Профессионально-этические нормы в психологической работе

Психологическая работа — это весьма сложная и ответственная область профес­сиональной деятельности, которая может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). Психолог владеет информацией, небрежное использование которой может нанести непоп­равимый вред отдельным военнослужащим, семьям, воинским коллективам, ав­торитету военной психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации командирам (начальникам), предоставлять им не­обходимые данные о военнослужащих в интересах обеспечения воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. Именно поэтому к психологам, как основным специалистам в области такой сложной работы, предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых по­зволяет специалисту сохранять доверие людей, выбирать верную линию поведе­ния при конфликте между нормами субординации и нравственности.

Профессионально-этические нормы— это требования, предъявляемые к уровню про­фессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфи­ческих нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным со­обществом, так и с испытуемыми (клиентами).


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части



Рассматриваемые требования сформулированы в ряде принципов.

1. Принцип соблюдения тайны. Этот принцип означает, что любая информа­ция, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т. д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из указанного пра­вила есть исключения, о которых клиент всегда должен быть предупрежден за­ранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время при­ема о чем-то таком, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

2. Принцип ненанесения ущерба. Он предполагает, что психолог не должен рас­
пространять информацию и специальные психологические знания, которые мо­
гут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений
между ними. Психолог обязан:

• уважать личную неприкосновенность военнослужащих, их право на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без при­сутствия третьих лиц;

• разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок исполь­зования полученной информации;

• не использовать методик и процедур, ущемляющих личное достоинство че­ловека;

• оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать командиров (начальников), других лиц об этических требо­ваниях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции;

• предоставлять испытуемому результаты психологического обследования в форме, доступной для его понимания

 

3. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов. Данный принцип требует, чтобы методы и средства, при­меняемые психологом, были валидными и надежными, т. е. давали такие резуль­таты, которым можно вполне доверять. Психолог должен использовать методы и техники, механизм действия которых он ясно понимает, считает достаточно осво­енными и предвидит последствия их применения. Выводы, которые делает пси­холог, должны вытекать из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.

4. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Этот принцип предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике од­ного и того же психического свойства. В ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психо-логу-консультанту ситуацию. В определении факторов, которые обусловливают возможность позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессио­нальных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специа­листов и окружения клиента.


80__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психо­лог создает такие условия, при которых обратившийся за помощью военнослужа­щий (клиент) чувствует себя спокойно и комфортно во время приема. Необходимо принимать людей такими, какие они есть. Ради создания атмосферы доверия, спо­собствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек — все достойно доб­рожелательного внимания.

6. Принцип эффективности рекомендаций. Этот принцип предполагает, что ре­комендации психолога обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Они должны быть выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эф­фективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности и компетенции тех лиц, которым они адресуются.

7. Принцип рефлексии профессиональных ограничений. Военный психолог дол­жен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности, четко пред­ставлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять толь­ко проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздей­ствия на людей.

Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психо­лога, необходимо воздерживаться от применения административных мер без тща­тельного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых воздействий. В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами органов вос­питательной работы. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности.