Графические служебные документы, используемые в органах внутренних дел, требования предъявляемые к ним и порядок их разработки


Общие понятия о графических документах.

При решении задач, связанных с действиями на местности (территории), наиболее удобно использовать топографическую карту или план города. Однако даже крупно масштабные карты не позволяют отразить на них всей необходимой оперативной обстановки. Поэтому сотрудники ОВД служебные и служебно-боевые документы, необходимые им для организации службы и боевых действий составляют на схемах (планах).

Полнота отображения местности на топографическом документе зависит от назначения и цели его использования. Например, на оперативных схемах обслуживаемой территории УВД, ведущихся в дежурных частях, требуется показать значительную по размерам территорию, с подробным изображением расположенных на ней местных предметов, а при составлении схемы происшествия, показывается только участок места происшествия. Это может быть и участок местности, территории или вообще помещение в разрезе.

В зависимости от использования топографической основы графические документы подразделяются на:

- карты,

- схемы,

- планы,

- карточки.

В группу карт входят рабочие карты, оперативные карты, карты обстановки, отчетные карты, разведывательные и др.

К схемам относятся графические документы, топографической основой которых является изображение местности (территории), составленное по карте, аэрофотоснимку или приемами глазомерной съемке в крупном масштабе.

Наиболее распространенными схемами являются оперативные (рабочие) схемы обслуживаемой территории, схема ориентиров после наблюдения, схема места происшествия, которую вы будите составлять на практическом занятии.

Планы вычерчиваются строго в масштабе: каждую линию на плане изображают со строго одинаковым уменьшением по сравнению с натурой. Это может быть план помещения, профильный план местности или план маршрут и др.

Карточки представляют собой чертежи небольших участков местности (территории), выполненные на местности с одной-двух точек стояния без точного соблюдения масштаба. Все расстояния на карточке откладываются на глаз, выдерживаются по возможности лишь их соотношения, т.е. чтобы удаленные на местности предметы были соответственно удалены и на карточке. Наибольшее применение карточки находят в практике ППС. К ним относятся карточка маршрута патруля, карточка поста, карточка-донесение и др. (приложение №10).


Как на карточках, так и на схемах (планах), картах, необходимые дополнительные сведения, которые нельзя изобразить графически (время несения службы, действия постового, список разыскиваемых лиц), излагаются текстом на полях или на обороте документа.

Эффективность графических документов зависит от ряда факторов:

- своевременности их составления

- достоверности и точности сведений

- наглядности и простоты изображения

- надлежащего оформления.

Оперативные и рабочие карты, схемы и планы разрабатываются и ведутся во всех структурных подразделениях системы МВД России и используются для изучения, анализа и оценки оперативной обстановки, принятия решения по ней и организации взаимодействия между всеми задействованными силами и средствами, управления ими в различных ситуациях.

Масштаб карты (плана, схемы) выбирается с таким расчетом чтобы нанесенные на ней обстановка и дислокация сил и средств органов внутренних дел и войск не загромождали и не затемняли топографической основы.

Рабочая карта должна отвечать определенным требованиям, важнейшими из которых являются:

- наглядность,

- полнота и точность нанесения обстановки.

Наглядность заключается в отображении обстановки в соответствии с установленными правилами.

Полнота нанесения обстановки на рабочую карту предопределяется объемом сведений, который необходим руководителю для управления силами органов внутренних дел при выполнении поставленных задач. руководитель на свою рабочую карту должен наносить только те данные обстановки, которые ему необходимы для работы. В тех случаях когда действия проводятся в населенном пункте, руководитель оформляет решение на плане населенного пункта или специально изготовленной схеме с соблюдением требований, предъявляемых к рабочей карте.

Точность нанесения обстановки.

Нанесенная на рабочую карту обстановка должна точно соответствовать действительному положению органов внутренних дел (войск) на местности.

Рабочая карта с нанесенной исходной обстановкой сокращает время на принятие обоснованного решения, позволяет более четко поставить задачи и управлять силами и средствами в ходе выполнения задач.


Рабочая карта разрабатывается для действий сил органов внутренних дел (войск) и взаимодействующих сил при:

- выполнении конкретной задачи;

- проведении специальной операции; осуществление отдельных режимных мероприятий в условиях чрезвычайного положения и других служебно-боевых задач.

Оперативная карта (план) разрабатывается для повседневной деятельности и носит информационный характер. Содержание ее составляет оперативная обстановка и расстановка (место дислокации) органов внутренних дел, воинских частей (подразделений) внутренних войск, патрульно-постовой службы и наносится со следующей детализацией.

При разработке и ведении графических документов используются следующие основные цвета:

- Красным цветом наносится положение, задачи и действия сил органов внутренних дел и войск, кроме указанных в следующем пункте, разграничительные линии, тыловые границы, пункты управления.

- Черным цветом наносится положение и действия подразделений инженерных и химических войск, подразделений связи, подразделений радиоразведки, технического обеспечения, военно-строительных организаций и частей; огонь артиллерии; все пояснительные надписи за силы органов внутренних дел и свои войска (нумерация, наименования и др.)

- Синим цветом наносится положение и действия войск противника (преступников, правонарушителей), лиц, связанных с ними или ведущих подозрительный образ жизни, а также все пояснительные надписи (нумерация, наименование и др.) с применением условных знаков и сокращений, принятых в МВД России.

- Зеленым цветом наносятся демонстрационные, имитационные действия своих войск, сил ОВД, общественных формирований, мероприятий по дезинформации, а также ложные районы, рубежи, сооружения и объекты с обозначением буквой «Л».

- Желтым цветом наносятся зоны заражения отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.

- Коричневым цветом наносятся районы проведения карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях, обсервации, войсковые дороги, колонные пути.


При необходимости на картах могут подниматься: береговые линии крупных водоемов (допускается подтушевка в сторону воды), реки, болота, изобаты с указанием глубин – синим цветом; растительность – зеленым цветом; рельеф – светло-коричневым цветом (заштриховывается вершина или поднимается основная горизонталь); автомобильные дороги – коричневым цветом; железные дороги, геодезические пункты и государственные границы – черным цветом; населенные пункты – затушевкой или штриховкой, увеличенными надписями или подчеркиванием их названий черным или коричневым цветом; ориентиры – кружком или подчеркиванием и нумерацией их черным цветом.

 

Общие правила вычерчивания графических документов.

Органами и учреждениями МВД, по роду своей деятельности, часто приходится составлять различные графические документы. Таковыми могут быть: крупно масштабны планы территории, обслуживаемой участковым инспектором, карточки маршрутов патрулей, схемы места происшествия и т.д.

Эти документы составляются по картам или планам, а также непосредственно на местности.

При составлении графических документов необходимо хорошо вычерчивать условные знаки и четко выполнять подписи.

Качество черчения во многом зависит от качества и заточки карандаша, который должен быть средней твердости и тщательно заточен. Резинка должна быть мягкой, не оставлять следов на бумаге при стирании. Загрязненный слой резинки необходимо срезать.

Чтобы не загрязнять чертеж, каждое построение в начале намечается тонким, едва заметными линиями, которые после проверки их правильности, утолщаются и наносятся окончательно.

При вычерчивании длинных кривых линий не следует проводить их сразу. Нужно сначала наметить общее положение тонкой линией, а затем нанести ее короткими штрихами. Необходимо добиваться, чтобы линия получилась плавной, одинаковой толщины.

На схемах наиболее характерные местные предметы и формы рельефа изображаются условными знаками, принятыми для схем, остальные – условными картографическим знаками с увеличением их размеров в 2- 3 раза.

Правила вычерчивания условных знаков, принятых для схем:

При изображении на схемах рельефа, лесной растительности, объектов гидрографии используются специальные условные знаки. Они значительно отличаются от топографических в силу ряда причин.

Во-первых, графические документы (планы, схемы, карточки) составляются в одном, как правило, черном цвете. Это создает проблему изображения объектов гидрографии и рельефа.

Во-вторых, некоторые детали рельефа и топографические условные знаки очень трудно нарисовать также, как они изображены на топокарте.

 
 

Населенные пункты, жилые кварталы показывают на схемах сплошными линиями по их внешним границам. Улицы показывают только в местах, куда подходят автомобильные дороги, а также вдоль рек и железных дорог, проходящих через населенный пункт. Внутри знака наносят штриховку под углом 45 к нижней стороне схемы. Ширину условного знака улицы принимают от 1 до 2 мм в зависимости от масштаба схемы.

 

 
 

Шоссейные и улучшенные грунтовые дороги вычерчивают двумя тонкими параллельными линиями с просветом 1 –2 мм, а проселочные дороги утолщенной сплошной линией.

 

 

 
 

Железные дорогиизображают также двумя параллельными линиями с просветом 1 – 2 мм с чередование светлых и черных полос через 5 мм.


Реки вычерчивают в одну или две линии. Река в одну линию вычерчивается более извилистой, с тем, чтобы ее очертание отличалось от грунтовой дороги. При изображении реки в две линии, а также озера, пруда, водохранилища,параллельно береговой линии проводятся несколько тонких линий, причем первую проводят как можно ближе к берегу, а к середине реки или водоема расстояние между

 
 

линиями увеличивают.

 

 

 
 

Леспоказывают овалообразными условными знаками. Вначале намечают пунктиром границу леса с наиболее характерными изгибами. Затем вдоль пунктира вычерчивают полуовалы длиной около 5 мм. Эти полуовалы своими длинными осями должны быть параллельными верху (нижнему) обрезу листа схемы. Полуовалы чертят непрерывным движение карандаша с попутным оттенением нижней части. При сплошном лесе полуовалы должны образовывать один общий контур леса, для этого каждый отдельный полуовал соединяется с последующими небольшими дугами.


При изображении кустарника овалы располагаются произвольно. При этом вначале вычерчивается один большой овал и вокруг него по 1 – 2 и более мелких

 
 

овала в четырех расходящихся направлениях. Количество и расположение этих знаков зависит от площади кустарника.

Рельеф и его деталиизображаются горизонтальными и условными обозначениями (знаками) принятыми в топографии. Возвышенности и углубления–несколькими замкнутыми горизонталями. Хребты и лощины–обрывками горизонталей.

Местные предметы и объекты, для изображения которых не предусмотрены условные знаки (кучи хвороста, указатели дорог и т. п.) на схемах вычерчивают в перспективе, т. е. так, как они выглядят в натуре или изображаются нестандартными условными знаками. В этом случае такие знаки указываются и поясняются на полях схемы.

Для большей наглядности некоторые условные знаки при вычерчивании оттеняют утолщением линий с тех сторон, которые должны быть в тени. Источник света при этом предполагается в верхнем левом углу схемы. Поэтому все предметы, выступающие над поверхностью земли ( постройки, леса, острова) будут иметь утолщенные нижние и правые стороны, а предметы вдающиеся в земную поверхность (озера , реки, овраги, ямы), наоборот- верхние и левые стороны.

Заготовки и надписи располагаются параллельно верхнему (нижнему) обрезу листа схемы. Исключение составляют подписи названий рек, каналов, озер, которые располагают параллельно их условным знакам. Подписи и пояснительные надписи не должны забивать содержание графического документа, поэтому их надо располагать на свободных местах, около условных знаков того предмета, к которому они относятся.

 


Подготовка и порядок работы при глазомерной съемке участка местности.

Для производства глазомерной съемке необходимо иметь компас, паку – планшет (офицерскую сумку), линейку, бумагу, карандаш, резинку.

Лист бумаги и компас закрепляются на планшете. Компас располагается на углу планшета так, чтобы им было удобно пользоваться и он не мешал визированию.

В первую очередь необходимо внимательно участок местности, предназначенный для съемки решить, как удобнее разместить на бумаге, какой выбрать масштаб, со скольких точек производить съемку.

Масштаб выбирается такой, чтобы участок местности свободно разместился на листе бумаги, и осталось место для его оформления.

Если решено производить съемку с одной точки, то намечают эту точку на местности и определяют наиболее удобное положение этой точки на бумаге.

Ориентировав планшет по сторонам света, проводят стрелу север – юг.

Затем намечают ориентиры на местности, визируют на них и проводят в этих направлениях тонкие линии. Определив расстояние до ориентиров (промером или на глаз),откладывают в масштабе расстояние на соответствующих линиях и вычерчивают намеченные ориентиры условными знаками. После этого определяют на 1 –2 наиболее долговечных ориентира магнитные азимуты и подписывают их рядом с условными знаками этих ориентир. Если участок, предназначенный для съемки большой, то съемку производят путем обхода.

 

Порядок производства съемки методом обхода.

 
 

До начала съемки надо приготовить планшет, т.е. прикрепить к нему бумагу и компас. После этого построить на узкой полоске картона с одной стороны масштаб шагов, с другой линейный масштаб съемки и закрепить на планшете.


Визуально определяют участок, необходимый для топографической основы, требуемой для составления графического документа. Намечают на планшете начальную точку, от которой начинают движение по периметру участка.

Съемка ведется обходом всего данного участка по маршрутам, образующим замкнутые многоугольники. Линии, по которым совершаются обход участка при съемке, называются ходовыми линиями. Они обычно выбираются по дорогам. При отсутствии или недостатке дорог

Ходовой линией может служить берег реки или ручья, окраина оврага, опушка леса и т.п. Вершины углов поворота называются станциями.


Сотрудник, двигаясь по ходовой линии от станции к станции и промеряя расстояния шагами (по спидометру), последовательно наносит на планшет встречающиеся по пути местные предметы и детали рельефа, откладывая измеренные от них расстояния по масштабу. Сходить с ходовой линии следует только в исключительных случаях, когда какое-либо из препятствий закрывает кругозор и мешает съемке.


Если с ходовой линии может быть детально просмотрена вся местность внутри данного участка, то он снимается одним обходом.

В противном случае снимаемый участок разбивают дополнительными ходами на части. Обходы в этом в этом случае производятся таким образом, чтобы не приходилось проходить несколько раз по одной и той же дороге или возвращаться назад.


Последующие действия работ заключаются в определении на местности и нанесении на планшет отдельных направлений и точек, по которым зарисовываются необходимые для составления схемы детали рельефа.

Правила окончательного оформления схемы (плана).

После нанесения топографической основы (в карандаше) все не нужное стирается мягкой резинкой, а остальное обводится черной ручкой.

Вверху надписывается заголовок, а в левом (правом) верхнем углу схемы ставится стрелка север-юг.

Внизу, посредине, указывается численный масштаб съемки и его величина, слева – дата производства съемки, а справа – подпись составившего схему.

На схеме места происшествия здесь же указываются понятые с их подписями, подтверждающими правильность ее составления.

В левом нижнем углу схемы могут быть указаны условные обозначения с их расшифровкой (объяснением).

Никаких рамок и украшений делать не следует. С левой стороны листа схемы оставляются поля 2-3 см. для подшивки документа в Дело.

Окончательно оформленный графический документ представлен в виде варианта схемы участка местности, являющийся приложением к протоколу осмотра места происшествия (См. приложение № 10).

 

Порядок составления схемы участка местности с топографической карты.

Составление плана или схемы в масштабе карты удобнее всего выполнять путем копирования необходимых элементов ее содержания на чистых лист, с помощью специальной бумаги или «на просвет» через стекло (окно). Но не стоит забывать, что топографическая основа на крупно масштабных картах имеет свойство устаревать, и требует обновления.

 
 

Составление плана или схемы в измененном масштабе производится по квадратам. При этом поступают следующим образом. На карте очерчивают в виде прямоугольника участок, который должен быть изображен в более крупном масштабе и измеряют его стороны. Квадраты координатной сетки карты, попавшие в прямоугольник, можно разбить на более мелкие квадраты и переносить элементы местности на глаз или откладывая перпендикуляры расстояний от сторон прямоугольника.

Подобный ему прямоугольник строят на листе бумаги, изменяя его стороны в необходимое число раз. Коэффициент увеличения квадрата будет пропорционален увеличению масштаба.

 
 

 

При составлении схемы участка местности наносятся населенные пункты, затем, гидрообъекты (реки, озера и т.п.), дорожная сеть, линии электропередач и связи. После этого наносится контур лесного массива, который вырисовывается установленным для схем условным знаком, детали рельефа и ориентиры необходимые для последующей работы. По окончании оформления схемы участка местности составленной с топокарты, линии, образующие дополнительные квадраты стирают, оставляя лишь перекрестки координатной сетки. Масштаб схемы подписывается тот, который получился в результате его увеличения (рис.№5).


При составлении схемы (плана) территории, обслуживаемой участковым инспектором, все топографические данные наносятся с большей точностью и подробностью. Помимо всего прочего на схеме могут быть указаны места несанкционированной торговли, места проживания лиц БОМЖ. Если карта (план), которой пользовались при составлении нужного графического документа, устарела, изготовленная топографическая основа уточняется на местности, и в него вносятся все изменения (растительный покров, снесенные и вновь построенные здания и т. п.).

Карточка маршрута патруля составляется с меньшей подробностью, На ней вычерчиваются : улицы, по которым проходит патрульный маршрут, проставляются номера угловых домов или показываются другие ориентиры:, важные объекты (сберкассы, склады, базы и т.д.):,места вероятного нарушения общественного порядка (парки, танцклубы, стадионы и т.д.):,места нахождения средств связи.


Приложение № 1.