Военное планирование и операции

Политические действия

Общие положения

Одна из основных задач защиты от распространения состоит в том, чтобы убедить страны, вступившие или готовые вступить на путь приобретения систем химического, биологического и ядерного оружия и связанных с ним технологий ОМП, что этот вид вооружений не представляет для них никакой ценности, т.к. США и их партнеры по коалиции сведут на нет или ограничат политическую и военную пользу от применения ОМП. К тому же США и силы коалиции способны нанести этим странам ущерб, несравнимый с кажущимися преимуществами применения ОМП.

Как полагают американские исследователи, не существует простого ответа в вопросе распространения ОМП и средств его доставки. Как и в каждой новой инициативе важно соблюсти равновесие между тщательным поэтапным планированием и оперативной реакцией для решения давно существующих проблем. Американскими военными экспертами был проведен всесторонний анализ действий и функций вооруженных сил, необходимых для реализации практических мероприятий, препятствующих процессу распространения ОМП. Оценки МО США были сопоставлены с результатами других аналитических исследований, проведенных по указанию Конгресса. В результате чего были внесены изменения и дополнения прежде всего в структуру военных заказов МО. Меры, которые США планируют реализовать и уже реализуют по практическому противодействию распространения ОМП, можно разделить на следующие пять основных групп:

– политические действия;

– военное планирование и военные операции;

– оборонный заказ;

– разведывательное обеспечение;

– международное сотрудничество.

Стратегия национальной безопасности США, представленная администрацией президента Джорджа Буша-младшего в сентябре 2002 года, его политические заявления на всем протяжении его срока пребывания у власти, практические шаги США на международной арене и последнее обращение президента США к нации являются основой для достижения консенсуса внутри страны и между союзниками в отношении целей борьбы с процессом распространения ОМП.

Руководство министерства обороны полагает, что распространение само по себе не является уникальным краткосрочным явлением и поэтому должно учитываться в повседневной деятельности военного ведомства. В этой связи на заместителя министра по вопросам политики и международной безопасности была возложена обязанность за разработку и осуществление деятельности МО в области нераспространения. Защита от распространения ОМП основывается на помощи и использовании ресурсов других программ ведомства, таких как стратегическая и тактическая разведка, изучение возможных районов боевых действий, силовые средства, активная оборона, пассивная оборона, противодействие скрытым и террористическим угрозам.

Одной из задач МО США по предотвращению распространения ОМП является интеграция проблем распространения в процесс планирования МО. Согласно директиве заместителя министра обороны по вопросам политики и международной безопасности, председатель ОКНШ обязал командующих объединенными командованиями при планировании боевой деятельности подчиненных им частей и соединений учитывать факторы противодействия распространению ОМП в зонах их ответственности.

Еще в мае 1995 г. задача по противодействию распространению ОМП в мире была официально признана военно-политическим руководством США как боевая задача. В соответствии с этим были внесены изменения и дополнения в Единую систему планирования по вооруженным силам США[24]. Задача противостоять распространению ОМП была поручена тем объединенным командованиям[25], в обязанности которых входит защита национальных интересов США за океаном, где распространение действительно имеет место и угрожает национальным интересам США. В результате того, что противодействие распространению рассматривается как военная задача, была проведена оптимизация взаимодействия между вспомогательными и объединенными командованиями, разработаны специальные концепции совместных действий и установлены особые отношения между командующими объединенными командованиями, разведывательным сообществом США и другими государственными ведомствами, способными оказывать помощь вооруженным силам в успешных действиях против противника, располагающего или могущего располагать ОМП.

По заданию ОКНШ соответствующими службами МО разрабатывается Совместная оценка боеготовности (СОБ), в которой анализируется готовность вооруженных сил к решению боевых задач в новых условиях обеспечения глобальной безопасности. В разрабатываемом документе сформулировано девять основных задач, готовность ВС к решению которых подлежит тщательной оценке. Исходя из общенациональных целей, сформулированных президентом США в Стратегии национальной безопасности, определяются военные задачи и потребности, оцениваются возможности и разрабатываются программы обеспечения потребностей.

Планирующие структуры ОКНШ работают с объединенными командованиями по уточнению приоритетных задач противодействия распространению ОМП и наращивания сил, необходимых для решения боевых задач. Разработан перечень недостающих средств для оказания противодействия угрозе ОМП. Объединенные командования ставят на первое место операции, в которых за короткое время можно оказать на противника наиболее мощное силовое воздействие, развернув соответствующие средства.

Основным приоритетом действий объединенных командований в области борьбы с распространением ОМП являются технические средства химической и биологической разведки для обнаружения и распознавания потенциальной угрозы применения химического (ХО) и биологического оружия (БО), особенно на больших расстояниях.

Обнаружение и распознавание – элементы пассивной обороны. Широкий диапазон видов ХО и БО требует такого же набора защитных мер для заблаговременного предупреждения войск о возможном нападении. Другой приоритетной задачей является возможность борьбы со средствами доставки ОМП и прежде всего борьба с баллистическими ракетами. Задача перехвата МБР продолжает оставаться важной, но распространение технологии по производству этих ракет[26] ставит перед военными планирующими инстанциями новые задачи. С точки зрения американских специалистов, возможности по перехвату носителей относятся к элементам активной обороны. При этом надо учитывать, что баллистическая ракета на сегодняшний день – одна из чрезвычайно эффективных систем доставки ОМП.

Следующей важной задачей является совершенствование возможностей вооруженных сил США по выявлению, распознанию и поражению защищенных объектов, относящихся к производству, хранению и защите средств доставки ОМП. В ответ на применение в войне в зоне Персидского залива высокоточного американского оружия претенденты на обладание ОМП все шире используют подземные и высокозащищенные объекты. С точки зрения американских военных, способность ВС США наносить поражение этим объектам относится к силовым мерам.

Для качественного решения задач по противодействию распространению ОМП главнокомандующим объединенными командованиями, как полагают в США, требуются дополнительные средства пассивной обороны для успешных действий в условиях наличия у противника ОМП.

Военно-политическое руководство США полагает, что в случае очевидной демонстрации, как это происходит сегодня с Ираном и другими странами ближневосточного региона, претендентами на обладание ОМП, что факт обладания ОМП и средствами его доставки не принесет им ожидаемого результата и вынудит их воздержаться от приобретения или применения ОМП. И этого можно добиться средствами как пассивной, так и активной обороны, обеспечивающими возможность ведения боевых и специальных операций.

Уничтожение наземной инфраструктуры ОМП на территории страны, обладающей или могущей обладать этим оружием, включая производственный потенциал, запасы этого оружия на складах и средств доставки, также ставит перед объединенными командованиями ВС США ряд уникальных проблем. Одна из них – побочные эффекты, такие как распыление материалов ОМП после поражения цели, например, иранского ядерного реактора. Поэтому перед американцами стоит вопрос совершенствования способности прогнозирования и минимизации опасных последствий таких побочных эффектов. К этой же категории потребностей принадлежит и разработка новых средств для нейтрализации биологических агентов, химических ОВ и радиологического оружия, так как собственно поражение ракеты-носителя может оказаться только прологом к большой проблеме, если биологические агенты, химические ОВ или радиоактивные материалы будут при этом распылены над территорией США, Израиля или сил коалиции. Другие потребности объединенных командований состоят в повышении их возможностей по использованию современных технических средств разведки, а так же нацеливание сил специального назначения и агентурных сетей на выявление маршрутов перемещения ОМП с целью их сокрытия или продажи, а также повышение возможностей быстрого поражения мобильных наземных целей при перемещении противником ОМП или его элементов.