Гимнастика

Фокус

Жонглирование

Вентрология

Эквилибристика

ЭКВИЛИБРИСТИКА (лат. aequilibris - находящийся в равновесии), один из основных цирковых жанров. Объединяет одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство сохранения равновесия при неустойчивом положении тела на земле или на различных снарядах. Развитое чувство равновесия требовалось людям всегда при проведении некоторых работ, в народных играх, в спорт, состязаниях, из которых выросли впоследствии отд. виды искусства. Сборщики фруктов в странах древнего Востока использовали в работе бамбуковый шест, на который взбирался один из них.

Ссылка: http://www.circus-filateni.ru

 

Вентрология (латин. venter - живот, Logos - слово, речь. Старинное название - чревовещание, то есть «вещание животом», от славянск. чрево - живот). Искусство произносить отдельные слова и целые фразы без артикуляции губ. На этом сложном приеме строится разговорная сценка артиста с куклами.

Ссылка: http://www.circus.vl.ru

 

(от франц. jongleur -странствующий комедиант, танцор, поэт, акробат, канатный плясун в ср. века Франции), вид худ. деятельности, основанный на умении в определённом ритме подбрасывать и ловить на лету разнообразные предметы. Первое документальное свидетельство о жанре относится к 1900 до н. э. В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами. Др. греческий историк Ксенофонт рассказал о сиракузской танцовщице, которая жонглировала 12 обручами. Др. римляне видели в жонглировании средство, способствующее развитию ловкости в обращении с боевым оружием. Артистов, жонглировавших тяжёлыми мечами, щитами, копьями и острыми ножами, они называли "вентилаторами", а жонглёров мячами - "пилариусами". Сохранилось упоминание о юной артистке, жонглировавшей горящими факелами. В выступлениях средневековых жонглёров появились новые предметы реквизита: игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки. В выступлениях жонглёров древнего Китая отчётливо видна связь с трудом крестьян и ремесленников. Распространённый на Востоке способ ношения поклажи на голове китайцы превратили в оригинальное жонглирование тяжёлыми фарфоровыми вазами. А приём вращения тарелок на бамбуковых тростях вырос из трудового навыка гончаров, проверяющих правильность центровки изделий. Японцы соединили жонглирование с фокусами. На этом синтезе построен репертуар японских жонглёров с волчками, веерами и жонглёров с искусств, носами. Стиль выступлений японских артистов отличает театр, приподнятость и торжеств, церемониальная манера подачи трюков. Жонглирование становится одним из основных цирковых жанров и характеризуется многообразием форм, стилей, технических приёмов и реквизита. Современное жонглирование разделяется на два основных художественных направления: классическое и бытовыми предметами.

Ссылка: http://www.13metrov.ru

 

Содержанием этого древнего жанра является демонстрация замысловатых появлений, исчезновений, перемещений различных предметов, животных и людей. Искусство фокусников* , создающих иллюзию чудодейственных превращений, иногда называют "честным обманом". Их мастерство зиждется на быстроте и ловкости рук и на применении специальной аппаратуры. Искусство фокусников - тонкое и сложное. Овладение им требует очень большого труда.

Ссылка: http://www.moscow-circus.ru

 

ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gуmnazo - тренирую, упражняю, а также gymnas - обнажённый; в Др. Греции гимнасты занимались обнажёнными), жанр циркового искусства, включает демонстрацию упражнений на спец. снарядах и аппаратах. Элементы Г. входили в систему физического воспитания ещё в глубокой древности в Китае, в Египте, в Персии. Особенное развитие гим. получила в Др. Греции, где занятия велись с раннего возраста в спец. заведениях - гимнасиях под наблюдением опытного педагога-гимнаста. В зрелищной форме элементы Г. включались в выступления странствующих артистов во время празднеств и пиров. Они упражнялись на вертикальных канатах, одни из которых были прикреплены к потолку и полу, другие - только к потолку (второй конец утяжелялся грузом). Артисты работали как на одном канате, так и на двух, висящих рядом на расстоянии 50-60 см. Канатоходцы, выступавшие на горизонт, канате, крутили на нём "солнце", вращались на подколенках, зацепившись носками за канат и вися вниз головой, стреляли в цель из лука. В Др. Риме циркуляторы (так называли артистов, которые циркулировали по всей Италии и её колониям) освоили такой сложный гимнастический снаряд, как пентарион. Из прошлого привнесён в цирк корд де волан.

Ссылка: http://www.moscow-circus.ru