Предыстория.

ОТКАЗ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

борьба за отказ от военной службы и политика большевиков по отношению к отказчикам от военной службы в 1917-1939 гг.

 

 

Отказы от военной службы по религиозным убеждениям (заповедь "не убий") известны еще с первых веков христианства. Сохранились имена некоторых римлян-христиан, казненных за отказ носить оружие: Максимилиан, Марцеллий, Кассиан и др. В России такие случаи известны, по крайней мере, со второй половины XVIII века. В основном это были представители крайних толков старообрядчества и духовные христиане: духоборы, молокане и др. В дневнике генерала Н. Н. Муравьева-Карского сохранилась запись о пяти крестьянах Тамбовской губернии, присланных в 1818 г. на Кавказ "для исправления и приучения к воинской дисциплине". Их прислали за отказ служить в солдатах. Несколько раз их наказывали кнутом, гоняли сквозь строй, но они продолжали гово-рить: "Все люди равны, не будем убивать на войне людей-братьев. Можете на куски резать нас, мы не сдадимся, не наденем шинели, не будем пайка есть, не будем солдатами..." До введения в России в 1874 г. всеобщей воинской повинности такие случаи были единичными.

 

Отказы от военной службы случались не только по религиозным, но и по иным соображениям. В 1876 г. произошел массовый отказ ссыльных уральских казаков слу-жить в обычной армии: "Што хоть делай, хоть убей, а не пойдем мы под на-чальство к солдатским офицерам. Мы казаки и солдатами не сделаемся".

 

На особом положении находились меннониты, переехавшие из Пруссии в 1789 г. по приглашению Екатерины II, и гуттериты, приглашенные Павлом I в 1800 г. Правительство России чрезвычайно нуждалось в людях для освоения совершенно пустынных территорий, недавно присоединенных к России. Приехавшим было гарантировано "на вечные времена" освобождение от военной службы, при условии отказа от миссионерской деятельности за пределами своих общин. На подобных условиях они жили и в соседних странах. Во всех последующих войнах они принимали участие в санитарных отрядах.

В 1874 г. в России была введена всеобщая воинская повинность, это было истолковано меннонитами как требование, несовместимое с их религиозными убеждениями. По этой причине около 50 тысяч человек, примерно треть всей общины, выехало в США и Канаду. Напуганное экономическими последствиями дальнейшей эмиграции членов этой большой и богатой религиозной общины правительство вынуждено было пойти на компромисс. Меннониты не призывались, а переговоры с властями велись до 1880 г., когда в "Устав о воинской повинности" были внесены изменения, согласно которым верующие меннониты освобождались от ношения оружия и отбывали службу в мастерских морского ведомства, а также в качестве пожарных и лесников в течение времени, равного по продолжительности сроку военной службы. Расходы по содержанию лесных команд производились частично за счет государственной казны, а частично -- за счет средств общины меннонитов. Ежегодно такую службу проходило около ста человек.

 

Для остальных отказников не было ни альтернативной службы, ни определенного вида наказания. Обычной практикой было осуждение таких людей на 6-7 лет дисциплинарного батальона не за сам отказ, а за неподчинение приказам командиров. Так, в одной станице Терской области была построена большая крепость для исправления непокорных и провинившихся солдат, и в этой крепости над молодыми духоборами производились всякого рода издевательства: мучили голодом и холодом, били кулаками и прикладами ружей, секли розгами и сажали в холодные карцеры. Многие умирали. Хотя, если человек был из "образованных", могли и пойти навстречу и определить его на службу, не связанную с ношением оружия, или признать непригодным для военной службы, отправить в сумасшедший дом и т. п.

Владимир Григорьевич Чертков, ближайший друг и единомышленник Л. Н. Толстого, в 1896 г. написал статью "Напрасная жестокость", которая была прочитана царю, Николаю II. После этого отказников стали ссылать на 18 лет в Якутскую губернию, что было более мягким наказанием по сравнению с дисциплинарным батальоном.

 

 


Владимир Григорьевич Чертков (1954-1936) и Лев Николаевич Толстой (1828-1910).
Ясная Поляна, 27 марта 1909 г.

 

В 1899 г. семь с половиной тысяч духоборов переехали в Канаду, не выдержав жесточайших репрессий -- погибла их едва ли не десятая часть -- обрушившихся на них за отказ от воинской повинности. Эмигрировать им помогали Л. Н. Толстой, толстовцы: В. Г. Чертков, П. И. Бирюков, И. М. Трегубов, социал-демократ В. Д. Бонч-Бруевич, анархист П. А. Кропоткин, будущий лидер евангельских христиан И. С. Проханов и ряд либеральных деятелей; деньги на переезд были собраны, в основном, Л. Н. Толстым и американскими квакерами. Чертков, Бирюков, Трегубов и Бонч-Бруевич за свое участие сами были высланы из страны. В течение последующих лет из страны уезжали тысячами: духоборы (в Канаду), молокане и штундисты (в США, Австралию, Турцию), новоизраильтяне (в Уругвай, Аргентину) и многие другие.

 

В начале XX века в России было примерно 10-15 случаев отказа от военной службы в год. Особенно много отказников от военной службы было в годы Первой мировой войны. Царское правительство приговорило их к расстрелу, замененному на пожизненные каторжные работы. По неполным официальным данным было осуждено 837 человек, 370 из которых составляли баптисты и евангельские христиане.

После Февральской революции Временное правительство признало права тех, кто по религиозным убеждениям отказывался взять в руки оружие, и амнистировало лиц, осужденных по таким обвинениям при царе. Результатом переговоров А. Ф. Керенского и В. Г. Черткова стал указ об учреждении альтернативной гражданской службы для всех отказников по религиозным убеждениям. Подобные законы уже были приняты в Великобритании в 1916 г., в Дании в 1917 г. и в ряде других стран. Но указ не вошел в силу. Наступила Октябрьская революция.