РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ВЕРХНЕЙ ШВАБИИ

СТАТЕЙНОЕ ПИСЬМО

НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ

1524-1525 гг. Первые акты ее имели место в районах Южного Шварцвальда. Летом 1524 г. здесь вспыхнули восстания, центральным из которых было восстание крестьян в ландграфстве Штюллинген. Всеобщее внимание привлекал город Вальдсгут, отстаивавший право сохранить своего любимого проповедника - анабаптиста Бальтазара Губмайера.

Пропаганда связанных с Мюнцером анабаптистов стала организующим фактором стихийно начавшихся крестьянских волнений. В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или начале 1525 г. была составлена первая программа революционного крестьянства - Статейное письмо, послужившее введением ко всем разнообразным требованиям и жалобам крестьянских общин.

 

Документ не содержит никаких конкретных предложений и никакой просьбы облегчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и полном упразднении зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно божественному праву. В основу этой программы положен принцип передачи власти народу, т. е. тот принцип, на котором настаивал Мюнцер.

Здесь образовались крупные крестьянские отряды. В этих отрядах велась также пропаганда умеренности и мирной тактики, исходившая от сторонников цюрихского реформатора Цвингли. Пропагандисты обоих направлений призывали крестьян доби-

ваться божественного права, причем каждое из них понимало это право по-своему: революционеры - как требование устранения всех господ, а сторонники умеренной тактики - лишь как требование смягчения существующих феодальных тягот и отмены крепостного права. Зажиточные крестьяне и большинство руководителей

придерживались мирной тактики, масса же беднейшего крестьянства в отрядах жадно слушала проповеди сторонников Мюнцера.

 

В начале марта 1525 г. в городе Меммингене три главных отряда Верхней Швабии образовали Христианское объединение. Вопрос о понимании божественного права остался открытым. Умеренные руководители начали переговоры со Швабским союзом и заключили перемирие, на которое господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отрядов, смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьянские массы, поощряемые революционной пропагандой в духе <Статейного письма>, разоряли замки и монастыри, вступали в контакт с социальными низами городов.

 

В кругах руководителей объединенных отрядов Верхней Швабии была составлена сводка крестьянских требований, обобщенных на основе божественного права в его умеренной трактовке. Так возникла ставшая знаменитой программа 12 статей. Как во введении, так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении не только к смягчению феодального гнета.

 

12 статей получили большое распространение среди восставших крестьян, были напечатаны и сделались их официальной программой. Однако намерения составителей статей внести в среду крестьян дух соглашательства с господами не увенчались успехом.

Крестьянские массы сочетали конкретные требования 12 статей с революционной тактикой Статейного письма. Таким образом 12 статей, несмотря на их умеренный тон, получили значение программы антифеодальной борьбы.

 

Для настроения крестьянской массы характерны действия Лейпгеймского отряда. Заняв все дороги, этот отряд расставил посты и вербовал в свои ряды всех крестьян округи. Бойцы из Лейпгеймского отряда не желали считаться с условиями заключенного руководителями Христианского объединения перемирия с господами. Простой люд городских общин симпатизировал крестьянам и оказывал им помощь.

 

Убедившись в том, что дальнейшее развитие событий ведет к консолидации сил крестьян и городских низов, руководители Швабского союза нарушили перемирие и напали на крестьянские отряды Верхней Швабии. Возглавлял военные силы Швабского союза

Георг Трухзес. К концу апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян были разбиты, после чего Трухзес смог направить свои войска на север в сторону Франконии и Средней Германии, где создавались новые очаги движения.