Основные задачи Вооруженных Сил РФ
Военная политика Российской Федерации
Прежде всего, обращаясь к определению военной политики, данном в 1-м разделе учебного пособия и в Военной доктрине, отметим их различия. Военная доктрина гласит: Военная политика – деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников. Здесь не говорится об обществе, других субъектах военной политики, а подчеркивается лишь деятельность государства в области обороны, как главного субъекта военной политики. Возможно, как для государственного документа, это допустимое отступление от классического определения.
Военная политика РФ ведется в целях обороны и обеспечения безопасности страны, ее союзников и направлена на решение следующих задач:
- недопущение гонки вооружений;
- сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
- совершенствование военной организации государства;
- совершенствование форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения.
Особое внимание в направлениях военной политики уделено деятельности РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. «Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта – важнейшая задача Российской Федерации». Основными задачами по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов являются:
- оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки;
- нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными мерами;
- поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;
- поддержание ВС РФ и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;
- укрепление системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ,, усиление взаимодействия в рамках СНГ, ОБСЕ и ШОС, развитие отношение в этой сфере с Евросоюзом и НАТО;
- расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними;
- соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;
- заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями;
- заключение международного договора о предотвращении размещения в космосе любых видов оружия;
- создание механизмов сотрудничества в области ПРО;
- участие в международной миротворческой деятельности;
- участие в борьбе с международным терроризмом.
Особое внимание уделено вопросам применения Вооруженных Сил РФ и других войск в мирное и военное время. Считается правомерным их применение для отражения агрессии против России и ее союзников, поддержания (восстановления) мира, а также для обеспечения защиты своих граждан,находящихся за пределами РФ,в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
Впервые в Военной доктрине записано положение, разрешающее Президенту РФ применение Вооруженных Сил за пределами нашей территории для защиты российских граждан.
Очень важные положения содержит п.22 Военной доктрины: Российская Федерация оставляет за собой право применять ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
Этот тезис, подтверждающий справедливое право нашего государства на применение всего имеющегося арсенала средств вооруженной борьбы в критических для него ситуациях, вызывает особое возмущение в администрации президента США и расценивается как «игра мускулами».
В п.27 сформулированы основные задачи Вооруженных Сил РФ и других войск в мирное время:
1. Защита суверенитета РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.
2. Стратегическое сдерживание, в т.ч. предотвращение военных конфликтов.
3. Поддержание состава, состояния боевой готовности и подготовки стратегических ядерных сил на уровне, гарантирующем нанесение ядерного ущерба агрессору в любых условиях обстановки.
4. Своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего ВС РФ о воздушно-космическом нападении, оповещении органов государственного военного управления, войск о военных опасностях и военных угрозах.
5. Поддержание способности ВС и других войск к заблаговременному развертыванию группировок войск на потенциально опасных стратегических направлениях, их готовности к боевому применению.
6. Обеспечение противовоздушной обороны и готовности к отражению воздушно-космического нападения.
7. Развертывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность ВС РФ.
8. Охрана важных государственных и военных объектов.
9. Оперативное оборудование территории РФ и подготовка коммуникаций в целях обороны.
10. Защита граждан РФ за пределами РФ от вооруженного нападения на них.
11. Участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности.
12. Борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства.
13. Обеспечение безопасности экономической деятельности РФ в Мировом океане.
14. Борьба с терроризмом.
15. Подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне.
16. Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.
17. Участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
В период непосредственной угрозы агрессии на Вооруженные Силы РФ и другие войска возлагаются:
1. Осуществление комплекса дополнительных мер по снижению уровня угрозы агрессии, повышению боевой и мобилизационной готовности.
2. Поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности.
3. Участие в обеспечении режима военного положения.
4. Осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны.
5. Выполнение международных обязательств РФ по коллективной обороне, отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой.
Основными задачами ВС РФ и других войск в военное время являются:
- отражение агрессии против РФ и ее союзников;
- нанесение поражения войскам противника;
- принуждение противника к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и ее союзников.
Следует отметить, что перечень задач, поставленных перед Вооруженными Силами, значительно расширен и конкретизирован по сравнению с предыдущей Военной доктриной. Прежде всего это касается задач мирного времени: своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего ВС РФ о воздушно-космическом нападении; готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения; развертывание орбитальных группировок космических аппаратов; защита граждан РФ за пределами РФ; участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Вместе с тем, не вошли в перечень задач, решаемых Вооруженными Силами, несколько предыдущих пунктов, содержащихся в старой Военной доктрине: обеспечение информационной безопасности; охрана и защита государственной границы РФ; содержание вооружения и техники в готовности к боевому применению; несение боевого дежурства; выполнение планов и программ боевой подготовки, воспитания личного состава. Часть из них сформулированы в качестве задач и приоритетов развития военной организации Российской Федерации.