Неустойчивости

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой психологическое изучение и психологическое уп­равление объектом?

2. Охарактеризуйте основные функции должностных лиц воинской части по проведению психологической работы.

3. Что следует понимать под профессиональной деятельностью психолога?

4. Назовите основные виды профессиональной деятельности психолога.

5. Каковы основные типы психодиагностических ситуаций?

6. Каковы основные документы планирования и организации психологиче­ской работы в воинской части?

7. Назовите основные ситуации, обусловливающие потребность обращения командира к психологу как к источнику психологической информации.

8. Какие правила должен соблюдать командир как субъект психологической работы?

9. В чем суть профессионально-этических норм деятельности в психологиче­ской работе?

10. По каким критериям оценивается эффективность психологической работы?

1. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подго­товки войск в современных условиях. — М., 1981.

2. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск., 1979.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.

8. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооружен­ных силах РФ. - М., 2000.


.



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное иро^


9. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М, 1996.

10. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.

11. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психо­лога воинской части сухопутных войск. — М., 1997.

12. Фролов Ю. Изучение человека-бойца. — М., 1926.


4.1. Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание

Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направ­ление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной по объему информации о психологических особенностях военнослужащих и во­инских коллективов. Результаты психологического изучения во многом опреде­ляют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослу­жащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.

В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его фор­мы — индивидуальную и групповую. Соответственно, предметом индивидуально­го психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологиче­ские особенности воинского коллектива. Информация, полученная в процессе изучения военнослужащих и воинских коллективов, носит конфиденциальный характер и не должна распространяться среди личного состава.

Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и поступающего пополнения осуществляется в целях индивидуализации учеб­но-воспитательного процесса, повышения эффективности учебно-боевой и слу­жебной деятельности, рационального комплектования воинских подразделений, формирования кадрового резерва, оптимизации процесса адаптации военнослу­жащих к условиям военной службы, профилактики нервно-психических срывов и суицидального поведения и предполагает решение следующих задач:

, • оценка степени профессиональной пригодности человека, поступающего (призываемого) на военную службу;

• определение уровня психологической готовности военнослужащих к учеб­но-боевой деятельности;

• выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости, склон­ных к различным формам девиантного поведения;

• оценка психологических качеств должностных лиц и военнослужащих на пред­мет их соответствия должности или возможности обучения в военном вузе;

• определение уровня психофизической надежности лиц, заступающих на бое­вое дежурство, допущенных к выполнению задач, требующих особой ответ­ственности и длительного автономного функционирования;


92__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

• выявление психологических факторов и причин, способствовавших совер­шению проступков, происшествий, аварий;

• выявление психологических причин затруднений и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и личной жизни у конкретного военно­служащего.

• Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологиче­скому изучению военнослужащих (рис 1.12).

 

  СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
  Решаемые задачи Субъекты Место Периодичность
  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА  
1. Профессио- Определение уров- Группа ППО при- Военный При поступлении
нальный ня профессиональ- зывной комиссии комиссариат на военную службу
психологиче- ной пригодности     и в вуз
ский отбор человека к прохож­дению военной службы по опреде­ленной специаль­ности и обучению в вузе      
2. Первичное Получение первич- Должностные лица, Пункт приема мо- По прибытии воен-
изучение ной информации о личности военно­служащего (оценка психического здо­ровья, адаптацион­ного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем НПУ психолог лодого пополнения нослужащего в в/часть в течение первого месяца
3. Углубленное Целостное изучение Психолог, меди- Кабинет для психо- При самостоятель-
изучение личности в/с и выяв- цинский работник логического кон- ном обращении в/с
  ление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причи­ной кризисных состояний   сультирования к психологу. При выявлении у в/с НПН. При направ­лении в/с должно­стными лицами к психологу в/ч
4. Последующее Определение уровня Командиры, В подразделении, В процессе повсед-
изучение психологической офицеры органов на занятиях, невной жизнедея-
  готовности в/с воспитательной в карауле тельности в тече-
  к учебно-боевой и служебной дея­тельности. Подбор кандидатов на дол­жности младших командиров. Оценка динамики профес­сионализма и соот­ветствия в/с требо­ваниям профессии и специальности работы,психолог   ние всего периода службы

Рис. 1.12.Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих

и их содержание


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 93

Рассмотрим более подробно эти этапы.

1. Профессионально-психологический отборявляется составной частью во-енно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ори­ентацию, военную ирофессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям идолжностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов имеет свои задачи и содержание (рис. 1.13).

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

• анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

• классификацию и описание военных профессий и специальностей;

• научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

• составление профессиограмм, отражающих особенности определенных про­фессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятель­ности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром яв­ляется психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологи­ческие, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональ­ной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкрет­ные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются спе­циалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионально­го обучения.

Профессиональный отборпредставляет собой систему мероприятий и средств, обеспе­чивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на кон­трактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию 1 и психологическим качествам.

Порешаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогиче­ский и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является на­личие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологи­ческого анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать не­обходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, ко­торые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) яв­ляются:


94__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

1) оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для ус­пешного обучения в военном вузе и осуществления конкретного вида воин­ской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;

2) вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности канди­дата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, под­готовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по про­филям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соеди­нениях, вузах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призыв­ных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет вклю­чения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из следующих подгрупп:

а) социально-психологического изучения;

б) психологического и психофизиологического обследования;

в) изучения специальных способностей.

В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:

• начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитатель­ной работе;

• заместитель начальника группы — психолог воинской части;

• помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры орга­нов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воин­ской части;

• технические работники (сержанты, солдаты).

Проведение ППО включает оценку:

1) уровня развития познавательных психических процессов;

2) адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;

3) уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений95

4) основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональ­ной направленности.

Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных спо­собностей человека. Требования к общим и специальным способностям определя­ются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профи­лем вуза.

Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).

Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характе­ристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узо­ры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).

Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспита­ния и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессио­нальной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллекти­ве, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);

б) рекомендуется (2-я категория);

в) рекомендуется условно (3-я категория);

г) не рекомендуется (4-я категория).

С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессио­нальной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:

• приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в военном учеб­ном заведении;

• призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направ­ляемых в воинские части:

1)личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территори­альных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлече­нии к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов); 2) карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и реше­ние о предназначении, вынесенное призывной комиссией).



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


2. Психологическое изучение пополнения в воинской части.После проведе­ния профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредствен­но в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует коман­дир воинской части. С этой целью он издает Приказ «Об организации приема и изучения пополнения». В Приказе определяются:

• состав администрации пункта приема и распределения пополнения;

• состав нештатного подразделения, группы профессионального психологи­ческого отбора;

• сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекае­мыми к изучению пополнения;

• время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирова­ния) личного состава;

• система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;

• порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологи­ческих особенностей военнослужащих.

Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бри­гады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также инст­руктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения по­полнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.

Перед прибытием в часть пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного соста­ва. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-пси­хической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представле­ние личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согла­сует с начальником медицинской службы полка (бригады) порядок взаимодей­ствия при изучении пополнения.

Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о во­еннослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с при­знаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным фор­мам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты ППО, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе ППО, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы ППО опреде­ляется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи.


Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений_________ 97

На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав нештат­ной группы ППО освобождается от исполнения обязанностей по штатным долж­ностям.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы ППО представляет командиру:

• заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределе­нии прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);

• список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомен­дации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной ра­боте относительно проведения с ними индивидуальной работы.

Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимают склонность к сры­вам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловлен­ные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособи­тельные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и соци­альными факторами. Такими факторами и, соответственно, косвенными призна­ками НПН являются:

• психические заболевания у родителей и близких-родственников;

• перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

• наблюдение в психоневрологическом диспансере;

• ночное недержание мочи;

• воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

• чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;

• наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;

• приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

• раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др.

Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реак­ций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклоне­ниях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности (табл. 1.5).

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН дол­жна предусматривать плановые мероприятия как в период прибытия молодого пополнения в часть, дальнейшей их адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), так и в период последующего прохождения военной службы.


98__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Таблица 1.5 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической

 

 

 

 

 

Основные Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
сферы прояв-  
ления НПН  
  Плохая координация движений
Психомоторика Повышенный тремор, тик
  Неловкость, угловатость движений
  Напряженность, вычурность движений и поз
  Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый
Познавательно- словарный запас, примитивность суждений)
мыслительная Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ста-
деятельность вить жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления)
Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоре­чиям
  Повышенная эмоциональность (сензитивность)
  Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
  Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость)
Темперамент Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатичность, замкнутость)
  Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность)
  Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекае-
  мость)
  Внушаемость, склонность к подражательству
  Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
  Низкий самоконтроль
Мотивация Импульсивность влечений
  Чрезмерное стремление к доминированию
  Агрессивность
  Неустойчивость интересов, привязанностей
  Низкая эффективность деятельности
Нарушения Аварийность, травматизм по вине военнослужащего
в процессе Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность
деятельности Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность
  действий
  Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений
  Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов
Нарушения и поручений
дисциплинар- Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи
ных и социаль- Случаи суицидальных действий
ных норм Склонность к нечестности, воровству
  Уклонения от воинской службы
  Неряшливость
  Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам
  Конфликтность, озлобленность, грубость
  Изолированность в группе
Нарушения межличностных отношений Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям
Подозрительность, мнительность, недоверчивость
Неспособность противостоять влиянию окружающих
Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность
  Обидчивость
  Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, вос-
  хищении

Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений_________ 99

 

Основные Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
сферы прояв-  
ления НПН  
  Общая вялость
  Повышенная утомляемость
  Нарушения сна, снохождение
  Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания
  Судорожные припадки
  Энурез
Пред патологи- Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца
ческие и пато- Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи
логические Фиксированность на состоянии здоровья
нарушения Резкое побледнение или покраснение кожных покровов
  Нарушения ритма дыхания при волнении
  Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию
  Замедленный темп действий
  Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство
  Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогич-
  ность, вязкость мышления

С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что надо обратить внима­ние при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим по­полнением.

В результате изучения документов могут быть получены косвенные призна­ки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания го­ловного мозга; наблюдение в психоневрологическом диспансере; ночное недер­жание мочи; воспитание в неблагополучной семье; отсутствие одного из родите­лей; наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья; приводы в милицию; трудности в обучении и освоении профессии; вовлечение в антисоциальные груп­пы; сложные отношения с товарищами; низкая общественная активность; узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений; вспыльчивость; раздражи­тельность; неустойчивость настроения; обидчивость; замкнутость; безынициа­тивность; излишняя принципиальность; слабоволие; раннее пристрастие к алко­голю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристально­го внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования так­же дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего:

• развязное поведение;

• легкую раздражительность;

• вспыльчивость;

• нетерпеливость и суетливость;


100_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

• театральность;

• демонстративность;

• стеснительность;

• замкнутость;

• плаксивость;

• неловкость;

• угловатость и резкость движений;

• скованность позы;

• неудобную посадку;

• немотивированные движения руками и ногами;

• частое моргание, подергивание век и щек;

• закусывание губ;

• покраснение кожных покровов лица и шеи;

• повышенную потливость;

• недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопро­сы не по существу);

• выражение растерянности и испуга;

• частое обращение к товарищам за разъяснениями;

• опоздания;

• задержку с началом работы или ее прекращение при тестировании;

• примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стесни­тельных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступа­ющих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распоря­док, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужа­щий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях пове­дения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН), а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей направляются на дополнительное осви­детельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций под­лежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части.

При этом военнослужащие с резко выраженными признаками НПН нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе.

В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками НПН принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специ­альностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы тре­буют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитатель-


Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 101^

ных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальнос­тям).

Лица, в отношении которых по результатам ППО вынесено заключение: «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразде­ления обслуживания.

Заполненные карты ППО хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке ипо подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Итоги изучения пополнения отражаются психологом в специальном докумен­те, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа воспита­тельной работы — донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения.

В содержании донесения отражаются следующие вопросы:

• на чем сосредоточивались основные усилия психологической работы в пе­риод приема и распределения пополнения;

• выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются циф­ровыми показателями);

• социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы, тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения);

• количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины);

• общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям воен­ной службы;

• предложения по совершенствованию работы по социально-психологическо­му изучению пополнения.

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги его изучения и издает приказы:

1)о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразде­лениям;

2) о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.

1. Углубленное изучениепроводится с учетом данных, полученных на предыду­щем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обна­ружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаи­модействуя с врачом части и офицерами подразделений.

2. Последующее изучениеличного состава осуществляется офицерами подраз­делений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено


102_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреп­лению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.

Материалы углубленного и последующего изучения (в папках на каждого воен­нослужащего) хранятся в рабочем кабинете психолога полка. Срок хранения — не менее 2 лет. При перемещении военнослужащего, проходящего военную служ­бу по призыву, карты ППО пересылаются вместе с другими документами к ново­му месту службы.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллекти­вах организуется и проводится психологом воинской части совместно с офицера­ми подразделений.

При этом решаются следующие задачи:

• изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов и явлений и выработка предложений по управлению ими;

• выработка предложений по формированию и поддержанию здорового мо­рально-психологического климата в воинских коллективах;

• оценка эффективности управленческой деятельности органов военного уп­равления (командиров) и выработка рекомендаций по ее совершенствова­нию.

• оценка уровня психологической готовности подразделений к выполнению учебно-боевых и служебных задач.

Социально-психологическое изучение военнослужащих и воинских коллекти­вов включает в себя оценку:

• уровня развития воинского коллектива;

• психологической совместимости и сплоченности военнослужащих;

• морально-психологического климата (межличностных отношений, группо­вого мнения и настроения, удовлетворенности военнослужащих от пребы­вания в данном коллективе);

• стиля управленческой деятельности командиров и должностных лиц.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских кол­лективах проводится в плановом порядке, а также по указанию командира части, его заместителя по воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров подразделений, где имеют место внутригругшовая напря­женность, частые межличностные конфликты и т. п.

Оно включает представленные на схеме первичное и последующее изучения (рис. 1.14). Один раз в период обучения психолог воинской части проводит инструк­тивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изуче­ния социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.

Изучение социально-психологических процессов во вновь сформированных подразделениях проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектова­ния. Динамика социально-психологических процессов оценивается по результа-


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 103

там двух-, трехкратного обследования в период обучения психологом, а также на основе постоянного изучения, осуществляемого офицерами подразделений.

Полученные данные представляются командиру воинской части и его замести­телю по воспитательной работе в виде справки-доклада, где указываются: наиме­нование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных про­блем, выводы и предложения. Командирам подразделений, в которых проводилось социально-психологическое обследование, результаты доводятся в устной форме.

 

  ГРУГ ПОВАЯ ПСИХОДИА ностйка йШ;;:>  
      Место Периодичность и время
1. Первичное Оценка психологиче­ской совместимости и удовлетворенности военнослужащих Психолог Подразделение Через 4-6 недель после комплектования
2. Последу- Оценка психологиче- Психолог совме- Подразделение 2-3 раза в период обу-
ющее ской совместимости стно с команди-   чения, а также по ука-
  и сплоченности воен- рами и их замести-   занию командира воин-
  нослужащих, характера телями по воспи-   ской части и запросам
  межличностных отно­шений. Оценка уровня психологической готов­ности подразделения к выполнению учебно-боевых и служебных задач. Прогнозирова­ние социально-психо­логических процессов и выработка предло­жений по управлению тательной работе   командиров подраз­делений и их замести­телей
  ими      

Рис. 1.14. Этапы социально-психологического изучения воинских коллективов

и их содержание

Комплексное психологическое изучение воинского коллектива (кроме выде­ленных выше основных вопросов) в процессе повседневной деятельности наряду с общим параметрическим описанием подразделения (функциональное предназ­начение, композиция, социально-демографические характеристики личного сос­тава, уровень профессиональной подготовленности и опыт боевой деятельности) включает:

• оценку групповых социально-психологических процессов деятельности (про­цессы группового целеполагания, совместные действия, срабатывание, ру­ководство деятельностью), общения (межличностное восприятие, информи­рование и взаимодействие, группообразование, ролевая дифференциация, сплочение, конфликты, реализация групповых санкций) и виутриколлектив-ного поведения отдельных членов коллектива (конформность, лидерство, от­клоняющееся поведение, социально-психологическая адаптация, групповое самоопределение и самоутверждение);

• оценку динамической структуры коллектива (структура коммуникаций, функ­ционально-ролевых взаимосвязей, эмоциональных межличностных пред­почтений);



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


• оценку групповых социально-психологических образований (групповые потреб­
ности, интересы, цели, нормы и ценности, внутригрупповые роли и ролевые
ожидания, микрогруппы, традиции, групповые санкции, морально-психоло­
гический климат коллектива, включающий межличностные отношения, груп­
повое мнение и настроение) [16].

Конкретное соотношение названных компонентов зависит от решаемых задач, условий деятельности, а наиболее общим, комплексным показателем выступает морально-психологическое состояние личного состава подразделения, определя­емое его психологической готовностью и военно-профессиональной подготовлен­ностью (способностью) решать задачи учебно-боевой и служебной деятельности, а также объективными результатами выполнения воинской деятельности. Оно выступает показателем степени усвоения и принятия военнослужащими военно-профессиональных, политических и нравственных ценностей общества и госу­дарства, ценностей и норм конкретного воинского коллектива.