Организация изоляции и госпитализации
И учреждений Роспотребнадзора в ЧС
Содержание и последовательность управленческой деятельности органов
I Информационный этап | |
Подбор руководящих документов по организации противоэпидемического обеспечения | Получение данных об изменениях обстановки в районе бедствия, в местах расселения беженцев и пострадавших |
Сбор сведений о заболеваемости особо опасными инфекциями в зонах ЧС и на прилегающих территориях | Получение данных о состоянии сил и средств Роспотребнадзора в зоне ЧС и эффективности противоэпидемических мероприятий |
Получение полной и достоверной информации о динамике развития и распространения особо опасных инфекций | Поиск в банке данных сведений о предыдущих обострениях санитарно-эпидемиологической обстановки и проведенных противоэпидемических мероприятиях |
II Аналитический этап | |
Оценка санитарно-эпидемиологической обстановки. Эпиддиагностика | Изучение вариантов решений по локализации и ликвидации, возникших в зоне ЧС эпидочагов |
Сравнительная оценка сложившейся эпидситуации с данными о ее предыдущих обострениях и опытом других регионов и стран по действиям в аналогичной обстановке | Принятие решения по объему и последовательности противоэпидемических мероприятий и привлекаемым и привлекаемым силам и средствам |
III Организационный этап | |
Подготовка и оформление противоэпидемических вопросов для составления плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС | Организация методического руководства, практической помощи и оперативной работы по проведению противоэпидемических мероприятий |
Представление материалов для совершенствования работы по противоэпидемическому обеспечению. Доведение плана до ответственных исполнителей | Организация взаимодействия Госсанэпиднадзора с другими исполнителями |
Оценка качества и эффективности управленческих решений | Контроль за выполнением мероприятий по противоэпидемической защите в районах бедствия |
Информация может передаваться в формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления информации устанавливаются вышестоящим органом управления для нижестоящих органов, непосредственно подчиненных ему. Передача сообщений в неформализованном виде допускается, если сообщение содержит информацию экстренного характера или оно отсутствует в установленной форме.
При представлении сообщений в формализованном виде должны быть отражены следующие вопросы:
- тип ЧС, место, масштаб, причины;
- характеристика ЧС: численность населения в зоне ЧС, число пострадавших, заболевших инфекционной болезнью, умерших (погибших), эвакуированных, подвергнутых комбинированному или сочетанному воздействию факторов ЧС;
- оказание первой медицинской помощи, госпитализация (количество человек);
- привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий ЧС;
- сведения о противоэпидемической работе, выявлено заболевших, подвергшихся риску заражения, проведено профилактических прививок и охвачено экстренной профилактикой, умерло,
установлен карантин (площадь, количество объектов или населенных пунктов), организовано карантинных постов, численность людей в обсервации и другие необходимые данные;
- дополнительная информация, наличие эпизоотии, территорий заражения токсическими или радиоактивными веществами, бытовыми или промышленными сточными водами, санитарно-
гигиеническая характеристика мест проживания и труда, путей перемещения и медицинской эвакуации, запасы антибиотиков и других медикаментов, медимущества, прививочного материала,
антисептиков и дезинфектантов, состояние дезтехники, укомплектованность специалистами и их квалификация и другие данные.
Выявление инфекционных больных и подозрительных на заболевание лиц,
В зоне чрезвычайных ситуаций выявление инфекционных больных невозможно произвести в первые часы, т.к. пораженным требуется оказание неотложной медицинской помощи, оказавшимся в местах воздействующих факторов ЧС. Среди пострадавшего населения и пораженных выявляются инфекционные больные и их запоздалое выявление может вызвать эпидемический очаг. В зонах катастроф, при наличие в коллективах пострадавшего населения инфекционных больных, за счет активации механизмов передачи возбудителей инфекций могут появиться множественные эпидемические очаги и появление инфекционных заболеваний среди населения будет раньше, чем установлен факт выявления больных, поэтому одномоментное появление большого количества больных одной или несколькими нозоформами также может привести к возникновению эпидемической вспышки. Значительное продолжение заражающего действия источников инфекции, отсутствие защиты населения от контакта с заразными больными, окружающей средой, представляющей эпидемическую опасность, возможно распространение инфекции за пределы зоны ЧС.
В создавшихся условиях необходимо быстро, насколько позволяет ситуация провести следующие мероприятия по оказанию медицинской помощи населению:
- выявить инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание людей, которые опасны для окружающих;
- организовать изоляцию и госпитализацию заболевших;
- отобрать материал от больных для лабораторного исследования (кровь, моча, кал и др.);
- определить круг лиц, подвергшихся риску заражения, изолировать в развернутые обсерваторы, организовать медицинское наблюдение и провести экстренную профилактику имеющимися высокоэффективными антибиотиками широкого спектра действия (доксициклин, тетрациклин и др.);
- своевременно и правильно провести диагностику и адекватное лечение, организовать профилактические мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения инфекционных заболеваний
среди пострадавшего населения.
Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным в чрезвычайных ситуациях (ЧС) имеет ряд особенностей. Эти особенности определяются единой концепцией патогенеза, диагностики и лечения инфекционных больных на путях медицинской эвакуации.
Сущность лечебно-эвакуационного обеспечения инфекционных больных заключается в организации своевременных и последовательных мероприятий по оказанию медицинской помощи и лечению как заболевших, так и подвергшихся риску заражения при нахождении в зоне ЧС.
Прежде всего, всех выявленных инфекционных больных в возникшем эпидемическом очаге эвакуировать санитарным транспортом в лечебные учреждения в соответствии с характером инфекционной патологии. Лица, подвергшиеся риску заражения, эвакуируются санитарным или приспособленным транспортом в развернутые обсерваторы для последующего медицинского наблюдения, обследования и проведения превентивного лечения по схемам общей или специальной профилактики.
Выявление инфекционных больных, а также лиц, подозрительных на наличие инфекционного заболевания из контингента, подвергшегося риску заражения в результате ЧС, возлагается на врачебные, врачебно-сестринские и фельдшерские бригады скорой медицинской помощи амбулаторно-поликлинического звена, а также аналогичные бригады территориальных и местных центров медицины катастроф и лечебно-профилактических учреждений разного уровня.
На эти же бригады возлагается задача оказания первой врачебной помощи инфекционным больным, которая заключается в проведении комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на устранение последствий осложнений, непосредственно угрожающих жизни больного, на профилактику возможных заражений лиц, находящихся в контакте, и подготовку инфекционных больных к эвакуации.
Кроме того, личный состав вышеназванных бригад участвует в проведении по эпидемиологическим показаниям, определяемым специальными формированиями Роспотребнадзора, экстренной общей и специальной профилактики и (или) иммунопрофилактики и иммунокоррекции лицам, подвергшимся риску заражения
При подготовке специалистов этих бригад к работе в чрезвычайных ситуациях уделить внимание вопросам оказания медицинской помощи инфекционным больным. Врачи, включенные в состав бригад, должны быть хорошо ориентированы в вопросах медицинской сортировки и медицинской эвакуации инфекционных больных, в вопросах диагностики, в технике и последовательности проведения изоляционно-ограничительных мероприятий Нельзя забывать о том, что оптимальным сроком оказания первой врачебной помощи являются первые 4-6 часов с момента выявления больного и его изоляции Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами лечебных учреждений и имеет целью устранение последствий, угрожающих жизни заболевшего, предупреждение развития осложнений, борьбу с уже развившимися осложнениями и лечение до окончательного исхода. Оптимальным сроком оказания квалифицированной медицинской помощи считаются первые 8-12 часов после установления диагноза и госпитализации инфекционного больного.
Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в специализированных лечебно-профилактических учреждениях или отделениях, имеющих специальное лечебно-диагностическое оснащение и оборудование. Эти два вида медицинской помощи организуются за пределами эпидемического очага на базе существующих и дополнительно развернутых лечебных учреждений. В период проведения спасательных работ основной задачей лечебных учреждений является оказание неотложной медицинской помощи. Учитывая вероятность массового поступления пораженных в лечебные учреждения, последние сразу после получения информации о катастрофе должны провести подготовку к работе в чрезвычайных условиях. Подготовительные мероприятия включают в себя:
1 Информацию и вызов персонала в лечебное учреждение;
2. Выписку больных (не опасных для окружающих), подлежащих амбулаторному лечению;
3. Дополнительное развертывание коечного фонда;
4. Перепрофилизацию отделений в соответствии с предназначением лечебного учреждения.
Указанные мероприятия осуществимы в короткое время только при наличии разработанных планов работы лечебных учреждений в чрезвычайных ситуациях, предусматривающих взаимодействие конкретного учреждения с другими медицинскими учреждениями и с различными службами, принимающими участие в оказании помощи пораженным и больным. В ряде случаев, учитывая складывающуюся медико-тактическую и эпидемиологическую обстановку, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи инфекционным больным необходимо использовать специальные формирования службы медицины катастроф, способные работать вне стационарных условий. Существующий в структуре Всероссийской службы медицины катастроф полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита» может быть использован в качестве инфекционного стационара. Принципиальная схема развертывания полевого инфекционного госпиталя на 50 коек представлена на рис. В этом случае он усиливается бригадами инфекционистов.
Лабораторное обеспечение лечебно-диагностического процесса может осуществляться в двух вариантах:
1. В интересах госпиталя используется микробиологическая лаборатория специализированной противоэпидемической бригады (СПЭБ) или СЭО ФГУЗ ЦГЭ, которая должна быть развернута рядом с площадкой, на которой развернут ПМГ;
2. Лабораторная диагностика осуществляется в микробиологическом отделении подвижной санитарно-эпидемиологической лаборатории, которая является самостоятельным подразделением в составе ПМГ.