Никто не укроется от Бога.

Помощь Божия и желание человека -- должны совпадать.

Рассуждение св. Амвросия.

Разъяснение блаж. Иеронима.

Недоумение о Сауле.

При этом сам собою рождается вопрос: для чего было угодно Богу помазать на царство Саула, о котором Бог предвидел, что он впоследствии впадет в нечестие и бедственно окончит жизнь свою?

 

Вместо прямого ответа я предложу свои вопросы: Зачем Бог создал в благодати Своей ангелов, о которых Ему было известно наперед, что они воспротивятся Богу, и будут на веки вечные отвержены Им за грех, и будут мучиться в геенне? Зачем поселил Бог Адама в райском жилище, когда знал Бог, что Адам недолго проживёт в раю и будет изгнан из него? Ради чего Христос причислил к Апостольскому лику Иуду Искариотскаго, о котором наперед знал, что он сделается Его предателем? Для чего предпослал Христос Своих Апостолов в Самарянское селение, зная наперёд, что они там не будут приняты? Какая причина таких перемен в Божиих определениях? Но таких дел найдешь тысячи.

 

Блаж. Иероним так отвечает на подобные вопросы: "Хочешь узнать причину таких перемен? Вот она: Бог судит не будущие поступки, Бог судит – только настоящие,и никого не осуждает по Своему предведению, хотя и знает, что хороший человек в настоящее время впоследствии переменится в негодного и злого; при всём этом, по Своему милосердию, поставляет его в положение такое, какого он заслуживает в настоящее время, и таким образом даёт ему силу, на случай его падения, к обращению на истинный путь чрез покаяние. Не потому согрешил Адам, что Бог предвидел его согрешение, но потому и предвидел Бог это, что Адам по своей свободной воле имеет согрешить".

 

Подобно сему рассуждает св. Амвросий. "Не потому Адам согрешил, что получил заповедь, или Иуда, что был избран в апостолы, ибо не возложил Бог на них необходимости: одному - преступить заповедь, а другому - сделаться предателем. Оба они, если бы сохранили свято свои обязанности, могли бы удержать себя от греха. Те, о которых знает Бог, что станут вести жизнь добродетельную, вначале часто бывают злыми; а те, о которых Он знает, что будут грешить и сделаются злыми, сначала бывают добрыми. Стоишь ты теперь, берегись, чтобы не упасть. Святый апостол Петр упал: ты же будь осторожен; Иуда упал, чтобы предостеречь тебя от падения".

Не суди – да не судим будешь! Этими словами Бог нас предупреждает от тяжкого греха Осуждения, ибо если не поймём, то тогда Бог может попустить -- нам самим СОВЕРШИТЬ тяжкие Грехи и ещё неизвестно -- сможем ли мы потом раскаяться в этих грехах! Поэтому будем помнить об этом – каждый из нас может упасть и совершить множество тяжких грехов и даже погибнуть – потому не будем осуждать людей совершающих какие-либо грехи, не будем судить злых и дурных людей ибо и сами можем соделаться такими же, если Бог нас вдруг оставит своей милостию.

 

Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания (воли) не принесёт пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде.

 

Мы должны знать, что нам -- НЕЛЬЗЯ оставаться в Лености, возложивши всё на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, -- без Божией помощи сможем совершить что-либо доброе.Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, чтобы мы не обленились, а также и нам не предоставил всё вершить, чтобы мы не загордились своими успехами и достижениями, чтобы не превозносились тщеславно. От всего, что может вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и помогает нам.

 

Опять привожу на память Саула: сколь дивное было во всём Провидение Божие о нём! Ибо тот, который в злобе старался многократно погубить Давида мечем Филистимлян, был сам окружен многочисленным их войском, был отвержен Богом и обратился к волшебнице в противность заповеди Божией. Она вызвала душу умершего уже пророка Самуила (в живом его образе), который возвестил Саулу скорую и неизбежную его погибель. Не имея мужества ни избежать, ни перенести это, Саул воткнул свой меч в землю рукояткою, упал на его острие и таким образом сам себя лишил жизни (см. подробности этих событий в 1-й кн. Царств, гл. XVIII-XXXI).

Наказание и месть нарушителям закона Божия - неизбежны. Саул сам себя предал смерти, чтоб избегнуть вражеского посмеяния, бесчестия, поругания и укоризн; но не избежал и этого. Ибо Филистимляне отрубили голову от мертвого тела его, тело бросили зверям и птицам в снедь, а голову носили с поруганием и насмешками по всей Палестине! О, Боже! никто не укроется от Твоего Провидения и не избежит Твоих судеб. Как на верных весах всё измеряется равновесием и перевесом, так у Бога всё - правдою (Притч. XVI, 11).