Дом ОСВЕЩАЕТСЯ -- через Иконы.
Тот, у кого -- НЕТ Благоговения, СОВЕРШАЕТ -- Ошибки, уклоняется -- в Ересь, в Заблуждения относительно Догматов, впадает -- в Прелесть. Я вижу, какие ошибки совершают те, кто не имеет Благоговения и пишут толкования или комментарии на Священное Писание и святоотеческие творения.
Во всем духовном необходимо Благоговение и сердце. Всё, что исходит от Благоговения, -- ОСВЯЩЕНО. Особенно для того, чтобы написать службу какому-то святому или написать икону, надо любить этого святого, Благоговеть перед ним, тогда и служба сочинится от сердца и будет источать аромат Благоговения и икона напишется -- и будет источать людям Благодать Божию.
-- Паисие, а что ещё помогает человеку в стяжании Благоговения?
-- Поможет в этом исследование умом всего священного, а также использование тех благоприятных возможностей, которые нам даются. Всё это потихоньку пробуждает в человеке Благоговение.
Например, если мне дана -- возможность ЗАЙТИ ненадолго в какой-то храм и помолиться, а я её не использую, то я сам себя -- ЛИШАЮ Благодати. Но когда я хочу зайти, и не делаю этого, столкнувшись с неким препятствием, то я не лишаюсь Благодати, потому что Бог видит мое благое намерение. В стяжании Благоговения. Также очень помогает знакомство со святыми нашего края, нашей Родины, любовь к ним. Бог радуется, когда мы Благоговеем перед святыми и любим их. А когда у нас будет Благоговение к святым, насколько большее Благоговение тогда будет у нас к Богу!
– Храм – это ДОМ БОЖИЙ! И наш настоящий дом находится в Раю. Если, приходя в какой-нибудь дом, мы вежливо стучимся в дверь, вытираем ноги, снимаем свою обувь и скромно присаживаемся, то как же тогда мы должны вести себя -- в Доме Божьем? Подумайте над этим. Когда идешь в храм, то говори сам в себе: "Куда я иду? Сейчас я вхожу в Дом Божий. Что я делаю? Поклоняюсь иконам, Богу."
Раньше люди, заболев, брали маслице из своей лампадки, помолившись -- помазывались им и выздоравливали. Сейчас лампада горит лишь просто как формальность, лишь для подсветки, а масло, когда моют лампаду выливают в раковину. Как то я был в одном доме и увидел как хозяйка моет в раковине лампадку. «Вода куда идет?» – спрашиваю – «в канализацию», -- отвечает хозяйка. «Понятно, -- говорю, -- ты, что же это, то берешь из лампадки маслице, и крестообразно помазываешь свое дитя, когда оно болеет, а потом все масло из стаканчика льешь в канализацию, то есть, в поганое место? Какое ты находишь оправдание своему поступку, ведь ты в поганое ведро чистую воду не наливаешь и не пьешь из него, и чистое белье, вместе с грязным не кладешь в шкаф?
А ведь это Божия Святыня, которая чище всего на земле, и как тогда придёт на твой дом Благословение Божие, если ты Его Святыню -- не уважаешь и ни во что ставишь?
В теперешних городских многоэтажных домах -- некуда выбросить какую-то Освящённую вещь, бумажку, в которую была завернута просфора или антидор, раньше обычно где-нибудь на огороде в чистом месте -- всё это закапывали.
А я помню, что у нас в доме -- не шла в канализацию даже та вода в которой мыли тарелки. Она сливалась в другое чистое место, потому что даже крошки -- ОСВЯЩАЮТСЯ, раз мы молимся до и после еды. Всё это сегодня ушло, потому и ушла Божественная Благодать и люди беснуются.
А какое Благоговение должны мы проявлять по отношению к Иконам! Один монах приготовил кому-то в благословение икону Святителя Николая: завернул ее в хорошую бумагу и на время положил в шкаф. Но по невниманию он поставил икону вверх ногами. Вскоре в комнате стал слышен какой-то стук. Монах стал глядеть туда-сюда, чтобы понять, откуда этот стук исходит. Но разве догадаешься, что он идёт из шкафа! Стук продолжался довольно долгое время: "Тут-тук-тук!" и не давал монаху покоя. Наконец, подойдя к шкафу, монах понял, что стук раздавался изнутри.
Открыл он шкаф и увидел, что стук исходил от свертка с иконой. "Что это с иконой такое? -- удивился монах. -- Дай-ка посмотрю." Развернув икону, и увидел, что она стояла -- кверху ногами. Тогда он поставил её как подобает, и шум -- сразу же Прекратился.
Человек благоговейный особенно Благоговеет перед Иконами. Говоря "Благоговеет перед иконами," мы подразумеваем, что он Благоговеет перед тем, кто на ней изображен. Если человек, имея фотографию своего отца, матери, деда, бабушки или брата не может порвать ее или наступить на нее, то разве не в гораздо большей мере это относится к иконе! У иеговистов нет икон, и честь, которую мы воздаем иконам, они считают идолопоклонством.
Как-то раз я спросил одного сектанта иеговиста: "У вас что, в домах нет фотографий?" -- "Есть," -- ответил он. "Хорошо, -- говорю, -- разве мать, когда ее дитя находится в дальней отлучке, не целует его фотографию?" -- "Целует," -- говорит иеговист. "А что она целует: бумагу или свое дитя?" -- "Свое дитя," -- отвечает он. "Ну так вот, -- говорю, -- как она, целуя фотографию своего ребенка, целует его самого, а не бумагу, так и мы целуем Христа, Богородицу, а не бумагу или доску."
-- Паисие, а если на какой-то доске раньше была икона Христа, Божией Матери или какого-то святого и краски от времени стерлись, то должны ли мы все равно её почитать и лобызать?
-- Да, конечно! Когда человек с Благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает в себя краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, "отрываясь" от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах. Когда христианин Благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его [внутреннего] храма. "Человек есть храм Святого Духа". Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон. Если бы люди понимали это, то сколько бы радости они ощущали, сколько бы они принимали -- силы и помощи Божией!
-- Паисие, одна женщина попросила нас написать ей икону святого Арсения, чтобы повесить ее у себя в гостиной. -- У неё там будут одни иконы? Не будет ли там других картинок, фотографий? И потом: не будут ли курить и выпивать в этой гостиной, не будут ли рассказывать анекдоты? Пусть она лучше поместит эту икону в другую комнату в Иконостас вместе с другими образами и молится там. В одном доме Иконостас устроили под лестницей, хотя места было много.
А в другом доме хозяйка устроила себе Иконостас перед канализационной трубой. "Хорошо, -- спросил я её, -- как же это ты додумалась в таком месте сделать Иконостас?" -- "А мне, -- говорит она, -- здесь нравится." Так как же после этого придёт в этот дом Благодать Божия? Мы думаем, что имеем, но на самом деле даже и то, что имеем, от нас -- Отнимается.
-- Почему же, Паисие, Благоговение столь нечасто встречается в наши времена?
-- Потому что люди перестали жить духовно. Они истолковывают все посредством мирской логики и изгоняют божественную Благодать. А раньше какое же было благоговение! В Акарнании и Этоли были бабульки, очень простые и благоговейные, так они падали на землю перед мулами монастыря Пруссу и кланялись им, когда монахи спускались на мулах по делам. "Это ведь, -- говорили бабули, -- Божией Матери мулашечки!" -- и давай класть им поклоны! Если они проявляли столько благоговения перед мулами обители Пресвятой Богородицы, то представь, сколько Благоговения они питали к Ней Самой!
Вся основа в Благоговении. Кто-то лишь прикасается к стене, к которой была прислонена Икона, и уже -- принимает Божию Благодать, а кто-то может -- иметь самую дорогую Икону, но -- НЕ ПОЛУЧИТЬ никакой пользы, потому что у него -- НЕТ Благоговения. Один может получить пользу и помощь Божию от обычного Креста, а другой, НЕ ИМЕЯ Благоговения, -- не получит пользу от самого Животворящего Древа.
Нужно всегда помнить, что там, где ВИСЯТ и стоят Иконы -- там НЕЛЬЗЯ даже свой ГОЛОС -- ПОВЫШАТЬ, не то что ругаться, и НЕЛЬЗЯ -- КУРИТЬ возле икон в доме!
Дом, где -- НАХОДЯТСЯ Иконы, Библия – это малая Божия Церковь, поэтому, нужно вести себя -- очень Благоговейно. Не надо испытывать терпение Божие, Любовь Божию – мы можем натворить таких дел, что сами не рады будем, а главное, Господь может нас не простить, а это беда!
Благоговение потихоньку ТЕРЯЕТСЯ, и все зло, которое мы видим, происходит от этого. От невнимания и РАВНОДУШИЯ к Святыням люди -- часто становятся Бесноватыми. Одна женщина -- стала бесноватой, потому что вылила в раковину Святую воду. У нее в бутылке оставалось немного Святой воды. «А – сказала она – эта Святая вода не свежая, надо её вылить, да и бутылочка мне нужна». Вылила она Святую воду, да ещё и бутылочку вымыла, а потом НАЧАЛА бесноваться. Ушла Благодать Божия, потому что Благодать не может пребывать в человеке неблагоговейном и равнодушном к Богу. – А если батюшка, кто-то выльет Святую воду по ошибке? – Если он сам поставил Святую воду в шкаф и забыл про нее, и нечаянно вылил ее, то на нем полгреха, если же эту Святую воду поставил в шкаф кто-то другой, а выливший её не знал, что это была Святая вода, то он не виноват.
Как Божественной Благодати -- ПРИБЛИЗИТЬСЯ к человеку, если он -- не Благоговеет перед Святыней, НЕ ПОЧИТАЕТ её? Благодать пойдет только к тем, которые -- её Почитают. "Не дадите святая псом," -- говорит Священное Писание. Преуспеяние в вере невозможно, если отсутствует духовная чуткость и внимание ко всему священному и Божественному. Один монах-келиот на Святой Горе утащил стасидии из какого-то храма и поставил их в свой. Другой поснимал с крыши над алтарем каменные плитки и отнес их к себе на келью, чтобы покрыть веранду. Начались дожди, вода потекла в алтарь и лилась прямо на Святой Престол! Зашел я как-то внутрь и что же вижу: храм был освящен великим чином, и в центре Престола были святые мощи. Я взял эти мощи, промыл их в особом месте. "Что же вы там натворили! -- сказал я после тем, кто это сделал. -- Храм освящен, а вы поснимали камни с крыши и вода ЛЬЁТСЯ на Святой Престол!" Потом они нашли мастера, пошли и маленько привели крышу в порядок.
А ещё в одном месте взяли доски из алтаря, чтобы использовать их для строительства набережной. И доски эти, и цемент -- унес в море поднявшийся шторм. Те, кто так делает, даже и не понимают, сколько во всем этом Неблагоговения. Помню, в Конице был один дед, который гонял детей за то, что ЦАРАПАЛИ стену церкви: он считал это -- Неблагоговением, а до чего мы дошли сейчас?
Благоговение должно проявляться во всём. Будьте очень внимательны: если у вас на диване или на полу постелено что-то с крестами, то САДИТЬСЯ на кресты или СТУПАТЬ на них -- НЕЛЬЗЯ. Евреи-жиды, специально делают обувь с крестами, изображения часто не только на подошве снаружи, но и изнутри – под каблуком и подошвами. И денежки свои плати и Кресты попирай! Они же раньше делали погремушки на которых с одной стороны был Христос и Божия Матерь, а с другой – Петрушка. Они как бы этим говорили: «А какая разница нам, что Петрушка, что Христос!» Несчастные люди по своей невнимательности покупали эти игрушки своим младенцам. Дети бросали погремушки на пол, наступали на них, пачкали их… А в Греции додумались выпускать почтовые марки на конверты с изображением Богородицы, которые потом народ топчет и бросает или печатают в газетах с одной стороны голые бабы, а с другой стороны – икона. Это же есть и в России.