Примерные нормы продолжительности различных видов профессиональной

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Вопросы для самоконтроля

Особенности содержания и технологии профессионального обучения военных психологов

Этап освоения профессии будущим специалистом в учебном заведении является важным этапом общего процесса профессионализации личности. Именно в ходе обучения в вузе у будущего психолога формируются основные представления о содержании и особенностях его профессии, происходит становление профессио­нальных навыков и умений, развитие профессиональной направленности личнос­ти. Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа. Приобретаемые в ходе подготовки в конкретном учебном заведении специальность и квалифика­ция в значительной мере определяют потенциальные границы включения психо­лога в те или иные сферы и виды деятельности. Высшее образование в области психологии включает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из ко­торых завершается получением соответствующей степени, дающей определенные права при продолжении обучения и при устройстве на работу. Системообразущим фактором, определяющим в конечном итоге содержание, организационные формы и методику обучения, являются цели образования. К числу приоритетных целей современного профессионального образования не­обходимо отнести:

• обеспечение всесторонней социализации и эффективной адаптации обучае­
мых к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям;

; • формирование и развитие профессиональнозначимых качеств;

• культивирование ценностей личностного роста, развитие рефлексивно-гу­
манистического менталитета будущего специалиста и др.

Условиями реализации данных целей в рамках учебного заведения являются технология и содержание обучения, соответствующие специфике деятельности конкретного специалиста и современным требованиям.

В самом общем виде содержание профессионального образования— это весь тот на­учный и культурный потенциал общества, который в определенных объемах и формах вклю­чается в контекст образовательного процесса учебного заведения.

Данные элементы научно-культурного потенциала должны быть адекватны за­дачам всестороннего развития обучаемых как будущих субъектов профессиональ­ной деятельности.

Основными элементами содержания профессионального образования психо­лога являются:

1) научные психологические знания об объектах и процессах окружающего мира;

2) нормативные представления об основных видах и способах профессиональ­ной деятельности выпускника;

3) ценностные отношения к объекту изучения и профессиональной деятельно­сти;

4)способы профессионального и научного мышления.


38 Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Коротко остановимся на каждом из выделенных компонентов содержания обу­чения.

1. Научные знания по психологии, выражая сущность психических явлений, находят отражение в таких компонентах, как теории, концепции, научные факты и выводы, гипотезы, принципы, закономерности, научные понятия и проблемы и т. п. В научных знаниях отражены попытки объективного и целостного объяс­нения закономерностей проявления, развития и взаимосвязей различных психи­ческих явлений. Необходимо отметить, что отличительной чертой использова­ния научного знания в условиях учебного заведения является его целесообразное структурирование и адаптация с учетом логики образовательного процесса, а так­же закономерностей познавательной деятельности обучаемых.

2. Представление видов и способов профессиональной деятельности психолога призвано воссоздать нормативно заданные технологические параметры функцио­нирования и взаимодействия данного специалиста с другими субъектами. Основ­ным способом такого представления является репрезентация типичных ситуаций профессиональной деятельности, нормативных моделей поведения и способов ре­шения профессиональных задач, а также основных этапов, закономерностей и тех­нологий развития профессионализма самого психолога.

3. Следующим важным элементом содержания образования являются ценност­ные отношения будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности. Речь идет о формировании ценностных приоритетов, характеризующих миро­воззренческие установки личности психолога как субъекта деятельности. В то же время традиционные модели обучения не всегда предусматривают возмож­ность целенаправленной экзистенционально ориентированной рефлексии соот­ветствия технологических параметров учебно-образовательного процесса по­требностям формирования у обучаемых основных элементов профессиональной субъектности. Вместе с тем, необходимость формирования в вузе профессиональ­ной субъектности будущего психолога обусловлена самим характером его профес­сиональной деятельности. Деятельность данных специалистов весьма специфична по характеру сопряженности психологических, этических, правовых и иных ас­пектов той информации, которая имеет отношение к ее главному предмету — пси­хической реальности людей. В этой связи достаточно важной задачей является формирование у них адекватного понимания необходимости, возможности и меры своего профессионального вмешательства в личную жизнь другого человека.

Развитие способности к сочетанию безоценочного отношения к человеку, нуж­дающемуся в психологической помощи и реализации социального заказа на обес­печение вполне определенных параметров его психической активности, в этом смысле представляет, пожалуй, наиболее серьезную проблему в формировании личности самого психолога. В этой связи важными критериями эффективности личностно-профессионалъного развития психолога необходимо считать:

• осознание гуманистического характера профессии;

• признание самоценности человеческой личности,

• уважение прав человека на свободу самовыражения и т. п.

Решение данной задачи лишь в рамках формирования профессионализма и профессиональной компетентности представляется не вполне достаточным. Дело



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


Коротко остановимся на каждом из выделенных компонентов содержания обу­чения.

1. Научные знания по психологии, выражая сущность психических явлений, находят отражение в таких компонентах, как теории, концепции, научные факты и выводы, гипотезы, принципы, закономерности, научные понятия и проблемы и т. п. В научных знаниях отражены попытки объективного и целостного объяс­нения закономерностей проявления, развития и взаимосвязей различных психи­ческих явлений. Необходимо отметить, что отличительной чертой использова­ния научного знания в условиях учебного заведения является его целесообразное структурирование и адаптация с учетом логики образовательного процесса, а так­же закономерностей познавательной деятельности обучаемых.

2. Представление видов и способов профессиональной деятельности психолога призвано воссоздать нормативно заданные технологические параметры функцио­нирования и взаимодействия данного специалиста с другими субъектами. Основ­ным способом такого представления является репрезентация типичных ситуаций профессиональной деятельности, нормативных моделей поведения и способов ре­шения профессиональных задач, а также основных этапов, закономерностей и тех­нологий развития профессионализма самого психолога.

3. Следующим важным элементом содержания образования являются ценност­ные отношения будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности. Речь идет о формировании ценностных приоритетов, характеризующих миро­воззренческие установки личности психолога как субъекта деятельности. В то же время традиционные модели обучения не всегда предусматривают возмож­ность целенаправленной экзистенционально ориентированной рефлексии соот­ветствия технологических параметров учебно-образовательного процесса по­требностям формирования у обучаемых основных элементов профессиональной субъектности. Вместе с тем, необходимость формирования в вузе профессиональ­ной субъектности будущего психолога обусловлена самим характером его профес­сиональной деятельности. Деятельность данных специалистов весьма специфична по характеру сопряженности психологических, этических, правовых и иных ас­пектов той информации, которая имеет отношение к ее главному предмету — пси­хической реальности людей. В этой связи достаточно важной задачей является формирование у них адекватного понимания необходимости, возможности и меры своего профессионального вмешательства в личную жизнь другого человека.

Развитие способности к сочетанию безоценочного отношения к человеку, нуж­дающемуся в психологической помощи и реализации социального заказа на обес­печение вполне определенных параметров его психической активности, в этом смысле представляет, пожалуй, наиболее серьезную проблему в формировании личности самого психолога. В этой связи важными критериями эффективности личностно-профессионального развития психолога необходимо считать:

• осознание гуманистического характера профессии;

• признание самоценности человеческой личности,

• уважение прав человека на свободу самовыражения и т. п.

Решение данной задачи лишь в рамках формирования профессионализма и профессиональной компетентности представляется не вполне достаточным. Дело

 


Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога

в том, что профессионализм всегда предполагает определенную ограниченность развития личности психолога кругом задач, решаемых в процессе конкретного вида деятедьности. В то же время в профессиональной практике достаточно час­ты ситуации, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысло-вым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед психологом возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усво­енных стереотипов социального поведения не представляется возможным. В этих случаях от него требуется способность к ориентировке в сложной системе ценно­стей и смыслообразующих мотивов. Именно в подобных ситуациях свободного выбора личность психолога особенно рельефно проявляется как субъект деятель­ности. Обеспечить эту «свободу выбора» во многом призваны гуманитарные зна­ния, полученные в учебном заведении

Деятельностное проявление профессионального менталитета психолога на­ходит отражение в таком понятии, как профессиональная позиция. Последняя, выражая совокупность отношений специалиста к различным сторонам профес­сиональной деятельности, реализуется в определенном стиле выполнения про­фессиональных обязанностей, отношениях и взаимодействии с другими людьми. Характеризуя «ценностное» отношение специалиста к объекту деятельности, она отражает понимание им меры возможности преобразования его исходных сущно­стных параметров в соответствии с полученным заказом (целью) и выявленных закономерностей саморазвития данного объекта. Таким образом, формирование позиционности (через опыт управляемого пребывания в определенных профес­сиональных позициях) может быть рассмотрено как один из механизмов форми­рования профессиональной субъектности будущего специалиста.

4. Следующим элементом содержания обучения, подлежащего освоению в вузе, являются способы профессионального мышления, характеризующие дея­тельность специалиста определенного профиля. Профессиональное мышление может быть рассмотрено как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, спосо­бов анализа проблемных ситуаций. При этом основным содержанием профессио­нального мышления психолога выступают научные знания об объекте профессио-' нальной деятельности и способах его изучения и воздействия.

Необходимость развития мышления будущих психологов обусловлена особен­ностями их профессиональной деятельности, которая отражает чрезвычайную сложность и многофункциональность задач, решаемых этим специалистом, а так­же особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического яв­ления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния извест­ным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него.

В реальной деятельности развитие мышления специалиста-психолога всегда связано с решением профессионально значимых задач. Задача, как основание для мышления, возникает в том случае если выявлено некоторое отклонение функ­ционирования «системы» (т. е. объекта деятельности психолога) от нормы. В этом случае, сравнивая реальное положение дел с нормативными требованиями, зак-


40__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

репленными в так называемой «нормативной модели», психолог фиксирует на­личие значимого отклонения от нее. Поиск путей, средств и способов возврата психологических параметров системы к нормативным показателям и составляет содержание любой профессионально значимой задачи практического психолога.

На важность развития профессионального мышления указывает и то обстоя­тельство, что, сравнивая реальное положение и нормативную модель, психолог сталкивается с необходимостью сопоставления двух «образов» одного и того же объекта, но находящихся в разных качественных «плоскостях» своего проявле­ния и описания. Нормативная модель всегда представлена в виде научных поня­тий и терминов, а реальная деятельность и объект этой деятельности — в виде процессов и явлений, непосредственно происходящих в жизни. Соотнесение двух таких разнородных представлений возможно только за счет использования спе­циальных познавательных средств — критериев и показателей. Критерий, отра­жая сущностные свойства объекта, одновременно выражает и связь мышления психолога с его научными предпосылками.

В итоге структура мыслительной задачи психолога может быть представлена следующим образом (рис. 1.3):

Таким образом, само мышление психолога выступает в роли «оператора», по­зволяющего привести объект к «нормальному» функционированию, а тип мыш­ления, направленный на поиск путей и средств возврата управляемой системы к норме, называется «критериальным» типом мышления.

Критериально ориентированное профессиональное мышление характеризуется способностью психолога определить, прежде всего, существенные параметры сис­темы и при необходимости в соответствии с ними выбрать адекватные средства и способы возврата ее к норме. При этом основным содержанием профессиональ­ного мышления психолога выступают научные знания об объекте профессиональ­ной деятельности и способах его изучения и воздействия на него. Функциями его по отношению к объекту деятельности являются:

• диагностика реального состояния объекта по поводу его соответствия норма­тивным требованиям путем регистрации наиболее существенных параметров (критериев) объекта {исследовательский тип мыследеятельности);

• выбор адекватных средств и способов воздействия на объект, осуществле­ние преобразований путем непосредственного воздействия на объект {уп­равленческий тип мыследеятельности);


Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога___________ 41

• оценка достаточности и адекватности существующих нормативных основа­ний, предопределяющих функционирование и саморазвитие объекта, норми­рование и перенормирование (проектирование) характеристик объекта и ус­ловий его функционирования (проектировочный тип мыследеятелъности).

Ориентация на указанные критерии и соорганизация различных типов мыследея-тельности (исследовательского, управленческого, проектировочного) в собствен­ной практике позволяет психологу обеспечить комплексное воздействие на объект, а развитие профессионального критериально ориентированного мышления психо­лога во многом способствует становлению полной психологической структуры про­фессиональной деятельности. В условиях обучения названные типы профессио­нального мышления могут быть сформированы у обучаемых посредством создания психолого-педагогических задач, моделирующих соответствующие элементы ре­альной профессиональной деятельности (рис. 1.4).

Таким образом, можно отметить, что основной результат процесса обучения состоит в формировании у обучаемого целостной системы знаний, умений, навы­ков, способов мышления и ценностного отношения к действительности. В этом состоит основное предназначение любой дидактической системы, и именно по этим показателям оценивается степень ее эффективности.

Наряду с компетентностью, к числу наиболее значимых факторов успешности профессиональной деятельности относят способности специалиста. Поэтому за­дача развития деятельных способностей у обучаемых в настоящее время выходит на первый план. Решению данной задачи во многом способствует адекватность и эффективность применяемых в вузе педагогических технологий. Технология обу­чения может быть рассмотрена как способ организации и осуществления образо­вательного процесса, опосредованный применением совокупности методических средств в конкретных организационных формах педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых.

Различают следующие уровни технологии:

общепедагогический (характеризует образовательный процесс в вузе, регионе);

частнометодический (на уровне частной методики преподавания конкрет­ного предмета);



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


локальный (характеризует решение частных дидактических и воспитатель­ных задач, например технология проведения урока, технология формирова­ния понятий и т. п.).

В современной практике профессиональной подготовки психологов находят применение разнообразные педагогические технологии, ориентированные на раз­личное соотношение продуктивных и репродуктивных форм познавательной ак­тивности обучаемых, их возрастно-психологические особенности и особенности овладеваемой ими деятельности. Широкое распространение в нашей стране и за рубежом в последние годы получила технология, основанная на использовании дистанционных форм обучения.

Совокупность названных векторов (т. е. содержание и технология образова­тельного процесса) образуют так называемое дидактическое пространство, орга­низационной единицей которого является учебное занятие, а логико-дидактиче­ской — учебная дисциплина. Именно в их рамках обеспечивается целесообразный синтез научного и учебного знаний, элементов будущей профессиональной дея­тельности и методических средств в интересах формирования профессиональной субъектности будущего специалиста.

Решение задачи формирования элементов профессиональной субъектности в процессе профессиональной подготовки психолога в вузе реализуется за счет де-ятельностно-ориентированной организации учебной активности обучаемых. При таком подходе ведущим элементом обучения являются критериально обоснован­ные способы преодоления затруднений в будущей профессиональной деятель­ности, активизирующие различные типы мыследеятельности (управленческий, исследовательский, проектировочный), которые представляют внутреннюю, реф­лексивную сторону той или иной позиции. При этом логика построения учебного процесса в вузе, ориентированного на формирование профессиональной субъект­ности, по сравнению с традиционной академической школой совершенно иная: на смену предметному построению учебного процесса (когда основной целью являет­ся усвоение содержания учебной дисциплины) приходит деятельностное осно­вание для организации учебной активности студентов. Это означает, что обуча­емый усваивает не абстрактное, теоретическое знание, а знание, вплетенное в «ткань» повседневной жизнедеятельности, знание, актуализирующее его эмоци­онально-волевую активность при уяснении и самоопределении в сложных нрав­ственно-этических аспектах ситуаций профессиональной деятельности. В этом случае научная компонента характеризуется привлечением в большем объеме «технологического» знания, способного обеспечить решение практических задач деятельности. Соответственно содержание подготовки специалиста в высшем учебном заведении призвано представить обучаемым «модель» этой деятельнос­ти (включая обобщенные способы преодоления затруднений) и на ее базе органи­зовать вхождение будущего специалиста в профессию (рис. 1.5).

Для обучаемого наличие такой модели означает, что в своей самостоятельной работе он должен воспроизводить значимые черты профессиональной деятель­ности, овладевая тем самым логикой профессионального мышления психолога, формируя у себя соответствующие профессионально-важные качества. При этом, в качестве основного результата процесса обучения начинают рассматриваться не сами знания и умения, а стоящие за ними способы мышления и деятельности.



Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога___________ 43

Таким образом, задачи формирования и развития необходимых профессио­нальных качеств практического психолога как субъекта деятельности могут быть успешно решены путем применения в ходе обучения таких методов и средств, которые обеспечивают:

• вовлечение социального контекста в ткань процесса обучения, воспроизве­дение задач на ценностную рефлексию, оценку и выбор, проблемный поиск и самоопределение, а в целом — профессионально ориентированную акти­визацию личностного потенциала учащихся;

• воспроизведение наиболее существенных функционально-технологических аспектов отрабатываемой профессиональной ситуации, которое облегчает тем самым перенос сформированных навыков и умений в реальные условия профессиональной деятельности;

• воссоздание по ряду психических параметров модели реальной професси­ональной деятельности и процесса профессионализации будущего специа­листа;

• системное ориентирование обучаемых в усваиваемом материале за счет повышения информативной емкости всех форм подготовки и учебных продуктов, а также за счет развития у обучаемых навыков системного анализа;

• активное осуществление учащимися мыслительных функций и организацию их коммуникации в условиях игрового моделирования профессиональной деятельности, интеграции логического и социально-психологического ас­пектов освоения и анализа ими профессиональной деятельности;

• личностную ориентацию передаваемого «живого» учебного знания, обеспе­чивающего персонализированный вариант освоения норм профессии.

При этом следует отметить, что общее направление развития профессиональной субъектности в рамках реальной или моделируемой в ходе учебного процесса коо­перации действующих субъектов во многом связано со следующими аспектами:

а) с усложнением задач и объектов (противостоящих субъекту);

б) повышением социальной значимости результата;


44__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

в) усилением неопределенности процесса реализации профессиональных дей­ствий.

Логика взаимодействия практического психолога с объектом его профессио­нальной деятельности предполагает также отбор для обучения тех специальных учебных дисциплин, знание которых необходимо для психологического обеспе­чения выпускниками вуза основных видов воинской деятельности. Исходя из такого понимания оснований для включения соответствующих дисциплин в содержание подготовки психологов в вузах, предлагается учебная программа, со­стоящая из блоков общеобразовательных дисциплин и дисциплин специализации.

Первый б л о к — общеобразовательные дисциплины по психологии, кото­рые являются важной частью учебной программы и вносят существенный вклад в общее личностное развитие обучаемых. Они направлены на освоение теорети­ческих основ всех научных составляющих будущей профессии. Изучение веду­щих отраслей психологии, уяснение их предметной сферы, особенностей иссле­дования различных аспектов психического помогают сформировать у слушателей и курсантов научный интерес, что имеет большое значение для их научно-про­фессионального самоопределения.

Второй блок — дисциплины специализации, в которых освещаются теоре­тические, гуманитарные и прикладные аспекты психологии как области пси­хологической практики. Формируемые в ходе занятий по данным дисциплинам знания и навыки направлены на развитие способности будущих специалистов осуществлять основные виды деятельности, представляющие в своей сово­купности единый технологический цикл психологического обеспечения функ­ционирования индивидов и групп в различных ситуациях воинской деятель­ности.

Последовательное развитие профессиональной субъектности у обучаемых и их профессионального мышления должно сопровождаться и последовательным изменением ведущего принципа структурирования учебного содержания: от предметного (когда за основу берется структура психологии как науки) к субъект-субъектному (учитывающему содержание будущей профессиональной деятель­ности выпускника и «траекторию» преобразования его профессионально-важ­ных качеств). При этом общая тенденция изменения репрезентации психологии (как объекта освоения) для обучаемого условно может быть представлена сле­дующим вектором, сопоставляемым с циклами обучения:

• 1-й учебный год — психология как отрасль научного знания, сфера обще­ственно-исторической практики и средство самопознания;

• 2-й и 3-й учебный год — психология как средство психологического иссле­дования и психологического воздействия;

• 4-й и 5-й учебный год — психология как специальность в рамках профессии и профессионального сообщества и фактор саморазвития психолога.

Важной особенностью современного образования психологов является индиви­дуализация обучения, предполагающая создание вокруг них доступной, адаптивной и разносторонней научно-технологической среды, создающей возможность варьи­рования уровня трудности и относительную автономность в последовательности освоения когнитивных единиц учебной информации. Такая среда обеспечивает


Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога____________ 45

оперативный доступ к источникам необходимой информации и возможность реа-лизовывать различные формы учебно-познавательной активности. Многократное увеличение «поддерживающей информации» становится возможным за счет нали­чия и применения в учебном процессе технических средств, обеспечивающих по­лимодальное воздействие на все стороны психики обучаемых, что способствует реализации основных функций современного образования:

обучающей функции (за счет усвоения строго выверенной, необходимой ин­формации — понятий, их определений, фактологических сведений и т. п.);

воспитательной функции (за счет создания эмоционально окрашенных, запо­минающихся образов, иллюстрирующих различные аспекты предмета изуче­ния);

развивающей функции (за счет активизации процессов смыслообразования, поиска ответа на проблемные, постановочные вопросы, сообщения альтер­нативных сведений, постановки обучаемых в различные ролевые и профес­сиональные позиции и т. п.);

функции психологической подготовки (за счет демонстрации образцов соот­ветствующей профессиональной деятельности, воспроизведения элемен­тов контекста профессиональной среды, ситуаций деятельности и вариан­тов действий в них и т. п).

Таким образом, учитывая современные требования к уровню профессионализ­ма военных кадров, формирование у будущих психологов адекватного представ­ления о содержании и особенностях избранной профессии является необходи­мым условием их успешного профессионального становления.

2.3. Психологическое знание и психологическая практика в контексте профессиональной деятельности психолога

Наука и практическая деятельность — две тесно взаимосвязанные и в то же время существенно отличающиеся друг от друга сферы общественной практики. Поэто­му использование результатов научного познания в практической деятельности любого специалиста далеко не простой процесс, обусловленный взаимодействием практиков, которые осуществляют определенную деятельность (будь то управле­ние, обучение или воспитание) и теоретиков, которые занимаются изучением этой деятельности.

Слово «психология», образованное от греческих слов psyche (душа) и logos (уче­ние, наука), впервые появилось в XVIII в. в работах немецкого философа Христиа­на Вольфа (1679-1754) — учителя М. В. Ломоносова — «Рациональная психоло­гия» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 гг.

Психология как область интереса людей к детерминантам собственного по­ведения существует очень давно, но как самостоятельная наука она ведет отсчет с 1879 г., когда немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. На базе этой лаборатории впоследствии был создан Институт экс­периментальной психологии, в котором работали многие выдающиеся психоло­ги всего мира.


46__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

За прошедшее с тех пор время было сформировано немало научных школ и направлений. Несмотря на это, и сегодня психология остается одной из немногих наук, которая «ищет» свое лицо, т. е. свой объект и предмет. Современное пони­мание психологии связано с ее определением как науки о закономерностях, осо­бенностях порождения, функционирования и развития психики.

Слово «психология» кроме своего основного значения (наука о психике) име­ет ряд других, близких значений. Часто «психология» в обыденном разговоре оз­начает то же, что и «психика» (например, психология индивида, психология груп­пы). В выражениях «психология памяти», «психология личности», «психология мышления» слово «психология» обозначает раздел психологии, рассматрива­ющий отдельные аспекты психики; изучаемые в то же время и другими науками. Подобные выражения допустимы потому, что существуют и непсихологические теории памяти, личности, мышления: физиологические, биохимические, социо­логические, философские. Другими словами, «психология» — это наука обо всей совокупности психических явлений и о каждом из этих явлений в отдельности. Такой способ использования понятий аналогичен общенаучной практике. Напри­мер, говорят о физике вообще и о «физике твердого тела».

Психология, как и всякая другая наука, имеет свой объект — фрагмент реально­сти, на которую направлена активность субъекта, и свой предмет — часть, аспект объекта, выраженный в научных терминах соответствующей науки. Предмет уста­навливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект.

Объектом психологии являются люди, обладающие психикой, рассматрива­емые в отдельности (взаимодействующие только с экспериментатором) или вза­имодействующие друг с другом, т. е. составляющие группы разной величины1.

Неотъемлемой стороной человека как объекта психологии является деятель­ность или иная форма жизненной активности. Многообразие проявлений чело­веческого начала нашло отражение в закреплении в психологии таких понятий, как «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект»:

• индивид характеризует человека как представителя определенного вида — homo sapiens, носителя общечеловеческих черт в индивидуальном выраже­нии;

• личность ориентирует на понимание человека как субъекта социальных от­ношений, детерминацию его качеств вследствие включенности в обществен­ные отношения, совместную деятельность и общение. При определении при­надлежности тех или иных черт к личностным или индивидным принято обращать внимание на степень их биологической или социальной детерми­нации;

• индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного чело­века, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях;

• субъект — это человек как носитель, источник предметно-практической дея­тельности и познания.

1 Животные также рассматриваются как объект специальной отрасли психологии — зоо­психологии.


тятшттш&Штщ

Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога___________ 47

Предметом психологиислужат закономерности порождения, функционирова­ния и развития психики, ее механизмы.

Кратко, в самом общем виде, предмет психологии обозначается словом «пси­хика», которое заимствовано из древнегреческого языка и обозначало в древнос­ти не только «душу», но и «личность».

Психика— системное свойство высокоорганизованной материи, заключающее­ся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа это­го мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Расширяя приведенную трактовку термина «психика», следует отметить, что в нем находят отражение следующие аспекты:

• процессы формирования внутреннего мира (модели мира внешнего);

• содержание внутреннего мира и процессы его преобразования;

• процессы организации, осуществления действий и управления ими.
Динамическая структура психики включает:

1) психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые); психиче­
ские состояния;

2) психические свойства (темперамент, характер, направленность, способности);
' 3) психические образования (знания, навыки, умения, опыт).

Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, на­ука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т. е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют категориальный строй. Категория — это предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение пси­хологии как науки тесно связано с двумя направлениями, характеризующими в ко­нечном счете ее структуру:

• дифференциацией отраслей психологии;

• оформлением и развитием научных направлений и школ.

Первое направление тесно связано с онтологическими характеристиками объекта психологического исследования.

Второе —с гносеологическими предпосылками формирования самого психо­логического знания.

В первом случае речь идет о различных сферах человеческой деятельности, во втором — о возможных методологических подходах к изучению психического.

При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направле­ний имеет принципиально иные механизмы. Так, специфика функционирова­ния психики людей в различных сферах человеческой деятельности, особенно­сти возникающих при этом проблем, требующих привлечения для их решения научного знания, служат объективным основанием для выделения различных отраслей психологии. Эти отрасли можно классифицировать по различным ос­нованиям. Современная психология является чрезвычайно дифференцирован­ной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно само-



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


стоятельных ее отраслей, претендующих на статус «полноценных» научных дис­циплин.

Отрасли психологии выделяются по множеству оснований:

а) по цели деятельности (получение или применение нового знания): фунда­
ментальные и прикладные науки;

б) по предмету исследования: психология развития, творчества, личности, воли
и т. д.;

в) по виду связей психологии с другими науками: психофизиология, нейропси­
хология, математическая психология;

г) по связям с различными сферами практики: организационная психология,
инженерная психология, психология спорта, педагогическая психология,
политическая психология, юридическая психология, социальная психоло­
гия, военная психология и ряд других;

д) по объекту и специфике его развития — психология животных (зоопсихо­
логия), психология человека (антропологическая психология), в том чис­
ле детская и возрастная психология, патопсихология.

Таким образом, дифференциация психологии на отдельные отрасли отвечает практическим задачам, стоящим перед наукой и имеющим свою специфику. Фун­даментальная часть психологии представлена общей психологией — дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед пси­хологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать важнейшие закономернос­ти существования и развития психической реальности. Основные вопросы, под­нимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологи­ческой науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Например, военная психология, являющаяся научно-теоретической основой пси­хологической работы, исследует особенности функционирования психики чело­века в условиях воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя, их влия­ние на человека и т. п.

Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем боль­шого количества научных направлений, школ и концепций. Механизм их оформ­ления иной, чем выделение отраслей психологии. Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснитель­ным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под опреде­ленным углом зрения. Какие-то отдельные стороны его психической жизни выс­тупают на первый план, другие — либо не замечаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиня­ет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление.

Представители определенных теоретических направлений, разделяющие об­щий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу.


Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога49

Научная школа - способ и форма организации кооперированной научной дея­тельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знании.

Каждый из представленных в науке гносеологических подходов к пониманию психического, а значит, и к пониманию предмета и содержания психологической | науки имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую копилку психологической науки. Поэтому в психологии, как, впрочем, и в любой другой науке, нельзя ставить вопрос, какой подход наиболее верный. Все подходы имеют свои достоинства и недостатки. Более существен­ным является вопрос о том, какие познавательные задачи позволяет решить тот или иной подход. Именно этим и определяется его место в структуре науки и его роль в истории психологии.

В психологии на различных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как душа, сознание, поведение, бессознательное, психика и др. Соответственно, можно говорить о существова­нии в разное время таких научных направлений, как ассоцианизм, структурная психология, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, ког­нитивная психология, гуманистическая психология, деятелъностный подход в оте­чественной психологии и др.

Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основ­ные задачи психологии:

1) научно-исследовательская (получение, анализ и обобщение научных данных
психологических исследований, рефлексия динамики научного психологи-

ческого знания);

2) педагогическая (преподавание и пропаганда психологии);

3) практическая, состоящая в консультировании, психологической эксперти­зе, психотерапии (психологическая практика).

Кратко остановимся на каждом из них.

Первый вид деятельности, в котором психология рассматривается как на­учно-исследовательская деятельность, заключается в изучении специфических духовных механизмов, особых форм внутренней активности человека, которые обеспечивают:

а) восприятие того, что происходит вокруг человека и частично внутри него;

б) эмоциональную оценку полученной информации;

в) обработку информации в целях получения более сжатой и более адекватной
модели ситуации и установления общих закономерностей;

г) использование созданной модели ситуации для преобразования этой ситуа­
ции и удовлетворения жизненных потребностей.

Важной перспективной задачей психологии является объединение всех наук о духе, выполнение по отношению к ним методологических функций.

В т о р о й вид деятельности в области психологии - педагогическая, представ­лен не только преподаванием психологии, но и реализацией возможностей пси­хологии (как практически ориентированного знания) в образовательной сфере.


50__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Важность психологических знаний в образовательной сфере объясняется наце­ленностью его использования в конечном счете на выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, на создание психологических условий, обеспечи­вающих полноценное психическое и личностное развитие обучаемых. При этом общим полем деятельности педагога и психолога является личность учащегося, классный коллектив (курсантский, студенческий) и учебная деятельность. Дей­ствуя в этом пространстве, предоставляя психодиагностическую информацию, психолог должен помочь своим коллегам-педагогам решить следующие задачи:

1) построение учебной деятельности, психологически адекватной познаватель­ной деятельности обучаемого и особенностям учебного предмета;

2) моделирование педагогом личности и внутренних ресурсов ученика;

3) адаптация содержания и методики представления учебного материала к пси­хологическим особенностям учащихся;

4) коррекция репрезентации в сознании обучаемого образа педагога как важ­нейшего фактора его жизнедеятельности, психического развития и личност­ного роста;

5) согласование действий всех участников педагогического процесса: педаго­гов, обучаемых, родителей.

Третий вид деятельности — психологическая практика, связан с реализаци­ей следующих социальных функций:

а) повышением психологической культуры людей и общества в целом;

6) гуманизацией социальных институтов (социального строя), экономики, по­
литики, межличностных отношений, всех видов деятельности;

в) совершенствованием условий жизни и деятельности людей, в том числе тех­
ники, инструментов;

г) оказанием непосредственной практической помощи людям, испытывающим
психологические затруднения и проблемы в личной жизни и профессиональ­
ной деятельности.

К настоящему времени в понимании сущности психологической практики, ее теоретико-методических особенностей сложилось два основных подхода:

• первый подход трактует психологическую практику как психологиче­ское обеспечение функционирования индивидов в различных сферах (сфе­ре спорта, промышленности, образования и т. д.);

• второй подход рассматривает психологическую практику как отдельную сферу деятельности практических психологов.

Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе начинает формироваться психотех­ническая теория, основными отличительными признаками которой являются:

1) практичность как выражение направленности теории не на внешний по от­ношению к исследователю объект, а на «работу-с-объектом»;

2) ценностную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, поль­зы в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии;


Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога51

3) адресность, направленность на психолога-практика как на своего «внутрен­него персонажа» и релевантность его внутреннему опыту; 4)су6ъектностъ познания, обусловленная заинтересованностью всех участни- ков психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве про­цесса и результатах своей деятельности;

5) гибкость и многообразие используемых методических средств, обеспечива­ющих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и психолога;

6) личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я» [30].

Теоретические аспекты различных психологических наук, связанные с возмож­ностью привлечения их содержания для оказания помощи конкретным людям, а также положения психотехнической теории составляют контур развивающейся практической психологии.

Практическая психология— отрасль психологии, предметом которой является психологическая помощь, т. е. практическая деятельность психологов, направлен­ная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями и т. п.

Основные черты практической психологии показывают главное отличие пси­хотехнической теории от традиционного психологического знания. Оно состоит в том, что в качестве предмета практической психологии выступает «метод, огра­няющий и созидающий пространство психотехнической "работы-с-объектом"». Именно метод выступает центральным звеном в системе взаимодействия психоло­га-практика с клиентом. И в зависимости от того, чтои какон делает, формируется понимание того, чтои почему происходит в этот момент в психике клиента и его самого. В итоге психотехническая теория обогащается обобщениями особого рода, которые уже по своему происхождению представляют собой универсальные спосо­бы совместной деятельности по преодолению психологических затруднений.

Предметом деятельности практических психологов является психическая ре­альность людей, а также факторы, воздействующие на нее.

Психическая реальность— действительно существующее психическое, субъек­тивное отражение; явления психики, сознания.

Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывает­ся как бы поделена на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особеннос­тью психологической практики является то, что человек в ней предстает целост­но, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов, сло­жившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Для понимания психической реальности принципиально важным является следующее положение: все явления внутреннего мира (субъективного) челове­ка связаны с внешним миром (объективным). Всякое психическое явление по­лучает свое определение и содержание через связи и отношения человека с ок­ружающей действительностью. О психике мы говорим тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами. Психическое одновре-


52 Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

менно и сторона бытия (т. е. имеет органическую природу), и отражение бытия [157]. Развитие человека в этом плане может быть понято как продвижение от позна­ния, отражения окружающего мира к способности восприятия, осознания и по­знания себя. Субъективность не разделяет, не противопоставляет, а связывает человека и мир, способствует формированию его субъектности — способности соотносить чрезвычайно сложные и многообразные связи между собой и миром и выбирать на этой основе наиболее продуктивные с точки зрения сосуществова­ния двух систем способы своей активности по разрешению различного рода про­тиворечий.

Особенностью деятельности практического психолога является то, что он воз­действует на внутренний мир человека исходя из этических соображений и при­знания ценности его личности. Однако это воздействие имеет опосредованный характер (в отличие, например, от хирургического вмешательства врача). Психо­лог, используя обобщенные знания о людях вообще, помогает, с одной стороны, осознать человеку свою уникальность, с другой стороны — типичность основных проявлений своей психической активности и тех проблем, с которыми он сталки­вается. Тем самым задействуется основной мобилизующий фактор предстоящих изменений — сама психическая реальность данного человека.

Специфика предметной сферы и деятельности практических психологов более отчетливо видна при сопоставлении их с деятельностью ученых-исследователей. Логика деятельности ученого — это логика постоянного поиска в мире идей и понятий. Сначала он ищет еще не замеченные другими проблемы, а затем — неиз­вестные другим ответы на них. В качестве исходного материала для ученого выс­тупают факты — явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов. Тогда то, что для деятеля выступает основой для оценки — явление и его свойства, — для ученого выступает объектом понимания. Уже на этапе отбора явлений для последующего исследования ученый-психолог попада­ет в ситуацию выбора. Поэтому все дальнейшее имеет значение только в рамках избранного им теоретического подхода. Именно в этом «понятийном простран­стве» разворачивается вся последующая работа исследователя, который на осно­ве определенной концепции изучения реальных явлений в достаточно большом объеме формирует (уточняет) представления о норме того или иного выявленно­го им качества.

Логика деятельности психолога практика — это логика действия, направлен­ного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к нему за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиента­ми» -- лицами, нуждающимися в психологической помощи. Другая отличитель­ная черта практика заключается в том, что он всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму (исходное начало для сравнения). Именно нор­ма служит отправной точкой для всех дальнейших действий психолога-практика. Она позволяет оценить значимость проявлений тех или иных факторов в реаль­ной жизни клиента. Процедура соотнесения нормы с реальным объектом основа­на, как правило, на комплексном применении психодиагностических методик. Если отклонения значительны и превышают величину допустимых колебаний


*


Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога



нормы (а она также указывается исследователем), то практик фиксирует наличие такого рассогласования и предлагает клиенту свои услуги по коррекционному воздействию. Воздействие психолога - это определенные процедуры регуляции психических состояний. Итогом работы практика становится изменение каче­ственных и количественных показателей той трудности, с которой клиент к нему обратился.

Таким образом, логика работы практика - это логика возврата системы к вы­явленной в науке норме. При этом практик своим применением нормы как бы постоянно «испытывает ее на прочность». В итоге, накопленный им банк данных может послужить основой для уточнения нормы. Тем самым практик реализует некоторые функции исследователя, но настоящим исследователем он не может себя считать до тех пор, пока не поставит под сомнение исходные теоретические положения, которые описывают норму и все, что с ней связано. Тогда практик становится теоретиком и начинает совмещать практическую работу с научно-ис­следовательской.

Различие между психологами-исследователями и психологами-практиками состоит в том, что целью деятельности психологов-исследователей является но­вое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений, а це­лью деятельности психолога-практика — выявление и регистрация состояния объекта по наиболее существенным параметрам, а также непосредственное кор-рекционно-развивающее воздействие на объект на основе учета выявленных за­кономерностей и известных норм.

1. Какие элементы составляют основу специальной системы профессиональ­ного сопровождения психолога?

2. Какие черты характеризуют профессиональную субъектность психолога?

3. Назовите основные целевые ориентиры в подготовке психолога в вузе.

4. Владение какими типами профессионального мышления обеспечивает пси­хологу комплексное воздействие на объект?

5. Какие условия обеспечивают решение задачи формирования и развития в ходе обучения в вузе необходимых профессиональных качеств психолога?

6. В рамках каких видов деятельности решаются основные задачи психологии?

7. В чем отличие логики деятельности психолога-исследователя от логики де­ятельности психолога-практика?

1. Абульханова К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

2. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные ме­тодологические значения. В кн.: Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М., 2002.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001.

4. Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и гра­ницы субъектно-деятельностного подхода. В кн.: Проблема субъекта в пси­хологической науке. — М., 2000.



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


5. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж 1996.

6. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта. В кн.: Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000.

7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М 1999.

8. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Бруш-линского, М. И. Воловиковой. — М., 2002.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

10. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. — М. 1997.

11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997.

12. Сергиенко Е. А. Природа субъекта: онтогенетический аспект. В кн.: Пробле­ма субъекта в психологической науке. — М., 2000.

13. Слободчиков В. А., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

14. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, мето­ды. - М., 1987.


3.1. Общие обязанности должностных лиц воинской части по организации и проведению психологической работы

Психологическая работа в воинских частях и подразделениях выступает прежде всего как система регулирования процессов особого типа - психологических и социально-психологических.

Основным содержанием психологической работыявляются психологическое изучение и психологическое управление объектом.

В качестве объектапсихологической работы выступают военнослужащие и гражданский персонал воинской части, члены их семей, а также основные виды воинской деятельности.

В зависимости от объекта выделяются следующие организационные уровни психологической работы в воинской части:

• уровень отдельного военнослужащего;

• уровень воинского коллектива (подразделения);

• уровень воинской части.

Психологическое изучение объекта предполагает научное исследование, опи­сание, объяснение и прогнозирование психологических процессов, явлений и состояний отдельных военнослужащих и воинских коллективов на основе дос­товерной информации, полученной с помощью надежных методов. Результатом этой деятельности является психологический диагноз, предполагающий описа­ние актуального и перспективного состояний объекта изучения, а также предла­гаемые меры управляющего воздействия.

Психологическое управление объектом имеет целью оптимизировать имеющи­еся условия жизнедеятельности военнослужащих с учетом ее психологических аспектов, на основе внедрения практических рекомендаций и оказания непо­средственной помощи руководителям, воинским коллективам, отдельным во­еннослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу. Следует отметить, что психологическое управление может быть прямым, включающим специаль­ные психологические методы воздействия на личность, коллектив, и косвенным, осуществляемым совместными усилиями всех субъектов психологической рабо­ты через изменение условий жизнедеятельности, подбор военнослужащих, через изменение технологии и режима деятельности.

Реализация конкретных задач, относящихся к данным направлениям, осущест­вляется субъектами психологической работы. В воинской части к ним относится


56__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

довольно широкий круг лиц и органов руководства, в той или иной мере оказыва­ющих психологическое воздействие на военнослужащих. Таковыми, в частности, являются командиры, штабы, органы воспитательной работы, медицинская служ­ба, военнослужащие, воинские коллективы, общественные организации. От согла­сованности их действий во многом зависит эффективность психологической ра­боты в целом [148].

Кратко охарактеризуем основные функции некоторых из указанных категорий.

1. Командиры всех уровней отвечают за организацию и руководство психологи­ческой работой во вверенных им подразделениях и частях. Осуществляя комп­лексный, системный подход к решению различных проблем, они ставят задачи подчиненным должностным лицам по организации и проведению психологической работы, поддержанию здорового и управляемого морально-психологического со­стояния личного состава, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка, сами непосредственно принимают участие в реализа­ции основных мероприятий, контролируют качество их выполнения.

Командиры (военные руководители) обязаны:

• систематически повышать личный уровень психолого-иедагогических зна­ний, требовать этого от подчиненных;

• всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним, знать де­ловые и морально-психологические качества подчиненных, повседневно за­ниматься их воспитанием;

• формировать и поддерживать у подчиненных высокое морально-психологи­ческое состояние, моральную и психологическую готовность к защите Оте­чества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга;

• при организации боевой учебы добиваться от подчиненных должностных лиц использования разработанных форм и методов психологической подго­товки;

• заботиться о сплочении воинских коллективов, совершенствовать культуру межнационального общения военнослужащих;

• проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать во взаи­моотношениях бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;

• в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологи­ческого отбора военнослужащих, учитывать психолого-педагогические зна­ния, профессиональные навыки и умения, способности и опыт подчиненных должностных лиц при кадровых перемещениях;

• сохранять конфиденциальность полученной психологической информации;

• принимать меры по сохранению и укреплению психического и физического здоровья военнослужащих, направлять военнослужащих с отклонениями в психическом развитии на психиатрическое освидетельствование, а при не­обходимости, по заключению врача-психиатра, и на лечение;

• руководить деятельностью психолога (специализированных психологиче­ских подразделений), систематически заслушивать его о состоянии психо­логической работы, проблемах в проведении ее мероприятий, и принимать меры к их своевременному решению;


I Глава 3. Организация и содержаниеп^^работы в воинской части___________ 57

- осуществлять контроль действенности мероприятий психологической работы;

- принимать своевременные меры для всестороннего обеспечения психологи­ческой работы (кадрового, научно-методического, материально-техническо­го, финансового).

2. Штабы, совместно с органами воспитательной работы, обеспечивают един­ство планирования, согласованность проведения мероприятий психологической работы и взаимодействие ответственных исполнителей. На основе анализа мо­рально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.

3. Органы воспитательной работы несут ответственность за планирование, ме­тодическое обеспечение, организацию, непосредственное проведение и действен­ность мероприятий психологической работы с военнослужащими, членами их се­мей и гражданским персоналом.

4. Медицинская служба во взаимодействии с психологами, командирами и долж­ностными лицами воспитательной работы осуществляет мероприятия по психоги-

гиене и психопрофилактике в целях создания оптимальных условий для сохра­нения психического и физического здоровья военнослужащих, предупреждения психических расстройств и раннего выявления военнослужащих с нервно-психи­ческой неустойчивостью и психическими заболеваниями.

В то же время существует специальный институт должностных лиц и органов психологической работы. На уровне воинской части им является психолог. Об­ладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, он несет персо­нальную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за обоснованность и качество применения ме­тодов и процедур психологического изучения и управления, достоверность пси­хологических заключений и рекомендаций. В его обязанности входит осуществ­ление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи психологам баталь­онов и другим должностным лицам (см. приложение 3).

Кроме этого в воинской части на нештатной основе функционирует центр (пункт) психологической помощи и реабилитации, который подчиняется замести­телю командира полка по воспитательной работе. Он объединяет в своем составе психолога части и психологов батальонов, офицеров, имеющих высокий уровень психолого-педагогической компетентности, а также психологический актив из числа сержантов и рядового состава (желательно с психологическим, медицин­ским или педагогическим образованием).

3.2. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части

Под профессиональной деятельностью психологапонимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факто­ров военно-профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей [170].


58__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и про­ведения психологической работы позвол