ВВЕДЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Взаимодействие должностных лиц полка при организации

и проведении психологической работы.................................................................. 429

Приложение 2. Модель профессиональной деятельности психолога воинской

части............................................................................................................................. 433

Приложение 3. Обязанности психолога воинской части...................................................... 441

Приложение 4. Структурно-технологическая схема деятельности дсиходиагноста

и психолога-консультанта......................................................................................... 444

Приложение 5. Донесение об итогах психологической работы........................................... 446

Приложение б. Донесение о результатах социально-психологического изучения

пополнения призыва................................................................................................... 447

Приложение 7. Донесение о результатах изучения социально-психологической

обстановки................................................................................................................... 448

Приложение 8. Донесение о суицидальном происшествии.................................................. 449

Приложение 9. Бланк оценки профессиональных навыков психолога в ситуации

психологического консультирования клиента....................................................... 450

Приложение 10. Система показателей, характеризующих эффективность

профессиональной деятельности и профессиональную компетентность
психолога воинской части........................................................................................ 451

Приложение 11. Критерии, характеризующие различные уровни эффективности
психологической работы и профессиональную компетентность психолога
воинской части........................................................................................................... 452

Приложение 12. Рекомендации по выявлению лиц с признаками

нервно-психической неустойчивости..................................................................... 454

Приложение 13. Журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью......... 457


»

 


 


8 ____________________________ _________________________ _______________________________ Оглавление

Приложение 14. Журнал динамического наблюдения (вариант).. ;........................................................................................................... 458

Приложение 15. Вариант углубленного психологического обследования
военнослужащих психологом воинской части
(подготовленными офицерами)............................................................................................................. 459

Приложение 16. Содержание и задачи стадий психологического

консультирования............................................................................................................. 464

Приложение 17. Нормативные Требования к оценке состояния психологической

работы (изложены в Руководстве по психологической работе в ВС РФ)............................................................................................................. 466

Приложение 18. Рекомендации по проведению беседы с потенциальным

суицидентом (по Э. Гроллману)............................................................................................................. 468

Приложение 19. Модели психологической помощи в рамках основных теоретических

направлений.............................................................................................................. 471


 

Современный этап развития Вооруженных сил России характеризуется значи­тельным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функциони­рования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военно­служащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу всей системы вос­питания и обучения личного состава. Научно-психологической основой деятель­ности военных кадров в данной области является военная психология.

Военная психология сегодня манифестируется в трех основных ипостасях:

1) как психологическая наука;

2) как психологическая практика;

3) как профессия, профессиональное сообщество военных психологов.

Как наука она ориентируется на разработку фундаментальных теоретических проблем исследования психологических детерминант войны, психологического противоборства в условиях современных вооруженных конфликтов, личности военнослужащего и воинских коллективов, психологических особенностей раз­личных видов воинской деятельности, "научное обоснование путей расширения психологических возможностей отдельного воина и воинского коллектива в ре­шении боевых и учебно-боевых задач. Ее проблемы разрабатываются в русле тен­денций современной военной науки и с опорой на выводы общей и социальной психологии, психологии труда, инженерной и педагогической психологии и дру­гих отраслей психологии.

Военная психология как психологическая практика (психологическая работа) характеризует приложение военно-психологического знания к деятельности ко­мандиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинских работников, всех военнослужащих при решении ими задач в соответствии с функциональным предназначением. Она включает также деятельность военных психологов по ока­занию психологической помощи военнослужащим в различных ситуациях воен­ной службы.

Вопросам теоретической военной психологии посвящены многочисленные ра­боты — учебники, учебные пособия, монографии1.

См. например: Военная психология: методология, теория, практика/ Под ред. П. А. Кор­чемного. — М., 1998; Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера/ Под ред. Б. П. Бархаева. — М, 1999; Военная психология / Под ред. А. Г. Максакова, — СПб., 2004; Современная военная психология: Хрестоматия. — Минск, 2003; и др.



Введение


Проблемы же практического использования психологического знания в деятель­ности военных специалистов до сегодняшнего дня не находят должного отражения в литературе. Это обстоятельство вызывает особое беспокойство в связи с тем, что в Вооруженных силах РФ уже более десяти лет функционирует одна из самых мощ­ных психологических служб в мире, представленная многочисленным отрядом пси­хологов, объединенных в целостный организационный механизм. Вместе с тем уро­вень их профессиональной готовности к решению многообразных и сложных по характеру проблем является недостаточным. Это объясняется, в частности, и тем, что многие из них не имеют базового психологического образования. В этой связи, в последние годы значительно расширен состав вузов, осуществляющих подготов­ку психологов для нашей армии и флота.

Все это остро ставит вопрос о необходимости создания современной учебно-ме­тодической базы, обеспечивающей полноценную подготовку и практическую дея­тельность военных психологов. Настоящее учебное пособие призвано в значитель­ной степени восполнить имеющийся дефицит в этой области. Содержание этой книги опирается на многолетний опыт функционирования системы военно-поли­тической работы (позднее — морально-психологического обеспечения), а также на опыт психологических служб, действующих в различных сферах жизнедеятельно­сти общества.

Следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный «дефицит восприя­тия» психологов как представителей все еще новой, непривычной для наших Воо­руженных сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представите­лями военно-политических органов затрудняет подчас понимание специфики и возможностей профессиональной деятельности психологов. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, неоднозначные кри­терии, не учитывающие в полной мере специфику труда психолога и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительно­го толкования профессиональных функций психолога, перекладывания на него отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллектив­ных усилий различных должностных лиц.

Здесь сказывается некоторое опережение практических шагов по организации психологической службы по сравнению с ее методологическим обоснованием, на­учно-методическим, правовым и материально-техническим обеспечением ее дея­тельности. Отсутствие в первые годы с начала реорганизации системы воспитания личного состава нормативных документов, регламентирующих порядок проведе­ния психологической работы, порождало в армейской среде различные толкования прав и функциональных обязанностей ее субъектов и должностных лиц.

Поэтому одной из задач предлагаемого пособия является четкое обозначение границ профессиональной деятельности военного психолога, его места и роли в выполнении различных задач мирного и военного времени.

В настоящее время обстановка в области военно-психологической практики меняется в лучшую сторону. Благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей Главного управления воспитательной работы, учебно-образова­тельных структур подготовки и переподготовки психологов, научных подразде­лений Вооруженных сил РФ здесь начинает выстраиваться каркас развиваемой психологической службы. Сегодня он представлен вертикалью должностей воен-


Введение



ных психологов в органах воспитательной работы и такими подразделениями, как штатные и нештатные группы профессионального психологического отбора, цент­ры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих, консуль­тационные пункты. На базе ведущего военного гуманитарного вуза — Военного университета МО РФ и ряда других вузов страны организована профессиональ­ная подготовка специалистов для психологической службы ВС РФ, программа которой учитывает современные тенденции в области профессионального образо­вания психологов. Понимание особой значимости психолога в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-пе­дагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ. Таким образом, имеются основные предпосылки для повышения эффективности психологиче­ской работы и решения на этой основе острых проблем в практике работы с воен­нослужащими.

Представленный в настоящем учебном пособии материал ориентирован на рас­ширение знаний о теоретических и практико-методических основах психологи­ческой работы в Вооруженных силах РФ, на уяснение направлений и форм взаи­модействия психологов с различными должностными лицами, а также специфики их профессиональной подготовки и практического освоения будущей профес­сиональной деятельности. Учебное пособие содержит основные темы, рассмат­риваемые в специальных курсах: «Организация и ведение психологической работы в части в мирное время», «Психологическая работа в воинской части в боевой об-рпановке», «Психологическая реабилитация военнослужащих». . Основными задачами данных курсов являются:

• вооружение слушателей и курсантов знаниями о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных силах РФ,; об истории развития теории и практики психологической работы в армии и на флоте;

• изучение и усвоение положений нормативных документов, определяющих организацию и содержание психологической работы в Вооруженных силах;

• освоение содержания и технологии проведения мероприятий, реализуемых в рамках основных направлений психологической работы в воинских частях в мирное время и в ходе ведения боевых действий;

• овладение участниками боевых действий, обучаемыми, современными спо­собами психологической реабилитации;

• уяснение направлений и форм взаимодействия психологов с другими субъек­тами психологической работы, профессионально-этических норм их деятель­ности.

Опыт проведения занятий по данным дисциплинам со слушателями и курсан­тами показывает, что их основной особенностью является технологический ха­рактер привлечения научного знания в объеме и качестве, необходимом для ре­шения конкретных задач по различным направлениям психологической работы.

Содержание данного учебного пособия станет подспорьем слушателям и кур­сантам военных вузов, студентам военных циклов и факультетов психологии гражданских вузов в практическом освоении ими будущей профессиональной де­ятельности. Оно, бесспорно, представляет существенный интерес для психологов


12 _____________________________________________________________ _________________________________________________________________ Введение

полков и батальонов, для командиров частей и подразделений, офицеров органов воспитательной работы. Пособие также адресуется преподавателям и адъюнктам (аспирантам) вузов, осуществляющих подготовку специалистов для ВС РФ и разрабатывающих военно-психологическую проблематику.