БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Раздел II


Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ БОЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ВОИНОВ

1.1. Психологическая модель боя как средство анализа влияния боя на психику воинов

Современный бой — это суровое испытание физических и духовных сил воина, его способности активно противостоять действию экстремальных, крайне небла­гоприятных для жизни факторов, сохранять волю и решимость, до конца выпол­нить поставленную ему боевую задачу. Одновременно он представляет собой ожесточенную борьбу целей, мотивов, убеждений, настроений, воли, мыслей военнослужащих противоборствующих сторон.

В функционировании психики воина в боевой обстановке проявляется ряд за­кономерностей. Выявить их — значит научиться предвидеть те физические, мо­ральные и психологические испытания, с которыми встретятся военнослужащие в бою, и реально использовать «человеческий фактор» и, следовательно, найти ключ к достижению победы над врагом.

Для военной психологии крайне важно знать, что определяет психологические реакции, состояния и действия военнослужащих в бою, т. е. каковы факторы (при­чины, движущие силы, существенные обстоятельства), обусловливающие их бое­вую деятельность. Исследованием таких факторов психологи занимаются давно.

Так, один из родоначальников отечественной военно-психологической науки Г. Е. Шумков подчеркивал, что «военная психология только тогда явится нау­кой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки,... выработает свои научные положения о моментах, понижающих и повышающих работос­пособность бойца, укажет совместное действие различных моментов на бое­вую силу; укажет средство борьбы с наступающим понижением силы в своих войсках и наметит моменты, способствующие угнетению и ослаблению своего противника» [192, с. 18].

В отечественной и зарубежной военной психологии предпринято множество попыток описать и исследовать психологические факторы, влияющие на боевую активность военнослужащих [51, 68, 81, 92, 163, 168]. Чаще всего эти попытки характеризуются фрагментарностью, концентрацией внимания на отдельных со­ставляющих целостного проявления человеческой психики (когнитивных, эмо-


Глава 1. Современный бой и его влияние на психику воинов



циональных, мотивациоыных, психомоторных и др., отсутствием в своей основе какой-либо общей психологической концепции.

Для того чтобы выявить весь комплекс влияний, оказываемых современным боем на психику воинов, необходимо построить хотя бы самую грубую психоло­гическую модель боя. Модель, как известно, — это любой образ, аналог (мыслен­ный или условный: изображение, описание, схема и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представи­теля». Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или сис­тем путем построения и изучения их моделей. Это одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования, как теоретический, так и экспериментальный.

П

сихологическая модель бояпредставляет собой мысленный образ (аналог), своеобраз­ную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою.

Наиболее релевантной теоретико-методологической базой такой модели, как представляется, может выступить психологическая концепция конфликтов (в част­ности, разрабатываемая А. Я. Аицуповым).

В рамках этого подхода под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального вза­имодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обыч­но сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими но отношению друг к другу. Война и бой здесь рассматриваются как частный слу­чай конфликта, достигшего крайней формы социальной остроты и осуществля­ющегося с применением средств вооруженного насилия.

Используя несколько усовершенствованную структурно-логическую схему конфликта, можно представить психологическую модель боя (рис. 2.1). Из ри­сунка видно, что такая модель включает следующие элементы:

• объект конфликта;

• противоборствующие стороны со сформировавшимся у них ресурсом конф­ликтных действий (образами конфликтной ситуации, установками, целями, мотивами, навыками эффективных действий в конкретных конфликтах, пси­хофизиологическими возможностями) и социальными рангами;

• групповые психологические феномены, влияющие на боевые действия (мне­ния, настроения, традиции, сплоченность, психологический климат и т. д.);

• конфликтные действия (стратегии, уровни, формы, виды, способы, приемы);

• средства ведения конфликтных действий (обычное оружие, оружие массо­вого поражения, оружие несмертельного действия и др.);

• условия конфликта (социальные, эколого-эргономические, боевые).

Качественное состояние каждого из элементов определяет состояние всех дру­гих элементов. Например, использование ядерного оружия влечет за собой измене­ние тактики действий войск, использование специальных средств защиты, специ­фические состояния психики военнослужащих и взаимоотношений между ними. Применение тактики засадных действий обусловливает выбор оружия, специаль­ную психологическую подготовку военнослужащих и т. д. Изменение обществен­ного мнения о войне способно повлиять на вид используемых средств вооружен­ной борьбы, на тактику действий и психологическое состояние войск и т. д.



178______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Отсюда вытекает положение о том, что влиять на ход и исход боя можно путем изменения качественного состояния любого из элементов модели.