ВВЕДЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Взаимодействие должностных лиц полка при организации
и проведении психологической работы.................................................................. 429
Приложение 2. Модель профессиональной деятельности психолога воинской
части............................................................................................................................. 433
Приложение 3. Обязанности психолога воинской части...................................................... 441
Приложение 4. Структурно-технологическая схема деятельности дсиходиагноста
и психолога-консультанта......................................................................................... 444
Приложение 5. Донесение об итогах психологической работы........................................... 446
Приложение б. Донесение о результатах социально-психологического изучения
пополнения призыва................................................................................................... 447
Приложение 7. Донесение о результатах изучения социально-психологической
обстановки................................................................................................................... 448
Приложение 8. Донесение о суицидальном происшествии.................................................. 449
Приложение 9. Бланк оценки профессиональных навыков психолога в ситуации
психологического консультирования клиента....................................................... 450
Приложение 10. Система показателей, характеризующих эффективность
профессиональной деятельности и профессиональную компетентность
психолога воинской части........................................................................................ 451
Приложение 11. Критерии, характеризующие различные уровни эффективности
психологической работы и профессиональную компетентность психолога
воинской части........................................................................................................... 452
Приложение 12. Рекомендации по выявлению лиц с признаками
нервно-психической неустойчивости..................................................................... 454
Приложение 13. Журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью......... 457
» |
8 ____________________________ _________________________ _______________________________ Оглавление
Приложение 14. Журнал динамического наблюдения (вариант).. ;........................................................................................................... 458
Приложение 15. Вариант углубленного психологического обследования
военнослужащих психологом воинской части
(подготовленными офицерами)............................................................................................................. 459
Приложение 16. Содержание и задачи стадий психологического
консультирования............................................................................................................. 464
Приложение 17. Нормативные Требования к оценке состояния психологической
работы (изложены в Руководстве по психологической работе в ВС РФ)............................................................................................................. 466
Приложение 18. Рекомендации по проведению беседы с потенциальным
суицидентом (по Э. Гроллману)............................................................................................................. 468
Приложение 19. Модели психологической помощи в рамках основных теоретических
направлений.............................................................................................................. 471
Современный этап развития Вооруженных сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу всей системы воспитания и обучения личного состава. Научно-психологической основой деятельности военных кадров в данной области является военная психология.
Военная психология сегодня манифестируется в трех основных ипостасях:
1) как психологическая наука;
2) как психологическая практика;
3) как профессия, профессиональное сообщество военных психологов.
Как наука она ориентируется на разработку фундаментальных теоретических проблем исследования психологических детерминант войны, психологического противоборства в условиях современных вооруженных конфликтов, личности военнослужащего и воинских коллективов, психологических особенностей различных видов воинской деятельности, "научное обоснование путей расширения психологических возможностей отдельного воина и воинского коллектива в решении боевых и учебно-боевых задач. Ее проблемы разрабатываются в русле тенденций современной военной науки и с опорой на выводы общей и социальной психологии, психологии труда, инженерной и педагогической психологии и других отраслей психологии.
Военная психология как психологическая практика (психологическая работа) характеризует приложение военно-психологического знания к деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинских работников, всех военнослужащих при решении ими задач в соответствии с функциональным предназначением. Она включает также деятельность военных психологов по оказанию психологической помощи военнослужащим в различных ситуациях военной службы.
Вопросам теоретической военной психологии посвящены многочисленные работы — учебники, учебные пособия, монографии1.
См. например: Военная психология: методология, теория, практика/ Под ред. П. А. Корчемного. — М., 1998; Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера/ Под ред. Б. П. Бархаева. — М, 1999; Военная психология / Под ред. А. Г. Максакова, — СПб., 2004; Современная военная психология: Хрестоматия. — Минск, 2003; и др.
Введение
Проблемы же практического использования психологического знания в деятельности военных специалистов до сегодняшнего дня не находят должного отражения в литературе. Это обстоятельство вызывает особое беспокойство в связи с тем, что в Вооруженных силах РФ уже более десяти лет функционирует одна из самых мощных психологических служб в мире, представленная многочисленным отрядом психологов, объединенных в целостный организационный механизм. Вместе с тем уровень их профессиональной готовности к решению многообразных и сложных по характеру проблем является недостаточным. Это объясняется, в частности, и тем, что многие из них не имеют базового психологического образования. В этой связи, в последние годы значительно расширен состав вузов, осуществляющих подготовку психологов для нашей армии и флота.
Все это остро ставит вопрос о необходимости создания современной учебно-методической базы, обеспечивающей полноценную подготовку и практическую деятельность военных психологов. Настоящее учебное пособие призвано в значительной степени восполнить имеющийся дефицит в этой области. Содержание этой книги опирается на многолетний опыт функционирования системы военно-политической работы (позднее — морально-психологического обеспечения), а также на опыт психологических служб, действующих в различных сферах жизнедеятельности общества.
Следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный «дефицит восприятия» психологов как представителей все еще новой, непривычной для наших Вооруженных сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представителями военно-политических органов затрудняет подчас понимание специфики и возможностей профессиональной деятельности психологов. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, неоднозначные критерии, не учитывающие в полной мере специфику труда психолога и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительного толкования профессиональных функций психолога, перекладывания на него отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллективных усилий различных должностных лиц.
Здесь сказывается некоторое опережение практических шагов по организации психологической службы по сравнению с ее методологическим обоснованием, научно-методическим, правовым и материально-техническим обеспечением ее деятельности. Отсутствие в первые годы с начала реорганизации системы воспитания личного состава нормативных документов, регламентирующих порядок проведения психологической работы, порождало в армейской среде различные толкования прав и функциональных обязанностей ее субъектов и должностных лиц.
Поэтому одной из задач предлагаемого пособия является четкое обозначение границ профессиональной деятельности военного психолога, его места и роли в выполнении различных задач мирного и военного времени.
В настоящее время обстановка в области военно-психологической практики меняется в лучшую сторону. Благодаря интенсивной и целенаправленной работе представителей Главного управления воспитательной работы, учебно-образовательных структур подготовки и переподготовки психологов, научных подразделений Вооруженных сил РФ здесь начинает выстраиваться каркас развиваемой психологической службы. Сегодня он представлен вертикалью должностей воен-
Введение
ных психологов в органах воспитательной работы и такими подразделениями, как штатные и нештатные группы профессионального психологического отбора, центры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих, консультационные пункты. На базе ведущего военного гуманитарного вуза — Военного университета МО РФ и ряда других вузов страны организована профессиональная подготовка специалистов для психологической службы ВС РФ, программа которой учитывает современные тенденции в области профессионального образования психологов. Понимание особой значимости психолога в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ. Таким образом, имеются основные предпосылки для повышения эффективности психологической работы и решения на этой основе острых проблем в практике работы с военнослужащими.
Представленный в настоящем учебном пособии материал ориентирован на расширение знаний о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных силах РФ, на уяснение направлений и форм взаимодействия психологов с различными должностными лицами, а также специфики их профессиональной подготовки и практического освоения будущей профессиональной деятельности. Учебное пособие содержит основные темы, рассматриваемые в специальных курсах: «Организация и ведение психологической работы в части в мирное время», «Психологическая работа в воинской части в боевой об-рпановке», «Психологическая реабилитация военнослужащих». . Основными задачами данных курсов являются:
• вооружение слушателей и курсантов знаниями о теоретических и практико-методических основах психологической работы в Вооруженных силах РФ,; об истории развития теории и практики психологической работы в армии и на флоте;
• изучение и усвоение положений нормативных документов, определяющих организацию и содержание психологической работы в Вооруженных силах;
• освоение содержания и технологии проведения мероприятий, реализуемых в рамках основных направлений психологической работы в воинских частях в мирное время и в ходе ведения боевых действий;
• овладение участниками боевых действий, обучаемыми, современными способами психологической реабилитации;
• уяснение направлений и форм взаимодействия психологов с другими субъектами психологической работы, профессионально-этических норм их деятельности.
Опыт проведения занятий по данным дисциплинам со слушателями и курсантами показывает, что их основной особенностью является технологический характер привлечения научного знания в объеме и качестве, необходимом для решения конкретных задач по различным направлениям психологической работы.
Содержание данного учебного пособия станет подспорьем слушателям и курсантам военных вузов, студентам военных циклов и факультетов психологии гражданских вузов в практическом освоении ими будущей профессиональной деятельности. Оно, бесспорно, представляет существенный интерес для психологов
12 _____________________________________________________________ _________________________________________________________________ Введение
полков и батальонов, для командиров частей и подразделений, офицеров органов воспитательной работы. Пособие также адресуется преподавателям и адъюнктам (аспирантам) вузов, осуществляющих подготовку специалистов для ВС РФ и разрабатывающих военно-психологическую проблематику.