Сущностные характеристики PR-текста.

Представим сущностные характерные признаки рассматривае­мой категорий. Мы рассматриваем PR-текст как прежде всего текст письменный. Традиционно признаками любого письменного текста признаются следующие: самостоятельность, связанность, целенаправленность, целостность- Самостоятельность текста понимается как его самодостаточность, своего рода независимость от других текстов в коммуникационном процессе. Любой PR-текст должен быть самодостаточным в процессе коммуникации, даже собственно фактологические (по нашей классификации, см. 2.2.3.) жанры, как, например, факт-лист, содержащий факты, сведения о базисном субъекте PR, формально могут представлять не связный текст в его традиционном понимании. Самостоятельность не может быть абсолютной, так как текст реально существует в своей взаимосвязанности с целевой аудиторией. С другой стороны, отдельная часть текста может стать самодостаточной (например, некоторые части факт-листа или биографии). Именно такой признак, как связанность текста обеспечивает его понимание адресатом как единого целого.

Целенаправленность рассматривается как наличие у текста целого комплекса взаимосвязанных целей. Например, такая жанровая разновидность, как приглашение, имеет несколько целей, среди которых основными являются, конечно, информирование определенного сегмента общественности о новостном событии с целью приглашения на это событие адресной аудитории.

Целостность PR-текста — это единство содержания и речевой формы текста: приглашение на новостное событие из сферы искусства имеет большой набор средств выражения личностного, субъективного начала (в том числе, конечно, и на языковом уровне). Любой текст, естественно, имеет свое определенное строение.

Композиция текста — это подбор, группировка и распределение элементов структуры текста в их логической связанности. Композиция любого текстового произведения направлена на то, чтобы - ясно и четко донести до адресной аудитории содержание текста. Композиция PR-текста зависит прежде всего от элементов содержания и назначения текста, его адресной аудитории. Любой из PR- текстов имеет свою довольно жесткую композицию, ср., например, негласно «узаконенные» и многократно уже подробно описанные принципы композиции пресс-релиза.

Можно также говорить об архитектонике текста — структуро-определяющей и эстетической текстовой категории: это определен­ная соразмерность частей PR-текста, эстетика построения текста как законченного целого. Например, мы можем говорить об определенной архитектонике такого жанра, как биография.

Любой текст должен иметь свою тему —• это то главное, о чем говорится в данном речевом произведении, это и материал, организуемый в соответствии с целями и задачами текста. Для PR-текста — это новостное событие, связанное с деятельностью базисного субъекта PR.

PR-текст как средство коммуникации должен отвечать определенным критериям, таким как доступность, конкретность, удобство восприятия и для некоторых жанров (например, факт-лист) возможность оперативного отбора актуальной информации, а также эстетичность.

PR-текст существует в пространстве публичных коммуникаций, цель которых — осуществление обмена информацией и придание ей публичного статуса. Исходя из простейшей модели коммуникации, здесь мы имеем дело с источником информации и ее получателем, коммуникантом. Текст, понятно, «является той структурной единицей простейшего акта общения, которая определяет поведение коммуниканта» (Зверинцев 1997: 175). Сообщение в этом случае несет на себе PR-текст, который становится инструментом публичных коммуникаций.

Обычно говорят о вторичности журналистского текста, по­скольку данный тип текстов имеет широкую палитру источников. В этом смысле PR-текст как одна из разновидностей текстов массовой коммуникации и один из источников журналистского текста является, по всей видимости (хотя и с некоторой оговоркой), первичным; составленный, например, на основании корпоративного (управленческого) документа, PR-текст уже теряет свой признак первичности.

Каждый текст имеет свои четко очерченные функции.