшие решение прекратить участие в боевых действиях и покинувшие боевой строй (де­зертиры, сдавшиеся в плен, покончившие жизнь самоубийством). Какие-либо ус­тойчивые тенденции и закономерности в проявлении данного вида потерь здесь не проявляются, поэтому прогнозированию и расчетам такие потери не подверга­ются. Однако известно, что отсутствие системы психологической помощи в бое­вой обстановке сопровождается ростом количества дезертиров и убийств коман­диров. Это отчетливо проявилось в ходе войны во Вьетнаме, где игнорирование вопросов прогнозирования и профилактик психогенных потерь привело к росту числа американцев, дезертировавших с поля боя, и командиров подразделений, убитых своими подчиненными.


По данным Нечипоренко В. В., Литвинцева С. В., Снедкова Е. В., в современ­ных вооруженных конфликтах санитарные психогенные потери составляют 1-3%, в ВОВ составляли 10-12% от общего объема психогенных потерь. По их

К санитарным психогенным потерям относятся военнослужащие, вышедшие из строя по причине получения .боевой психической травмы (БПТ) или нервно-психического заболевания на срок более одних суток и попавшие в медицинские подразделения или пункты психологической помощи и реабилитации.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


мнению, к БПТ необходимо относить и манифестирующие в боевой обстанов­ке эндогенные психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) [112].

Число заболевших нервно-психическими заболеваниями также невозможно предсказать. Следовательно, оно также не поддается расчетам, а лишь учету.

В локальных военных конфликтах истекших лет значительно увеличилось чис­ло пострадавших с психогенными расстройствами субклинического уровня. В эту категорию включаются нарушения, обозначаемые как психические стрессовые ре­акции (ПСР) (акцентуированные психологические реакции, «боевое утомление», «боевое истощение» и др.) Они характеризуются быстротечностью (до 1 суток) и сопровождаются выраженным снижением бое- и работоспособности (вплоть до отказа от деятельности) военнослужащих. Их относят к лицам «кратковременно вышедшим из строя». Собственно назвать это «потерями» весьма сложно, т. к. за­фиксировать их большую часть просто не удается.

Опыт двух мировых войн и многих локальных военных конфликтов показывает, что в организации психологической работы по прогнозированию, оценке и купиро­ванию ППт более безопасным является недооценка, чем переоценка. Неоправдан­ное расширение показаний для включения в разряд ППт и эвакуации пострадав­ших за пределы района боевых действий способствует снижению боеспособности войск, зачастую приводит к устойчивой фиксации дистрессовои симптоматики, препятствующей выздоровлению (так называемый «синдром эвакуации»).

В ходе Второй мировой войны американские психологи сделали однозначный вывод о том, что не только нет никакой необходимости, но и вредно раздувать категорию психологических потерь, госпитализировать значительное число людей и содержать их в столь благоприятных условиях, которые лишат чело­века желания быть солдатом. Это сопровождается тем, что оставшиеся в строю воины, видя госпитализированных по причине психических расстройств си­мулянтов и узнав о начале госпитализации подобных пораженных, станут (как это было в Первую и Вторую мировые войны) умышленно демонстрировать причудливые психологические реакции: состояние ужаса, дрожь, оцепенение, апатию, паралич и др. При этом тип реакций будет зависеть от того, при каком поведении военнослужащих госпитализируют в данной части. То есть наряду с явными психологическими потерями будут и явные симулянты, грань между которыми крайне трудно обнаружить.

Таким образом, прогнозу и расчету подлежат две составляющих структуру ППт:

1) лица, получившие боевую психическую травму;

2) «кратковременно вышедшие из строя», т. е. лица, подвергнувшиеся боевому дистрессу.

Среди многообразия феноменологических проявлений психопатологии БПТ можно выделить два основных кластера признаков:

а) бегство от реальности (невротические, соматоформные, диссоциативные
расстройства, аддиктивное, суицидальное, уклоняющееся поведение (дезер­
тирство, членовредительство);

б) агрессивность.


Глава 7, Характеристика основных подходов к расчету санитарных,..



Возникающие расстройства выполняют в определенном смысле адаптивную функцию ухода пострадавших из стрессовой ситуации, временного освобожде­ния от эмоционально болезненных переживаний или отреагирования на внешнее окружение. Перечисленные механизмы психологической защиты могут быть как осознанными, так и неосознаваемыми. Кроме того, при наличии специфической энодогенной предрасположенности БПТ может спровоцировать запуск механиз­мов психопатологического синдромообразования, защищающего мозг от даль­нейшего поступления негативной информации, при этом искаженный процесс адаптации реализуется в конкретной нозологической форме.

Расстройства, относящие к первому кластеру, с наибольшей частотой проявля­ются в первые месяцы пребывания в боевой обстановке. Частота агрессивных форм проявления, напротив, нарастает по мере пребывания в этих условиях (7-8 месяцев).

Объемы психологических потерь зависят от факторов, определяющих риск пси­хотравмирования личного состава. Так, израильтяне исследовали зависимость раз­вития боевых психических травм (санитарных психологических потерь) от инди­видуальных характеристик военнослужащих.

Израильскими психологами установлено, что лица, перенесшие ранее БПТ, бо­лее уязвимы с точки зрения их психологической устойчивости, надежности в будущем. У таких лиц как бы накапливаются в психике негативные изменения, которые блокируются в бессознательном, эмоциональной памяти, активизиру­ясь в стрессовой ситуации. Сильную склонность к психологическим потерям имеют и лица без боевого опыта, без опыта адаптации к гиперстрессорам боя.

Наибольшую эмоционально-волевую устойчивость показывают опытные вои­ны, не перенесшие БПТ [158, с. 15-16].

Израильские специалисты исследовали также зависимость БПТ от степени интенсивности боя.

Полученные данные говорят о том, что число лиц, относимых к разряду психо­логических потерь, растет по мере роста интенсивности боевых условий. Здесь проявляется так называемый в психологии эффект кумулятивных причин, ког­да предыдущее психологическое напряжение постепенно как бы скапливается в индивиде и в какой-то момент приводит к перенапряжению. Но тот, кто с самого начала имел высокую сопротивляемость организма к гиперстрессовым воздействиям, оставался более стойким к ним и в дальнейшем. В бою с низкой интенсивностью наиболее устойчивыми в психическом отношении оставались ветераны, наименее устойчивыми те, кто ранее перенес БПТ. А те, кто участво­вал в войне впервые, показал промежуточные результаты.

В боях с высокой интенсивностью резко возрастает процент лиц, относящихся к разряду психологических потерь как среди новобранцев, так и среди лиц, по­казавших ранее невысокую психологическую устойчивость к факторам боя. Известна связь между ростом ППт и продолжительностью пребывания на фрон­те. По данным исследований, количество психических больных (санитарные пси­хологические потери) в годы Первой мировой войны в германской армии увели­чивалось по мере продолжительности ведения боевых действий и в связи с тем,


262______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

что росло число поражений, неудач на фронтах. Так, в августе 1914 г. в герман­ской армии на 360 раненых приходился только 1 человек с психическим рас­стройством, а уже в ноябре — 1 на 30 раненых, в декабре 1 на 20, в 1915-16 гг. — 1 на 10, а в 1916-1917 гг. 1 на 9 раненых.

Аналогичная тенденция была характерна и для английской армии. В ней в 1914 году 1 психотравмированный приходился на 30 раненных, в 1915 — 1 на 11 ра­ненных.

Исключительно высокий процент психологических потерь, особенно кратковре­менных, наблюдался во Второй мировой войне в авиации. По данным английских военных психологов, 80% всех офицеров и солдат, уволенных из летных частей, было отчислено по болезни, возникшей в результате страха, перенесенного в бо­евых условиях. В целом с 1939 по 1945 гг. из английской авиации ежегодно демо-билизовывалось по причине неустойчивости к страху около 3 тыс. человек [112, с. 61].

Таким образом, психогенные потери — это люди, утратившие на короткое или дли­тельное время боеспособность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов. В состав психогенных потерь входят лица, получившие боевую психи­ческую травму и кратковременно вышедшие из строя вследствие боевого стресса.

7.2. Методы расчета психогенных потерь полка

Непосредственной диагностикой психологических потерь будут заниматься пси­хологи, медицинский персонал подразделений. Командный состав частей и со­единений будет иметь дело с обобщенными данными о психологических потерях. Эти данные нужны как для принятия обоснованного решения о путях и способах продолжения боевых действий, так и о мерах по борьбе с последствиями боевого стресса у лиц, отнесенных к разряду психологических потерь.

Прогноз и расчет психологических потерь необходимы потому, что они будут оказывать существенное влияние на ход и исход боевых действий, на принятие тех или иных управленческих решений.

Вместе с тем они возможны потому, что:

1) опыт прошлых войн позволяет выявить те или иные статистические тенден­ции, относительно устойчивую динамику потерь во времени;

2) все расчеты в военном деле носят относительный характер, однако они ак­тивно используются при планировании боевых операций;

3)за имеющимися методиками стоят не просто теоретические рассуждения, а изучение результатов применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, поведения людей в условиях стихийных бедствий, катастроф, аварий, в т. ч. на Чернобыльской АЭС; экспериментальные психологические и психофизиоло­гические исследования в экстремальных условиях, различных гиперстрессоров, теоретические расчеты и опыт применения ОМП в период его испытания.