СТАРЕЦ ПАИСИЙ О БЛАГОГОВЕНИИ.

Ревностные христиане, люди усердные и смиренные, в первую неделю вообще могут ничего не есть. Но при этом в день нужно -- пить много воды, литр-полтора, и принимать ванну, чтобы -- СМЫВАТЬ с себя Токсины, продукты обмена веществ в организме, которые выходят через кожу. Если их не смывать, то они впитываются обратно в организм, и тогда человек -- ослабевает, и ухудшается его самочувствие.

Отказ от скоромной пищи -- это вспомогательное средство, которым мы прекращаем -- Подбрасывать дрова и уголь в кочегарку, ведь из нее выходит пламя наших Страстей и пороков. Перестать кочегарить в этой кочегарке, которая есть родина наших страстей, -- это значит, Обуздать наше чрево.

От нас ТРЕБУЕТСЯ -- не Голодание, а доброе ДУХОВНОЕ обновление, нужно, чтобы мы довели свою душу до Ангельского состояния. Это значит, что нужно быть -- ДОБРЫМ, любящим, спокойным и верующим.

 

Самое главное -- Вера, а всё остальное приложится. А у нас как получается: постится, голодает человек и пояс уже затянул до спины, а только ткни его или скажи, что он такой-сякой, и он так тебе грубо ответит, мало не покажется.

Значит, он -- не постился. Человек, который постится по настоящему – СТАНОВИТСЯ мягче и Добрее – это Главный результат Поста.

 

В Великий Пост по церковному уставу постимся семь недель по семь, и цель, ради чего мы постимся, РЕЗУЛЬТАТЫ нашего Поста -- должны быть ВИДНЫ накануне Пасхи в Великую субботу. Накануне Пасхи мы должны ходить с благостной улыбкой, лица должны сиять добротой, а вокруг - нимб, как у святых. Здесь кроется одна из истин Православной веры:

 

Раз урезается паек для тела, то должен увеличиться -- паек для души! Каким образом? Меньше едим, а БОЛЬШЕ -- молимся.

 

Нам подается такая прекрасная пища, сервируется стол для души! Завтра мы с вами непрерывно молимся с 6 утра до 12 дня. Что только не подается на этой трапезе: утренние молитвы, полунощница, кафизмы, каноны, изобразительные, часы и множество поклонов для того, чтобы доставать эту духовную пищу со стола нашего смирения и уничижения. И жаждущая душа черпает большущим половником благодать Духа Святаго через Пост, смирение, молитву. И так каждый день.

 

А по средам и пятницам для больных и немощных подается Небесная пища -- причащение Святых Христовых Таин на службе, которая называется Литургия Преждеосвященных Даров. Да и мы – тоже должны каждое воскресение во время Великого Поста – причащаться этой Небесной пищи, для -- Исцеления и очищения наших душ.

 

 

Человеческий организм может долго обходиться без пищи. Были опыты и в наше время: здоровые люди голодали до месяца и даже больше. А у святых можно приводить неисчислимое множество примеров из их подвижнической жизни: преподобные отцы и матери в пустынях Иордана и Египта, отшельники и монахи удивляли своими постническими подвигами.

 

В IV веке жил такой Патермуфий, который подвизался в Египетской пустыне и не ел 75 дней. Марк Афинский, живший в Эфиопии на Фракийской горе, вообще 30 лет питался земной пылью и пил -- горькую Морскую воду, много страдал от холода и бесовских нападений. А после тридцатилетних страданий сам Ангел Господень приносил ему небесную пищу в виде мягкого хлеба, овощей и вкусной воды. После этого подвижник прожил еще 65 лет и достиг такой святости, что одним своим словом -- Переставлял горы. Господь перед смертью открыл духовные подвиги Своего угодника нам в назидание и забрал его святую душу в Райские обители. Для древних отцов-подвижников голодание -- это была не трудность, а обычное дело. А нам тяжело поголодать три или пять дней, но вы сами должны понимать, что главнее внешних подвигов, подвиги внутренние -- борьба со своими Страстями.

 

Если вы ничего не ели, голодали несколько дней, то из Поста надо выходить очень осторожно, чтобы – НЕ НАВРЕДИТЬ своему здоровью: Крещенская вода, антидор, одна штучка просфоры, на следующий день две просфоры, на третий день подается чай, на четвертый можно манную кашу и слабый бульончик. Выходить из Поста надо постепенно, обязательно с молитвой, и тогда -- всё будет хорошо.

 

Великий Пост вкратце прообразует всю нашу земную жизнь. Поэтому и Воскресение Христово, попостившись, мы должны встретить в благодатном умилении, как будто приготовляем нашу душу, словно невесту для встречи с Небесным Женихом. Проживешь ты 70, аще 80 лет, и после исхода из этой жизни, как на Пасху, должен явиться на небо и встретиться с Господом Богом, быть незлобивым, верующим во Христа, исполняющим Божии заповеди и исповедующим свои грехи.

 

Очень хорошо обнаруживаются эти грехи в Великом Посту, они становятся -- видны, как мусор, плывущий на поверхности реки. Ведь некоторые приходят к аналою и мнутся с ноги на ногу, не знают, в чем исповедоваться.

 

А в процессе Поста, как в зеркале, отражаются и вспоминаются все наши прегрешения. Необходимо не просто представить отчет о проделанной работе, как некоторые подходят с написанной исповедью, а там целая простынь, слушаешь эти грехи, слушаешь, никак до конца не можешь дослушать, а покаяния у человека -- нет.

 

Нужно каяться! Как только появилось зло на ближнего, сразу прикуси язык, исторгни злобу и обиду из своего сердца. Если просят -- дай, оскорбляют -- прости и не обижайся и т.д. Особенно хорошее упражнение к покаянию -- доброделание, молитва и воздержание от пищи.

Самое главное, старайтесь -- не Переедать, с этого и надо начинать поститься, а потом -- не наедаться Досыта. Вы спрашиваете: как молиться? А молитва тогда идет хорошо, когда чрево выздоравливает после Поста, но это достигается с годами. Постепенно у человека вырабатывается добрый навык к воздержанию.

 

Видите, братья и сестры, не пища виновата, а удовлетворение страстей во всех случаях нашего бытия.

Смысл Великого Поста - в воздержании. И называется Великим - потому что вмещает в себя все, что сотворил Господь, -- нас и нашу жизнь, поэтому во время Поста мы себя очищаем и облагораживаем.

Будем испрашивать у Господа помощи, чтобы на Пасху взойти на гору Фавор и освятиться Божественной благодатью. Аминь.

 

 

Благоговением приводится в умиление Бог. Благоговение – это Страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость и особое доброе чувство к Богу. Благоговение — это Божия Благодать от Бога внутри человека. Благоговейный делает то, что он делает, потому что так он это ощущает -- в себе. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню.

Например, человек, в котором есть Благоговение -- ВНИМАТЕЛЕН к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда где сидят, например, на диван или стул, он никогда – НЕ ПОЛОЖИТ Евангелие, молитвослов, какую-либо духовную книгу или какую-то святыню. Если видит икону, то его сердце исполняется теплоты и он обязательно перекрестится с молитвою. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается. Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру имя Христово, уж не говоря об изображении какой-либо иконы, он нагибается и Подбирает этот клочок, Благоговейно его целует и огорчается, что он брошен на землю.

 

А сколько людей РАВНОДУШНО, не замечая ничего, СТАВЯТ на газеты, где пропечатаны иконы, церкви или какая-либо духовная статья – СТАВЯТ на них свои кастрюли, а потом -- ВЫБРАСЫВАЮТ в Мусор, как вы думаете, могут ли такие люди при этом искренно любить Господа? Да и нужен ли Бог им?А ведь без любви к Богу -- НЕТ и спасения. В Раю собраны только лишь те, которые всем своим сердцем любят Господа.

 

-- А почему, Паисие, святые отцы только об одном Благоговении говорят, что если хочешь его стяжать, то следует общаться с человеком, его имеющим? Почему они не говорят того же самого и о других добродетелях?

-- Потому что Благоговение -- ПЕРЕДАЁТСЯ. Движения, поведение человека Благоговейного, как аромат, -- ПЕРЕДАЁТСЯ другому; конечно, если в нём самом есть Доброе расположение и смирение. Скажу тебе, что если человек – НЕ ИМЕЕТ Благоговения, то он НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО – в нём НЕТ настоящей Веры в Бога. Благоговейный же, будь он и необразован, всякую Святыню видит чисто, видит её такой, какая она есть в действительности. Он не ошибается ни в чём, что связано с Божественными смыслами. Благоговейный человек -- словно ребенок, не имеющий злого помысла о своих отце и матери, потому что своих родителей он любит, уважает и видит всё, что они делают, добрым и чистым. Насколько же больше должно Благоговеть перед Богом, Который ни с чем не сравним и во всем совершенен!