На этапе подготовки к боевым действиям
Глава 8. РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Сущность и классификация психогенных потерь
Глава 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К РАСЧЕТУ САНИТАРНЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПСИХОГЕННЫХ ПОТЕРЬ СРЕДИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЛКА
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Вопросы для самоконтроля
Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средства
Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПРОТИВНИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные этапы психологического обеспечения боя.
2. Что такое психологическая подготовка боевых действий?
3. Какие существуют виды психологической подготовки военнослужащих?
4. Какие виды факторов боевой обстановки учитываются в процессе психологической подготовки?
5. В чем сущность психологического сопровождения боевых действий войск?
6. Что представляет собой психологическая реабилитация военнослужащих?
7. В чем суть социально-психологической реадаптации участников боевых действий?
1. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. — М., 1997.
2. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
3. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. В 2-х кн. - М, 1998.
4. Попов В. Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дисс... канд. психол. наук. — М., 1992.
5. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. - М. 1972.
6. Шумков Г. Е. Психика бойцов во время сражений. — СПб., 1905. Вып. 1
7. Шумков Г. Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожидания боя // Военный сборник. 1913. № 11.
Современные концепции военного искусства указывают на тот факт, что войны ведутся политическими, экономическими, дипломатическими, военными и информационно-психологическими средствами. При этом роль последних на протяжении столетий неуклонно возрастает. Это обусловлено тем, что войны по своему содержанию становятся явлениями все более психологическими.
Во многом психологическими являются цели войны. Основными объектами поражения становятся моральный дух армии, реальное морально-психологическое состояние частей и подразделений, отдельных военнослужащих. Среди средств воздействия на противника все большее значение приобретают психологические средства.
Все это указывает на то, что противоборство в информационно-психологической сфере становится действительно значимым явлений в современных войнах. От того, насколько квалифицированной и целенаправленной будет деятельность командиров, штабов, психологов по защите войск от информационно-психологического воздействия, в значительной мере будет зависеть ход и исход боевых действий.
История развития теории и практики информационно-психологического воздействия на противника, осуществляемого в целях его запугивания, введения в заблуждение, порождения паники, недоверия к своему руководству, неверия в собственные силы, отчаяния и т. п., насчитывает тысячелетия.
В древние времена для этого использовались: устрашающая боевая раскраска воинов, свирепые боевые кличи, специальные шумовые (удары копьями или мечами о щиты и др.) и визуальные (использование огненных валов и др.) эффекты, слухи, распространяемые лазутчиками, листовки и т. п.
Первоначально своеобразное искусство управления психическими состояниями, мыслями и поступками людей совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, шаманами, военачальниками. Затем оно постепенно «врастало» в военное искусство наиболее талантливых полководцев. Имена Кира, Ксеркса, Чингисхана, Святослава, Наполеона, А. В. Суворова и др. во многом потому и вписаны в историю, что они на практике владели способами понижения психических сил неприятеля и укрепления морального духа своих войск.
242_______ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий
На рубеже XIX — XX вв. практика информационно-психологического воздействия на противника приобретает новое качество. Если прежде оно было секретным оружием, тайным искусством войны, то теперь, впервые, подверглось научному анализу, обобщению, норматизации. Создаются специальные органы психологических операций (в США — комитет общественной информации, в Великобритании — служба пропаганды среди войск и населения противника, в Германии — специальный отдел Генерального штаба, во Франции — служба пропаганды и т. п.), осуществляются первые изыскания в этой области, разрабатываются средства влияния на сознание, волю, настроение и поведение людей. Опыт деятельности органов психологических операций, приобретенный в годы Первой мировой войны, обобщен в таких работах, как «Техника пропаганды в мировой войне» (США), «Тайны дома Крю» (Великобритания), «Feldherpsychologs» (Германия) [180].
В 1920 г. появляется термин «психологическая война», который быстро распространяется в США и Великобритании.
В годы Второй мировой войны теория и практика подрывных действий приобретают широкий размах, проявляются во всех сферах политики, экономики, в военном деле.
Десятки тысяч людей в воюющих странах были задействованы в системе психологического воздействия на противника. С этой же целью использовались сотни самолетов, артиллерийских батарей, автомобилей. О действительном размахе этой работы свидетельствуют такие данные: только для производства печатной продукции, предназначенной для распространения среди войск фашистской Германии и ее сателлитов, были задействованы 80% полиграфических мощностей Великобритании. Это позволило органам психологической войны этой страны и США подготовить для солдат противника около 14 млрд листовок.
В настоящее время весь комплекс мероприятий, направленных на достижение военно-политических целей информационно-психологическими средствами, обозначается в странах НАТО термином «психологические операции» (ПсО).
Несмотря на разнообразие организационных форм и специфику национальных традиций в осуществлении ПсО в разных странах, здесь имеется немало общего. Своеобразный «тон» в определении общих ориентации, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках ПсО задают США. Американская система, во-первых, впитывает в себя все, что наработано в этой области в других странах, и, во-вторых, сама выступает для них неким «эталоном» в организации ПсО. Поэтому целесообразно именно ее рассмотреть здесь более подробно.
Деятельность должностных лиц, организующих и осуществляющих ПсО, в армии США определяется положениями Полевого устава «Психологические операции», который регулярно содержательно обновляется.
В нем записано, что психологические операции— это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США.
Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 243
Используя критерии масштабности целей, продолжительности информационно-психологического воздействия, размаха обеспечиваемых военных событий, выделяют три уровня ПсО: стратегический, оперативный и тактический. ПсО всех уровней, при их одновременном осуществлении, составляют единый, целостный комплекс взаимосвязанных мероприятий, из которого сложно вычленить тот или иной уровень.
Задачами тактических ПсО, как записано в Уставе, являются:
1) создание обстановки неуверенности и беспокойства, снижение морально-боевого духа и боевой эффективности личного состава противника, убеждение военнослужащих противника сдаваться в плен; повышение эффективности применения тяжелой артиллерии и массированного огня;
2) оказание содействия войскам в захвате в кратчайшие сроки населенных пунктов противника путем предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции;
3) оказание содействия проведению стратегических ПсО путем своевременного доклада подробной информации об имеющихся уязвимых местах противника; доклад информации и рекомендаций лицам и группам, действующим в зоне боевых действий противника;
4) создание доброжелательного отношения к руководству и личному составу своих войск и войск стран-союзниц со стороны местного населения; оказание помощи в контроле за враждебно настроенным и дружеским населением в зоне боевых действий;
5) обеспечение поддержки населением мероприятий по достижению кратковременных и долгосрочных целей;
6) борьба с пропагандой противника и сохранение инициативы в проведении ПсО;
7) оказание содействия войскам в обороне тыловых районов;
8) поддержка мероприятий по введению противника в заблуждение и по маскировке войск на тактическом уровне.
Выполнение этих задач возложено на специальные части и подразделения ПсО (группа, батальон, рота), находящиеся в непосредственном подчинении командования специальных операций сухопутных войск США (Форт-Брэгг), которое, в свою очередь, входит в состав объединенного командования специальных операций ВС США.
Основной потенциал ПсО сосредоточен в сухопутных войсках. Его ядро составляет 4-я группа ПсО, состоящая из 4 батальонов ПсО (1, 6, 8 и 9-й) и батальона подготовки и выпуска пропагандистских материалов. Батальоны ПсО ориентированы на определенные регионы мира (1-й — на зону Атлантического океана, Центральную и Южную Америку, 6-й — на Европу и Африку, 8-й — на Тихоокеанский регион).
Одновременно в организованном резерве находятся еще 3 штаба групп ПсО (2-й, 5-й, 7-й), 9 батальонов, 22 отдельные роты ПсО и около 40 батальонов по работе с гражданским населением.
Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
В военное время в сухопутных войсках действуют группы ПсО общей и непосредственной поддержки. Группы общей поддержки состоят из батальона общей поддержки, батальона по работе с военнопленными, батальона консолидирующей пропаганды.
Батальон общей поддержки осуществляет ПсО стратегического уровня на ТВД. Он состоит из подразделений: разведки; разработки информационно-психологических материалов; тяжелой, средней и легкой типографии; радиостанций; звуко-вещательных станций. Возможности батальона позволяют издавать до 28 млн листовок в сутки, вести радиовещание на СВ и КВ-диапазонах в радиусе до 150 км.
Батальон консолидирующей пропаганды — включает радио- и телевизионную редакции, подразделения эксплуатации местных стационарных радиостанций, телестанций, типографий, кинотеатров.
Группа непосредственной поддержки предназначена для обеспечения тактических и оперативных задач, решаемых войсками.
В распоряжении органов ПсО находятся разнообразные средства информационно-психологического воздействия, позволяющие целенаправленно влиять на общественное мнение, сознание, подсознание, поступки и действия людей, на их психические состояния и чувства.
К числу основных средств ПсОможно отнести следующие.
1. Печатные средства — листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные
бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и доставки.
Американцы считают листовки одним из наиболее действенных средств пропаганды.
О значении, которое придают листовкам специалисты ПсО, говорят следующие факты: во Вьетнаме для распространения листовок привлекалось по 10 самолетов в 4 тактических зонах. Нередко для этих целей использовались даже самолеты В-52 и С-141. Во время военных событий в зоне Персидского залива (1991 г.) на иракские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн листовок. Десятки тысяч листовок было сброшено на иракские войска в войне 2003 г.
Листовки издаются разных форматов и на различном материале. Для их распространения используются артиллерия (105-155 мм снаряды, 81 мм мины, агитационный реактивный снаряд); авиация (вразброс через двери и люки самолетов и вертолетов; свертки или коробки с вытяжными тросами; специальные пластмассовые бомбы М129 Е 1; беспилотная управляемая ракета, доставляющая на цель до 500 кг груза; самораскрывающиеся авиационные пакеты (до 5000 листовок), авиаконтейнеры (до 50 кг листовок); воздушные баллоны ДЖ-100 (вмещающие 1300 листовок и доставляющие их на расстояние до 2400 км); воздушные шары (высота полета — до 24 км, дальность полета до 9600 км, полезная нагрузка — до 200 кг, сброс груза на высоте — 9600 м); плавающие водонепроницаемые контейнеры из дерева, бамбука, пластика, стекла, целлофана для применения на океанах, морях, озерах, реках, каналах; агенты, диверсионные группы и др. Листовки могут также оставляться отступающими войсками на местности.
2. Важными средствами ПсО являются радио и телевидение. Сюда относятся
стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио-
Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_________ 245
и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующими программами вещания. Роль этого средства ПсО особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население.
Так, например, при проведении ПсО по подготовке вторжения на Гаити (1994 г.) эти средства информационно-психологического воздействия явились основными. Тогда в течение короткого времени в Вашингтон с военной базы Форт-Брэгг была переброшена команда военно-информационной поддержки, укомплектования специалистами 4-й группы ПсО и гражданскими специалистами по креольскому языку. Через 5 часов после прибытия эта группа, во взаимодействии с находящимся в изгнании президентом Гаити Ж. Б. Аристидом, начала подготовку радиопрограмм и листовок. Для организации вещания были созданы «Радио и телевидение "Демократия"» и «Радио "Средние волны 940"», которые начали работать по 10 часов в сутки за 2 месяца до начала военной операции. Экс-президент Аристид ежедневно обращался к народу. Для расширения возможностей психологического влияния среди населения Гаити было распространено около 10 000 транзисторных приемников с фиксированной частотой, настроенной на радиопередатчик ПсО.
В ходе операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1990-1991 гг.) на личный состав иракской армии только в прифронтовой зоне круглосуточно вели передачи 6 широковещательных станций. В целях увеличения потенциальной аудитории среди военнослужащих и населения региона с помощью кочевников и авиации было распространено около 150 000 малогабаритных радиоприемников с фиксированной частотой.
Одновременно с радио и телевидением в интересах ПсО применяются средства РЭБ, подавляющие системы радио и телевидения противника. К примеру, государственная радиостанция Ирака «Голос Багдада» по существу была парализована в течение всей кампании многонациональных сил против этой страны.
В последних боевых событиях органами ПсО широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника с целью сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений. Так, например, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропаганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, радиопередачи и РЭБ.
3. Кино-, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие.
Например, в ходе военных событий в Ираке (2003 г.) среди населения этой страны и других государств активно распространялись видеокассеты с материалами, изображающими С. Хуссейна тираном иракского народа и раскольником, разрушающим единство арабского мира. В то же время они содержали сюжеты, свидетельствующие о могуществе и справедливости США.
Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действш
4. Одним из самых эффективных средств информационно-психологической
воздействия на противника в рамках тактических ПсО является звуковещание. Онс
осуществляется с помощью звуковещательных станций (ЗС) и других среден
усиления голоса, в т. ч. переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, тан
ках, БТР, вертолетах, самолетах. Громкоговорители на грузовиках используются
преимущественно в тыловых районах, на танках — для сопровождения наступле
ния, переносные и на малых машинах — для позиционного вещания.
О масштабах использования средств звуковещания свидетельствует такой факт: В распоряжении оперативного формирования ПсО, обеспечивающего поддержку сил вторжения на Гаити, находилось 23 мобильные звуковещательные станции. Непосредственно перед началом вторжения на остров американских войск, с помощью ЗС, установленных на вертолетах, население Гаити было проинформировано о договоренности с Хунтой по вопросу мирной передачи власти. Одновременно в местах скопления населения работали ЗС на автомобилях и переносные (переброшенные на вертолетах). Всего за время осуществления ПсО проведено 760 выездов автомобильные ЗС и 67 вылетов вертолетов, оснащенных ЗС.
Об эффективности этого средства подрывного воздействия можно судить по следующему факту. Военный гарнизон одного из иракских островов, насчитывающий около 2000 иракских военнослужащих в войне, 2001 г. сдался без боя после обработки его американцами с помощью вертолетных ЗС.
5. Эффективными средствами информационно-психологического воздействия
на население, являющееся объектом ПсО, служат предметы повседневного обихо
да, продукты питания, спортивные принадлежности, игрушки и др. с соответству
ющим информационным сопровождением.
В 1945 г. над Германией были сброшены карманные зажигалки с инструкциями о поджоге. Здесь учитывалась своеобразная «страсть» немцев к зажигалкам и предполагалось, что они обязательно возьмут их в личное пользование. А сам факт наличия у человека вещи с вражеской инструкцией создает некий психологический эффект «приобщения» к делу противника. Во время войны в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме — одночастотные транзисторные радиоприемники, на Гаити — бейсболки, майки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива — майки, аудиокассеты и т. п.
6. Сравнительно новым средством психологического воздействия, которое мо
жет найти широкое применение в практике ПсО, являются синтезаторы (генера
торы) голографических и аудиалъных эффектов в атмосфере. По данным зару
бежных средств массовой информации, в ряде стран разрабатываются проекты
установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных
проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются
прекрасным экраном, находящимся на высоте 60-80 км над поверхностью земли.
Спроецированные на них изображения могут быть отчетливо видны на расстоя
нии 100-150 км.
Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 247
Первая попытка проекции изображения на облака была предпринята еще в 1915 г. Тогда на одном из участков российско-германского фронта перед наступлением наших войск с помощью прожекторов на облака проецировался образ Богоматери. Очевидцы этих событий рассказывали о сильном мобилизующем эффекте этой акции.
Другой случай подобного рода отмечен в 1993 г. в Сомали. Средства массовой информации сообщили, что 1 февраля группа морских пехотинцев США, действовавших вблизи г. Могадишо, заметила в облаках пыли и песка изображение лица Иисуса Христа размером примерно 150 х 150 м. Описывая свое психическое состояние, пехотинцы говорили, что они плакали и в молитве опустились на колени. Неожиданное созерцание человеком в небе образов святых или чудовищ (драконов, ящеров, мутантов и др.) может оказать сильное психологическое воздействие на людей, причем как мобилизующего, так и деморализующего характера. Современный уровень развития аудиотехники позволяет предположить возможность использования в рамках ПсО синтезаторов голоса, звуков, шумов. Например, военнослужащие могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего прекратить боевые действия, сложить оружие или повернуть его против собственных командиров. Причем современные компьютерные устройства способны моделировать человеческий голос, отражая даже едва уловимые его особенности.
7. В ходе осуществления ПсО часто используется такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как «вспомогательная деятельность». Сюда относят: демонстрацию силы; повышение степени готовности войск; переброску войск в «кризисные регионы»; программы гражданских действий; инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника; программы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые способы боевых действий.
Ярким примером вспомогательных действий может служить предпринятый США в 1942 г. налет на Токио авиационного корпуса под командованием генерала Дулиттла. Какого-либо военного значения он не имел, но его психологический эффект был весьма существенным. Японцы впервые задумались о своей уязвимости. Миф об их тотальном превосходстве и непобедимости был подорван.
Современное состояние научных изысканий позволяет уже сегодня или, по крайней мере, в ближайшем будущем использовать и другие средства для целенаправленного воздействия на сознание, подсознание, эмоции, поведение людей. В зарубежной и отечественной прессе неоднократно указывалось на факты разработки в ряде стран технологий психотронного оружия, оружия нелетального действия, психотропных средств.
Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и что она направляется, в первую очередь, на изменение психологических состояний противника.
Обосновывая роль психологии в организации и ведении психологической войны, известный американский специалист П. Лайнбарджер подчеркивает следующее.
248______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
Во-первых, психолог может сказать, каким образом страсти можно превратить в негодование, личную находчивость — в массовую трусость, трения — в недоверие, предрассудки — в ярость [11, с. 96].
Во-вторых, установив, как настроен противник, и факторы, определяющие его моральное состояние, психолог может предвидеть поведение войск противника в той или иной обстановке.
В-третьих, психолог может дать необходимые рекомендации оперативным работникам, ведущим психологическую войну, о соблюдении чувства меры, о психологически целесообразном структурировании и оформлении информации.
В-четвертых, психолог может порекомендовать средства и методы пропаганды: радио, листовки, громкоговорящие установки, а также распространение слухов, обратную засылку пленных и т. д. Он может выработать план наилучшего использования всех имеющихся средств психологического воздействия по месту, времени, соотнесенности с военными, экономическими и политическими событиями.
Таким образом, психология в рамках ПсО: указывает на те особенности человеческой и групповой психики, которые целесоббразно подвергнуть воздействию; разрабатывает эффективные методы оценки психологического состояния противника; дает рекомендации специалистам, ведущим психологическую войну, по планированию операций; вырабатывает критерии и методы оценки результативности психологического воздействия на людей.
Создавая научный фундамент ПсО, военные психологи западных стран опираются на достижения различных психологических школ. При этом за основу принимаются следующие положения:
• о решающей роли бессознательного в детерминации человеческого поведения, о роли механизмов психологической защиты и способах их преодоления (психоанализ);
• о рефлекторном закреплении («якорении», «зомбировании») определенным образом соотносящихся восприятий, переживаний, действий; о внушающей силе структуры, эмоционального тона, пространственно-временных характеристик информации (бихевиоризм, нейролингвистическое программирование);
• о роли «ментальных схем» в восприятии человеком окружающего мира, происходящих событий и информации (когнитивная психология);
• о структуре и динамике потребностей человека (гуманистическая психология) и др.
Психология помогает организаторам ПсО выявлять наиболее слабые звенья в морально-психологическом состоянии противника и научно обоснованно строить тактику психологического давления на него. Она рекомендует широко использовать в этих целях национальные, социальные, религиозные противоречия, трудности, с которыми сталкиваются войска противника (голод, холод, плохое материально-техническое обеспечение и др.); распространять слухи и дезинформацию о значительном превосходстве своих войск, больших потерях противника, различие интересов и целей разных категорий военнослужащих; активно работать с военнопленными и др. Выводы психологии активно используются для при-
Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 249
дания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усваиваемости, "просачиваемости" в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуа-тации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученными на сегодняшний день являются: эффект первич-ности, эффект авторитета, эффект «голос пророка»; эффект повторения; эффект возложения ответственности [67;70; 90] и др.
Таким образом, объективным явлением современных войн выступает стремле-ние противоборствующих сторон подорвать моральный дух и боевые возможнос-ти войск противника. В этих целях создаются соответствующие силы и средства, обосновываются принципы их практического применения. ПсО, при их умелом планировании и осуществлении, являются эффективным средством достижения военных целей невоенными средствами.
i.2. Пути и способы защиты войск от психологических операций ротивника
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что защита войск от ПсО про-тивника должна представлять собой систему мероприятий, направленных на прогнозирование, профилактику, оценку, срыв информационно-психологического воздействия на личный состав подразделений и частей и ликвидацию его нега-тивных последствий. Прогнозирование ПсО противника предполагает решение ряда задач. На первом этапе такой работы прежде всего необходимо выявить силы. ПсО, находящиеся в распоряжении противника, которые могут быть привлечены для осуществления информационно-психологических акций. При этом следует сходить из нормативных положений Полевого устава армии США FM 33-1, оп-ределяющего, что для непосредственной поддержки боевых действий АК выде-1ется батальон, дивизии — рота ПсО.
Вторым этапом прогнозирования является превентивная оценка возможностей органов ПсО. В основу такой оценки должны быть также положены устав-ные нормативы. Например, известно, что в роте ПсО кроме редакционного взвода, осуществляющего на тактическом уровне разработку информационных материа-лов, имеются типографический взвод и взвод ЗС. Такая структура позволяет роте ежесуточно производить около 500 тыс. листовок и вести одновременную работу i ЗС. Это даст основания предположить, что в тактической зоне все важные уча-ки местности (населенные пункты, пути выдвижения, районы обороны наших войск) могут быть залистованы, и большая часть личного состава, находящегося обороне, подвергнется обработке с помощью звуковещательных станций. Третьим этапом прогнозирования ПсО является определение возможных каналов информационно-психологического воздействия наличный состав наших частей и подразделений. При этом следует учитывать, что войска, находящиеся в пунктах постоянной дислокации, в исходных районах и в обороне, могут быть под-вергнуты воздействию всех известных средств ПсО. Наступающие части и под-разделения, видимо, в большей степени испытают радиовоздействие посредством вхождения противника в сети боевого управления наших войск, встретятся с листовками, оставляемыми противником на покидаемых позициях, видео- и
Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
аудиоэффектами в атмосфере, подвергнутся воздействию оружия несмертельного действия (в частности, психотропного). В ходе совершения марша наиболее эффективными каналами подрывного воздействия противника могут стать: его вхождение в радиосети наших войск в целях их дезинформации, дезориентации, распространения панических слухов; залистование районов привалов, мест нахождения комендантских служб, населенных пунктов, районов сосредоточения; создание видеоэффектов в атмосфере.
Четвертый этап прогнозирования предполагает определение возможных объектов ПсО противника. Как показывает практика, специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние. Так, при проведении ПсО в Гаити (1994 г.) среди населения страны было выделено 20 объектов, воздействие на которые строилось в соответствии с их социальной, социально-психологической и психологической спецификой.
Опыт свидетельствует о том, что в войсках, как правило, выделяются следующие самостоятельные объекты: солдаты и сержанты; военнослужащие-женщины; офицеры; генералы; этнические, политические и конфессиональные группы; военнослужащие из пополнения и те, кто длительное время участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи и информации и др.
Пятый этап прогнозирования состоит в предвосхищении основной тематики и символики ПсО противника. В основе такого прогноза должно лежать глубокое знание реального положения дел в своих частях и подразделениях, текущего уровня морально-психологического состояния личного состава. Вместе с тем, можно заранее предположить, что специалисты ПсО не упустят возможности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как: поражения и большие потери наших войск; недостатки в их материально-техническом обеспечении; наличие в частях неопытных командиров; неблагоприятные события и процессы в стране; принудительное вовлечение в боевые действия политических диссидентов, этнических меньшинств; низкий уровень подготовки войск; просчеты в информировании личного состава; факты дезертирства, предательства; национальные и иные противоречия и др.
Профилактика ПсО предполагает осуществление ряда мероприятий по снижению восприимчивости и подверженности военнослужащих информационно-психологическому воздействию противника.
Главным здесь является глубокое разъяснение военнослужащим истинных целей, способов, возможных последствий подрывных акций противника и психологических механизмов деформации личности военнослужащего под воздействием враждебной пропаганды. Вековая народная мудрость сформулировала две закономерности восприятия человеком окружающего мира, гласящих: «Чего не знаю — того боюсь» и «Предупрежден — защищен». Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым.
О том, с какими ухищрениями специалистов ПсО могут столкнуться наши военнослужащие во время войны, может свидетельствовать листовка, психологическое воздействие которой исследовалось на одном из учений армии США. В пей утверждалось: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не
Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 251
просят сдаваться — вы сами будете вынуждены в течение часа прибежать к американцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рентгеновских лучей, чтобы создать в теле смертоносную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течение нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь к нам за помощью. Мы гарантируем вам спасение».
Ясно, что влияние этой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит психологический эффект ее воздействия. Чем больше будет знать воин о возможных методах и средствах информационно-психологического воздействия противника (в том числе о системах оружия несмертельного действия, генераторах лазерных проекций и др.), тем менее восприимчивым к ним окажется в бою.
Военнослужащие должны быть обязательно предупреждены о принципах подрывной пропаганды противника. Опыт показывает, что противник будет стремиться первым сообщать обо всех событиях, чтобы достичь психологического эффекта «первичности», т. е. более прочного закрепления первой информации о происшедшем. В традициях специалистов ПсО в информационном воздействии на противника перемешивать правдивую информацию с дезинформацией, повышать авторитет своих акций за счет оперирования знакомыми военнослужащим фамилиями, названиями городов, улиц, датами, фактами, путем привлечения мнений известных лиц (политиков, спортсменов, деятелей искусства и культуры и др.). «Испытанным» приемом ПсО является приписывание ответственности за общие неудачи, просчеты, неурядицы конкретным людям (командирам, органам, государственным деятелям и др.) в целях их дискредитации.
Важнейшим профилактическим мероприятием считается перекрытие возможных каналов информационно-психологического воздействия на личный состав частей и подразделений. Нет сомнений в том, что в боевой обстановке в личном распоряжении военнослужащих не могут находиться многочастотные радио- и телеприемники, аудиомагнитофоны, индивидуальные средства связи и информации. Подобные устройства должны выявляться и изыматься. Вместе с тем, как показывает практика, в боевых условиях в подразделениях целесообразно иметь несколько малогабаритных приемников в прочном корпусе, настроенных на радиопередатчик группировки своих войск.
Не менее важным является и глубокое разъяснение военнослужащим их личной ответственности за хранение и распространение печатных и иных материалов (вещей, предметов обихода и др.), содержащих дезинформацию, инструкции к совершению действий во вред своим войскам, за несанкционированные и неконтролируемые контакты с гражданским населением и др.
Опыт боевых действий свидетельствует о том, что необходимо тщательно подходить к подбору лиц для работы на средствах связи и управления. Среди них не должно быть людей психически неуравновешенных, невыдержанных, с демонстративной акцентуацией характера, трусливых. Их повседневная деятельность должна быть взята под строгий контроль командиров, заместителей по воспита-
252______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
тельной работе, непосредственных начальников. Эти люди должны хорошо представлять, что окружающие могут интерпретировать те или иные их реакции, настроения, высказывания как прямое следствие обладания соответствующей информацией.
Во время боевых действий на руку противнику могут неосознанно играть некоторые средства массовой информации своей страны. Поэтому командирам, их заместителям по воспитательной работе, психологам необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по общению с представителями СМИ (порядок предоставления им информации; организация контактов с военнослужащими; распространение среди военнослужащих печатных изданий и др.).
Срыв ПсО предполагает быстрое выявление средств информационно-психологического воздействия противника, их немедленное подавление и уничтожение. Понимая высокую эффективность «психологического оружия», командиры должны придавать объектам ПсО приоритетное значение при планировании огневого поражения противника, разведывательно-диверсионных действий, мероприятий РЭБ и др.
Реализуемые подрывные акции подлежат немедленному и квалифицированному анализу, выявлению их целей, возможной динамики, степени действенности. Ни одна из них не должна оставаться без соответствующего контрпропагандистского ответа.
При этом командирам, офицерам воспитательных структур необходимо помнить о том, что сейчас уже недостаточно назвать врага «зверем», «негодяем», «бандитом», «лжецом» и т. п. Сегодня требуется более обоснованное подтверждение подобных заявлений. Это особенно важно при участии войск в локальных военных конфликтах и миротворческих акциях, когда им приходится иметь дело с противником — «хамелеоном» (днем — это миролюбивый крестьянин, а ночью жестокий враг).
Опыт организации противодействия информационно-подрывным действиям противника в годы Великой Отечественной войны, во время боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что в частях целесообразно иметь специальные подразделения для оперативного сбора и уничтожения листовок, плакатов и других, содержащих враждебную информацию, материалов.
Не менее важным является решительное пресечение командирами любых проявлений слухов, распространения панических настроений, провокационных действий. Части и подразделения, подвергшиеся деморализации, должны надежно изолироваться от войск до момента полного восстановления в них организации, дисциплины и порядка.
Для оказания психологической помощи военнослужащим, подвергшимся пси-хотравматизации, необходимо активно использовать пункты психологической помощи и реабилитации.
Ликвидация последствий ПсО противника предполагает: анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск; проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений и частей; применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям, дезерти-
Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им_ 253
рам, определение мер по оптимизации всей системы противодействия ПсО противника и др.
Противодействие и защита войск от ПсО является важной составной частью морально-психологического обеспечения их боевых действий. Оно осуществляется командирами, штабами, заместителями командиров по воспитательной работе, военными психологами на протяжении всего периода приведения частей и соединений в боевую готовность, в ходе их подготовки и ведения боевых действий. Эффективность информационно-психологического противодействия выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей ПсО противника, реального морально-психологического состояния войск и складывающейся обстановки; ведется непрерывно и комплексно; учитывает психологические закономерности восприятия человеком информации и др.
Таким образом, ПсО рассматривается в качестве неизбежного явления современной войны, важного и эффективного средства достижения тактических, оперативных и стратегических целей. По своей эффективности они сопоставимы с оружием массового поражения.
Защита войск от ПсО противника является важнейшей задачей морально-психологического обеспечения боевых действий войск, прямой обязанностью командиров, штабов, органов воспитательной работы всех уровней. Она предполагает прогнозирование, профилактику, срыв и ликвидацию последствий информационно-психологического воздействия противника на личный состав частей и подразделений.
1. Что такое психологические операции?
2. Какие уровни проведения психологических операций выделяют в военной психологии?
3. При помощи каких средств осуществляются психологические операции?
4. Какие психологические эффекты учитываются при планировании воздействия на личный состав противника?
5. Назовите основные пути и способы защиты войск от психологических операций противника.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.
2. Варин В. И. Опыт организации и проведения советской пропаганды среди немецко-фашистских войск в завершающей кампании третьего периода Великой Отечественной войны (январь-май 1945 г.): Дисс... канд. ист. наук. — М., 1962.
3. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: от мифов к реалиям. — М., 1993.
4. Выборнов С. Несмертельное оружие // Зарубежное военнное обозрение. 1993. №4. С. 10-14.
5. Геродот. История. В кн.: Историки античности. В 2-х т. Т. 1. — М., 1989.
6. Данилов Н. От чего плакал спецназ // Ориентир. 1996. № 12. С. 46.
Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий
7. Караяни А. Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. — М., 1997.
8. Караяни А. Г. Психологические операции в современной войне: сущность, содержание, пути противодействия. — Самара, 1997.
9. Караяни А. Г., РазмазнинА. П., Целиковский В. А. Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы. — М., 2000.
10. Крысъко В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). — Минск, 1999.
11. Лайнбарджер П. Психологическая война. — М., 1958. С. 26.
12.0 современных исследованиях в области «несмертельного оружия» // Иностранная печать об экономическом, научно-техническом и военном потенциале государств-участников СНГ и технических средствах его выявления. — М., 1996. №5. С. 25.
13. Плотников И. Д. Психологические операции: цели, задачи, содержание (По опыту локальных войн и конфликтов) // Военная мысль. 1994. № 4.
14. Полевой устав армии США FM 33-1 «Психологические операции». — М., 1988.
15. Политическая работа среди войск и населения противника в годы Великой Отечественной войны. — М., 1971.
16. Феденко Н. Ф. Буржуазная военная психология на службе психологической войны империализма. — М., 1981.
Опыт боевых событий, происшедших после Второй мировой войны, свидетельствует о том, что повышение боевой мощи средств уничтожения людей, совершенствование методов психологической борьбы неизменно ведут к росту психологических расстройств военнослужащих, оказывающих заметное отрицательное влияние на их боеспособность, ход и исход сражений.
По американским оценкам, психологические потери в современных войнах могут составлять: в условиях применения ядерного оружия — 25-33%, а без применения О МП — 20% от физических потерь [65].
Изучение показывает, что соотношение психогенных и физических потерь в войсках XX века постоянно «пульсировало», обнаруживая общую тенденцию к росту. На рис. 2.3 можно наблюдать динамику такого соотношения в армиях разных стран в военных событиях прошедшего столетия.
256______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
Не учитывать реальность психогенных потерь сегодня уже не просто ошибочно, но и в какой-то мере преступно. Тем более, что психологические потери порой способны оказать более сильное психологическое влияние на ход боевых действий, чем потери физические.
На это обстоятельств почти два столетия назад указывал Г. Е. Шумков: «Поражение психики бойца является для горячей боевой работы более ощутимой потерей, нежели одиночная смерть бойца, не считая того, что нарушение психики немногих участников боя может расстроить и понизить психику многих других их сотоварищей, вызывая панику» [196, с. 116].
Однако, как показывает участие в учениях, некоторые наши командиры, штабы, заместители командиров по воспитательной работе, военные психологи не умеют, а зачастую и не хотят учитывать фактор психологических потерь в бою. Они способны на картах «разгромить» столько частей противника, сколько предлагает руководитель учения, не осознавая того, что в результате понесенных физических и психогенных потерь воевать им просто некем.
Современная война не просто предъявляет суровые требования к физическим и духовным силам людей, но и является процессом перманентной психотравматиза-ции военнослужащих. В ней выигрывает та из противоборствующих сторон, которая не только лучше подготовит личный состав в боевом и психологическом плане, но и правильно рассчитает динамические изменения духовных сил, определит потребные силы и средства для быстрого восстановления утраченных психологических возможностей, восполнит нанесенный противником психологический ущерб.
Не случайно, важнейшей задачей психологического обеспечения боевых действий войск является задача прогнозирования и оценки психогенных потерь. Вовремя и правильно проведенный расчет масштабов и степени утраты боеспособности военнослужащих вследствие воздействия отрицательных психогенных факторов позволяет следующее.
1. Своевременно принять боевые решения на компенсацию тактическими действиями психогенно утраченной или сниженной боеспособности.
2. Спрогнозировать объемы и виды необходимой психологической помощи военнослужащим.
3. Организовать эффективную систему восстановления боеспособности личного состава, получившего боевую психическую травму, быстрого возвращения его в строй.
4. Высвободить этапы медицинской эвакуации от лиц с не психотическими психическими расстройствам, во многом предупредить дальнейшее развитие психических расстройств и их «хронизации».
4. В этой связи знание сущности, видов и характеристик психологических потерь является важнейшим требованием к квалификации военного психолога.
Что же такое психологические потери? Какой круг феноменов включает в себя это явление? Каковы глубина и степень влияния психологических потерь на боеспо-
Глава 7 Характеристика основных подходов к расчету санитарных...
собность частей и подразделений? Прежде, чем перейти к анализу сущности и градации психогенных потерь, следует рассмотреть более широкую реальность — человеческие потери на войне вообще и определить место психогенных потерь в их структуре.
В соответствии с этиогенетической классификацией общих потерь на войне, все потери в личном составе, понесенные войсками во время войны, принято называть общими потерями.
Общие потери подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозвратные потери— это потери убитыми, попавшими в плен, пропавшими без вести и, по нашему мнению, сюда следует включить дезертиров, предателей и суициден-то£.
К санитарным потерямотносят лиц, утративших боеспособность (трудоспособность) не менее чем на сутки и поступивших на медицинские пункты или в лечебные учреждения.
В зависимости от причин, приведших к утрате боеспособности, санитарные потери условно подразделяют на боевые и небоевые.
1. Боевые санитарные потери — это потери, возникшие в результате воздей
ствия боевых средств противника или непосредственно связанные с выполнени
ем боевой задачи. К боевым санитарным потерям также относят военнослужа
щих, получивших в период боевых действий обморожения.
По этиопатогенетическому признаку боевые санитарные потери делятся на 6 классов:
1) механические повреждения;
2) термические поражения;
3) радиационные поражения;
4) поражения ОВ;
5) поражения БО;
6) реактивные состояния (кратковременные и затяжные) от применения ОМ П.
2. К небоевым санитарным потерям относят военнослужащих, заболевших от
причин, не связанных с применением противником боевых средств, а также полу
чивших небоевую травму. Эта группа включает 22 класса, учитывающих этиоло
гию или системный характер заболеваний.
Кроме рассмотренной классификации санитарных потерь, существует так называемая оперативная классификация, которая используется в практической деятельности медицинской службы. В официальных документах боевые потери обычно обозначают термином «раненые», а небоевые — термином «больные».
В период Великой Отечественной войны пехотный полк пашей армии за день боевых действий терял ранеными от 2-3% до 20-25% личного состава, а иногда значительно больше. Санитарные потери были неравномерными также и в течение дня. Потери больными изменялись в сравнительно небольших пределах и составляли в среднем 0,08-0,1 от числа личного состава в сутки. Соотношение различных категорий санитарных потерь складывалось следующим образом: раненые составляли 95-97%, контуженные — 2-4%, обмороженные 0,5-1%. Эта структура была более или менее постоянной, удельный вес отдельных категорий санитарных потерь изменялся незначительно.
258______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
Где же место в данной схеме для психогенных потерь?1
Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию их сущности.
В соответствии спервым подходом психогенные потери — это личный состав, оставшийся в строю, но потерявший боеспособность в результате воздействия сильных психотравмирующих факторов.
В соответствии со в т о р ы м п о д х о д о м психогенные потери составляют люди, утратившие на определенное время целесообразную активность в силу нарушения регулирующей, управляющей функции психики, возникшую в результате воздействия стресс-факторов боевой обстановки. Они включают два компонента:
а) санитарные психогенные потери;
б) собственно психогенные потери.
От первого подхода эта позиция отличается признанием санитарных психогенных потерь, предполагающих временный или окончательный выход военнослужащих из боевого строя [80].
В разряд психогенных потерь попадают и те военнослужащие, которые нормально ведут себя в обычной ситуации, но теряют контроль над собой в бою, ведут себя неадекватно требованиям боевой обстановки.
По данным иностранных специалистов, таких военнослужащих около 75%. Сюда относятся все те, кто не может целесообразно регулировать свое поведение, осмысленно, эффективно выполнять свои обязанности. То есть в рассматриваемую категорию попадают самые разные случаи потери боеспособности, боевой активности и эффективности. Испуг, страх, неуверенность, потеря способности адекватно оценивать обстановку, фрустрация и т. д. — эти и другие психические состояния составляют так называемые «кратковременные психологические потери».
В рамках третьего подхода под психогенными потерями понимаются военнослужащие, существенно снизившие, утратившие или прекратившие боевую активность вследствие действия неблагоприятных психогенных факторов. То есть они являются составными элементами как безвозвратных, санитарных (боевых и небоевых) потерь, так и имеют собственное содержание. Последний подход представляется нам наиболее полным. Он близок к подходу специалистов Военно-медицинской академии, разрабатывающих данную проблематику.
Психогенные потери— это люди, утратившие на короткое или длительное время боеспособность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов.
Психологические потери имели место всегда, не являясь чем-то новым и необычным. Систематически они стали изучаться в ходе Первой и особенно Второй мировых войн, в первую очередь — в армиях тех стран, в которых были в той или иной форме созданы психологические службы (США, Англия, Франция, Германия, СССР).
Термин «психологические потери» появился в зарубежной военной печати в Первую мировую войну. Тогда у военнослужащих в большом объеме наблюда-
«Психогенные потери», «Психологические потери», «Потери психиатрического профиля» — термины, определяющие одно и то же явление с разных позиций. Мы их рассмотрим как синонимы.
Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных..,________________ 259
лись полуобморочные состояния, мнимый паралич, нервная дрожь, слепота, глухота. В разгар войны специалисты были вынуждены признать, что эти явления носят психологический характер. Данный, весьма широкий спектр расстройств стали называть «военным неврозом», а затем просто «психоневрозом».
Зигмунд Фрейд считал, что немецкая армия в Первую мировую войну потерпела поражение из-за распространения психоневрозов, вызванных в т. ч. и формой общения, стилем руководства военнослужащими со стороны офицеров. Сегодня во всех развитых армиях мира уделяется большое внимание вопросам предупреждения, прогнозирования, оценки, преодоления последствий психологических потерь.
Понятие «психологические потери» (ППт) — собирательное. Оно включает результат разнообразных типов психических реакций, уровней потрясений, различных отрицательных последствий, вызванных боевыми раздражителями. Предлагаем следующую классификацию психогенных потерь (рис. 2.4).
Безвозвратные психогенные потери составляют лица, сознательно принявшие решение прекратить участие в боевых действиях и покинувшие боевой строй (дезертиры, сдавшиеся в плен, покончившие жизнь самоубийством). Какие-либо устойчивые тенденции и закономерности в проявлении данного вида потерь здесь не проявляются, поэтому прогнозированию и расчетам такие потери не подвергаются. Однако известно, что отсутствие системы психологической помощи в боевой обстановке сопровождается ростом количества дезертиров и убийств командиров. Это отчетливо проявилось в ходе войны во Вьетнаме, где игнорирование вопросов прогнозирования и профилактик психогенных потерь привело к росту числа американцев, дезертировавших с поля боя, и командиров подразделений, убитых своими подчиненными.
По данным Нечипоренко В. В., Литвинцева С. В., Снедкова Е. В., в современных вооруженных конфликтах санитарные психогенные потери составляют 1-3%, в ВОВ составляли 10-12% от общего объема психогенных потерь. По их |
К санитарным психогенным потерям относятся военнослужащие, вышедшие из строя по причине получения .боевой психической травмы (БПТ) или нервно-психического заболевания на срок более одних суток и попавшие в медицинские подразделения или пункты психологической помощи и реабилитации.
Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий
мнению, к БПТ необходимо относить и манифестирующие в боевой обстановке эндогенные психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) [112].
Число заболевших нервно-психическими заболеваниями также невозможно предсказать. Следовательно, оно также не поддается расчетам, а лишь учету.
В локальных военных конфликтах истекших лет значительно увеличилось число пострадавших с психогенными расстройствами субклинического уровня. В эту категорию включаются нарушения, обозначаемые как психические стрессовые реакции (ПСР) (акцентуированные психологические реакции, «боевое утомление», «боевое истощение» и др.) Они характеризуются быстротечностью (до 1 суток) и сопровождаются выраженным снижением бое- и работоспособности (вплоть до отказа от деятельности) военнослужащих. Их относят к лицам «кратковременно вышедшим из строя». Собственно назвать это «потерями» весьма сложно, т. к. зафиксировать их большую часть просто не удается.
Опыт двух мировых войн и многих локальных военных конфликтов показывает, что в организации психологической работы по прогнозированию, оценке и купированию ППт более безопасным является недооценка, чем переоценка. Неоправданное расширение показаний для включения в разряд ППт и эвакуации пострадавших за пределы района боевых действий способствует снижению боеспособности войск, зачастую приводит к устойчивой фиксации дистрессовои симптоматики, препятствующей выздоровлению (так называемый «синдром эвакуации»).
В ходе Второй мировой войны американские психологи сделали однозначный вывод о том, что не только нет никакой необходимости, но и вредно раздувать категорию психологических потерь, госпитализировать значительное число людей и содержать их в столь благоприятных условиях, которые лишат человека желания быть солдатом. Это сопровождается тем, что оставшиеся в строю воины, видя госпитализированных по причине психических расстройств симулянтов и узнав о начале госпитализации подобных пораженных, станут (как это было в Первую и Вторую мировые войны) умышленно демонстрировать причудливые психологические реакции: состояние ужаса, дрожь, оцепенение, апатию, паралич и др. При этом тип реакций будет зависеть от того, при каком поведении военнослужащих госпитализируют в данной части. То есть наряду с явными психологическими потерями будут и явные симулянты, грань между которыми крайне трудно обнаружить.
Таким образом, прогнозу и расчету подлежат две составляющих структуру ППт:
1) лица, получившие боевую психическую травму;
2) «кратковременно вышедшие из строя», т. е. лица, подвергнувшиеся боевому дистрессу.
Среди многообразия феноменологических проявлений психопатологии БПТ можно выделить два основных кластера признаков:
а) бегство от реальности (невротические, соматоформные, диссоциативные
расстройства, аддиктивное, суицидальное, уклоняющееся поведение (дезер
тирство, членовредительство);
б) агрессивность.
Глава 7, Характеристика основных подходов к расчету санитарных,..
Возникающие расстройства выполняют в определенном смысле адаптивную функцию ухода пострадавших из стрессовой ситуации, временного освобождения от эмоционально болезненных переживаний или отреагирования на внешнее окружение. Перечисленные механизмы психологической защиты могут быть как осознанными, так и неосознаваемыми. Кроме того, при наличии специфической энодогенной предрасположенности БПТ может спровоцировать запуск механизмов психопатологического синдромообразования, защищающего мозг от дальнейшего поступления негативной информации, при этом искаженный процесс адаптации реализуется в конкретной нозологической форме.
Расстройства, относящие к первому кластеру, с наибольшей частотой проявляются в первые месяцы пребывания в боевой обстановке. Частота агрессивных форм проявления, напротив, нарастает по мере пребывания в этих условиях (7-8 месяцев).
Объемы психологических потерь зависят от факторов, определяющих риск психотравмирования личного состава. Так, израильтяне исследовали зависимость развития боевых психических травм (санитарных психологических потерь) от индивидуальных характеристик военнослужащих.
Израильскими психологами установлено, что лица, перенесшие ранее БПТ, более уязвимы с точки зрения их психологической устойчивости, надежности в будущем. У таких лиц как бы накапливаются в психике негативные изменения, которые блокируются в бессознательном, эмоциональной памяти, активизируясь в стрессовой ситуации. Сильную склонность к психологическим потерям имеют и лица без боевого опыта, без опыта адаптации к гиперстрессорам боя.
Наибольшую эмоционально-волевую устойчивость показывают опытные воины, не перенесшие БПТ [158, с. 15-16].
Израильские специалисты исследовали также зависимость БПТ от степени интенсивности боя.
Полученные данные говорят о том, что число лиц, относимых к разряду психологических потерь, растет по мере роста интенсивности боевых условий. Здесь проявляется так называемый в психологии эффект кумулятивных причин, когда предыдущее психологическое напряжение постепенно как бы скапливается в индивиде и в какой-то момент приводит к перенапряжению. Но тот, кто с самого начала имел высокую сопротивляемость организма к гиперстрессовым воздействиям, оставался более стойким к ним и в дальнейшем. В бою с низкой интенсивностью наиболее устойчивыми в психическом отношении оставались ветераны, наименее устойчивыми те, кто ранее перенес БПТ. А те, кто участвовал в войне впервые, показал промежуточные результаты.
В боях с высокой интенсивностью резко возрастает процент лиц, относящихся к разряду психологических потерь как среди новобранцев, так и среди лиц, показавших ранее невысокую психологическую устойчивость к факторам боя. Известна связь между ростом ППт и продолжительностью пребывания на фронте. По данным исследований, количество психических больных (санитарные психологические потери) в годы Первой мировой войны в германской армии увеличивалось по мере продолжительности ведения боевых действий и в связи с тем,
262______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
что росло число поражений, неудач на фронтах. Так, в августе 1914 г. в германской армии на 360 раненых приходился только 1 человек с психическим расстройством, а уже в ноябре — 1 на 30 раненых, в декабре 1 на 20, в 1915-16 гг. — 1 на 10, а в 1916-1917 гг. 1 на 9 раненых.
Аналогичная тенденция была характерна и для английской армии. В ней в 1914 году 1 психотравмированный приходился на 30 раненных, в 1915 — 1 на 11 раненных.
Исключительно высокий процент психологических потерь, особенно кратковременных, наблюдался во Второй мировой войне в авиации. По данным английских военных психологов, 80% всех офицеров и солдат, уволенных из летных частей, было отчислено по болезни, возникшей в результате страха, перенесенного в боевых условиях. В целом с 1939 по 1945 гг. из английской авиации ежегодно демо-билизовывалось по причине неустойчивости к страху около 3 тыс. человек [112, с. 61].
Таким образом, психогенные потери — это люди, утратившие на короткое или длительное время боеспособность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов. В состав психогенных потерь входят лица, получившие боевую психическую травму и кратковременно вышедшие из строя вследствие боевого стресса.
7.2. Методы расчета психогенных потерь полка
Непосредственной диагностикой психологических потерь будут заниматься психологи, медицинский персонал подразделений. Командный состав частей и соединений будет иметь дело с обобщенными данными о психологических потерях. Эти данные нужны как для принятия обоснованного решения о путях и способах продолжения боевых действий, так и о мерах по борьбе с последствиями боевого стресса у лиц, отнесенных к разряду психологических потерь.
Прогноз и расчет психологических потерь необходимы потому, что они будут оказывать существенное влияние на ход и исход боевых действий, на принятие тех или иных управленческих решений.
Вместе с тем они возможны потому, что:
1) опыт прошлых войн позволяет выявить те или иные статистические тенденции, относительно устойчивую динамику потерь во времени;
2) все расчеты в военном деле носят относительный характер, однако они активно используются при планировании боевых операций;
3)за имеющимися методиками стоят не просто теоретические рассуждения, а изучение результатов применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, поведения людей в условиях стихийных бедствий, катастроф, аварий, в т. ч. на Чернобыльской АЭС; экспериментальные психологические и психофизиологические исследования в экстремальных условиях, различных гиперстрессоров, теоретические расчеты и опыт применения ОМП в период его испытания.