Модуль 4. Прохождение военной службы по призыву.

Модуль 4. Прохождение военной службы по призыву

Порядок (ритуал) проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту, т.е. когда он достиг предельного возраста пребывания на военной службе, а также по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья или другим причинам.

Проводы военнослужащих, честно отслуживших установленный срок, в запас или отставку проходят в торжественной обста­новке. На них могут приглашаться ветераны воинской части, военнослужащие других воинских частей, представители общественности и члены семей военнослужащих.

Для проводов уволенных военнослужащих воинская часть выстраивается в пешем строю в повседневной форме одежды. По решению командира воинской части может быть вынесено Боевое Знамя части.

После построения, встречи командира воинской части и вы­носа Боевого Знамени уволенные военнослужащие по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 20—40 м перед строем части, а затем по команде командира смыкаются к середине.

Начальник штаба воинской части объявляет приказ об увольнении военнослужащих и о поощрении наиболее отличившихся. Награждение производится командиром воинской части. После этого предоставляется слово нескольким военнослужащим.

Командир воинской части благодарит военнослужащих за службу, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.

Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем перед строем уволенных военнослужащих.

 

Призыв на военную службу.

Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, распределение времени и повседневный порядок. Содержание помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды. Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

2. Альтернативная гражданская служба

 

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы. Она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований воинской дисциплины. Главной задачей военной службы является постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита территории РФ. Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности.

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым гражданином Военной присяги. Граждане принимают Военную присягу на верность своей Родине — Российской Федерации.

Отличительной чертой военной службы является высокая степень обязательности и ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.

За нарушения, допущенные при исполнении служебных обязанностей или уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения к гражданам, состоящим на государственной службе.

Наиболее характерной особенностью военной службы является беспрекословность служебного подчинения.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.

Отличительной чертой военной службы также является установление взаимоотношений между военнослужащими, которые по степени подчиненности характеризуются как по должности, так и по возможному званию.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками.

По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: маршал Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и младшие офицеры. Сержанты и старшины являются начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.

Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, касающимися обороны государства.

Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается прежде всего на Конституции Российской Федерации.

Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 59). Главой государства является Президент Российской Федерации. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу, в которой клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу (статьи 80, 82).

Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации дано право:

- формировать и возглавлять Совет безопасности РФ;

- утверждать военную доктрину РФ;

- назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (статья 83).

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение (статья 87).

Меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности осуществляет Правительство Российской Федерации (статья 114).

На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются правовые вопросы, касающиеся обороны и военного строительства. Базовым правовым актом военного законодательства является Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», в котором определены:

- основы и организация обороны;

- полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны;

- функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны;

- предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;

- основные положения — состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;

- положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.

Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» определяет права, обязанности и ответственность военнослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослужащих.

Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определен в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

 

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и обще воинские. Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и дол­жностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Воору­женных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооружен­ных Сил Российской Федерации.