Тактические свойства и боевое применение минного оружия

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МИННОГО ОРУЖИЯ

3.1.1 Тактические свойства мин

В отличие от других видов оружия минному оружию присущи особенности, которые позволяют решать некоторые задачи с большей эффективностью, чем каким-либо другим морским оружием. Эти особенности минного оружия существенно влияют на его тактические свойства.

Тактическими свойствами любого вида оружия называется совокупность качеств, характеризующих тактические возможности этого оружия при решении боевых задач.

Современные мины обладают следующими тактическими свойствами.

1. Мины сочетают в себе средства обнаружения и поражения цели.

2. Мины имеют большой срок боевой службы и высокую боевую готовность (табельный срок службы 12-18 месяцев, но часть мин с пассивными НВ может служить до 10 лет, что зависит, в основном, от срока службы источников питания). Время боевой службы минного заграждения может быть значительно увеличено его подновлением.

3. Мины воздействуют на противника непрерывно весь срок боевой службы, в любое время года и суток, в любых, самых неблагоприятных условиях, когда применение других видов оружия затруднено или невозможно (в штормовых условиях при волнении более 4-5 баллов применение любого вида оружия НК затруднено).

4. Современная неконтактная мина поражает самую уязвимую часть корабля, подводную, которая ближе всего расположена к жизненно важным центрам корабля (от подрыва на мине корабль водоизмещением до 300...400 т, как правило, гибнет). Способность мины воздействовать при взрыве на днище, учитывается при расчете радиуса разрушительного действия мины.

5. Взрыв мины, как правило, является внезапным для корабля. В этом случае личный состав подвергается тяжелому мгновенному моральному испытанию и, как показал опыт войны, не способен в полную силу бороться за живучесть корабля. Сам факт наличия минной опасности угнетающе воздействует на экипаж корабля, изматывая его. Внезапность взрыва повышает боевой эффект минного оружия.

6. Мину трудно обнаружить. Донные и придонные мины ГАС обычного предназначения не обнаруживаются. Специализированные ГАС миноискания, предназначенные для обнаружения этих мин, имеют только противоминные корабли. Якорные мины при движении корабля на среднем и малых ходах обнаруживаются на незначительных расстояниях, не всегда допускающих уклонение корабля от сближения с миной на радиус ее действия. Сложность о6наружения якорной мины ГАС может быть значительно увеличена за счет применения специальных покрытий и материалов для изготовления корпуса мины. В целях повышения возможности обнаружения якорных мин ГАС корабль должен осуществлять движение малыми ходами, что резко повышает уязвимость корабля от других видов оружия.

7. Мины трудно уничтожить (обезвредить), т.к. на кораблях (за исключением притивоминных кораблей) нет средств, которые можно успешно применить для уничтожения мин.

8. Унификация мин (универсальность) дает возможность применять разные образцы мин с разных носителей или одни и те же образцы мин как против подводных лодок, так и против подводных кораблей. Различные варианты взрывателей в минах одного образца создают благоприятные условия для широкого применения минного оружия на театрах боевых действий и увеличивают возможность быстрого создания минной опасности с наступательными и оборонительными целями.

9. Скрытность применения мин является одним из факторов, обеспечивающих выполнение задач, которые ставятся перед минный оружием. Все постановки мин должны осуществляться скрытно от противника, особенно это относится к активным минным заграждениям. Для уничтожения сорванных с минрепов мин используются приборы, которые затопляют мину, препятствуя обнаружению мест постановки.

10. Мина обладает высокой живучестью в условиях применения ядерного оружия. Это обусловлено тем, что в самой конструкции мины предусмотрена высокая взрывостойкость приборной части и значительно усилены противодетонационные свойства.

Наличие у мин перечисленных тактических свойств и главных из них - непрерывности и длительности воздействии - в сочетании с постоянной боевой готовностью и скрытностью применения, а также возможностью применения с наступательными и оборонительными целями делает минное оружие незаменимым при решении ряда боевых задач.

Но при применении минного оружия следует учитывать и отрицательные свойства мин. Основным из них является зависимость применения мин от гидрологических и метеорологических условий района постановки. Так, на применение противодесантных мин и контактных-якорных мин существенно влияют штормовые условия, ледовый режим, прозрачность и соленость воды в данном районе.

Штормовые условия и ледовой режим могут в значительной степени повлиять на плавучесть мин, поставленных с малым углублением (обрыв минрепа). Прозрачность воды может облегчить обнаружение минного заграждения с воздуха, мины обнаруживаются визуально на глубинах до 15 м.

Соленость воды влияет на обрастание корпуса мины и, как следствие, увеличение его углубления за счет уменьшения положительной плавучести (высадочные средства смогут проходить над миной, изменившей углубление). На постановку якорных мин существенное влияние оказывают подводные течения, которые приводят к значительному снижению (увеличению углубления) и наклону мин, что в значительной мере влияет на тактико-технические характеристики мин (ТТХ) мин. Поэтому в районах, где течения имеют скорость выше2...3 уз, якорные мины не применяются.

На постановку мин оказывает влияние характер и рельеф грунта. При уклоне дна 70...100 якоря якорных мин ползут, а донные мины скатываются, т.е. изменяется углубление мин. Значительное заиливание донной мины ухудшает работу НВ. Неблагоприятный метеоусловия затрудняют точность постановки минного заграждений с авиации и ПК, что может существенно повлиять на его эффективность.

Правильная оценка тактических свойств минного оружия при планировании боевых действий и организованное его применение позволяют создать на театре выгодный для своего флота оперативный режим, значительно сократить потребность в других силах и средствах ВМФ, а также вытеснить противника в районы, где имеется возможность его уничтожения другим оружием.

Кроме общих тактических свойств, присущих МО, при применений мин учитываются и их ТТХ: полоса реагирования, полоса поражения, глубина места постановки, углубление якорной мины, величина минного интервала, параметры приборов срочности, кратности, ликвидации, габариты и масса, способ телеуправления, срок боевой службы и т.д.

Зоной реагирования мины называется объем водного пространства, находясь в котором, корабль вызывает срабатывание взрывателя (отделителя) мины (рис. 3.1).

Ширину зоны реагирования с учетом ширины корабля называют полосой реагирования ().

где - траверзный радиус реагирования НВ;

- ширина корабля.

Рис. 3.1. Зона реагирования неконтактной мины

У обычных мин полоса, реагирования измеряется десятками метров, у широкополосных мин - сотнями. К широкополосным минам относятся самонаводящиеся мины - торпеды и мины - ракеты.

Зоной поражения мины (рис. 3.2) называется объем воды, в котором взрыв мины может нанести кораблю-цели повреждения, вынуждающие корабль отказаться от выполнения боевой задачи. Ширина зоны поражения мины с учетом ширины корабля называется полосой поражения (). Полоса поражений определяется по формуле:

где - траверзный радиус поражения корабля - цепи зарядом мины;

- ширина корабля.

При применении якорных и донных мин против надводных кораблей:

где - радиус поражения короля - цели зарядом мины (зависит от массы ВВ, его мощности прочности корпуса корабля);углубление мины; - осадка корабля.

Рис 3.2. Полоса поражения корабля - цели зарядом мины

При применении мин (противолодочных и реактивно - всплывающих) против подводных лодок .

Глубина места постановки якорных мин зависит от длины минрепа и заданного углубления (у современных мин они достигает 3000...4000 м). Глубина постановки донных мин против подводных лодок может доходить до 300 м, а придонных мин - до 500 м. Глубина постановки донных мин против надводных кораблей может достигать 50.. .60 м.

Углубление якорных мин (- расстояние по вертикали от поверхности воды до корпуса мины) должно обеспечивать наибольшую эффективность минного заграждения. Углубления якорных контактных мин выбираются равными 1/2 - 3/4 осадки надводных кораблей. Углубления якорных неконтактных мин, выставленных против надводных кораблей, лежат в пределах 20...40 м. При постановке якорных неконтактных мин против подводных лодок углубления мин выбираются из расчета перекрытия всей толщи воды возможного погружения подводных лодок, у современных мин они могут достигать 500 м.

Минный интервал (- расстояние между двумя соседними минами в заграждении) определяет вероятность подрыва корабля, подводной лодки на мине (рис 3.3). Чем меньше минный интервал, тем выше вероятность подрыва корабля на минном заграждении (но и больше расход мин). Уменьшение минного интервала допустимо до некоторого предела. Этим пределом является минимальный минный интервал (), наименьшее расстояние,. при котором взрыв одной мины не выводит из строя соседние мины. Минимальный минный интервал у стационарных мин 60...120 м, у мин с движущимися боевыми частями - от 100 до 2000 м.

Рис. 3.3. Основные тактические характеристику мин

Приборы срочности, кратности и ликвидации увеличивают боевую устойчивость минных заграждений. Габариты и масса мин определяют миноподъёмность носителей.

3.1.2 Классификация и элементы минных заграждений

В результате постановки минных заграждений противник несет прямые и косвенные потери: прямые в результате подрыва на минах боевых кораблей, судов, транспортов, косвенные - в результате отказа (на время ликвидации минной опасности или постоянно) от использования (форсирования) минированных районов и принятия различных мар по уменьшению минной опасности. В общем случае в интересах решения задач ВМФ создаются минные заграждения на путях перехода и в районах вероятного маневрирования подводных лодок, надводных кораблей и судов противника.

Постановкой минных заграждений и минных полей решают следующие задачи

1) блокирование на определенный срок районов и пунктов базирования сил флота противника, портов, проливов, узостей, т.е. воспрепятствование выходу (входу) кораблей (судов) до ликвидации минной опасности;

2) срыв или стеснение плавания силам противника в его операционной зоне (в прибрежных районах, на входных и выходных фарватерах, в проливах и узкостях, на морских, океанских и внутренних путях сообщения);

3) прикрытие подступов к своему побережью, участкам прибрежных морских сообщений и отдельным районам театра с целью воспрепятствования выходу подводных лодок и надводных кораблей противника на позиции использования оружия ближнего и дальнего действия;

4) прикрытие в системе противодесантной обороны десантно-опасных участков побережья с целью воспрепятствовать или затруднить высадку десанта противника;

5) создание на театре постоянной минной опасности, требующей организации противоминной обороны и отвлечения сил и средств противника на противоминные действия.

Минные заграждения ставятся с наступательными и оборонительными целями в соответствии с этим они подразделяются на активные и пассивные. Активные минные заграждения ставятся в водах, контролируемых противником, в целях уничтожения подводных лодок и надводных кораблей, нарушения морских коммуникаций, а также для осуществления блокады военно-морских баз, портов противника и отдельных районов театра. Основным условием постановки активных минных заграждений является секретность постановки. Поэтому постановка активных минных заграждений должна осуществляться подводными лодками и авиацией. Мины в таких минных заграждениях должны иметь высокую противотральную стойкость.

Оборонительные минные заграждения ставятся в своей операционной зоне. К районам, в которых осуществляются минные постановки с оборонительной целью, относятся подходы к участкам побережья, удобным для высадки десанта. Оборонительные минные заграждения подразделяются на противолодочные и противодесантные. Противолодочные минные заграждения, входящие в состав противолодочного рубежа, являются его основой и своими флангами упираются в побережье. Вместе с минами в этих заграждениях могут ставиться

Противодесантные минные заграждения ставится в целях усиления противодесантной обороны и повышения её устойчивости, и также для нанесения потерь корабельному составу и высадочным средствам десанта на подходе к месту высадки, и для ее замедления. Постановка оборонительных минных заграждений производится надводными кораблями, действия которых обеспечиваются силами прикрытия. В ходе постановки используются средства навигационного обеспечения для наибольшей точности постановки.

По расположению мин в минных заграждениях последние могут состоять из отдельных мин, минных полос, минных банок, линий мин и вертикальных завес.

Минным заграждением из одиночных мин называется такое заграждение, в котором мины отстоят друг от друга на расстояние более 0,5 мили.

Минной полосой называется площадь, в пределах которой на различных интервалах расположены мины, сброшенные одиночным самолетом или группой самолетов за одно прицеливание.

Линией мин называется заграждение из последовательно» поставленных надводным кораблем или подводной лодкой мин с заданным интервалом и протяженностью более 0,5 мили (900 м).

Минной банкой называется минная полоса, или линия мин, протяженностью не более 0,5 мили (900 м).

Противолодочные минные заграждения создаются в виде вертикальных завес из якорных и донных мин. Завеса состоит из нескольких ярусов. Ярусом называется линия противолодочных мин, имеющих одно и то же углубление: Количество ярусов определяется толщей воды, Подлежащей перекрытию и ТТХ ставящихся мин.

Минным интервалом называется расстояние между минами в пиниях, полосах, ярусах и завесах. Различают следующие виды минных интервалов: линейный интервал - расстояние между соседними минами в линии, полосе, ярусе, поле; вертикальный минный интервал-расстояние между соседними ярусами завесы в вертикальной плоскости временной минный интервал - время между сбрасыванием (выстреливанием) двух соседних мин.

Ширина заграждения () - размер заграждения в направлении, перпендикулярном оси фарватера или предполагаемому генеральному курсу движения кораблей противника (рис. 3.4).

Глубина заграждений () размер заграждения в направлении оси фарватера или предполагаемого генерального курса движения кораблей противника (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Ширина и глубина минного заграждения

Толщиной противолодочного минного заграждения () называется его размер в направлении от поверхности воды к грунту между верхней границей зоны реагирования верхнего яруса завесы и нижней границей зоны реагирования, её нижнего яруса (рис. 3.5).

Рис. 3.5 Толщина противолодочного минного заграждения

Размеры минного поля характеризуются не только шириной, глубиной и толщиной (для противолодочных МЗМ), но и площадью .

3.1.3 Основные понятия об эффективности минного оружии

Для того чтобы МЗМ было способно выполнять ставящиеся перед ним задачи, оно должно соответствовать определенным требованиям. Эти требования задаются в характеристике минного заграждения. Основной характеристикой МЗМ является его эффективность. Эффективность минного заграждения зависит от его плотности, структуры, тактических характеристик мин и от режима и точности плавания кораблей-цепей в загражденном районе.

Плотностью минного заграждения называется число мин приходящееся на единицу длины (м) фронта минного заграждения . Общая плотность минного заграждения определяется по формуле

В зависимости от назначения заграждаемых районов (участков), интенсивности плавания через них кораблей и подводных лодок, плотность минных заграждений может быть различной. На более важных участках (ФВК, в узкостях) плотность может быть высокой. При постановке заграждений на относительно больших площадях мины в них должны равномерно распределяться по ширине и глубине заграждения.

Структура минного заграждения определяется числом и расположением различных образцов мин и минных защитников в минном заграждении, глубиной и шириной минного заграждения, установками на приборах срочности и кратности, а также характеристиками противотральных устройств. Структура МЗМ должна обеспечить наибольшую вероятность подрыва корабля (подводной лодки) на мине и способствовать наибольшей затрудненности борьбы с минной опасностью при наименьшем расходе мин.

Самой выгодной структурой заграждения является такая, когда приборы срочности и кратности равномерно (или почти равномерно) приводят в боевое положение мины заграждения после каждого трального покрытия (прохода тральщиков с неконтактными тралами над МЗМ). В этом случае вероятность подрыва корабля, форсирующего заграждение, остается постоянной почти весь период почти независимо от того, сколько будет сделано тральных галсов неконтактными тралами. Такое заграждение называется заграждением оптимальной структуры.

Режим и точность плавания кораблей-цепей в загражденном районе оказывают влияние на выбор критериев эффективности заграждения.

Под эффективностью минного заграждения понимается степень его боевого воздействия на противника, выражающаяся цифровыми величинами.

Эффективность МЗМ оценивается двумя характеристиками: действительностью и противотральной стойкостью.

Под действительностью минного заграждения понимается степень угрозы прямых потерь (гибель, выход из строя) кораблей и судов противника при плавании в загражденном районе.

Под противотральной стойкостью понимается способность МЭМ противостоять противоминным действиям.

Критериями действительности МЭМ являются вероятность подрыва () корабля на мине и математическое ожидание () числа подрывающихся кораблей из числа тех, которые пересекают МЗМ.

Первый критерий служит для оценки действительности МЗМ, поставленных в районах, где корабли действуют одиночно, второй - для оценки действительности заграждений, поставленных в узкостях, на участках коммуникаций и в десантно-опасных районах, где движение кораблей осуществляется колоннами (по фарватеру кильватерной коленной), рядами (через промежутки времени), по ширине заграждения или строями (состоящими из рядов и колонн).

При определении вероятности подрыва одиночного корабля на минном заграждении из мин одного образца, состоящем из одной линии, мины в которой поставлены на одинаковых минных интервалах и не имеет установок на приборах кратности (кратность 0), а курс корабля перпендикулярным фронту МЗМ, пользуются формулой

(3.1)

где плотность минного заграждения;

— полоса поражения мины.

Но, поскольку в действительности одно или несколько условий всегда отличаются от указанных (линий мин несколько, мины разных образцов, кратность не равна нулю, корабль идет под углом к фронту заграждения), расчет вероятности производится по формуле

(3.2)

где ;

— вероятность подрыва на одной мине;

— плотность МЭМ из мин с какой-то определенной установкой кратности на ПК, мин/м:

- относительная часть полосы МЗМ, на которую воздействуют поля проходящих кораблей.

В формуле (3.2) применен закон Пуассона, по которому распределяется число случайных событий (проход корабля, подводной лодки), происходящих, а какой-либо части оси (площади, объема), когда точки (мины) распределены по оси (площади, объему) с одинаковой средней плотностью.

При расчете математического ожидания числа подорвавшихся кораблей, проходящих через загражденный район, пользуются формулой

(3.3)

где — число колонн в ордере (конвое);

- полоса поражения корабля миной;

- полоса реагирования мины.

Противолодочное минное заграждение всегда оценивается вероятностью надрыва одиночной подводной лодки. Мины в противолодочных минных заграждениях, как правило, имеют нулевую установку кратности, т.о. взрыватель срабатывает на подрыв при первом прохождении подводной лодки.

Пусть - вероятность подрыва ПЛ на минах первого яруса; - высота зоны поражения ПЛ миной первого яруса завесы; - толщина заграждения.

Вероятность подрыва ПЛ будет рассчитываться так. Вначале рассчитывается вероятность подрыва ПЛ на минах первого яруса, второго и т.д. по формулам:

и т.д.

Затем, поскольку ПЛ может находиться на всех глубинах в пределах толщины завесы , определяется вероятностью нахождения ПЛ на глубинах первого яруса, второго и т.д. по формулам:

и т.д.

Вероятность подрыва ПЛ на минах завесы будет определяться по общей формуле:

Если прямые потери определяют действительность минного заграждения, косвенные потери (затраты сил и средств, срыв сроков, блокада и т.д.) ведут к дополнительным затратам, которые необходимы для преодоления минной опасности, то противотральная стойкость определяет продолжительность действия минного заграждения.

Критерием противотральной стойкости является время, необходимое противнику для ликвидации шинной опасности. Уровень противотральной стойкости МЗМ зависит от совершенства приборов и устройств, предназначенных для борьбы с тралами. Противотральная стойкость измеряется временем , которое необходимо противнику для ликвидации минной опасности. Это время складывается из времени , необходимого противнику для замены необходимого для замены вышедших и строя при тралении противоминных средств (тралов, искателей), и времени непосредственно на траление:

.

При этом время и рассчитывается по формулам

; .

где — протяжённость трального галса (равна глубине МЗМ + 4 мили (8 км));

— скорость при тралении, уз;

— математическое ожидание числа разрушаемых тралов;

— число противоминных кораблей;

— время для замены одного трала, ч.

3.1.4 Организация постановки мин одиночным кораблем

Каждое минное заграждение предварительно рассчитывается. Методики расчетов на минные постановки приведены в Правилах минных постановок (ПМС № В-7).

Оперативное управление (отдел штаба флота) на основании общего плана флота и общего плана минно-заградительных действий разрабатывает боевые приказы (боевые распоряжения) соединениям (частям), группам надводных кораблей, одиночным кораблям и подводным лодкам, выполняющим минные постановки. В боевом приказе (бодром распоряжении) указывается:

1) боевая задача и состав сил, выделенных для постановки мин;

2) период постановки, вид МЗМ и его назначение;

3) выделенное для постановки количество мин по образцам и пункты приемки мин;

4) последовательность минных постановок.

К боевому приказу, (боевому распоряжению) прилагаются:

1) план минного заграждения с таблицей элементов, в которой помещаются указания об установках на приборах кратности, срочности, ликвидации, шифр-приборах и т.д.

2) распоряжения по всем видам обеспечения, скрытому управлению и связи. В соответствии с боевым приказом (боевым распоряжением) командир соединения (части, группы кораблей, корабля, подводной лодки) на основании оценки обстановки и материалов, подготовленных штабом (офицерами корабля) принимает решение на выполнение минной постановки. Решение должно быть всесторонне обосновано расчетами.

Решение на минную постановку оформляется на карте и кроме общих вопросов должно содержать:

1) план минного заграждения (предварительный);

2) расчет эффективности минного заграждения, количества мин по образцам, последовательности и времени постановки;

3) схему строев при постановка мин с обозначением их элементов (при сменной постановке мин), указание состава группировок сил для постановки заграждения, количества выходов носителей;

4) описание последовательности, порядка, способа и периода подачи мин на корабли; пунктов приемки мин,

5) информацию о районах и порядке рассредоточения кораблей после приёмки мин;

6) план мероприятий по маскировке:

7) таблицу элементов минных заграждений.

На корабле производятся расчеты временного минного интервала и момента начала окончательного приготовления мин.

Временной интервал (а секундах) представляет собой промежуток времени между сбрасыванием соседних мин и рассчитывается по формуле:

где - минный интервал, м;

- скорость корабля при постановке, уз.

Момент начала окончательного приготовления мин определяется по формуле:

где - момент начала постановки мин;

- число мин, размещенных на палубе;

- время окончательного приготовления мины одной запальной командой;

- число запальных команд.

3.1.5 Правила хранения мин на корабле

Мины принимаются на корабль только в специально отведенных местах, как непосредственно с берега, так и с плавсредств. Приемка мин осуществляется под общим руководством командира корабля. Непосредственно приемкой мин руководит командир БЧ-3. Приемка мин производится по сигналу: "Учебная тревога. По местам стоять, мины принимать". В темное время суток на клотике включается красный фонарь, днём на одном ноке рея поднимается флаг "Н", а на другом ноке рея - флаг "М". На корабле, принимающем мины, необходимо главные механизмы привести в немедленную готовность к даче хода, подготовить к немедленному использованию все аварийно-спасательные и противопожарные средства: пожарные шланги привернуть к рожкам и разнести по палубе: средства орошения и затопления погребов подготовить к немедленному действию; подать к месту приемки мин подготовленные к действию переносные средства тушения пожаров; выложить комингсы матами. Корабль должен быть готов немедленно сняться со швартов.

Мины на корабль подаются в степени готовности "СГ-1". Данные мины принимаются в деревянной укупорке с присоединенными тележками. Первичные и вторичные детонаторы в штатной укупорке принимаются на складе (в арсенале), а затем доставляются на корабля под непосредственным наблюдением командира БЧ-3. Транспортирование первичных детонаторов совместно со вторичными, а также детонаторов совместно с минами, запрещается. Транспортирование первичных и вторичных детонаторов за пределами территории арсенала производиться только в сопровождении вооруженной охраны.

Запальные стаканы на корабле размещаются в специально отведенных местах (погребах, выгородках) в металлических шкафах. Запальные патроны, капсюли-детонаторы, капсюли-воспламенители храня9тся в своей штатной укупорке в каюте командира корабля в сейфе.

Шкафы и сейфы с первичными и вторичными детонаторами должны быть закрыты на замок и опечатаны. Сейфы с первичными детонаторами опечатываются печатью командира корабля, шкафы со вторичными детонаторами - печатью командира БЧ-З.

По окончании приемки мин на корабль командир БЧ-З докладывает на ГКП: "Приёмка закончена, принято столько-то мин", после чего дается команда "Окончить приемку мин, мины по походному закрепить. Принадлежности убрать и уложить". После приемки мин корабль должен немедленно отойти от места приёмки.

Мины на надводном корабле размещаются на минных путях без запальных принадлежностей и пиропатронов, на палубе мин выставляются вооружённые вахтенные.

На подводной лодке мины хранятся в трубах торпедных аппаратов в окончательно подготовленном виде, либо на стеллажах, но без запальных патронов и пиропатронов.

В целях безопасности корабля окончательное приготовление должно производиться с подходом к мосту постановки и должно быть закончено за 20 до начала постановки. Окончательное приготовление мин осуществляется специально подготовленными запальными командами под личных руководством командира БЧ-3. Запальные команды формируются из личного состава БЧ-3. Назначаются приказом командира корабля и включаются в корабельное расписание по окончательному приготовлению мин.

По команде "Мины окончательно приготовить" командир БЧ-3 получает у командира корабля первичные детонаторы, проводит инструктаж по мерам безопасности, подает команду запальным командам "Начать окончательное приготовление мин".

Окончательное приготовление включает в себя проверку пиропатронов, разъединительных устройств, приготовление (взведение) предохранительных приборов, сборку и установку запальных устройств в мины.

Приготовление корабля к минной постановке производится по сигналам "Боевая тревога" и "Корабль к минной постановке приготовить". Действия личного состава по этой команде включают подготовку минных путей, установку забортных скатов, проверку линий связи, снятие рельсовых захватов мин, походных креплений мин. За 5 мин до начала постановки подается команда "По местам стоять, мины ставить". Расписание по постановке мин подразумевает разбивку личного состава на команды и группы:

1) группу управления постановкой мин;

2) команды сбрасывания мин (правого и левого борта);

3) команду подкатки мин к месту сбрасывания.

Кроме командира БЧ-З в группу управления постановкой входит счетчик числа сброшенных мин, наблюдатель за сброшенными минами, лицо, стоящее на связи.

По прибытии в точку постановки мин командир корабля дает команду "Начать постановку мин". Командир БЧ-З командует "Правая (левая)" и включает секундомер. При истечении временною интервала сбрасывается следующая мина. После сбрасывания последней мины командир БЧ-3 докладывает на ГКП об окончании постановки мин. сдает чеки и флясты по счету командиру корабля.


 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ И КОНСТРУКЦИИ МИННОГО ОРУЖИЯ............................................ 1

1.1 Назначение, классификация и физические основы минного оружия.................................................. 1

1.1.1 История создания оружия..................................................................................................................................... 1

1.1.2 Понятие о физических полях корабля.................................................................................................................. 9

1.1.3 Назначение и классификация минного оружия............................................................................................... 12

1.1.4 Общие сведения об устройстве мин.................................................................................................................. 14

1.2 Устройство и принцип действия приборов и аппаратуры мин............................................................... 15

1.2.1 Контактные взрыватели и запальные устройства мин............................................................................. 15

1.2.2 Неконтактная аппаратура мин......................................................................................................................... 17

1.2.3 Предохранительные и дополнительные приборы и устройства мин..................................................... 24

2. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МОРСКИХ МИН................................................................................ 27

2.1 Устройство принцип действия донных мин................................................................................................... 27

2.1.1 Общие сведения об устройстве и принципе действия донных мин.......................................................... 27

2.1.2 Устройство и перспективы развития современных донных мин............................................................. 29

2.2 Устройство и принцип действия якорных мин.............................................................................................. 35

2.2.1 Общие сведения об устройстве якорных мин................................................................................................. 35

2.2.2 Способы установки якорных мин на заданное углубление.......................................................................... 38

2.2.3 Устройство и перспективы развития современных якорных мин........................................................... 42

2.2.4 Перспективы развития минного оружия......................................................................................................... 44

3. БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МИННОГО ОРУЖИЯ...................................................................................................... 46

3.1 Тактические свойства и боевое применение минного оружия............................................................. 46

3.1.1 Тактические свойства мин................................................................................................................................... 46

3.1.2 Классификация и элементы минных заграждений........................................................................................ 50

3.1.3 Основные понятия об эффективности минного оружии............................................................................ 52

3.1.4 Организация постановки мин одиночным кораблем..................................................................................... 55

3.1.5 Правила хранения мин на корабле...................................................................................................................... 56