ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ
Глава 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Вопросы для самоконтроля
Цель, задачи, принципы психологического обеспечения боевых действий войск
I Психологическое обеспечение боевых действийможно определить как технологическую систему, направленную на создание, актуализацию, сохранение и восстановление це-I левого психологического ресурса, необходимого для решения боевых задач определенно-I го типа (класса).
Целью его является максимальное расширение психологических возможностей военнослужащих по эффективному решению боевых задач, сохранению психического здоровья на поле боя и возвращение в общество психологически и социально полноценных граждан.
Психологическое обеспечение боевых действий войск — это многоуровневая, иерархическая деятельностная система и она не может быть реализована, если какие-то из уровней не срабатывают. Представляется крайне необходимой фиксация стратегического, оперативного и тактического уровней психологического обеспечения, на каждом из которых решаются качественно специфичные задачи.
Системообразующим фактором, определяющим качественное содержание всех элементов психологического обеспечения боевых действий войск, выступают результаты комплексного психологического прогнозирования и экспертизы предстоящей боевой деятельности (рис. 2.2).
Результатом такой экспертизы должны стать два ряда прогностических данных.
Первым является априорная модель социально-политических, боевых, при-родно-географических, погодно-климатических и эргономических условий вы-
222______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий
полнения конкретной боевой задачи. Ясно, что в войне за независимость своей страны и при решении миротворческих и иных задач на чужой территории, в наступлении и при ведении боя в окружении противника, в горах и на равнине, в пустыне и тундре, в городе и в «чистом поле», при сражении с регулярными частями неприятеля или народным ополчением с участием женщин и детей, на психику воинов, наряду с общими боевыми факторами (опасность, внезапность, дефицит информации, высокая ответственность, участие в жестоком насилии и др.), будут действовать специфические факторы, корректирующие мотивы боевых действий, функциональные состояния, схемы поведения на поле боя.
Вторым шагом в построении системы психологического обеспечения является выявление требований предстоящей деятельности к целевому психологическому ресурсу ее потенциальных субъектов.
Условия современных военных конфликтов позволяют использовать для решения боевых задач военнослужащих, прошедших ранее процедуры психологического отбора. Поэтому такой отбор, как показывает российский и зарубежный боевой опыт, должен осуществляться до момента поступления военнослужащих в зону боевых действий и не составлять задачу психологического обеспечения тактического уровня. Вместе с тем задача психологического и профессионального отбора должна быть четко и однозначно прописана в перечне задач тех органов, которые в случае локального военного конфликта будут осуществлять комплектование (доукомплектование) боевых частей и соединений.
Ошибки в осуществлении такой работы, имевшие место при подготовке личного состава подразделений морской пехоты ТОФ к боевым действиям в Чечне (1995-1996 гг.), не должны повториться. Собранные в них лица из плавсостава и специалистов береговой охраны (до 2/3 состава подразделений) по своим психологическим качествам не могли соответствовать требованиям, предъявляемым к морским пехотинцам.
Психологический отбор не означает готовности военнослужащих эффективно решать боевые задачи. Поэтому в рамках конструирования будущей деятельное-
Глава 4, Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности... 223
ти предусматривается этап их целевой психологической подготовки к активным действиям в прогнозируемых социально-политических, боевых и эргономических условиях.
Цель психологической подготовки — создать, развить, мобилизовать для конкретных действий целевой психологический ресурс военнослужащих и воинских подразделений. Такой ресурс, как подчеркивалось ранее, состоит из четких модельных представлений воинов о предстоящей деятельности; прочных навыков действий в обстановке, адекватной с психологической точки зрения боевой; боевого настроя, как системы мотивации, установок, психических состояний; способности военнослужащих регулировать собственные эмоционально-волевые состояния, пороги чувствительности болевых, температурных, слуховых, зрительных и др. анализаторов; синергии, получаемой за счет целесообразной расстановки людей для решения конкретных задач и рационального комплектования экипажей, расчетов, команд, боевых групп.
С началом боевой деятельности психологическое обеспечение переводится преимущественно на коррекционную стратегию. Учитывая тот факт, что ни психологический отбор, ни психологическая подготовка, ни расстановка воинов не могут гарантировать их от психических расстройств на поле боя, основные усилия командиров, военных психологов, медицинских работников сосредоточиваются в этот период на оказании психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих обстоятельств боевой обстановки. В рамках психологической помощи, на наш взгляд, следует выделять психологическую поддержку и психологическую реабилитацию.
Психологическая поддержкасостоит в восстановлении способности воина к ориентации в элементах боевой обстановки и в собственной личности, к пониманию того, что он не один на один с противником, в разрядке запредельных отрицательных эмоций, создании дополнительных внешних и внутренних побудителей к деятельности, психологического эффекта заражения и «втягивания» нерешительных, сомневающихся воинов в активные действия. Она направляется на актуализацию у участников боевых действий имеющихся психологических ресурсов и на создание дополнительных, обеспечивающих их самостоятельные и активные действия на поле боя.
Психологическая реабилитация— часть общего реабилитационного комплекса (наряду с медицинской, профессиональной, социальной), направленная на восстановление утраченных (нарушенных) психических функций, восстановление (коррекцию) самооценки и социального статуса воинов с психическими расстройствами, боевыми травмами и увечьями.
Последним звеном психологического обеспечения боевых действий является социально-психологическая реадаптация участников боевых действий. Потребность в ней обусловлена глубокими изменениями, происходящими в психологии воинов, принимающих участие в боевых событиях. По существу психика таких людей подвергается «военизации», т. е. функционирует в особых режимах, управляется специфическими побудителями, имеет своеобразную динамику. Неподготовленное возвращение таких воинов в обстановку мирной жизни может стать мощным фактором их психотравматизации. Потому необходима реадаптация (иереадаптация) участников экстремальной деятельности к мирным условиям жизнедеятельности.
Таким образом, сказанное выше позволяет выделить следующие общие задачи психологической работы в боевой обстановке:
Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий
• прогнозирование психологического содержания условий предстоящей деятельности, выявление ее требований к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам военнослужащих;
• психологический отбор военнослужащих, способных освоить и потенциально выполнять данную деятельность;
• распределение личного состава по мелким подразделениям (экипажам, расчетам, боевым группам) с учетом их психологической совместимости, уровня боеспособности, профессиональной подготовленности;
• психологическая подготовка людей к действиям в конкретных социально-политических, эргономических, боевых условиях;
• непрерывное отслеживание динамики морально-психологического состояния, степени утомления, качество сна, прогнозирование возможных психогенных потерь;
• психологическая поддержка военнослужащих в преодолении психотравми-рующих ситуаций боевой обстановки;
• психологическая реабилитация лиц, получивших боевую психическую травму;
• социально-психологическая реадаптация,'«бескризисное» возвращение участников боевых действий в систему связей и отношений мирного времени.
Эффективность психологического обеспечения боевых действий войск в военных конфликтах зависит от степени соблюдения принциповэтой деятельности. К числу важнейших из них относятся принципы гуманизма, системного подхода, материально-технической оснащенности и непрерывности.
1. Принцип гуманизма подчеркивает приоритетность личности военнослужащего в системе целей психологического обеспечения и обусловливает выбор нравственно приемлемых средств психологического воздействия на людей. Он требует рассматривать военнослужащего не только в качестве субъекта социально важной деятельности, но и как субъекта собственной жизнедеятельности, обладающего индивидуальными целями, мотивами, жизненными смыслами, настроениями, проблемами. В психотехнологиях, используемых в работе с людьми, должны быть предусмотрены своего рода «предохранители» от некомпетентного вмешательства во внутренний мир воина по типу «не навреди!».
2. Принцип системного подхода вытекает из системной природы объекта психологического обеспечения (система «военнослужащий-среда») и требует использовать все имеющиеся в распоряжении командиров, органов воспитательной работы, психологов, военно-медицинской службы средства для вспомоществования воину, принимающему участие в боевых действиях. Он ориентирует должностных лиц на понимание, что в локальном военном конфликте основные усилия психологического обеспечения должны быть сосредоточены на создании благоприятной социальной и эргономической среды для активных боевых действий личного состава. Поэтому этот вид обеспечивающей деятельности осуществляется в тесной связи с боевым, техническим и тыловым обеспечением боевых действий войск.
3. Принцип материально-технической оснащенности предупреждает о недопустимости организации психологического обеспечения боевых действий войск на несоответствующей материально-технической базе. Это чревато не только неэф-
Глава 4. Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности... 225
фективностью осуществляемых мероприятий и дискредитацией всей системы психологического обеспечения, но и получением результата по механизму «бумеранга», т. е. негативными последствиями в области мотивации, психических состояний и боевой активности воинов.
4. Принцип непрерывности требует постоянного отслеживания психологического состояния войск и систематического корригирующего воздействия на него.
В качестве критериев эффективности психологического обеспечения выступают:
• достижение требуемого состояния ЦПР военнослужащих, участвующих в боевых действиях в локальном военном конфликте; оптимальное задействование всех составляющих ЦПР (индивидуально-психологического, психосоциального и психоэргономического) и всех уровней (тактического, оперативного, стратегического) психологического обеспечения;
• успешное решение воинами поставленных боевых задач;
• соотношение затрат усилий субъектов психологического обеспечения и достигнутого состояния ЦПР.
Таким образом, системный подход к психологическому обеспечению боевых действий войск требует четкого определения объектно-предметного поля данной деятельности, выделения его иерархических уровней, обоснования алгоритма реализации психологических мероприятий. Реализация системно организованного психологического обеспечения позволит действительно расширять психологические возможности военнослужащих, обеспечивать их эффективные действия и выживание на поле боя.
1. Что выступает объектом психологического обеспечения боевых действий?
2. Что такое целевой психологический ресурс?
3. Каковы основные элементы целевого психологического ресурса?
4. Что является целью психологического обеспечения боевых действий войск?
5. Каковы задачи психологической работы в боевой обстановке?
1. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. - М., 1972.
2. Караяни Л. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.
3. Корчемный П. Л. Психологическое обеспечение боевой деятельности / Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1998.