Критическая геополитика, расколотая реальность и сравнительная концепция защитных механизмом психики

Мягкая сила западной цивилизации в действии.

Сетеоцентричные войны как современный метод стратегии и тактики ведения боевых операций.

Что же теоретики и практики «мягкой силы» хотят от России и в России? Несколько позже мы отметим на этот вопрос, а пока констатируем факт. в России, стране традиционной и консервативной в своей культурной, цивилизационной основе, борьба в сфере «мягкой силы» ведется между национально-консервативным государственническим движением, необходимо единым с движением социальной справедливости и практически лишенном реальных управленческих рычагов, и либеральным движением, проникшим во все эшелоны российской власти и поддерживаемым заокеанским актором.

Борьба эта происходит на всем постсоветском пространстве, а не только в самой России. Надо учитывать, что, например, Центральная Азия выполняет роль «южного подбрюшья» России и является желанной целью для американцев и их союзников, активно влияющих на нашу страну через данный регион. Оперативные игры западных спецслужб с радикальными исламистскими группировками на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и, особенно, на Северном Кавказе направлены на постоянное проецирование напряженности в жизненно важных для нас регионах, отторжение их населения от культурно-цивилизационного и, значит, гражданского поля России.

Следует отметить, что данные действия в том числе основываются на одном из современных направлений американской геополитики - «постгеополитике» или, если быть совсем точными, «критической геополитике».

Основателями концепции «критической геополитики» являются американские социологи Герард Туатайл (Тойл) и Джон Энтью.

Г.Туатайл следующим образом так описывает современный мир: «В глобальном обществе «Другого» просто не существует, и само стремление эту фигуру сконструировать коренится в устарелом понятии идентичности. «Другой» необходим, когда есть этот, т. е. «я сам» как строго определенная инстанция со своими границами, структурами и особенностями. Но если отказаться от идентичности вообще, если размыть ее, если сделать ее игровой и переменчивой, как предполагает постмодернистская философия, мы вместе с этим утратим потребность в «Другом». При таком подходе Море размывает само себя и перестает быть отличным от Суши, которую «заливает»...»

Далее концепция «критической геополитики» формулирует необходимость сделать все противоречия современного мира внутренними проблемами глобального социума и научиться жить в расколотом состоянии.Это ключевое для «мягкой силы» и идеологии Запада утверждение необходимо подвергнуть научному анализу.

 

Существование в расколотом состоянии можно описать с позиции сравнительной теории защитных механизмов психики.

Что такое защитный механизм? Дадим для начала следующее определение: защитный механизм – это вызванная бессознательным психическим конфликтом (при условии, что разрешение данного конфликта блокируется страхом) бессознательная же попытка ухода от реальности с помощью того или иного варианта самообмана, попытка, нарушающая естественное функционирование человеческой психики и, в конечном счете, завершающаяся усилением конфликта. Другими словами, защитный механизм – это бессознательная попытка адаптации и ухода от разрешения психического конфликта, причем попытка, построенная на самообмане и вызванная нарушением гармоничных взаимоотношений между сознанием и бессознательным, между «я» и Другим.

Важно еще раз подчеркнуть, что основой самообмана и нарушения целостности является именно страх и тревога, ибо страх и тревога уничтожает способность человека испытывать чувства и эмоции любви и радости.

Одним из самых распространенных вариантов самообмана является перенос наших собственных недостатков на Другого, что в психологической науке называется «проекцией». Этот самообман был описан в библейской притче о том, что мы лицемерно не замечаем бревно в своем глазу, но прекрасно видим соринку в глазах Другого. Работа этого механизма обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Отказ от ответственности, страх перед восприятием «тени» в себе очень часто приводит к поиску внешнего врага. Проекция является причиной множества войн, ссор и недоразумений. Борьба с проекцией возможна, если «каждый сможет увидеть собственную тень и начать единственно стоящую борьбу: борьбу против могучей части тени». («Борьба с тенью» К. Юнг http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Yung/bor_ten.php). Отказ от ответственности может быть и внутренним. С позиций традиционного для России восприятия реальности предания человек, преодолевающий проекцию, сталкивается в своей психической реальности с психическими содержаниями, противоречащими внутреннему единству с Другим (разговору с Собеседником), то есть созидательной трансценденции. Таким образом, проекция, равно как и другие защитные механизмы, источником которой является неестественное внутреннее расщепление, с точки зрения отечественной психологии должна устраняться вместе с причиной расщепления (так в христианстве причиной расщепления является отсутствие любви). В рамках же психоаналитической психологии защитные механизмы рассматриваются как неотъемлемая часть психики, как основа человеческого «я» (эго). (В частности, проекция понимается психоаналитиками как единственный способ познания.) В психоанализе нет понятия «чуждое побуждение», но есть понятие «враждебный интроект» (или «плохой объект»), который просто временно не может быть включен в «целостную» психическую структуру (с помощью «зрелых защитных механизмов»). Для психоанализа защитный механизм расщепления, т.е. неспособность стремиться целостности, к ощущению единства себя и Другого, представляет собой препятствие на пути к «компромиссу» с влечением к смерти (в его внутренней и внешней формах), к формированию адаптивного эго, для которого «другие» являются лишь объектами, требующими учета интересов воспринимающего их эго.

Невозможность интегрировать деструктивные импульсы с «целостную» структуру личности с точки зрения психоанализа является «проекцией вовнутрь». С этой точки зрения становится понятным психоаналитическое определение защитного механизма: «Защитные механизмы личности- это бессознательные действия или противодействия или адаптивные способы переживания человека, направленные на защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира; также они позволяют осуществлять позитивную оценку собственного Я. Другими словами, это ответ психики на болезненные факторы. Защиты складываются индивидуально в процессе развития личности» (Краткий сихоаналитический словарь http://www.psychoanalyse.ru/idea/defence-mechanism.html). Отвергая психическую реальность со-бытия «субъекта» и «Другого» в противоречивом, но се же именно реальном единстве, психоаналитическое мировоззрение работает на психологию «конечности» и, одновременно, «размывания» человеческой личности. Как писал Ж. Лакан: «Не остается иного господина, кроме абсолютного - смерти. Но чтобы увидеть это, рабу необходимо определённое время. Ведь он, как и все, рад быть рабом» (Ж. Лакан, Понятие анализа / Работы Фрейда по технике психоанализа» (http://www.libma.ru/psihologija/raboty_freida_po_tehnike_psihoanaliza/p23.php)..

Поэтому с позиций психоанализа расщепление «преодолевается» лишь еще сильным расщеплением (основой «взрослого» эго). Именно данный механизм и представляет собой основу американской мягкой силы! С позиций же отечественной психологии расщепление является именно болезненным, неестественным следствием «компромисса» с разрушительными влечениями, слабости перед ужасом, временной невозможности полноценно реализовать себя. Стало быть, в дискурсе традиционной для России психологии говорить о расщеплении имеет смысл именно в рамках парадигмы веры в Целостность и Святое. Опять же, механизм расщепления был описан в библейской притче о доме, который был построен на двух основаниях. Действительно, нельзя усидеть на двух стульях. Проекция и расщепление тесно связаны с другими защитными механизмами и являются их «основой».

Опишем еще два важных для понимания сущности «мягкой силы» защитных механизма, часто активизируемых акторами «мягкой силы» при воздействии на психическую реальность масс. При бессознательном манипулировании другим человеком,так называемой «проективной идентификации, человек бессознательно манипулирует Другим, побуждает его следовать собственной порочной практике, вовлекаться в те же конфликты. Проективная идентификация – это такой защитный механизм, при котором человек бессознательно манипулирует другим, втягивая его в «игру» своих страхов и конфликтов. Проективная идентификация «сильна» тем, что использующий его человек действительно отождествляется с другим и чувствует его комплексы и проблемы, одновременно усиливая их и навязывая их же по механизму порочного круга.

Проективная идентификация является результатом проекции частей личности субъекта на Другого (или на объект, символизирующий Другого). Чаще всего проективная идентификация производится со «злым объектом», чтобы таким образом осуществить контроль над источником опасности. Но «злые» части психической реальности могут проецироваться и для того, чтобы избавиться от них или для того, чтобы посредством такой проекции напасть и разрушить объект. Феномен проективной идентификации описывается множеством психологов, говорящих о том, что мы вовлечены в матрицу бессознательных манипулятивных игр друг с другом, матрицу, которую мы сами же создаем и поддерживаем. И именно данный феномен активнейшим образом эксплуатируется при использовании мягкой силы, когда массе (толпе) навязывается образ врага, как правило, врага находящегося рядом (к этому влечет так называемый «нарциссизм малых различий»). Проективная идентификация является как бы ночным кошмаром наяву. Она — порочный круг, каждый поворот которого укрепляет самообманы и искажение реальности, усиливает конфликты, возникшие вследствие создания условий для «работы» проекции и расщепления. Один из результатов действия расщепления, проекции и проективной идентификации является принятие на себя «роли злодея» - «идентификация с агрессором». При запуске данного защитного механизма индивидуум, испытывающий страх, нередко неосознанный страх, перед зловещей фигурой (теми же США) сам «решает» стать злодеем и попадает в порочный круг разрушения. Идентификация с агрессором – это безосновательное уподобление угрожающему объекту, то есть тому, который вызывает страх и тревогу. Идентификация с агрессором подобно всем защитным механизмам функционирует бессознательно. А.Фрейд приводит такой пример перевоплощения в пугающую фигуру: маленькая девочка, боящаяся пройти сквозь зал, где, по ее мнению, находятся приведения, сама воображает себя привидением и в таком качестве проходит через страшное место. Испытывающие тревогу люди нередко совершают ужасающие нас вещи именно под влиянием идентификации с агрессором. На проекции, расщеплении и идентификации с агрессором строится тревога преследования (симптом паранойи). При жуткой тревоге преследования человек нередко пытается нанести «превентивный удар». Сумасшедший, проецируя образы инородных сущностей (патогенных комплексов, «плохих объектов») на других людей, свирепо атакует окружающих. Принятие на себя роли злодея — это оборотная сторона злокачественной апатии, оцепенения, своеобразного психологического анабиоза. Для того, чтобы лучше понять действие данного механизма (а, значит, и других, они всегда взаимосвязаны) рассмотрим рекламную стратегию фирмы «Теле -2» ,в начале двухтысячных ворвавшейся на внутрироссийский рынок сотовой связи. «Теле–2» тогда запустила целую серию плакатов, бессознательно «требующих» от адресатов свой рекламы либо испытать тревогу и справиться с ней здоровым способом, либо стать «одним целым» с агрессором (очевидно, что большинство российских граждан неосознано «выбирало» второй вариант).

Вот примеры ранней рекламы «Теле -2»:

 

 

 

Через год-два после появления таких рекламных плакатов появились новые образцы психоаналитической работы под надписями «Нас уже миллион!», а также с приглашением вписаться в семью «мафиози» (то есть ставших сравнительно респектабельными «бандитов из девяностых»):

 

 

 

 

 

 

Короче говоря, бедному российскому обывателю психологически нужно либо войти в «семью» и получить защиту «крутых», самому став частью «крутого» сообщества, членам которого можно все, в том числе «зазвонить» девушку, либо «ждать» крутых в «гости».

Мы привели характернейший пример применения «мягкой силы» (с полновесным американско-психоаналитическим содержанием) в коммерческой рекламе, причем в рекламе очень успешной с точки зрения результата, но крайне деструктивной с токи зрения влияния на психику, которая буквально «вбивается» этой рекламой в расщепленное состояние и закрепляется в нем.

Аналогичные механизмы столь же цинично и искусно используются и в политике.

Мы можем констатировать, что механизм идентификации с агрессором вместе с другими защитными механизмами в полной мере задействуется во время «цветных революций», когда брат идет на брата, отождествляясь с внешним агрессором, усиливая деструкцию в режиме проективной идентификации и расщепляя себя, чтобы не ощутить чувство вины или ужасающую тревогу. Подобного рода примеры мы наблюдали и наблюдаем в Сербии, Сирии и многих других странах, насильно втаскиваемых в глобальный мир и принуждаемых к предательству самих себя.

Все это происходит в сетевом, много-многозначном режиме.