Дорожная сеть.

Населенные пункты, производственные и социально - культурные объекты.

Населенные пункты, изображаемые на топографических картах подразделяются на города, поселки городского и сельского типа. Рядом с изображением населенного пункта подписывается его назначение: города -прописными пунктами буквы прямого шрифта, поселка городского типа -прописными буквами наклонного шрифта, населенного пункта сельского типа - строчными буквами более мелкого шрифта.

Размер шрифта зависит от количества жителей в населенном пункте.

Под название населенных пунктов указывается число жителей в тысячных .

Изображение населенных пунктов на картах сохраняются их внешние очертания и характер планировки, выделяют главные, магистральные улицы, промышленные предприятия, здания, имеющие значения ориентиров. Широкие улицы и площади показывают масштабным условными знаками в соответствии с их размерами и конфигурацией, другие- внемасштабными условными знаками.

Кварталы с преобладающими огнестойкими и не огнестойкими строениями закрашиваются соответствующим цветом.

Подчеркнутое название населенного пункта относится также и к ближайшей железнодорожной станции.

Рассматривая карту У-34-37-В, найдем: Снов, Каменногорск, Ивановка, Добрынино. По надписям названий, характеру планировки и размерам можно сказать, что Снов - город, Каменногорск - поселок городского типа, остальные поселки сельского типа. В Каменногорске проживает 2,54 тыс. жителей, железнодорожная станция имеет такое же название. В Ивановке имеется сельский Совет (в прошлом - аналог современной сельской управы).

Производственные предприятия и сооружения в зависимости от размеров занимаемой территории изображаются масштабные и внемасштабные условными знаками. Род объектов указывается сокращенной пояснительной подписью.

Социально-культурные объекты (школы, больницы, санатории, дома отдыха и т. п.), расположенные отдельно или в сельских населенных пунктах опознаются на карте по сокращенным пояснительным подписям (школа, больница, санаторий и т. п.).


Железные дороги показывают на картах в виде прямых линий черного цвета и подразделяются:

- по количеству путей – одно, двух, трехпутные;

- по виду тяги – электрифицированные и не электрифицированные;

- по ширине колеи – широколинейные и узколинейные;

- по состоянию – действующие, строящиеся и разобранные.

На железных дорогах показываются станции, разъезды, платформы, депо, мосты, тоннели, насыпи, выемки и другие сооружения. Их условные знаки сопровождаются сокращенными подписями и цифровыми обозначениями.

Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяются на дороги с покрытием и без покрытия.

К дорогам с покрытием относятся автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе и улучшенные грунтовые дороги. Ширина и материл покрытия подписывается непосредственно на условном знаке дороги.

Пример: подпись 13 (17) А означает – ширина покрытой части, 17 – ширина всей дороги от канавы до канавы, А – асфальтобетон.

На улучшенных грунтовых дорогах указывается только ее ширина , от канавы до канавы.

Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе выделяются на картах заливкой оранжевого цвета, улучшенные грунтовые дороги – заливкой желтого цвета.

На шоссейных и грунтовых дорогах показываются мосты, трубы, насыпи, выемки, посадки деревьев, километровые столбы.

Мосты при изображении их на карте подразделяются на металлические железобетонные, каменные, деревянные.

Рядом с условным знаком моста, имеющего длину более 3м, подписывается их числовая характеристика в виде дроби, в числителе которой указываются длина и ширина моста в метрах, а в знаменателе грузоподъемность в тоннах. Перед дробью отдельной буквой указывается материал, из которого построен мост, а также его высота над уровнем воды в метрах (на судоходных реках).

Пример: карта У –34 –37 – В, числовая характеристика моста через реку Соть К8 170 – 8/ 50 (6715) означает что мост каменный, его высота над уровнем воды 8 метров, длина 170 м, ширина проезжей части 8 метров, грузоподъемность 50 тонн.

Почвенно – растительный покров – изображается обычно масштабными условными знаками в сочетании с пояснительными знаками, подписями и цифровыми обозначениями. Прочитав их, можно получить данные для оценки проходимости, защитных и маскировочных свойств местности.


При изображении растительности на картах ее делят на следующие основные группы:

-древесную (леса, рощи и отдельные деревья) и кустарниковую;

-полукустарниковую травянистую, моховую и лишайниковую;

-искусственные насаждения (сады, парки, бульвары, плантации).

Лесная растительность – стесняет маневр, ограничивает видимость, снижает эффективность огня и дальность радиосвязи, затрудняеториентирование, взаимодействие и управление силами и средствами. Вместе с тем она создает благоприятные условия для скрытного расположение и передвижения, повышает защитные свойства.

Лес, при изображении на картах, подразделяется:

- по составу пород – хвойный, лиственный и смешанный,

-по густоте насаждения характеризуются средним расстоянием между деревьями,

- по состоянию и благоустройству характеризуются разделением на кварталы, наличием дорог, просек, отсутствием сухостоя, валежника и бурелома.

Породу деревьев показывают пояснительным условным знаком .

Густоту леса, данные о высоте, толщине деревьев указывают пояснительными подписями и цифрами.

Пример, подпись Сосна 15/0,20 4 означает, что в данном лесу преобладает хвойная порода деревьев (сосна), их средняя высота 15 м, средняя толщина 20 см, среднее расстояние между деревьями 4 м.

Просеки показывают прерывистыми линиями. Цифры на линиях обозначают ширину просеки в метрах, а цифры внутри лесных кварталов – номера кварталов.

Кустарниковая растительность подразделяется на сплошные заросли, редкий кустарник и отдельные кусты – ориентиры.

Сплошные заросли показывают светло – зеленой фоновой окраской с заполнением специальными значками, указывающими породу кустарника, рядом подписывается его средняя высота в метрах – на карте (7411).

Редкий кустарник изображается без фоновой окраски – на карте (7207).

Специальными условными знаками выделяются камышовые и тростниковые заросли, луговая растительность – на карте (7313), (7511).

Болота изображаются по степени проходимости (в пешем порядке) – на проходимые и непроходимые или труднопроходимые. Проходимость определяется глубиной до твердого грунта. Проходимыми принято считать болото глубиной не более 0,6 м, по которой летом в любом направлении возможно пешее движение. Болото изображается голубой горизонтальной штриховкой: проходимые – прерывистой штриховкой, непроходимые – сплошной штриховкой. Глубина подписывается рядом, вертикальной стрелкой, указывающей место промера.


Гидрография (водные объекты и сооружения).

Реки при изображении на картах подразделяются:

- по транспортному значению – судоходные, несудоходные,

- по ширине – изображаемые масштабными и внемасштабными условными знаками,

- по характеру водотока – постоянные и пересыхающие.

Судоходные реки выделяются на картах начертанием подписей и названий. судоходных рек подписываются прописными буквами, несудоходные- строчными.

В зависимости от ширины русла реки изображают:

- в одну линию: на картах 1:25000 и 1:50000 – при ширине менее 5 м,

- в две линии – от 5 до 20 м. При большой ширине изображаются с сохранением действительной их ширины в масштабе карты.

Пересыхающие реки ручьи показывают прерывистыми линиями голубого цвета, сухие русла рек – прерывистыми линиями коричневого цвета.

Изображения рек на картах сопровождаются буквенно-цифровыми обозначениями, указывающими наиболее точно ширину, глубину, скорость течения, уровень воды, грунт дна.

Пример: подпись 250/4,8 П (6527) означает, что ширина реки в этом месте – 250 м, глубина – 4, 8 м, грунт дна – песчаный.

На реках показывают все относящиеся к ним гидротехнические и другие сооружения (плотины, шлюзы, пристани, мосты, паромы и пр.)

Колодцы и другие источники воды – в районах хорошо обеспеченных водой изображаются только расположенные вне населенных пунктов или имеющие значение ориентиров.

В засушливых районах показываются наиболее подробно с выделением главных, отличающихся наибольшей наполняемостью, качеством воды.

Общие правила чтения топокарт.

Читать карту – это значит правильно воспринимать символику условных знаков, безошибочно распознавая по ним изображаемые объекты и их характерные свойства.

При чтении карты нужно придерживаться определенных правил:

1. Избирательное отношение к содержанию карты – читать выборочно, заостряя внимание на тех участках и элементах содержания, которые имеют прямое отношение к решаемой задаче.

2. Совокупное чтение условных знаков – условные знаки рассматриваются во взаимосвязи с изображением рельефа и других элементов местности. При этом определяется совместное влияние объектов и рельефа на выполнение конкретной задачи.

3. Запоминание прочитанного – осмысленно запоминать изображаемую на карте местность, особенно тех участков и объектов, которые являются предметом изучения.

Пример : карта У-34-37-В. Город Снов (6413). В соответствии с размерами шрифта названия в городе проживает от 2000 до 10000 жителей. Подпись под названием города указывает, что на год обновления карты (1985) в нем проживало 8300 человек. Город имеет радиальную планировку, все строения огнестойкие, Главные проезды расходятся от центральной площади города во все стороны. В центральной части и на северной окраине имеются зеленые массивы. По восточной окраине города проходит однопутная ширококолейная железная дорога, здесь же находится и железнодорожная станция. Параллельно этой дороге идет шоссе с бетонным покрытием шириной 10 м, при ширине проезжей части 14 м. На центральной площади расположены памятник и церковь. Главные хозяйственные объекты сосредоточены в северной части города, где находятся электростанция, склад ГСМ, сахарный завод, мукомольная фабрика (вне города).