ПОДГОТОВКА КАДРОВ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

ГЛАВА 15

15.1. Особенности работы и требования

к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф

В любой ЧС возможности для оказания медицинской помощи ограничены, и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных ресурсов. Для этого необходима заблаговременная подготов­ка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных ус­ловиях при массовом поступлении пораженных.

При возникновении ЧС, резко усложняющей как общую, так и медико-санитар­ную обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в не­обычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасных объектах, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого числа пораженных, нуждающихся в скорей­шем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.

Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания медицинской помощи пораженным, проведения первооче­редных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, существен­но возрастает роль врача службы медицины катастроф как организатора и непосред­ственного исполнителя этих мероприятий.

Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В сложных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновремен­но проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в ЧС является проведение медицинской сортировки пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе ЧС организовать и в короткие сроки выполнить неотлож­ные мероприятия медицинской помощи по жизненным показаниям, кроме того, уметь оказывать такую помощь при транспортировке пораженных, оперативно ре­шать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факто­ров внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др.). Следует подчерк­нуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на ско­рейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пораженных в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Поэтому экс­тренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.

Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и ме­дицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, причем, как правило, в районе (зоне) ЧС.

При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Выполнить эти обязанности он сможет лишь при все­сторонней подготовке как специалиста широкого профиля, который должен:

• хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учрежде­ний; организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противо­эпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;

• знать возможные виды и особенности ЧС, в ликвидации которых данное зве­но службы медицины катастроф принимает участие;

• владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токси­кологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, специалисты которых могут работать в службе меди­цины катастроф;

• быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций (РСЧС), знать принципы работы ее сил и средств при ликвида­ции различных ЧС, организацию управления;

• знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицин­ских служб на соответствующей территории (в регионе), места расположе­ния их формирований и учреждений, которые могут привлекаться для ликви­дации медико-санитарных последствий ЧС;

• уметь правильно и быстро оценивать обстановку в районе ЧС, принимать всесто­ронне обоснованные решения, своевременно и четко ставить конкретные задачи
исполнителям, осуществлять действенный контроль и оказывать им помощь.

Кроме того, специалист-управленец отвечает за создание и поддержание в под­чиненном ему коллективе нормальных деловых взаимоотношений, способствующих более эффективному решению возлагаемых задач.

15.2. Система подготовки кадров

службы медицины катастроф

Содержание задач, возложенных на службу медицины катастроф, специфиче­ские условия их решения, вероятность участия в ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС значительной части медицинского персонала определяют требования к системе подготовки кадров по вопросам медицины катастроф, содержанию этой под­готовки и ее организации.

Созданная в системе здравоохранения Российской Федерации служба медицины катастроф с силами быстрого реагирования и постоянной готовности предопределила специальную подготовку не только штатного личного состава формирований и учре­ждений службы, но и многих других специалистов здравоохранения, а также спасате­лей, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи пора­женному населению в ЧС.

Характер медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует о необходимости знания медиками не только возможной патологии и лечебно-эвакуационной характеристики пораженных в различных ЧС, основ и стандартов оказания экстренной меди­цинской помощи, но - и это главное - организации медико-санитарного обеспечения населения в сложных экстремальных условиях.

Последнее обстоятельство и побудило осуществлять подготовку медицинских кадров к деятельности при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени. Первоначально (с 1990 г.) она стала осуществляться в институ­тах усовершенствования врачей (последипломного образования), а затем и в меди­цинских высших (с 1992 г.) и средних специальных медицинских (с 1995 г.) учебных заведениях. Подготовка спасателей по вопросам медицины катастроф была организо­вана и ведется с 1992 г.

Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицине катастроф в Рос­сийской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной (рис. 53).

Базовая (додипломная) подготовка в медицинских ВУЗах проводится по программе медицины катастроф на клинических кафедрах и предусматривает обуче­ние будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при раз­личных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, возникших вследствие ЧС. Ос­новные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учре­ждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф, а ряд тем, касающихся особенностей са­нитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучается на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, в зависимости от профиля факультета, от 114 (на фармакологическом) до 260 (на лечебном) учебных часов.

В соответствии с рекомендациями Государственного комитета Российской Фе­дерации по высшему образованию и МЧС России для других ВУЗов (не медицинско­го профиля) базовая специальная подготовка по дисциплине «Безопасность жизне­деятельности» должна осуществляться не менее чем по 136-часовой программе.

Комплексная подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по меди­цине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипу­ляций доврачебной помощи.

Полученные медицинскими специалистами во время обучения в медицинском учеб­ном заведении знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются па занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны.

Усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф проводится на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования по специально разработанным для них программам. Согласно «Унифицированной программе после­дипломного обучения врачей (провизоров) по медицине катастроф» 1997 г. па эту подготовку отводится от 72 до 90 учебных часов.

Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохра­нением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицин­ской службы гражданской обороны (МСГО) осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образова­ния. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.



 

Методическое руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздрав России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для служ­бы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Мин­здрава России (приказ Минздрава России от 23.10.00 № 378). В совет входят ведущие специалисты, занимающиеся подготовкой медицинских кадров.

Совет изучает потребность в кадрах медицины катастроф и вырабатывает пред­ложения по организации их обучения, совершенствованию программ подготовки, осуществляет лицензирование учебной литературы, принимает участие в аттестации образовательных заведений с выдачей свидетельства на право подготовки специали­стов службы медицины катастроф и МСГО.

Начиная с 1994 г., важную роль в подготовке кадров службы медицины катаст­роф, особенно ее руководящего состава, занимала кафедра медицины катастроф Все­российского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»). Это связано с тем, что центр является головным научно-практическим учреждением Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), где разрабатывается идеология развития службы, обобщается опыт работы регионального, территориального и местного уров­ней службы, имеются возможности для привлечения к учебному процессу руководи­телей Минздрава России, службы медицины катастроф и высокопрофессиональных научных работников и профессорско-преподавательского состава ведущих ВУЗов г. Москвы.

Приказом Минздрава России от 27.10.00 № 380 при ВЦМК «Защита» создан ин­ститут проблем медицины катастроф. В его состав входят кафедры медицины катаст­роф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины, научные лаборато­рии, отдел научно-технической информации с библиотекой.

Институт проблем медицины катастроф предназначен в основном для усовер­шенствования руководящего состава службы, разработки предложений по государст­венной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработки федеральных целевых и научно-ис­следовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

На институт возложены головные учебно-организационные и методические функции по осуществлению образовательной деятельности по базовой (додипломной) подготовке, дополнительного профессионального и послевузовского образова­ния по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации по­следствий ЧС.

При институте функционируют докторантура, аспирантура, ординатура. Инсти­тут проводит лицензирование высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации по медицине катастроф.

Основными формами подготовки руководителей здравоохранения являются штабные тренировки, учения, деловые игры, а руководящего состава учреждений здравоохранения - объектовые тренировки и комплексные учения с объектами.

Для более широкого охвата медицинских кадров и эффективного использования потенциала существующих кафедр медицины катастроф используются такие формы и методы обучения, как выездные циклы, краткосрочные семинары, симпозиумы и научно-практические конференции.

Специалисты службы медицины катастроф высшей квалификации формируются также в процессе целенаправленной научно-исследовательской работы, одним из ре­зультатов которой является диссертационная работа. В номенклатуру специально-

стей научных работников введена новая специальность 05.26.02 «Безопасность, за­щита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях». При ВЦМК «Защита» по этой специальности создан диссертационный совет.

Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвида­ции последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.

Спасатель- это гражданин, подготовленный и аттестованный на прове­дение аварийно-спасательных работ. К аварийно-спасательным работам отно­сятся и работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Статус спасателя- это совокупность прав и обязанностей, установленных зако­нодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью (Приложение 31).

Аттестация проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для РСЧС, и обеспечивает проверку профессиональной, физической и психологической готовности персонала к работе в ЧС. Для ее проведения созданы и работают федеральные, региональные и территориальные аттестационные комиссии. Эти комиссии предназначены также и для аттестации специалистов здравоохранения по специальности «Безопасность, защита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях» (рис. 54).

Успеху подготовки медицинских кадров службы медицины катастроф способст­вует своевременное издание учебников, монографий, учебных пособий.

Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе меди­цины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в при­надлежащих им учебных заведениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации на Минздрав России возложено методическое руководство подготовкой кадров для ВСМК. Это определя­ет единство взглядов на данную проблему.

Таким образом, основными принципиальными положениями существующей в Российской Федерации системы подготовки медицинских кадров по медицине ката­строф являются:

• система подготовки медицинских кадров является государственной;

• медицинский персонал получает первичную (базовую) подготовку по меди­цине катастроф в соответствующих учреждениях среднего и высшего про­фессионального (медицинского) образования;

• уровень знаний и навыков по медицине катастроф постоянно совершенству­ется для обеспечения постоянной готовности всех медицинских работников к работе в ЧС;

• подготовка специалистов клинического и профилактического профилей по медицине катастроф, наряду с обучением по специальным (профессиональ­ным) вопросам, включает изучение организации и условий деятельности службы медицины катастроф, принципов организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;



 


 

• в системе подготовки кадров для службы медицины катастроф особое место занимает подготовка персонала органов управления, формирований и учреж­дений службы; она обеспечивает приоритетное и постоянное совершенство­вание навыков и умений, формирование морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей в ЧС (фото 14);

• при подготовке руководящего состава службы медицины катастроф особое внимание уделяется выработке навыков управления;

• качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.

15.3. Организация подготовки личного состава медицинской службы гражданской обороны

Специальная подготовка личного состава МСГО является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.

Уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполне­ния обязанностей по занимаемой должности в мирное время и по предназначению на военное время является основным показателем готовности органа управления здраво­охранением, учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время.

В мирное время для подготовки к работе в состав штабов учреждений и формиро­ваний МСГО в обязательном порядке привлекаются работники с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии с законодательством.

Специальная подготовка в органах управления здравоохранением и учреждени­ях здравоохранения планируется и проводится дифференцированно с различными ка­тегориями обучаемых, с учреждением или формированием в целом, в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах.

Тематика занятий с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.

Основной формой подготовки штабов МСГО к выполнению задач являются ко­мандно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

С учреждениями МСГО проводятся комплексные объектовые учения, с форми­рованиями -тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

Периодичность и продолжительность учений со штабами, учреждениями и фор­мированиями МСГО устанавливаются организационно-методическими указаниями Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и учрежде­ний здравоохранения в области гражданской обороны.

Занятия и учения с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здра­воохранением и учреждений здравоохранения.

Усовершенствование руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации меди­ко-санитарного обеспечения населения в военное время проводится на циклах тема­тического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях, на мест­ных учебных базах, на учебных сборах в установленном порядке.

 

Приложения