Девушка

Девочка

Ая девушка

Мальчик

Везёт на фронт мальчика

товарищ военный врач.

Мама моя, мамочка,

не гладь меня, не плачь!

На мне военная форма –

не гладь меня при других!

На мне военная форма,

на мне твои сапоги.

Не плачь! Мне уже двенадцать,

я взрослый почти…

Двоятся, двоятся, двоятся

рельсовые пути.

В кармане моём документы –

печать войсковая строга.

В кармане моём документы,

по которым я – сын полка.

Прославленного, гвардейского,

проверенного в огне.

Я еду на фронт.

Я надеюсь,

что браунинг выдадут мне.

Что я в атаке не струшу,

что время моё пришло…

Завидев меня, старухи

охают тяжело:

«Сыночек…Солдатик маленький…

Вот ведь настали дни…»

Мама моя, мамочка!

Скорей им всё объясни!

Скажи, чего это ради

они надо мной ревут?

Зачем они меня гладят?

Зачем сыночком зовут?

И что-то шепчут невнятно,

и тёмный суют калач…

Россия моя, не надо!

Не гладь меня!

И не плачь!

Не гладь меня!

Я просто будущий сын полка.

И никакого геройства

я не совершил пока!

И даже тебе не ясно,

что у меня впереди…

Двоятся, двоятся, двоятся

рельсовые пути.

Поезд идёт размеренно,

раскачиваясь нелепо, -

длинный и очень медленный

как очередь за хлебом…

(Р. Рождественский)

(Дети отходят назад. На сцене – хоровой коллектив гимназии, они поют песню «Красно Солнышко», на экране – фотографии разрушенных городов, монастырей, раненых)

Умывает красно солнышко

Руки тёплые в росе.

И Россия, как Алёнушка,

Предстаёт во всей красе.

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила.

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берёз Россия.

А случись дорога длинная

К чужедальней стороне.

Твоя песня лебединая

Не даёт покоя мне.

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила.

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берёз Россия.

А когда дожди осенние

Зашумят в чужом краю,

Вспомню песню журавлиную,

Песню тихую твою.

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила.

Синих рек рукава,

В небе синь синева,

И светла от берёз Россия.

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и “катюши”.

Висят во всю листа длину

Снаряды жёлтые, как груши.

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, не знакомы.

И берегут они свои

Огнём кричащие альбомы.

Благодарю свою страну

И тех, кто пал в последнем шаге,

За то, что мальчики войну

Узнали только на бумаге.

(А. Богословский).

Девушка.И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — День Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу.

Что умерли они…

(С.П. Щипачёв)

Ведущий.Памяти павших в Великой Отечественной войне объявляется Минута молчания.

(Звук метронома. На экране – Вечный огонь, после звучит мелодия песни

Д. Тухманова «День Победы»).

Ведущий. Давайте все вместе споём эту легендарную песню

(На экране - солдаты, девушки военной поры. Все ликуют, радуются; обнимаясь, плачут. В руках у всех букеты цветов. Солдат мелом на стене пишет: «Мы победили!». Кадры сменяют фотографии современных ветеранов).

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, -

Этот день мы приближали как могли.

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели -

Этот день мы приближали как могли.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все...

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, полземли, -

Этот день мы приближали как могли.

Ведущий. Мы с особой радостью и благодарностью рады приветствовать на нашем празднике свидетеля того ужасного времени, ветерана Великой отечественной войны Кузьмину Марию Ивановну.

(вручение цветов ветерану)

Мы с большим удовольствием предоставляем ей слово

(выступление ветерана)

Ведущий. Огромное спасибо Вам, Мария Ивановна! Мы ещё раз, с огромной радостью поздравляем вас, всех ваших родственников с праздником, с Днём Победы! И желаем мирного неба над головой! А сейчас я предлагаю возложить цветы к памятникам во дворе гимназии.

До свидания, с праздником!

 

 

10. Анализ проведённого мероприятия

Литературно – музыкальная композиция «Дети войны» проходила 6-7 мая 2013 года на базе МБОУ «Гимназия №19». При подготовке к мероприятию пришлось столкнуться со следующими проблемами организационного плана.

Мероприятия, посвящённые такой сложнейшей теме как «Великая Отечественная война» требуют глубокой внутренней самоотдачи от исполнителей. Поэтому, для их проведения обычно привлекались учащиеся старшей школы. Однако, в связи с постоянно увеличивающимися требованиями в учебном процессе, майским «контрольным» периодом для старшеклассников и учащихся среднего звена, пришлось задействовать ребят из начальной школы (3-4 класс).

Конечно, ребята участвовали в композиции с удовольствием, но не все они, безусловно, из-за своего возраста, смогли внутренне передать всю боль и страдание своих героев, полностью эмоционально раскрепоститься и «окунуться» в эпоху 40-х годов. Нельзя не заметить речевые недостатки исполнителей – и детей, и взрослых – недостаточная чёткость речи, сила голоса, «проглатывание» окончаний, слова-паразиты у ведущего. Этот аспект актёрского мастерства, безусловно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Как уже отмечалось выше, очень сложно организационно провести мероприятие в большом актовом зале гимназии, с хорошей сценой, занавесом, возможностью вместить большое количество зрителей, так как зал является по сути, столовой. Поэтому мероприятие прошло в конференц-зале, где фактически нет условий для проведения мероприятий подобного рода.

Композиция проводилась для учащихся 3-тьих-6-ых классов. Так как зал не может вместить большое количество зрителей, её сыграли 4 раза.

Несмотря, на тяжёлую площадку, удалось выстроить композицию мизансценически.

6 мая гостем мероприятия стала Мария Ивановна Кузьмина – основатель Школьного Музея Боевой Славы. Её рассказ - неповторимый момент общения с живым свидетелем событий той поры, запомнится ребятам надолго.

Удачным был подбор музыки и звуковых эффектов, рассказ исполнителей «подкреплялся» уникальными фотоматериалами. Немного чрезмерным и отводящим от темы оказались некоторые реплики ведущего (экскурс в историю Великой Отечественной войны), что позже было исправлено.

В целом, композиция произвела сильное впечатление на зрителей. Несмотря на свой юный возраст и очень сложную тему, действие захватило их. Мало кто отвлекался. Скорее всего, юным зрителям не всё до конца было понятно. Однако исполнителям удалось создать неповторимую эмоциональную атмосферу, ощущение причастности к подвигу целого поколения своих соотечественников, поэтому я считаю цель композиции выполненной, и, в целом, мероприятие удачным.

 

Литература:

1. Михалева Т.И. Великая Отечественная война в литературе для детей и юношества: (60-80-е гг.). – М., 1992.

2. Мотяшов И.П. Мастерская доброты. – М.: Детская литература, 1974

3. Николаева С.А. Дети и война. – М., 1991, - 158 с.

4. Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны.// Уроки литературы: 5 кл.: метод. пособие к учеб. // [В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И.В. Мамонова]/ Под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2008. – С. 165.

5. Смирнов А.Ф. Несокрушимое единство. Советский народ в годы Великой Отечественной войны. - М. Мол.гвардия,1982.-175с.

6. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Отв.ред.акад.А.М. Самсонов. Изд.2-е,испр.и доп.-М. Наука,1985.-711с. ил.

7. Таборко В. Летопись Великой Отечественной 1941-1945. Предисл. П.А. Жилина.-М. Молодая Гвардия,1985.-334с. ил.

8. 1418 дней войны. Сост. Е.Н. Цветаев, В.С.Яровиков.- М. Политиздат,1990.-687с. ил.

9. Деревянко К.И. На трудных дорогах войны.- Л. Лениздат,1985.-303с.ил

10. «Праздник – ожидаемое чудо. Лучшие внеклассные мероприятия 1-4 класс» - М, «Вако», 2006

 

11. «Классные классные дела. Разработки воспитательных дел в классе вып.2» под.ред. Е Степанова, М.Александровой. – Творческий центр – М.,2004