Пассивная оборона

Контракты Министерства обороны

Стратегия закупок Министерства обороны состоит в ускорении размещения заказов, которые удовлетворили бы потребности американского военного ведомства в недостающих средствах, равно как и заказов на проведение НИОКР с целью повышения возможностей ВС США по противодействию распространению ОМП, если имеющиеся системы и технологии для этого недостаточно эффективны. Общее руководство и координацию размещения контрактов осуществляет в аппарате министра обороны заместитель министра по вопросам атомной энергии. Он же осуществляет общее руководство программами защиты от химического и биологического оружия.

В частности, бюджетный запрос администрации Буша на 2004 финансовый год, представленный на рассмотрение Конгресса, предусматривает выделение 1,3 миллиарда долларов для программ по ядерному нераспространению Департамента энергетики США – на 312 миллионов долларов больше, чем было ассигновано на реализацию этих программ на 2003 финансовый год. При этом средства на другие программы, подлежащие реализации вне пределов территории США, будут сокращены. Так, в число программ, чье финансирование должно быть урезано или приостановлено в соответствии с бюджетным запросом Буша на 2004 финансовый год, попала международная программа Департамента энергетики по «Защите Ядерных Материалов, Сотрудничеству и Учету» (Materials Protection, Cooperation & Accounting или MPC&A): 226 миллионов долларов по сравнению 227 миллионами долларов в 2003 году. Это первоочередная программа, направленная на обеспечение мер по повышению уровня безопасности хранилищ, где содержатся запасы ядерных материалов России и других бывших советских республик.

Вместе с тем значительная прибавка в финансировании предусматривается после перераспределения средств MPC&A для проектов в области предотвращения ядерной контрабанды и попадания заброшенных источников радиации в руки террористов, которые могут использовать их для изготовления так называемых «грязных» бомб. Примерно 19,7 миллионов долларов, включая надбавку в 21% по сравнению с бюджетом на 2003 финансовый год, будут потрачены на поиск, ликвидацию или отправку на надежное хранение радиоактивных батарей и других источников радиации, которые террористы могут употребить в «грязных» бомбах. Бюджет на проекты по конверсии ядерных материалов оружейного уровня в материалы, непригодные для производства оружия, а также на проекты по передислокации оружейных ядерных материалов с распределением их по меньшему количеству хранилищ с целью более надежного экологического мониторинга вырастет с 27 миллионов до 31 миллиона долларов.

Еще одна программа Департамента энергетики, программа «Вторая Линия Защиты» (Second Line of Defense), которая занимается обеспечением оборудования для отслеживания ядерной контрабанды, а также повышением квалификации и тренировочными курсами для работников таможен и офицеров пограничных войск, получит в предложенном на 2004 год бюджете финансирование в размере 24 миллионов долларов – столько же, сколько было выделено на эту программу в 2003 финансовом году.

Большое внимание уделяется, кроме того, финансированию систем пассивной, активной обороны и обеспечению силовых мер.

Следует отметить, что описанные ниже программы представляют собой разрабатываемые, новые и текущие проекты, а также новые инициативы, имеющие прямое отношение к противодействию распространения ОМП. Сюда не включены программы контрактов министерства обороны, обеспечивающие общие потребности вооруженных сил наряду с задачами противодействия распространению.

По указанию Конгресса министерство обороны учредило Единую программу по химической и биологической обороне под общим руководством заместителя министра по вопросам атомной энергии. Он же осуществляет руководство Объединенным отделом планирования программ биологической обороны, созданным для надзора за размещением и выполнением важных контрактов по программам биологической обороны, в том числе за производством вакцин от БО и программой обнаружения агентов БО на поле боя.

Пассивная оборона включает защиту от последствий применения ОМП, в т.ч. предотвращение заражения (разведка, обнаружение и предупреждение), защиту личного состава (индивидуальную, коллективную, медицинскую помощь) и дезактивацию.

В области предотвращения заражения разрабатываются сенсоры для объединенных оперативных групп, мобильные разведывательные средства и системы, способные обнаруживать множественные компоненты БО и ХО и распознавать их новые виды. Передовая технология должна быть использована в целях дальнего обнаружения, миниатюризации, удобства обслуживания и способности к обнаружению БО.

В области защиты личного состава по единой программе разрабатывается улучшенная система противогаза и защитной одежды, которая станет легче, уменьшит тепловой стресс и нагрузку от используемых сейчас дополнительных приспособлений. Исследования в медицинской области имеют целью улучшение профилактики, лечения, противоядий и вакцин, а также совершенствование системы эвакуации и лечения раненых. Кроме того, разрабатываются легкие убежища от БО и ХО и единая технология коллективной защиты.

Для дегазации и дезактивации разрабатываются модульные системы. Отрабатывается передовая технология сорбентов, пленочных покрытий и физического удаления. Программа защиты от ОМП включает проекты по защите живой силы от воздействия ядерного и радиологического оружия, в т.ч. средств обнаружения и предупреждения, индивидуальной и коллективной защиты, оперативной медицинской помощи и дезактивации. В дополнение к этой деятельности по Программе поддержки нераспространения ведется работа по ускорению ввода в строй важных систем, предусмотренных существующими программами. В частности, ее действия направлены на:

1) ускорение (на 6 лет) разработки безопасного для глаз инфракрасного лидара (лазерного прибора обнаружения) дальнего действия для обеспечения обнаружения и предупреждения о применении БО и ХО;

2) исследование возможностей обнаружения и распознания биологических агентов по их флуоресцентному спектру с помощью ультрафиолетового многочастотного лазера;

3) разработку миниатюризированных детекторов БО и ХО повышенной чувствительности, годных для установки на беспилотных летательных аппаратах;

4) ускорение (за 2 года) закупок усовершенствованной защитной одежды и оборудования коллективной защиты;

5) разработку дополнительных методов дегазации и дезактивации;

6) повышение теоретических знаний и отработку на учениях задач противостояния ОМП в условиях, приближенных к боевым.

Управление ядерных боеприпасов МО и подчиненные министерства видов вооруженных сил также проводят свои программы пассивной обороны. Программа радиологического контроля Министерства ВМС обеспечивает НИОКР по системам радиологического мониторинга для ВМС и Корпуса морской пехоты. По программе Министерства армии на полигоне Дагуэй (Dugway), штат Юта, проводятся испытания систем биологической и химической защиты, а также программы выживаемости систем оружия в ядерной войне.