Парадные мечи сирадати и куродзукури-но тати

Парадные мечи хосодати

Церемониальные мечи кэнукигата-но тати

Книга «Хонтё Гункико» (XVII в.) дает нам богатейшие познания о церемониальном японском оружии разных периодов. Интересный вид ранних парадных мечей мы находим там среди описаний древних мечей знати. Это мечи «кэнукигата-но тати» (в переводе «меч, формой напоминающий щипчики для выщипывания бровей – кэнуки»). Кэнукигата-но тати – не кинжалы, а настоящие длинные мечи, достаточно редкие, потому что их было отковано очень мало, а сохранилось еще меньше. Почему он итак называются? Рукоять такого меча выполнялась из полосы железа целиком вместе с клинком. В середине рукояти отковывалось продольное отверстие, напоминавшее косметические щипчики кэнуки. Отсюда и это метафорическое название.

Самый древний и хорошо сохранившийся парадный кэнукигата-но принадлежит семье Фудзивара и сохраняется в Касуга, фамильном синтоистском святилище в городе Нара. Это изящный клинок с ножнами, лакированными драгоценным лаком маки-э с фигурками воробьев среди бамбука, сделанными из перламутра. Практически того же возраста меч сохраняется в святилище Исэ в префектуре Миэ. Этот клинок в превосходном состоянии (даже сохранились ножны, обитые алой парчой). Он тоже изначально ковался для семьи Фудзивара и в X веке принадлежал главе клана по имени Тавара Тота Хидэсато.

Еще два богато украшенных церемониальных кэнукигата-но тати, в менее хорошем состоянии (отсутствуют оправы, значительные повреждения) находятся в Тэммангу в Дадзайфу и в храме на острове Тикубу на озере Бива. Эти мечи когда-то принадлежали сановникам Сугавара Митидзанэ (845-903 гг.) и Тайра Цунэмори (1125-1185 гг.).

Хосодати (узкий тати) – это популярная форма церемониального меча в средневековой Японии. Крепились такие парадные тати к поясу при помощи шнуров обитори, продетых сквозь отверстия в двух крупных муфтах, надетых на ножны, и называющихся ямагатаканамоно («деталь, формой похожая на гору»).

Хосодати были лидерами во всей японской «оружейной истории» по количеству и богатству украшений, это настоящие игрушки, в которых мастерство кузнеца остается глубоко в тени по сравнению с мастерством ювелира. Клинки у таких мечей обычно делались никудышными, но вот внешность! Цуба этих мечей была классической, но при этом имела боковые фигурные петли, богато гравированные, золоченые, а иногда и вовсе из чистого золота. Шнуры для ношения хосодати и другие детали украшения мечей имели строгую цветовую символику, в зависимости от социального положения владельца. Книга «Хонтё Гункико» (XVII в.) отлично описывает строгую иерархию оправ таких клинков.

Хосодати, как следует из этого источника, нужно было надевать в присутствии императора по торжественным случаям, таким как: выезд правителя из дворца на праздник Риндзи-но Мацури, участие в праздниках Сэцуэ, Гиоко и празднике очищения Гокэй. Знать использовала эти мечи как элемент парадного костюма вплоть до периода Муромати (1392-1572 гг.)

Период Муромати дал японскому оружейному искусству целых ряд стилей красивых парадных мечей. Так, при выходе на публику знать использовала в своем костюме церемониальный меч сирадати (переводится как «белый тати»).

Почему этот меч так назывался? Сирадати имел классическую оправу из хорошо отполированного чистого серебра, и выглядел сияюще-белым. Согласно этикету, эти мечи могли носить лишь представители знати пятого ранга и выше. Противоположностью сирадати являлся «черный тати», или по-японски куродзукури-но тати. Свита боле низких рангов должна была вся появляться на торжественных мероприятиях, вооруженная такими мечами. Куродзукури-но тати имел блестящие ножны, покрытые слоем черного лака, рукоять самэ, также покрытую черным лаком, и металлические детали из черно-фиолетового сплава сякудо.

Роскошь этих мечей подчеркивали золоченые мэнуки (украшения рукояти) и кожаные ремни подвески обитори с давлеными силуэтами ирисов («сёбу-кава» или кожа с ирисами).