Понятие о психическом здоровье и его критерии

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Исследование индивидуальных и групповых психологических особенностей во­еннослужащих — важный, но в определенном смысле предварительный этап в деятельности психолога, позволяющий получить объективную информацию для последующего ее учета при принятии управленческого решения. Изучение инди­видуальных психологических особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, следовательно, нужда­ющихся в оказании психологической помощи.

Психологическая помощь оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, сохранения их психического здоровья, активи­зации психических ресурсов и развития способностей личности (группы) к раз­решению сложных личностных и профессиональных проблем.

В ходе оказания психологической помощи решаются следующие задачи:

1) разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, чле­нов их семей и гражданского персонала Вооруженных сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;

2) поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обста­новки;

3) психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к ус­ловиям военной службы;

4) психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности;

5) повышение психологической компетентности военных руководителей и во­еннослужащих;

6) создание психологических условий в воинской части, исключающих необо­снованные чрезмерные психологические и физические нагрузки на личный состав, способствующие благоприятному психологическому самочувствию военнослужащих.

Необходимость психологической помощи и сохранения психического здоро­вья военнослужащих обусловлена тем, что в условиях военно-профессиональной


132_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

деятельности человек неминуемо сталкивается с многочисленными проблемны­ми ситуациями, требующими наличия определенного уровня психического ре­сурса человека для их успешного преодоления.

Учитывая чрезвычайное многообразие взаимосвязей конкретного человека с окружающей средой (социальной, физической), в соответствии с существующими в психологии подходами (Б. С. Братусь, Л. Н. Собчик, Б. Я. Шведин, А. Ю. Фе­дотов и др.) правомерным представляется выделить следующие группы субъек­тивной сложности ситуаций и уровни психического здоровья людей.

1. Класс ситуаций на духовный и жизненный смысл деятельности, чему соот­ветствует личностно-смысловой уровень психического здоровья.

2. Класс ситуаций на опредмечивание и реализацию отношений, осуществле­ние конкретной деятельности, чему соответствует индивидуально-исполни­тельный уровень психического здоровья.

3. Класс ситуаций на качество психофизического взаимодействия с окружаю­щим, чему соответствует психофизический уровень психического здоровья, определяемый особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической личности.

Чем больше энергетических усилий требует ситуация определенного класса, тем больше вероятность снижения психического ресурса соответствующего уров­ня и разбалансированности психического здоровья человека. Таким образом, объектом психологической помощи являются военнослужащие, испытывающие проблемы и трудности личностного роста, преодоления трудных ситуаций и рас­стройства психического здоровья.

Множество проблем, с которыми встречаются военнослужащие в своей жизни и деятельности, можно разделить на две категории: психологические и предмет­ные, или непсихологические.

Психологическая проблема— это совокупность психологических трудностей человека, дисгармоничное состояние, вызванное определенными противоречия­ми в развитии или негативными изменениями (событиями) в личной и профес­сиональной жизни.

Психологическая проблема отличается от неисихологической тем, что ее ре­шение предполагает изменение личности (группы), в то время как непсихологи­ческая проблема решается путем перемен в предметной среде человека. Так или иначе, изменение предметных параметров должно быть сопряжено со знанием психологической стороны проблемы, т. е. с характером отражения, восприятия различных ее аспектов человеком, знанием его психологических возможностей и особенностей и пр.

Под психическим здоровьемпонимается комплексное многоуровневое качество жизне­деятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим усилиям и затра­там организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека [134].

Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важ­ны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военно­служащим, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, по­зволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от


Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 133

нее у конкретного человека. Проблема нормы в психологии одна из самых слож­ных. Сложность данного феномена подчеркивается многообразием подходов к ее пониманию представителями различных наук. Укажем лишь на некоторые аспек­ты в понимании нормы:

а) норма как оптимальное состояние объекта. С этой точки зрения норма пред­
ставляет наиболее устойчивое адаптивное состояние объекта, более всего со­
ответствующее определенным условиям и задачам его функционирования;

б) норма как исходное начало для сравнения и оценки. В данном случае формаль­
ный критерий, по которому происходит сравнение людей по определенным
аспектам, выводится на основе статистической обработки результатов и
анализа их распределения, полученных у большого количества людей. Од­
нако чрезвычайно трудно охарактеризовать положение человека относи­
тельно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему по­
казателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство;

в) норма как отсутствие отклонений, состояние, противоположное болезни,
отсутствие физических дефектов, заболеваний и расстройств. В соответ­
ствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в
результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относи­
мых к различного рода психическим отклонениям;

г) норма как описательная характеристика необходимых положительных ка­
честв личности
(положительный логический критерий);

д) норма как состояние полного физического, духовного и социального благополу­
чия человека,
ощущение возможности реализации своего личностного потен­
циала.

Выделяют три уровня анализа этой категории:

1) иейропсихологический — делается вывод о мозговой организации исследуе­мого явления (здесь необходимы знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локаль­ных поражений мозга);

2) общепсихологический анализ содержания нормы психического развития пред­полагает использование данных об основных закономерностях и механиз­мах функционирования психики;

3) возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности [135].

Следует отметить, что в понимание психического здоровья включены не толь­ко медицинские, психологические критерии, но и общественные, групповые цен­ности и нормы, которые регламентируют духовную жизнь и поведение человека в социуме. При этом ориентация па норму психической деятельности обусловлена тем, что предполагаемый ею оптимальный уровень психического самочувствия и функционирования индивида в обществе возможен в первую очередь при отсут­ствии патологических отклонений в функционировании центральной нервной системы. В этом плане все многообразие переходных состояний человека нахо­дится между двумя полюсами: «норма* и «патология». В этой связи укажем наи­более обш;ие критерии, характеризукщие норму психического здоровья:



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


а) соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительнос­
ти, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раз­
дражителям, значению жизненных событий;

б) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познаватель­
ной сфер личности;

в) способность к адаптации в микросоциальных отношениях;

г) способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в
зависимости от смены ситуаций, разумному планированию жизненных це­
лей и поддержанию активности в их достижении;

д) критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за
потомство и близких членов семьи.

В то же время, человек, физически и психически находящийся в пределах ука­занных норм, может субъективно ощущать собственное неблагополучие, вызван­ное, например, нереализованностыо своих жизненных планов, неудовлетворен­ной потребностью, недостатком внимания со стороны близких людей и т. п. В этой связи значимым является то, что здесь на первый план при определении уровня психического здоровья выходят потребностные критерии, связанные с мировоз­зрением человека, его «Я-концепцией», уровнем притязаний и т. д. Таким обра­зом, при всей кажущейся схожести феномены «психическая норма» и «психиче­ское здоровье» не совпадают. Для подчеркивания данного различия в последнее время в психологии наряду с термином «психическое» стал употребляться и тер­мин «психологическое здоровье», в какой-то степени соразмерный по содержа­нию с понятиями личностного благополучия и личностной зрелости [23].

Другими словами, «нормальный человек» — это человек, соответствующий в главных своих психических проявлениях основным критериям половозрастного развития и социальным нормам конкретного общества, обеспечивающий адекват­ную окружающей действительности регуляцию поведения, а «психически здоро­вый» — испытывающий при этом и чувство душевного благополучия, ответствен­но выступающий субъектом своей жизнедеятельности.

Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности — от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических со­стояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкрет­ного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоня­ющееся). Именно эти военнослужащие являются объектом наиболее пристально­го внимания должностных лиц, и в первую очередь психолога воинской части.

Однако круг лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи, не ограничивается субъектами отклоняющегося поведения. Очень часто человек, попадая в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности, не мо­жет самостоятельно найти выход из сложившейся обстановки, правильно опре­делить для себя наилучшую линию поведения или, проще говоря, не обладает необходимыми навыками принятия решений, взаимодействия с другими людьми и т. п.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 135

Целесообразно выделить четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уров­ню их субъективной сложности для человека:

1. Комфортные, требующие от человека минимальных энергетических затрат. Объективно необходимы на ранних половозрастных этапах развития для набора психического ресурса для взрослой жизни или его восстановления при усталости, истощении.

2. Проблемные, повседневно-жизненные. Их разрешение требует избиратель­ной активности человека. При благоприятном разрешении такие ситуации сопровождаются интеллектуальным и личностным ростом. В противном случае происходят снижение, истощение психического ресурса определен­ного уровня, нарастание усталости, разочарований, повышение проблемнос-ти самой ситуации для человека.

3. Трудные ситуации, связанные с большими энергетическими нагрузками на фоне проявления различных факторов трудности: риска, опасности, внезап­ности события, высокой интеллектуальной и психофизической сложности выполняемой деятельности, решаемой задачи; негативного группового воз­действия; неблагоприятных природно-климатических воздействий; смыс­ловой противоречивости или девальвации ценностей, лежащих в основе прежних смыслов, и т. д.

4. Экстремальные, связанные с запредельными смысловыми, характерологиче­скими, психофизическими нагрузками, то есть превышающими адаптивно-компенсаторные возможности человека, и сопровождающиеся нарушением психического здоровья, истощением резервов и возможными патологиче­скими нарушениями психики и организма.

Таким образом, в зависимости от уровня сложности требований, предъявляе­мых к психическому ресурсу человека в той или иной ситуации, факторами на­рушения психического здоровья могут являться:

а) несоразмерность нагрузки и внешних воздействий на человека его психофи­
зиологическим и личностным возможностям;

б) соматические заболевания и дефекты физического развития;

в) неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам
ситуаций;

г) деформация системы межличностных отношений в ближайшем социальном
окружении;

д) наличие амбивалентных, противоречивых отношений, мотивов и потребно­
стей, порождающих острый внутренний конфликт и переживания человека
из-за невозможности самостоятельно найти продуктивный выход из сло­
жившейся ситуации, и др.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, уставный порядок дня, регла­ментированный режим поведения, невозможность уединиться, повышенная ответ­ственность, непривычные природно-географические условия — все это предъявля­ет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих. Еще более мощные предпосылки для формирования психиче-


136_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

ской патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых дей­ствий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справить­ся с обязанностями, чувство вины перед погибшими, нарушение режима сна и отдыха и многое другое являются основными факторами негативного воздей­ствия на психику военнослужащих.

Наиболее типична по уровню субъективной трудности для большинства военно­служащих ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином «адап­тация» понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды, а с другой — процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обста­новке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от большинства привычек и склонностей, выработан­ных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям.

Процесс адаптации протекает сложнее и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения централь­ной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также сла­бый адаптационный потенциал. Затрудненная адаптация может наблюдаться и у лиц, имеющих какие-либо дефекты строения тела или внешнего вида (избыточ­ная полнота или чрезмерная худоба, большие нос, уши, кривые ноги, небольшой половой член и т. п.). Чаще всего именно эти люди становятся объектом насме­шек и издевательств со стороны других, а названные недостатки — предметом соб­ственных тягостных переживаний этих воинов.

Усугублять негативные психологические проявления могут не только индиви­дуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро- и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (от­ношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со сто­роны командиров и т. п.).

Выявлено, что психические ресурсы в ситуациях, связанных с профессио­нальной деятельностью, истощаются пропорционально нарастанию усталости, психической травмированности и обратно пропорционально профессиональной подготовленности и готовности к выполнению задач за счет сформированное™ необходимых психофизических качеств, умения произвольно входить в опти­мальное психологическое состояние и быстро и полно восстанавливаться [134].

)

6.2. Профилактика психического здоровья военнослужащих в условиях воинской части

Работа по сохранению психического здоровья военнослужащих имеет комплекс­ный характер и реализуется по двум основным направлениям.

1. Осуществление систематической и согласованной работы психолога и дру­гих должностных лиц профилактического плана по своевременному выявлению воинов, нуждающихся в оказании психологической помощи и постоянном пси­хологическом сопровождении, созданию благоприятных условий для жизнедея­тельности военнослужащих, предупреждающих их психологическую и физиче-


Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 137

скую перегрузки, негативные проявления НПН и последствия кризисных состо­яний (неспециализированная психологическая помощь).

2. Непосредственное применение психологом специальных процедур по оказа­нию психологической помощи конкретным военнослужащим (коллективам) мето­дами психологического консультирования, психокоррекции, психореабилитации, психологического обучения и просвещения (специализированная психологиче­ская помощь).

Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья военнослужащих проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими долж­ностными лицами воинской части и специалистами (медицинскими, социальны­ми работниками, юристом и др.). Психологическая профилактика и психогигие­на предполагают:

а) своевременное выявление таких индивидуальных особенностей военнослу­
жащего, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его
психическом развитии, в его поведении, отношениях, деятельности;

б) предупреждение возможных осложнений и психических расстройств в свя­
зи с возрастными, социализационными кризисами (психическое расстройство
общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает ос­
нование для психиатрического или психотерапевтического вмешательства);

в) оценка и контроль соблюдения условий жизнедеятельности, необходимых
для нормального психического развития людей (психогигиеническая оценка ком­
фортности среды, анализ режимов деятельности и отдыха, выявление ситуаций
и условий воинской деятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологи­
ческое напряжение, психологические перегрузки и негативные переживания)
и т. д.

Согласно классификации ВОЗ, выделяют следующие разновидности профи­лактики:

1)первичная (включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств);

2)вторичная (содержит мероприятия, препятствующие неблагоприятной динамике уже возникших заболеваний);

3) третичная (способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания и его рецидивов). .

К основным мерам по профилактике психических срывов и заболеваний у воен­нослужащих относят:

• внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение их чувств, мыс­лей, суждений, предложений и т. д., недопущение в их адрес резких, оскор­бительных высказываний, несправедливости и т. п.;

• изучение и знание реальной обстановки в семьях военнослужащих, прохо­дящих службу по контракту, оказание им всесторонней помощи в разреше­нии бытовых, финансовых, психологических и других проблем, а также се­мейных конфликтов;

• рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специ­альностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;



Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время


анализ и оптимизация эргономических условий деятельности военнослужа­щих, исключение необоснованных физических и морально-психологиче­ских перегрузок военнослужащих;

• равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначе­нии нарядов физического состояния и психологического самочувствия вои­нов;

• постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделе­ниях, запросов, настроений военнослужащих; создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах — атмосферы уважитель­ности, доброжелательности и взаимопомощи;

• создание условий для проявления творческих способностей военнослужа­щих, предоставление возможности отдыха по собственному плану;

• обмен письмами с родителями военнослужащих, установка в воинской час­ти междугородного телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими, прием военнослужа­щих по личным вопросам;

• разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возмож­ных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование реко­мендаций для самоконтроля и коррекции {проводит лично психолог);

• выявление наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости чаще всего оказывается не­адекватным;

• изучение ситуаций военно-профессиональной деятельности, ведущих к по­вышенным негативным переживаниям и состояниям военнослужащих, спо­собствующих ошибкам, авариям, несчастным случаям, конфликтам между военнослужащими и т. д:

В руководящих документах по организации психологической работы в ВС РФ установлена персональная ответственность должностных лиц, наряду с коман­дирами (начальниками) всех степеней, за следующее (Приказ МО РФ № 440 от 25.09.1998 г.):

а) за выявление суицидальных намерений, организацию и осуществление мероп­
риятий по недопущению самоубийств
(ответственны органы воспитательной
работы, медицинской службы, органов службы войск и безопасности воен­
ной службы);

б) за противодействие распространению алкоголя и наркотиков (органы служ­
бы войск и безопасности военной службы, органы воспитательной работы,
медицинской службы);

в) за выявление лиц, предрасположенных к расстройствам личности, алкоголиз­
му, наркомании
(органы воспитательной работы, медицинской службы);

г) за выявление лиц с психическими заболеваниями (органы медицинской службы).
Особое внимание обращается на выполнение командирами и начальниками

рекомендаций психологов и врачей в отношении военнослужащих с низким уров­нем психического здоровья, на организацию каждодневной профилактической работы с ними. Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 139

являются наличие у военнослужащего психического расстройства и заключение врача-психиатра о необходимости обследования или лечения в стационарных ус­ловиях либо постановление прокурора или определение суда. Недопустимо угро­жать военнослужащим отправкой в психиатрический стационар за какой-либо дисциплинарный проступок.

В случае отсутствия у военнослужащего психического заболевания, но при предрасположенности к личностным расстройствам дальнейшую работу с ним осуществляет психолог или психоневролог совместно с врачом воинской части.

Пристального внимания психолога и других должностных лиц требуют воен­нослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН). Нервно-психическая неустойчивость не равнозначна психическому заболеванию, явля­ется временным, обратимым явлением. Ее можно сравнить с гранью, за которой начинается болезнь.

Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН, являются:

• слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней;

• психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и старослужа­щими;

• грубость и педагогические ошибки командиров;

• особенности черт характера самого военнослужащего (чрезмерная обидчи­вость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие нена­дежность адаптационных и компенсаторных механизмов;

• психологический климат до призыва (в семье, в кругу ровесников) и в воин­ском подразделении;

• факт разлуки с семьей, близкими людьми, неблагоприятные известия из дома и др.

Важное место в комплексном решении проблемы сохранения психического здоровья военнослужащих занимает деятельность психолога и других должност­ных лиц по проектированию и оптимизации профессиональной среды.Решение данной задачи связано с созданием в воинской части таких условий, которые бы обеспечивали эффективную и безаварийную работу военнослужащих и рабочего персонала — служащих, гражданских лиц, а также предупреждение различного рода профессионально-психологических расстройств и деформаций личности работающих специалистов.

П

од профессиональной средойпонимается совокупность предметных условий труда (структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономические, технологиче­ские, информационные и другие особенности выполнения профессиональных задач) и со­циальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т. п.).

Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экстремальной). Данные факторы, различаясь по интенсивности и продолжительности своего воз­действия, могут быть объединены в несколько групп:

физические (громкость, запах, температура, объем помещения, освещенность
и т. п.);


140_________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

технические (надежность и эргономическое соответствие оборудования, тех­ники, рабочего места);

социально -ролевые (нормативные ограничения, возможность проявления инициативы, ролевые позиции и ожидания, совместимость членов воинско­го коллектива и др.);

особенности задачи (степень сложности, новизны, монотонность работы, на­личие необходимой информации, высокий темп действий, дефицит времени и т. д.);

структурные (групповая или индивидуальная изоляция, автономность, функ­циональный, матричный или линейный тип построения организации, коли­чество иерархических уровней управления и т. п.);

личностные (профессиональная подготовленность и опыт работы, свойства нервной системы, особенности темперамента и характера человека, функци­ональное состояние).

Взаимодействие внешних и внутренних факторов может вызывать самые раз­личные неблагоприятные последствия как для самого человека, так и для окру­жающих его людей. Различаясь но степени потенциального ущерба для человека и организации в целом (воинской части), данные факторы делятся на опасные, воздействие которых приводит к травмам, гибели человека, нарушениям в его психике, авариям, и вредные, воздействие которых ведет к негативным психиче­ским состояниям и профессиональным заболеваниям.

Неблагоприятное сочетание факторов профессиональной среды приводит к значительному возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая со­стояние психической напряженности.

 

Напряженность— это состояние психической активности, неадаптивности человека, выз­ванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий. Такое состояние возникает тогда, когда военнослужащему необходимы дополнительные психологические возможности для преодоления появляющихся трудно­стей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования.

Напряженность, сохраняющаяся у человека в течение длительного времени, может, в свою очередь, вызывать различные негативные состояния. Вероятность негативной динамики психических состояний возрастает тогда, когда у человека не сформированы навыки адекватной оценки критических ситуаций, а в личном опыте отсутствуют варианты их преодоления. Кроме этого, более подвержены таким состояниям люди с повышенным уровнем тревожности, невротичности, ригидности.

Вызываемые вследствие психической напряженности негативные состояния являются, с одной стороны, «древней» реакцией человека на ситуации угрозы его биологическому и социальному существованию (тревога, испуг и т. п.), а с другой стороны, психофизиологическим ответом организма на завышенные тре­бования среды к расходованию его энергетических ресурсов. Функционально данные состояния предполагают комплекс ответных реакций защитного харак­тера.

Действие на человека различных негативных факторов профессиональной сре­ды зачастую вызывает состояние стресса.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 141

Под стрессомпонимается неспецифический паттерн реакций организма на нагрузку.

Реакции, имеющие целью повышение сопротивляемости организма, называ­ются общим адаптационным синдромом, характеризующимся следующими осо­бенностями.

Во-первых, это относительная независимость реакции от характера вызвав­шего ее стимула (т. е. причиной стресса могут быть самые разные события и об­стоятельства, например постоянный шум в помещении, негативные жизненные события, чрезмерные физические нагрузки и т. п.).

Во-вторых, все стрессоры вызывают неспецифическую физиологическую реакцию, когда вследствие активизации гормональных систем в кровь поступают адреналин, норадреналин, в результате чего значительно возрастает частота сер­дечных сокращений и дыхания, поднимается кровяное давление, возрастает ин­тенсивность циркуляции крови в скелетных мышцах, уменьшается энергетиче­ский запас в печени.

В-третьих, длительные нагрузки ведут к стойкой адаптации организма к из­менившимся условиям, в то же время чрезмерные по силе и длительности нагруз­ки (перегрузки) ведут к срыву работы адаптационной системы и появлению в организме под действием избытка гормонов различных нарушений и заболеваний (сердечная недостаточность, гастрит, головные боли, спазм сосудов, диабет и др.).

В преодолении стресса большое значение имеют оценка события самим чело­веком и наличие у него адекватных путей и способов преодоления создавшейся ситуации. Таким образом, каждое затруднение, с которым сталкивается военно­служащий, является стрессовым в том случае, если оно оценивается негативно или если нет адекватной стратегии его преодоления, т. е. требования ситуации превышают возможности человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической.

Для преодоления стресса важно знать, где заключается источник хронического дисбаланса — во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возмож­ностях человека, которые слишком ограничены. В связи с этим работа по преодо­лению стрессовых состояний должна вестись по двум направлениям: по пути из­менения ситуации (через уменьшение числа стрессоров и их интенсивности) и изменения человека — изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения.

Негативным явлением в профессиональной жизни военнослужащего могут быть профессиональные кризисы.

1 Кризис— это состояние длительного личностного дисбаланса, которое является резуль-1 татом сильного по степени воздействия или неожиданного события.

Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что че­ловек не способен справиться с ситуацией. У него наблюдаются неуверенность в себе, притупленность чувств, потеря стабильности в эмоциональных реакциях и т. п.

Профессиональные кризисы могут происходить на фоне возрастных кризисов, имеющих объективный характер, и социализациоиных кризисов, связанных с пе­реходом человека из одной социальной среды в другую и освоением новых соци­альных ролей. Взаимообусловленность этих кризисов и их проявлений создает


142________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

достаточно сложную для человека проблему, когда для поиска ее решения зачас­тую не хватает собственных сил и опыта. Поэтому в целях восстановления нару­шенного баланса требуется профессиональное вмешательство психолога.

При неблагоприятном развитии событий профессиональные кризисы могут приводить к различного рода профессиональным заболеваниям. Имеющие ост­рую или хроническую форму профессиональные болезни вызывают временную или полную утрату трудоспособности человека. На вероятность их возникнове­ния и характер влияют не только особенности личности военнослужащего, но и особенности его военно-профессиональной деятельности. Например, у людей, занятых в социальной сфере (а к ним относятся практически все командные и воспитательные должности), предполагающей высокую интенсивность общения с окружающими, высокую эмоциональную выкладываемость, зачастую развива­ется так называемый «синдром сгорания», выражающийся в стремлении ограничить круг и число контактов, притупленности чувств, повышенной конфликтности и т. п. Вследствие «вживания» в образ других людей, преимущественного восприя­тия их с профессиональных позиций может развиваться односторонняя соци­альная перцепция.

Системный и комплексный подход в организации психологического обеспече­ния безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы войскового психолога и должностных лиц воинской части на решении определенных задач.

1. Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по фор­мированию и развитию у военнослужащих психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, пре­дупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоцио­нальной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функ­ций и т. п.

2. Проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изуче­нию и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок военнослужащих, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода за­болеваний (рис. 1.20).

Для решения данной задачи осуществляются следующие мероприятия:

1) эргономическая оптимизация рабочего места, техники, информационной на­грузки с учетом психологических возможностей военнослужащего по ее при­нятию и обработке. В этом плане учитываются как объем информационных потоков, их интенсивность, так и эргономические параметры технических средств: органов и пультов управления, средств отображения информации и т. п. Такие мероприятия способствуют предупреждению сенсорно-перцеп­тивной напряженности;

2) в целях профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений большое внимание уделяется освещенности и цветовому оформлению слу­жебных помещений. Исследования показывают, что тон окраски поверхнос­тей, находящихся большую часть служебного времени в поле зрения челове-


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 143

ка, влияет не только на его самочувствие, но и на производительность труда. Поэтому оптимальным является использование цветов средневолнового участка спектра;

3) серьезное внимание должно быть уделено профилактике монотонии как след­ствию однообразной регулярной повторяемости одних и тех же действий, а также недостаточности раздражителей (депривационная монотония). Эта задача особенно актуальна для специалистов, чья деятельность носит опера­торский характер. Мероприятиями по устранению монотонии являются, на­пример, прослушивание (где это допускается) музыки во время работы, уста­новление оптимального уровня (частоты, интенсивности) коммуникативного взаимодействия между военнослужащими. Кроме того, предупреждению мо­нотонии способствуют изменения в ритме труда на протяжении рабочего дня, возможность человека индивидуально устанавливать оптимальный для него темп выполнения профессиональных действий и операций, принудительное нарушение регулярности однотипных движений и т. п.

Компенсация двигательной недостаточности может быть преодолена изменени­ем технологии выполнения служебных обязанностей, предполагающей переход военнослужащего от одного места к другому. Большое значение для психоэмоцио­нального переключения имеет наличие «зоны отдыха», по своему интерьеру и цветооформлению отличающейся от «рабочей зоны».

Отдельного внимания и усилий всех субъектов психологической работы зас­луживает проблема предупреждения травматизма. В понимании основных при-

ittjit тпотптиоио г-\тТРГ"ГПРТ-Г1-ГТ,Т ТЯ1СИР ПОППЖРТШЯ


144_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

1. Травматизм является следствием определенного поведения и индивиду­альных особенностей людей. Такими причинами могут быть как негативные функциональные и психические состояния, увеличивающие степень риска, так и общая профессиональная неготовность человека к определенному виду дея­тельности (незнание источников опасности, своих действий в опасной ситуации, несоответствие психофизиологических качеств характеру выполняемого труда и условиям задачи, отсутствие интереса к процессу труда, привычность к определен­ным условиям деятельности, пропуск «неважных» с точки зрения работающего операций и т. д.).

2. Вероятность травматизма и аварий связана с существованием на территории воинской части зон повышенной опасности вследствие использования «опасных» оборудования, техники и технологий.

Исходя из этого деятельность психолога направляется на выявление и оценку факторов опасности, а также на формирование безопасного поведения военно­служащих и военных руководителей. Безопасное поведение во многом является антиципирующим поведением, так как знание источников опасности позволяет в большинстве случаев предпринять необходимые компенсирующие действия.

Источники опасности могут быть как непосредственно восприняты и разли­чимы при помощи органов чувств человека, так и замечены только при помощи специальных вспомогательных средств. К основным источникам опасности отно­сятся, например, химическая опасность, радиация, электроопасность, падающие объекты, опасность сдавливания, падения с высоты, движущиеся части и меха­низмы, движущийся на человека объект и др. Важно обучить личный состав на­ряду со знанием потенциальных источников опасности различать и признаки, свидетельствующие об их наступлении, выработать наиболее эффективные и ус­тойчивые навыки действий в опасной ситуации, оценивать потенциальную опас­ность своих неправильных (рискованных) действий.

6.3. Специализированные методы психологической помощи военнослужащим

В работе по сохранению психического здоровья специалистами используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в пределах таких методов помощи, как психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются индивидуальная, семейная и групповая формы оказания психологи­ческой помощи.

Любая из форм деятельности психолога (индивидуальная или групповая) со­стоят из трех блоков-этапов: диагностического (выявление объективного состоя­ния клиента, группы), психологического воздействия и последующего психологи­ческого сопровождения (выполнение рекомендаций психолога самим клиентом, другими людьми и должностными лицами).

6.3.1. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование является одним из ведущих и «энергозатрат­ных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его дея-


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 145

тельности. Изучение войскового опыта показывает, что удельный вес консульти­рования в общем бюджете затрачиваемого служебного времени составляет у раз­личных психологов (по стажу деятельности и уровню квалификации) от 10 до 25% и более. Наиболее типичными темами взаимодействия, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к услови­ям воинской службы. В структурно-психологическом плане основными состоя­ниями, обусловливающими в качестве мотивов обращение к психологу, являют­ся испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т. п.

Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуще­ствляемого психологами-консультантами в специализированных психологиче­ских консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек (военнослужащий), но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществ­ляется консультирование (в т. ч. командиров) и по вопросам, связанным с про­цессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.

Деятельность военного психолога отличается и самим характером возникно­вения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью исполь­зования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно около трети случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициированы не самими нуждающимися в этой по­мощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и са­мим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и усло­вий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую военные психологи назначаются как бы ответствен­ными за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной со­ставляющей (подразумевающей активность и ответственность человека за соб­ственные изменения) на действия воспитательного характера. В то же время, за­частую рекомендации психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешно­го решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом либо не могут быть оперативно реализоваппы в силу ряда объек­тивных обстоятельств.

Оценивая ситуации консультирования, имеющиеся в собственном опыте, боль­шинство психологов склонны рассматривать их как очень сложные, требующие обращения к более опытным коллегам (около 70% из опрошенных психологов). Результаты самооценок психологов в этом плане дополняются и данными экс­пертного оценивания их профессиональных действий в ситуации консультиро­вания [170]. Наиболее типичные ошибки в действиях психологов заключались в недостаточной способности к выработке необходимых вариантов решения про­блемы, инертности в поиске и подборе нужных слов, директивности в форму-



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


лировании выводов и рекомендаций, шаблонности и однотипности откликов и реакций. В значительном числе случаев психолог начинал непосредственную работу с первоначальной «гипотезой» самого клиента, строя на этой основе дальнейший диалог по выработке конкретных способов решения проблемы.

В процессе взаимодействия с клиентом наблюдалось отсутствие четкой струк­туры и четких целей интервью, что вполне объяснимо отсутствием способнос­ти (особенно у начинающих психологов) оперативной актуализации ранее ус­военных теоретических конструктов, позволяющих соотносить эмпирические признаки поведенческих паттернов и эмоциональных откликов клиента меж­ду собой и адекватно их интерпретировать в рамках определенной психологи­ческой теории, в построении модели психологической ситуации и проблемы в целом. Данный факт подтверждается и тем, что лишь 23% психологов соотнес­ли свои профессиональные действия в ситуации консультирования с каким-либо теоретическим направлением. В значительной мере причиной затрудне­ний является также и незначительный профессиональный опыт психологов. Таким образом, выраженная ориентация, нацеленность психолога на оказание помощи конкретному человеку не находит подкрепления в «технологических» действиях, позволяющих реализовать ее достаточно квалифицированно.

Учитывая одновременно сложность и всестороннюю востребованность данного метода психологической помощи (со стороны потенциальных клиентов-военно­служащих, командования частей и подразделений), в данном параграфе обратимся к некоторым теоретико-методическим аспектам самого психологического консуль­тирования, что позволит уяснить его некоторые принципиальные моменты.

Теоретической основой психологического консультирования служит консуль­тативная психология — отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Под термином «клиент» понимается нормальный, физически и психически здо­ровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэто­му нуждается в посторонней помощи.

Классификация видов и форм консультирования может быть различной. По ха­рактеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональ­ное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического кон­сультирования.

В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование:

1) проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и по­иск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента);

2)личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детер­минант проблемы);

3) решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) [134,135].

В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультирова­нию: гуманистический, когнитивный, поведенческий, психоаналитический.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 147

Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов. Оно может быть очным и дистантным (например, «телефон доверия»).

Модели консультирования могут также различаться в зависимости от пози­ций, занимаемых в процессе консультирования клиентом (например, позиции-ориентации клиента — деловая, рентная, игровая) или самим психологом (совет­чик, помощник, эксперт). Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на рав­ных; взаимодействие с позиции «сверху»; взаимодействие с позиции «снизу».

Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сво­дятся к следующему:

• субъектами обращения к психологу-консультанту являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

• основная цель консультирования — не преодоление психотравмирущих фак­торов, а их предупреждение;

• главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиен­ту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специ­альных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивацион-ный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определен­ной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

• консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы лично­стного, профессионального роста, воспитания и обучения и т. п. [1, 87,109].

Соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (рис. 1.21).

 

Состояние психики Вид помощи
Болезнь Психиатрия, медицинская психотерапия
Начальные отклонения в психике от нормы Немедицинская психотерапия и психокоррекция
Психическая норма Консультирование, активное социально-психологическое обучение

Рис. 1.21. Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями

психики человека

В ходе консультирования решаются следующие основные задачи: • оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение по­казаний к другим видам психологической помощи;


1_48_________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

в оказание эмоциональной поддержки клиенту и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы;

• информирование военнослужащего о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам саморас­крытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологи­ческих особенностей и возможностей;

• изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

• повышение общей психологической грамотности военнослужащих и долж­ностных лиц;

• коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

• выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

• развитие реалистичности и плюралистичное™ мировоззрения;

• повышение стрессовой и кризисной толерантности;

• повышение ответственности и выработка у клиента готовности к творческо­му освоению мира.

Индивидуальное психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимся за помощью.

Консультативная беседа — это основная форма психологического консульти­рования; процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (кон­сультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении. Результаты консультатив­ной работы психолог отражает в журнале, который содержит также и сведения, касающиеся динамики состояния клиента за определенный период. В ходе кон­сультирования решаются и задачи психологического просвещения, например разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и даются рекомендации для самокон­троля и коррекции.

Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллек­тивах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отно­шений, оптимизации моралыю-пеихологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмо­циональных состояний или их последствий, повышения эффективности выпол­нения профессиональных задач. Важная задача для психолога — найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для этого психолог должен располагать предварительными данными о воинском коллекти­ве — о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, ав­торитетности лидеров и руководителей коллектива и т. п.

Общая модель структуры консультативного процесса включает связанные между собой стадии, описание количества и содержания которых отличаются у разных авторов. В качестве примера приведем одну из них (см. приложение 16).

1. Установление контакта с клиентом, достижение обоюдного доверия.

2. Уяснение проблемы клиента, предоставление возможности ему выговорить­ся, понять свою роль в возникновении проблемы.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 149

3. Осознание желаемого состояния, нахождение позитивных аспектов в про­блемной ситуации, выдвижение консультативной гипотезы.

4. Выдвижение и совместное обсуждение возможных альтернатив решения проблемы, составление плана ее реалистичного решения и закрепление у клиента соответствующей мотивации.

5. Обобщение результатов взаимодействия: усиление позитивного настроя клиента на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, при необходимости — опре­деление домашнего задания, назначение новых встреч, обсуждение вопроса о не­обходимости обращения и к другим специалистам.

Следует отметить, что термин «решить психологическую проблему» для пси­холога и клиента имеют различное содержание. В этом смысле для клиента разре­шить психологическую проблему значит — избавиться от гнета имеющихся труд­ностей, приобрести душевное равновесие, а для консультанта — найти пути и способы оказания психологической помощи клиенту. Причем под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т. е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой че­ловек не только преодолевает текущие трудности, но и обогащает свой опыт, гар­монизирует собственную жизнь.

Консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.

Для решения первой {диагностической) задачи психологу-консультанту нуж­но осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека об­ратиться за помощью.

Вторая {терапевтическая) задача — это собственно процесс реализации пси­хологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента.

Психологическое консультирование основано на следующих принципах:

• равноправное взаимодействие психолога и клиента, неманипулятивный иод-ход;

• безоценочное отношение к клиенту и уважение его как личности, ориента­ция на его нормы и ценности;

• формирование у клиентов установки на самостоятельное решение возник­ших проблем;

• принятие участниками консультирования ответственности за совместные ре­шения;

• разграничение личных и профессиональных отношений;

• воздержание психолога от прямых и конкретных советов [ 1, 44, 87, 109].

Эффективности консультирования также будут способствовать: разговор пси­холога «на языке» клиента (начиная с употребления тех слов, которые встречаются в его высказываниях и кончая использованием его смысловых семантических еди­ниц), доверительные отношения и искренний интерес психолога к высказываниям клиента.


150_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Методы воздействия, применяемые психологами в процессе консультирова­ния, достаточно разнообразны. Приведем некоторые из них, используя для этого схему (табл. 1.8), предложенную Г. С. Абрамовой [1, с. 157-158].

Таблица 1.8 Методы воздействия консультанта и их функции во время консультации

 

Метод Описание Функции во время интервью
Интерпретация Новое видение ситуации Альтернативное видение реально­сти, изменение настроения клиента
Директива Пожелание или предписание клиенту совершить какое-либо действие Показывает желаемое для психоло­га действие
Информация Домашнее задание, пожелание о возможном действии Новые сведения
Самораскрытие Психолог делится личным опы­том или разделяет нынешние чувства клиента Установление раппорта, я-предложения психолога
Обратная связь Как клиента воспринимает пси­холог и окружающие Конкретные данные для само­восприятия
Логическая последо­вательность Психолог устанавливает после­довательность мышления и поведения клиента Дает клиенту возможность предви­деть результаты его действий
Резюме Суммирует суждения психолога Проясняет, чего добились психолог и клиент в ходе беседы
Открытые вопросы Кто? Как? Почему? Выяснение основных фактов и событий жизни клиента
Закрытые вопросы Содержат частицу «ли», предполагают краткие ответы Сокращают длинный монолог
Поощрение Повторение ключевых фраз клиента Проработка специфических слов и их смысла для клиента
Пересказ Повторение сущности слов кли­ента и его мыслей с использо­ванием ключевых слов Активизирует обсуждение, показы­вает уровень понимания
Отражение чувств Выделение эмоциональной стороны интервью Открывает чувства
Обобщающее резюме Повторение основных фактов ичувств клиента в ходе интервью Проясняет направление беседы
Парадоксальные вопросы «А почему бы не ...?» «Вы на самом деле так думае­те?» и т. п. Переводят разговор в новую плос­кость, позволяют пошатнуть «абсо­лютные истины» клиента
Паузы молчания Организованная психологом фиксированная по времени ти­шина, применяемая в специаль­ных моментах беседы Предоставление возможности кли­енту «погрузиться» в себя, изучить свои мысли и чувства, понять свою ответственность за беседу
Конфронтация Реакция психолога на психоло­гическую защиту клиента, например: «Да (я согласен, это так)..., но (однако, вместе с тем)...» Обращение внимания клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем, противоречи­вость поведения или мыслей

Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 151

Какими бы плодотворными ни были усилия консультанта в выяснении истин­ного смысла проблемы клиента на диагностической стадии, они сами по себе не способны изменить позицию клиента, стимулировать его на возможность и необ­ходимость конструктивных перемен в себе и своем окружении. Поэтому решение собственно терапевтической задачи возможно только при условии реализации приемов и способов коррекционного воздействия на клиента. В этой связи выде­ление психологических механизмов таких воздействий предполагает ответ на вопрос: «За счет чего происходят позитивные изменения?», а выделение приемов коррекционного воздействия — ответ на вопрос: «Каким образом реализовать эти изменения посредством тех или иных действий консультанта?».

Известны основные механизмы коррекционного воздействия, краткое описа­ние которых приведено ниже [44, 79, 87, 109].

1. Облегчение гнета психологических проблем. Данный механизм предполагает снятие хронического напряжения и беспокойства клиента после свободного изло­жения им сокровенной информации психологу. Передавая свои тревоги и сомне­ния люди верят, что они теперь не одиноки перед лицом своих проблем, а слова психолога обязательно сбудутся. Свободное проявление эмоций лежит в основе эффекта эмоционального отреагирования. Эмоциональное отреагирование — это завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из созна­ния психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, свя­занными с психологическими проблемами человека. Такое отреагирование дает эмоциональную разрядку. Освобождаясь от пресса эмоций, собеседник готов бо­лее взвешенно и последовательно рассказывать и понимать то, что ему говорит психолог.

2. Поиск нового ракурса видения проблемы. Оценивая проблему и свои возмож­ности ее решения, человек редко самостоятельно может подняться над ситуаци­ей, с которой (по его мнению) связаны и под углом зрения которой мыслятся все его неудачи. Для этого необходима смена «позиции наблюдения», смена, может быть, жизненной философии, т. е. определенного стиля отношения к жизненным событиям. Данный механизм может быть реализован, например, посредством:

 

перехода в новую плоскость фокусирования информации. Смысл данного ме­ханизма — в переводе эмоционально сфокусированных до этого жизненных впечатлений клиента в новую плоскость — плоскость проблемной сфокуси­рованности. Это достигается через уточнение психологом деталей сообщае­мой информации, смещением точек напряжения, перестановкой акцентов в ходе интерпретации слов клиента и т. п.;

реконструкции утраченного смысла. Чем бы ни были вызваны фрустрации и отчаяние человека — смертью близких, неизлечимой болезнью, физиче­ским изъяном или увечьем, неразделенной любовью, бойкотом окружа­ющих, внутренним конфликтом, — во всех случаях необходимо отыскать смысл в чем-либо: в прошедшем, настоящем, будущем;

расширения горизонтов видения мира и переоценки ценностей. Речь идет об освоении человеком новых духовных горизонтов, изменении «масштаба» видения себя и окружающего мира, корректировке «мерки», с которой чело­век подходит к оценке своих несчастий. При этом психологический смысл


152_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

любой жизненной проблемы будет меняться в зависимости от системы от­счета, в которой она рассматривается;

переоценки ценностей, которая полезна тем, кто «зациклился» на собствен­ных негативных переживаниях и эмоциях, кому не столько события жизни, сколько собственные страдания по этому поводу «застилают свет». С ними стоит вести разговор о том, что всякий опыт, даже болезненный, тоже имеет ценность. Что, только преодолевая трудности, человек развивается и по-на­стоящему начинает понимать себя и других.