Характеристика и особенности современных военных конфликтов

Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации

Определение, структура и содержание Военной доктрины

Основные положения Военной доктрины Российской Федерации о путях обеспечения военной безопасности государства

Новая Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010г. №146. В ней учитываются основные положения предыдущей Военной доктрины (2000г.), Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики РФ 2008 года и Морской доктрины РФ на период до 2020 года.

Правовую основу новой Военной доктрины составляют:

- Конституция РФ;

- Общепризнанные принципы и нормы международного права;

- Международные договоры РФ в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения;

- Федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ;

- Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства России.

В соответствии с определением, данным в п.1 самой доктрины, Военная доктрина Российской Федерации является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Справочно:

По сравнению с классическим определением, приведенным во 2-м разделе данного учебного пособия, это определение является более простым и более конкретным. По всей видимости, фраза «основные направления военного строительства», упоминаемая в классическом определении, вошла в «систему взглядов на подготовку к вооруженной защите» РФ.

В предыдущей военной доктрине давалось другое определение: «Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации».

Поскольку военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие, то будем принимать официальное определение Военной доктрины, приведенное выше.

 

Структурно Военная доктрина Российской Федерации состоит из 4 разделов:

1. Общие положения.

2. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации.

3. Военная политика Российской Федерации.

4. Военно-экономическое обеспечение обороны.

В Военной доктрине определены современные военные опасности и военные угрозы Российской Федерации, обозначены основные направления военной политики, направленные на нейтрализацию или парирование этих угроз, определены задачи и порядок военно-экономического сотрудничества с иностранными государствами.

Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов РФ и интересов ее союзников. Это еще раз подчеркивает приоритетность для России невоенных средств и способов разрешения конфликтных ситуаций и защиты национальных интересов.

В разделе «Общие положения» даны определения тем категориям, которые используются в Военной доктрине: военная безопасность РФ, военная опасность, военная угроза, военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война, военная политика, военная организация государства, военное планирование. Эти определения приведены и используются для целей данной военной доктрины. Они могут иметь отличия от классических определений, но пониматься должны именно так, как это определено в тексте Военной доктрины (см. Приложение).

Особый интерес вызывает определение “Военные конфликты”, которое приводит современную, новую классификацию видов вооруженной борьбы. В ст.6, п.г) отмечено: “Военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)”.

Пункт д): “Вооруженный конфликт – вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт)”.

В пунктах е, ж, з дано определение локальной, региональной и крупномасштабной войны.

В разделе 2 Военной доктрины обращается внимание на неурегулированность многих региональных конфликтов и сохраняющиеся тенденции к их силовому разрешению. Существующая архитектура международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств. Несмотря на снижение вероятности развязывания против РФ крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности России усиливаются.

Среди военных опасностей в первую очередь отмечается стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам России, в том числе путем расширения блока. Одной из важнейших опасностей называется создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание неядерных систем высокоточного оружия.

Эти опасности, сформулированные в Военной доктрине, уже вызвали серьезный международный резонанс, особенно со стороны администрации США и Генерального секретаря НАТО. Нас обвиняют в необъективности и агрессивности, поскольку цели НАТО – исключительно «благотворительные».

Военные опасности разделены на внешние и внутренние. Всего сформулировано 11 внешних военных опасностей, которые при определенных условиях могут перерасти в угрозы Российской Федерации:

1. Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам РФ, в т.ч. путем расширения блока.

2. Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.

3. Развертывание воинских контингентов иностранных государств на территориях, сопредельных с РФ.

4. Создание и развертывание систем ПРО, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, милитаризация космоса.

5. Территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела.

6. Распространение ОМП, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.

7. Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, несоблюдение заключенных договоров.

8. Применение военной силы на территориях сопредельных с РФ государств в нарушение Устава ООН.

9. Наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств.

10. Распространение международного терроризма.

11. Возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного экстремизма в отдельных регионах мира.

В пункте 9 приведены внутренние военные опасности:

- попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;

- подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности страны;

- дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных объектов и информационной инфраструктуры России.

В доктрине сформулированы 5 военных угроз:

1. Резкое обострение военно-политической обстановки и создание условий для применения военной силы.

2. Воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, потенциально опасных объектов.

3. Создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или ее союзников.

4. Демонстрация военной силы в ходе проведения учений на сопредельных территориях с провокационными целями.

5. Активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств с проведением мобилизации, переводом органов управления на работу в условиях военного времени.

Как видим, в Военной доктрине приведены военные опасности Российской Федерации (внешние и внутренние) и военные угрозы. В предыдущей Военной доктрине (2000г.) указывались только внешние и внутренние угрозы.

Справочно:

Опасность – это возможность, угроза чего-нибудь опасного, способность вызвать или причинить какой-нибудь вред, несчастье / 4, стр. 388 /.

Угроза- это запугивание, обещание причинить кому-нибудь зло / 4, стр. 716 /.

Как видим, оба эти понятия, описанные в словаре русского языка, взаимосвязаны. Если их сравнивать сквозь призму национальной безопасности, то, под угрозами понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Другими словами, угроза – это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Любую угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака:

- она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность;

- угроза понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим;

- это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба;

- это динамически возросшая опасность.

Опасность – это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным интересам. Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различия между ними незначительными. Но всё же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности к единице опасность перерастает в угрозу. Это значит, что опасность может существовать, а угрозы не будет, или же в определенных действиях опасность может достигнуть характера угрозы.

В современном понимании / 10, стр. 433/ военная опасность – это потенциальная или реальная возможность причинить зло, нанести ущерб тем или иным жизненно важным интересам личности, общества, государства с помощью военных средств, путем преднамеренных действий со стороны деструктивных сил внутри страны (преступных сообществ, экстремистских, националистических, политических и др. групп), а также других государств, их союзов, претендующих на гегемонию в регионе, в мире в целом. Военная угроза – высшая степень военной опасности, обозначившееся реальное, адресное и целенаправленное намерение каких-либо сил нанести военными средствами ущерб национальным интересам конкретной страны, в нашем случае – России.

 

В Военной доктрине приведены характерные черты и особенности военных конфликтов, дана их классификация.Военные конфликты, как принято в доктрине, охватывают все виды вооруженного противоборства: войны (крупномасштабные, региональные, локальные) и вооруженные конфликты (международные и внутренние).

Военные конфликты характеризуются:

- целями;

- способами и средствами достижения этих целей;

- масштабами и сроками военных действий;

- формами и способами вооруженной борьбы;

- применяемым оружием и военной техникой.

Характерные черты современных военных конфликтов:

1. Комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера.

2. Массированное применение систем оружия, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием.

3. Расширение масштабов применения войск и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве.

4. Усиление роли информационного противоборства.

5. Сокращение временных параметров подготовки к ведению боевых действий.

6. Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками и оружием.

7. Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Особенности современных военных конфликтов:

1. Непредсказуемость их возникновения.

2. Наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей.

3. Возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы.

4. Заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

В Военной доктрине подчеркивается, что современные военные конфликты будут отличаться:

- скоротечностью;

- избирательностью и высокой степенью поражения объектов;

- быстротой маневра войсками и огнем;

- применением различных мобильных группировок войск.

Решающими факторамидостижения поставленных целей в современных военных конфликтах станут:

- овладение стратегической инициативой;

- сохранение устойчивого государственного и военного управления;

- обеспечения превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве.

В ходе военных действий будет возрастать роль и значение:

- высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия;

- информационно-управляющих систем;

- беспилотных летательных и морских автономных аппаратов;

- управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Таким образом в новой Военной доктрине понятием «военные конфликты» охвачено три вида войн (крупномасштабные, региональные, локальные) и два вида вооруженных конфликтов (международные и внутренние). В отличии от предыдущей Военной доктрины, нет деления войн на справедливые и несправедливые, с применением ядерного оружие или только обычных средств поражения. Не рассматривается также особая форма – приграничный вооруженный конфликт.