Фрагменты из заявлений на АГС

ПРАХ И ПОРОХ

Яков Кротов. УРОДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Истинная суть человека видна из того, что старшие радуются первый улыбке ребёнка, радуются, когда ребёнок впервые сосредотачивает взгляд на чём-либо, откликается словом или жестом на обращение к нему. Противоположное поведение вызывает тревогу. Никто не празднует первый выстрел, который сделал ребёнок. К сожалению, взрослый человек часто считает нормой именно угрюмость, изоляционизм, равнодушие к окружающему и окружающим.

Впрочем, милитаризм способен исказить самую фундаментальную норму. Российское телевидение 2007 года, реклама сериала: "Лучший подарок ребёнку - оружие". С 2005 г. пошёл массовый поток фильмов (деньги - правительственные) о детях, которые якобы воевали во Второй мировой войне, о кадетских училищах и т.п. Этот сериал посвящён сиротам, из которых воспитывают спецназовцев - 5-6-летние дети учатся стрелять. Реклама сравнивала этот фильм с американским фильмом "Дети шпионов", но в американском-то фильме дети ни разу не выстрелили и даже ни разу не брали в руки оружия. Они побеждали ловкостью, дружбой, идеализмом. Любопытно, что российский милитаризм 2007 года - порождение общества, которое реально воюет намного меньше, чем ранее. Но хочет воевать - и эта страсть убивать приводит к сумасшедшим мечтаниям, как страсть иного рода приводит подростка (впрочем, иногда и взрослого, особенное если взрослый - солдат) к яростному самоудовлетворению, в котором физическое блуждание руками порождает (и, в свою очередь, вдохновляется) эротическими фантазиями.

Александр Бенуа вспоминал, что его отец в детстве очень был "милитарист" - играл в солдатики, он сам был такой же (I, 30). А потом всё бесследно прошло. Так бывает часто. Напротив, милитаристы взрослые часто в детстве были лишены игр. Можно предположить, что агрессивность есть инфантилизм - детство с его особенностями, но отложенное, заторможенное и уже потому патологическое.

Человек, как известно, отличается растянутостью детства, абсолютно искусственной растянутостью. Чем более растянуто созревание - хоть до 30 лет - тем лучше. Однако, растягиванию подлежит именно детство человека как человека, агрессия же в человеке есть проявление дочеловеческого. Человек может ползать, как его далёкие предки, но человек начинается тогда, когда он начинает ходить. Человек может и быть агрессивным... Человек создан из "праха" - но, если будет лишь прах, то это будет порох. Детство лучше растягивать, чтобы прах вполне пропитался духом. "Лучше" для человеческого в человеке, для солдатского же - которое есть скотское в человеке - лучше с младых ногтей отдавать в кадетское училище. Маугли - идеальный солдат.

 

 

  1. «С моей точки зрения служба в рядах вооруженных сил в настоящее время равноценна отбыванию срока заключения в тюрьме. Разница лишь в том, что в тюрьму попадают за совершенное преступление, а в армию за достижение человеком 18-ти летнего возраста, принадлежность к мужскому полу и российское гражданство. Для меня сам факт службы в рядах вооруженных сил является унизительным. Как мне кажется, служить значит отдать свою жизнь в чужие руки, а ответственность за свои поступки переложить на других людей. Для меня это равносильно потере достоинства личности». (Михаил Бояршинов )

 

  1. «Прежде всего, я считаю не допустимым для себя ношение оружия, поскольку оно является символом готовности совершать насилие по воли других. Я являюсь сторонником эволюционной теории Дарвина и считаю, что склонность к насилию досталась нам от человекообразных предков. Наша же задача, как существ мыслящих, наделенных разумом, отречься от животного инстинкта, суметь средствами переговоров, взаимных уступок, политики и дипломатии достичь всеобщего мира и понимания. Но прийти к этой цели через насилие невозможно. В этом я согласен с человеком, которого считаю своим авторитетом, русским писателем Львом Николаевичем Толстым. Основные идеи его учения, изложенные в работе «Закон насилия и закон любви», о ненасилии и ненасильственном сопротивлении, на протяжении вот уже нескольких лет дают мне силы и наделяют терпимостью, когда я становлюсь свидетелем несправедливости и проявлений физической агрессии. Я не считаю себя его прямым последователем, но в своей жизни опираюсь на многие его идеи, взгляды и тезисы…» (Александр Габов)
  2. «Строгая военная иерархия угнетает личность, не позволяет проявить свои лучшие качества, как высокоразвитого представителя современного общества. В данный период жизни, по моим глубоким убеждениям, я как личность уже практически сформировался и любое насильственное воздействие, тем более продолжительное, лишь помешает и сведет на нет все мои старания в области самосовершенствования и самообразования. Передача третьим лицам права распоряжаться мной в агрессивных и насильственных целях несомненно уничтожит весь мой внутренний мир.» (Александр Габов)

 

4. «Я не могу служить в армии, потому что не готов выполнять беспрекословно приказы военачальников и властей. К примеру, если сегодня наша страна участвует в войне, обороняясь от агрессора, то завтра может сама стать агрессором (это касается любой страны в принципе), и в данном случае я не могу быть на стороне своей страны. Я отказался бы участвовать в подавлении национально-освободительного восстания в Польше в 1863-64 гг., в нападении на Польшу 17 сентября 1939 г., в нападении на Финляндию в 1939 г., в расстреле польских офицеров и солдат в Катыни в 1940 г., во вторжении советских войск в Венгрию в 1956 г., в Чехословакию в 1968 г. и т.п.» (Станислав Гасилин )

 

  1. «Помимо того, что служба в армии в наше время небезопасна, также она не является тем важным делом, на которое действительно можно выделить целый год своей жизни. Как известно, время - невосполнимый ресурс, поэтому я считаю важным правильно расставлять приоритеты, что способствует его экономии и пользе в достижении своих истинных целей.
    Служба в армии, не входит в их список, потому что включает в себя учение о насилии, как о способе разрешения конфликтов, так о доказательстве своей правоты. Любая ситуация, как бы ни казалась безвыходной, имеет своё гуманное решение. Все люди-братья. У каждого нашего поступка есть причины, с которыми нужно считаться, анализировать каждый мотив, который совершаем мы сами и наши близкие. Уважая интересы окружающих, и защищая свои, мы создаём баланс, гармонию, основу для всеобщего единства, развития всемирного прогресса. Я очень надеюсь, что настанет время, когда человечество перестанет производить оружие, утилизирует его остатки. Сотрёт границы государств. Направит своё развитие на сохранение окружающего мира. Создаст гармонию как внутри общества, так и с окружающим миром…» (Михаил Герцев)

 

 

  1. Один из моих друзей недавно вернулся после несения военной службы. Время несения службы он проводил таким образом: утром вместе со служебной собакой отправлялся в лес, привязывал собаку, а сам спал. По моему мнению, такая служба – пустая трата времени. (Александр Головин )

 

  1. «Самым главным в жизни, на мой взгляд, является семья. Если каждая семья будет крепкой, благополучной, то и государство будет таким. А чтобы семья стала такой, нужно, чтобы близкие люди видели внимание к себе, чувствовали поддержку, чтобы им было на кого рассчитывать, было кого попросить о помощи, самое главное, никто не должен думать о том, что останется одиноким. Я живу с мамой. У нее имеются заболевания – гипертония II степени и ревматоидный артрит. Несмотря на это, мама много работает. Она дала мне возможность получить высшее образование. И я полагаю, что, являясь единственным мужчиной в семье, я должен защищать, прежде всего, ее и помогать ей. Я не смогу реализовать это, находясь на военной службе, но вполне могу следовать своему убеждению, проходя альтернативную гражданскую службу». (Александр Головин)

 

  1. «…неприемлемым считаю общение на сленге, содержащем матерные слова, а так же слова, относящиеся к жаргону, хамству, ругательству, брани и неприличию вообще. Мне известно, что это в действительной военной службе присутствует. Я убеждён в том, что человек должен иметь полное право пользоваться теми ресурсами знаний и просвещения, которые делают его более образованным и развитым как интеллектуально, так и духовно. А на основании подчинения вышестоящему должностному лицу при прохождении действительной военной службы этим правом военнослужащий фактически не обладает. Кроме этого я убеждён в том, что человек должен иметь полное право на свободное перемещение, на гигиенические процедуры и продукты питания в полном объёме и разнообразии без какого-либо отрицательного влияния со стороны действующей военной службы. …полагаю, что действительная военная служба ломает личность военнослужащего и его психическое состояние, портит его психическое и физиологическое здоровье, делает его жестоким и замкнутым…Считаю, что …действительная военная служба угрожает национальной безопасности государства в лице общества и ведёт к деградации нашего общества, в особенности молодого поколения юношей и мужчин». (Артур Григорян, Петрозаводск)

 

  1. «Я в корне не согласен с понятием «призыв». Гражданам в период 18-27 лет нужно получать навыки для дальнейшей работы, строить карьеру, основывать семью. Вместо этого их забирают, многих насильно, для т.н. защиты родины. Инженеры теряют квалификацию, не имеют на период службы возможности получать информацию о новых методах и технологиях по своей специальности. Вместо развития они получают деградацию …Профессиональным солдатом он не станет за год службы, …но год он теряет, год инженерной практики. Что он получил за этот год? Побои, унижения, год в отрыве от родных и денежное довольствие, которое кроме смеха ничего не вызывает…Помимо этого служба в ВС уже давно стала из почетной обязанности позорное и унизительное бремя». (Андрей Громов )

 

  1. «За последние несколько месяцев произошел ряд событий, коренным образом изменивших мое отношение к стране и государству, в том числе я стал совершенно четко различать эти два понятия. Страна — это люди и территория, государство — это аппарат власти. И на мой взгляд нашу страну нужно защищать от этого государства, от нынешнего тоталитарного режима. Для таких убеждений есть ряд оснований…Статья 31 Конституции РФ, гарантирующая свободу мирных собраний, не работает, власти всеми силами стремятся подавить это демократическое право, не согласовывают митинги, используют милицию и внутренние войска МВД для разгона демонстраций…» (Андрей Громов)

 

  1. Для меня служба в вооружённых силах - бессмысленная потеря времени.
    Я думаю, что из меня получился бы плохой солдат, потому что по психологическому типу я не воин. Я бы не смог выполнять приказы, побуждающие насилие, а также жить по команде. Я воспитывался в семье, где никто не принуждал меня делать что-либо против моей воли. Со мной всегда советовались и уважали меня, как личность. И я с детства убедился в том, что нельзя человека принуждать делать что-то против его воли. Также я считаю, что принудительный призыв, это пережиток прошлого и инструмент коррупции, И было бы разумнее, если бы армия стала контрактной. Тогда у каждого гражданина появился бы выбор. Но я бы и в контрактную армию не пошёл, потому что я твёрдо убеждён, что армия в любом виде, это не моё предназначение,
    (Евгений Гуска)

 

 

  1. Несомненно, способность принимать решение предвидя последствия своих действий наделяет человека некоторой мерой свободы по отношению к внешним факторам. Но объем и полнота этой свободы определяется его личностными качествами и способностью занять активную позицию и отстаивать ее. Подлинно свободная личность не просто принимает факт сосуществования свободы с необходимостью, но способна подняться над последней. Свободная личность противостоит бездумному, слепому подчинению, выбирает собственный путь. (Александр Горбачев)

 


  1. - «не потребляю продуктов животного происхождения.
    Будь то еда или одежда. Считаю что использование живых существ в пищу и т.п. неэтично. Считаю причинение вреда либо убийство живых существ, в случае если другого выхода нет, возможным только при самозащите. Также возможна ситуация когда мои взгляды на те или иные вещи могут расходиться со взглядами вышестоящих лиц. Здесь может возникнуть дилемма либо выполнить приказ поступившись своими принципами, либо не выполнить и понести соответствующее наказание». Для того чтобы понять что кому- то бывает плохо если над ним совершаются определенные действия, не обязательно читать книги или слушать кого- то, достаточно наблюдательности и эмпатии. С помощью этих средств в какой- то момент жизни я пришел к выводу что животным не очень приятно когда их убивают (что же говорить о человеке) на основании этого я отказался от продуктов животного происхождения.
    К сложившейся армейской системе и некоторым другим государственным структурам у меня возникло недоверие». ( Вячеслав Дмитриев)

 

  1. Военная машина подразумевает жёсткие иерархические отношения, а это препятствует свободному развитию человека, что, по-моему, недопустимо. Армия как государственный механизм может быть втянута в грязные политические интриги с другими государствами, а участвовать в решении подобных конфликтов я не собираюсь. Армию могут использовать для подавления социальных конфликтов внутри самого государства, а сражаться с безоружным гражданским населением я считаю недопустимым. (Алексей Железников)

 

 

  1. Кроме этого занимаюсь научной деятельностью связанной с сохранением памятников архитектуры, а также вопросами сохранения культурного наследия, являюсь членом ВООПИК (Всероссийского Общества по Охране Памятников Истории и Культуры). Моя деятельность требует созидательных и творческих качеств и не может быть соотнесена с прохождением воинской службы. Я думаю, что военная служба поставит под сомнение и не даст развиваться тем личным и профессиональным качествам, которыми я обладаю и развиваю более девяти лет, сначала учась в ВУЗе, а затем в аспирантуре. Я полагаю, что каждый человек вправе самостоятельно выбирать свой род деятельности. (Тимофеев Антон, Калининский р-н)

 

  1. Я считаю, что никакая война не может быть правомерной ни при каких обстоятельствах, а человекоубийство не есть способ решения каких-либо конфликтов, поэтому для меня является недопустимым обучение убивать, а также способствовать, содействовать этому каким-либо образом. Я расцениваю войну, как легализованное убийство, и отказываюсь быть частью этой системы. Я являюсь противником насилия и решения проблем силовым путем. Полагаю, что человеческая личность и её свобода являются высшей ценностью, а беспрекословное подчинение приказам, предполагаемое в армии, и строгий распорядок, жесткий режим, устав, ущемляют свободу личности, подавляют её индивидуальность. Я не приемлю превосходство одного человека над другим, так как считаю, что все люди равны между собой. Я уверен, что развитие общества должно происходить через культурный рост, просвещение, науку; человеческая деятельность должна быть созидательной. (Александр Елизаров, Петроградский район)
  2. «В период моего нахождения на сборном пункте города Санкт-Петербурга, я наблюдал отношение офицеров, которые должны сопровождать солдат до места несения ими военной службы, к солдатам новобранцам. Они нецензурно оскорбляли парней, при этом это происходило на глазах у других призывников. Такое отношение со стороны офицеров, несомненно, унижает человеческое достоинство молодых солдат. На мой взгляд, если такое происходит на сборном пункте, то в воинской части всё может обстоять гораздо хуже. Я уверен, что такое отношение к солдатам со стороны офицеров негативно сказывается на их взаимоотношениях, что в итоге приводит к подрыву обороноспособности Российской армии. Подкрепили и до конца сформировали мои убеждения просмотры видеоматериалов c сервиса “YouTube”, в частности видео, которые предоставляет сайт по запросу “дедовщина”. Я полагаю, что служба в армии, которая не в состоянии обеспечить безопасность своих солдат в мирное время – не приемлема».

(Дмитрий Сапожников, Выборгский район)

 

· Л.Н.Толстой. Патриотизм или мир (1896)

Журнал "Толстовский Листок/Запрещенный Толстой", выпуск третий, издательство "АВИКО ПРЕСС", Москва, 1993.

 

Милостивый государь,

 

Вы пишите мне о том, чтобы я высказался по случаю Северо-Американских Штатов с Англией "в интересах христианской последовательности и истинного мира", и выражаете надежду, "что народы скоро проснутся к единственному средству обеспечить международный мир".

Я питаю ту же надежду. Питаю эту надежду потому, что ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма--войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся.

Часто, когда спрашиваешь у детей, что они выбирают из двух несовместимых вещей, но которых им обеих очень хочется, они отвечают: и того и другого. Что хочешь: ехать кататься или дома играть? И ехать кататься и дома играть.

Точно так же отвечают нам христианские народы на поставленныйим жизнью вопрос: что они выбирают из двух: патриотизм или мир? Они отвечают: и патриотизм и мир, хотя соединить патриотизм и мир так же невозможно, как в одно и то же время ехать кататься и оставаться дома.

На днях между Северо-Американскими Штатами и Англией произошло столкновение из-за границ Венецуэлы. Сольсбери на что-то не согласился, Кливеленд написал послание в сенат, с обеих сторон раздались патриотические, воинственные возгласы, на бирже произошла паника, люди потеряли миллионы фунтов и долларов, Эдиссон объявил, что он выдумает такие снаряды, которыми можно будет в час убивать больше людей, чем убил Аттила во все свои войны, и оба народа стали энергически готовиться к войне. Но оттого ли, что одновременно с этими приготовлениями к войне как в Англии, так и в Америке разные литераторы, принцы и государственные люди стали увещевать правительства обоих народов о том, чтобы они воздержались от войны, что предмет раздора недостаточно важен для того, чтобы начинать войну, в особенности между двумя родственными, говорящими на одном языке, англо-саксонскими народами, которые должны не воевать между собою, а спокойно властвовать над другими. Или оттого, что об этом молились и читали проповеди в своих церквах всякого рода епископы и архидьяконы, каноники, или оттого, что та и другая сторона не считали себя еще готовыми, но случилось так, что войны на этот раз не будет. И люди успокоились.

Но ведь надо иметь слишком мало реrspicacitе (проницательности) для того, чтобы не видеть того, что причины, которые привели теперь к столкновению между Англией и Америкой, остались те же, и что если теперешнее столкновение и разрешится без войны, то неизбежно завтра, послезавтра явятся другие столкновения между Англией и Америкой, и Англией и Германией, и Англией и Россией, и Англией и Турцией во всех возможных перемещениях, как они и возникают ежедневно, и какое-нибудь из них неизбежно приведет к войне.

Ведь если живут рядом два вооруженные человека, которым с детства внушено, что могущество, богатство и слава суть высшие добродетели и что потому приобретать могущество, богатство и славу оружием в ущерб другим соседним владетелям есть самое похвальное дело, и если при этом над этими людьми не стоит никакого ни нравственного, ни религиозного, ни государственного ограничения, то разве не очевидно, что такие люди будут всегда воевать, что нормальное отношениеих между собой будет война и что если такие люди, сцепившись, разошлись на время, то это они сделали только по французской пословице: роor mieux sauter, т.е. разбежались для того, чтобы лучше прыгнуть, с большим остервенением броситься друг на друга.

Страшен эгоизм частных людей, но эгоисты частной жизни не вооружены, не считают хорошим ни готовить, ни употреблять оружие против своих соперников; эгоизм частных людей находится под контролем и государственной власти и общественного мнения. Частного человека, который с оружием в руках отнимет у соседа корову или десятину посева, сейчас же возьмут полицейские и посадят в тюрьму. Кроме того, такого человека осудит общественное мнение, его назовут вором и грабителем. Совсем иное с государствами: все они вооружены, власти над ними нет никакой, кроме комических попыток поймать птицу, посыпав ей соли на хвост, попыток учреждения международных конгрессов, которые, очевидно, никогда не будут приняты могущественными (для того-то и вооруженными, чтобы не слушаться никого) государствами, и главное то, что общественное мнение, которое карает всякое насилие частного человека, восхваляет, возводит в добродетель патриотизма всякое присвоение чужого для увеличения могущества своего отечества.

За какое хотите время откройте газеты и всегда, всякую минуту вы увидите черную точку, причину возможной войны: то это будет Корея, то Памиры, то Африканские земли, то Абиссиния, то Армения, то Турция, то Венецуэла, то Трансвааль. Разбойничья работа ни на минуту не прекращается, и то здесь, то там не переставая идет маленькая война, как перестрелка в цепи, и настоящая, большая война всякую минуту может и должна начаться.

Если американец желает предпочтительного пред всеми другими народами величия и благоденствия Америки, и точно того же желает англичанин, и того же желает русский, и турок, и голландец, и абиссинец, и гражданин Венецуэлы и Трансвааля, и армянин, и поляк, и чех, и все они убеждены, что эти желания не только не надо скрывать и подавлять, но что этими желаниями можно гордиться и должно развивать их в себе и других, и если величие и благоденствие одной страны или народа не может быть приобретено иначе, как в ущерб другой или иногда и многих других стран и народов, то как же не быть войне. И потому для того, чтобы не было войны, нужно не читать проповеди и молиться богу о том, чтобы был мир, не уговаривать Еnglish speaking nations (нации, говорящие по-английски) быть в дружбе между собою, чтобы властвовать над другими народами, не составлять двойственный и тройственный союзы друг против друга, не женить принцев на принцессах других народов, а нужно уничтожить то, что производит войну. Производит же войну желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом. А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. --Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. -- Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоевано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоеванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоевывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный--патриотизм покоренных, угнетенных народов--армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия.

Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм может быть хороший, хотя это скорее можно бы было утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, патриотизм же чувство неестественное, искусственно привитое ему.

Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет. Говорить, что если патриотизм был благодетелен, соединяя людей в государства, как это было во времена его расцвета в Греции и Риме, то от этого патриотизм и теперь, после 1800 лет христианской жизни, так же благодетелен, все равно, что говорить, что так как пахота была полезна и благодетельна для поля перед посевом, то она так же будет благодетельна теперь, когда посев уже взошел.

Ведь хорошо бы было удерживать патриотизм в память той пользы, которую он когда-то принес людям, как хранят и удерживают люди старинные памятники храмов, гробниц и т.п. Но храмы стоят, не принося людям никакого вреда, патриотизм же не переставая производить неисчислимые бедствия.

Отчего страдают и режутся теперь и звереют армяне и турки? Отчего Англия и Россия, озабоченная каждая своей долей наследства после Турции, выжидают, а не прекращают армянские побоища? Отчего режутся абиссинцы и итальянцы? Отчего чуть не возникла страшная война из-за Венецуэлы, а теперь из-за Трансвааля? А Китайско-японская война, а Турецкая, а Германская, Французская? А озлобление покоренных народов: армян, поляков, ирландцев! А приготовления к войне всех народов? -- Все это плоды патриотизма. Моря крови пролиты из-за этого чувства и будут еще пролиты из-за него, если люди не освободятся от этого отжившего остатка старины.

Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово "космополитизм" бесповоротно опровергало все мои доводы.

Люди серьезные, старые, умные, добрые и, главное, стоящие как город на верху горы, люди, которые своим примером невольно руководят массами, делают вид, что законность и благодетельность патриотизма до такой степени очевидна и несомненна, что не стоит отвечать на легкомысленные и безумные нападки на это священное чувство, и большинство людей, с детства обманутое и зараженное патриотизмом, принимает это высокомерное молчание за самый убедительный довод и продолжает коснеть в своем невежестве.

И потому те люди, которые по своему положению могут избавить массы отих бедствий и не делают этого, -- совершают большой грех.

Самое ужасное зло в мире есть лицемерие. Недаром Христос один только раз прогневался, и это было против лицемерия фарисеев.

Но что было лицемерие фарисеев в сравнении с лицемерием нашего времени. В сравнении с нашими лицемеры-фарисеи были самые правдивые люди, иих искусство лицемерить в сравнении с искусством наших -- детская игрушка. И оно не может быть иначе. Вся наша жизнь с исповеданием христианства, учения смирения и любви, соединенная с жизнью вооруженного разбойничьего стана, не может быть ни чем иным, как сплошным, ужасным лицемерием. Оно очень удобно -- исповедывать такое учение, в котором: на одном конце христианская святость и потому непогрешимость, а другом -- языческий меч и виселица, так что, когда можно импонировать и обманывать святостью, пускается в ход святость, когда же обман не удается, пускается в ход меч и виселица. Такое ученье очень удобно, но приходит время, когда эта паутина лжи расползается и нельзя уже продолжать держаться того и другого и необходимо примкнуть к тому или другому. Это самое теперь наступает по отношению к учению о патриотизме.

Хотят или не хотят этого люди, вопрос ясно стоит перед человечеством: каким образом может тот патриотизм, от которого происходят неисчислимые как физические, так и нравственные страдания людей, -- быть нужным и быть добродетелью? И ответить на этот вопрос необходимо. Необходимо или показать, что патриотизм есть такое великое благо, что он выкупает все те страшные бедствия, какие он производит в человечестве, или признать, что патриотизм есть зло, которое не только не надо прививать и внушать людям, но от которого надо всеми силами стараться избавиться.

С' est a prendre ou a laisser, [хотите избавляйтесь, хотите не избавляйтесь] как говорят французы. Если патриотизм добро, то христианство, дающее мир, -- пустая мечта, и чем скорее искоренить это учение, тем лучше. Если же христианство действительно дает мир и мы действительно хотим мира, то патриотизм есть пережиток варварского времени, который не только не надо возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой. Если христианство истина и мы хотим жить в мире, то не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться ослаблению его и содействовать этому. Надо радоваться, когда от России отделяется Польша, Остзейский край, Финляндия, Армения; и англичанину радоваться тому же по отношению Ирландии, Австрии, Индии и других колоний и содействовать этому, потому что чем больше государство, тем злее и жесточе его патриотизм, тем на большем количестве страданий зиждется его могущество. И потому, если мы хотим действительно быть тем, что мы исповедуем, мы не только не должны, как теперь, желать увеличения своего государства, но желать уменьшения, ослабления его и всеми силами содействовать этому. И так и воспитывать молодые поколения. Должны воспитывать молодые поколения так, чтобы, как теперь стыдно молодому человеку проявлять свой грубый эгоизм, например, тем, чтобы съесть все, не оставив другим, столкнуть слабейшего с дороги, чтобы самому пройти, отнять силою то, что нужно другому-- так же бы было стыдно желать увеличения могущества своего отечества; и так же как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, так же бы считалось [глупым] восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, проповедях и глупых народных гимнах. Но надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны, ужасные, страшные войны, как те, к которым мы готовимся и в круг которых мы вводим теперь, развращая их своим патриотизмом, новых страшных бойцов Дальнего Востока.

Император Вильгельм, одно из самых комических лиц нашего времени, оратор, поэт, музыкант, драматург и живописец и, главное, патриот, нарисовал недавно картину, изображающую все народы Европы с мечами, стоящие на берегу моря и по указанию архангела Михаила смотрящие на сидящие вдалеке фигуры Будды в Конфуция. По намерению Вильгельма это должно означать то, что народы Европы должны соединиться, чтобы противостоять надвигающейся оттуда опасности. И он совершенно прав с своей отставшей на 1800 лет языческой, грубой, патриотической точкой зрения.

Европейские народи, забыв Христа во имя своего патриотизма, все больше и больше раздражали и научали патриотизму и войне эти мирные народы и теперь раздразнили их так, что действительно, если только Япония и Китай так же вполне забудут учение Будды и Конфуция, как мы забыли учение Христа, то скоро выучатся искусству убивать людей (этому скоро научаются, как и показала Япония) и, будучи бесстрашны, ловки, сильны и многочисленны, неизбежно очень скоро сделают из стран Европы, если только Европа не сумеет противопоставить чего-нибудь более сильного, чем оружие и выдумки Эдиссона, то, что страны Европы делают из Африки. "Ученик не бывает выше своего учителя, но и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лука, VI, 40).

На вопрос одного царька: сколько и как прибавить войска, чтобы победить один южный не покорявшийся ему народец, -- Конфуций отвечал: "уничтожь все твое войско, употреби то, что ты тратишь теперь на войско, на просвещение своего народа и на улучшение земледелия, и южный народец прогонит своего царька и без войны покорится твоей власти".

Так учил Конфуций, которого нам советуют бояться. Мы же, забыв учение Христа, отрекшись от него, хотим покорить народы силою и этим только приготовляем себе новых и более сильных врагов, чем наши соседи.

Один мой приятель, увидав картину Вильгельма, сказал: "Картина прекрасная. Только она означает совсем не то, что подписано. Она означает то, что архангел Михаил указывает всем правительствам Европы, изображенным в виде увешанных оружием разбойников, то, что погубит и уничтожит их, а именно: кротость Будды и разумность Конфуция". Он мог прибавить: "И смирение Лао-Тзе". И действительно, мы, благодаря своему лицемерию, до такой степени забыли Христа, вытравили из своей жизни все христианское, что учение Будды и Конфуция без сравнения стоят выше того зверского патриотизма, которым руководятся наши мнимо-христианские народы.

И потому спасение Европы и вообще христианского мира не в том, чтобы, как разбойники, обвешавшись мечами, как их изобразил Вильгельм, бросаться убивать своих братьев за морем, а напротив, в том, чтобы отказаться от пережитка варварских времен -- патриотизма и, отказавшись от него, снять оружие и показать восточным народам не пример дикого патриотизма и зверства, а пример братской жизни, которой мы научены Христом.

Москва. 5 января 1896.

 

 

· Максимилиан Волошин. 1916.
Сам Волошин дважды отказался служить в армии. В 1916 г., когда его призвали на военную службу в качестве "ратника ополчения 2-го разряда", он написал военному министру: "Я отказываюсь быть солдатом, как европеец, как художник, как поэт: как европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участие в братоубийственной и междоусобной войне, каковы бы ни были ее причины. Ответственен не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает. Наивным же формулам, что это война за уничтожение войны, я не верю... Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, так как поражение на физическом плане есть победа на духовном, — не может быть солдатом" (Т. А. Павлова "ВСЕОБЩИЙ ПРИМИРИТЕЛЬ" (Тема войны, насилия и революции в творчестве М. Волошина) С. 251 // Долгий путь российского пацифизма. М,1997.