Размерыснижения свободных отпускных цеп на лекарственные средства и другое медицинское имущество с установленными сроками годности

 

Установленный срок годности, лет Остаточный срок годности перед реализацией, мсс Размеры снижения цен, не более, %
>3 24-18
2-3 18-12
1-2 10-6
Независимо от установлен­ного срока годности <6 По договорной цене

Расходование медицинского имущества резерва и неснижаемого запаса разре­шается только для оказания медицинской помощи пораженным в ЧС, после чего объ­емы запасов полностью восстанавливаются,

В отдельную группу следует выделить комплекты (наборы) медицинского имущества.

Комплектомназывается совокупность предметов медицинского имуще­ства, упакованная в специальную тару, регламентированная по составу и коли­честву, предназначенная для оснащения функциональных подразделений учре­ждений и формирований службы медицины катастроф.

Предназначением комплекта определяется его содержание. В него могут входить лекарственные средства и медицинская техника различных групп и другое имущество.

Хирургические инструменты в состав оснащения формирований (учреждений) службы медицины катастроф входят в основном в виде наборов.

Наборомназывается совокупность предметов медицинского имущества, имеющих единое функциональноеназначение для производства определенного ви­да работ и размещенных в соответствующем порядке в единой упаковке (укладке).

Могут быть наборы общехирургических и специализированных инструментов, на­пример: перевязочный, операционный, травматологический, стоматологический и др. Состав комплекта и набора определяется их описями. При формировании комплекта придерживаются следующих основных принципов:

• предметы в таре размещаются с учетом удобства развертывания комплекта и
работы с имуществом;

• медицинское имущество распределяется в одной или нескольких укладках с
учетом габаритных размеров и массы;

• лекарственные средства группируются по видам лекарственных форм;

• лекарственные средства списка А, наркотические и психотропные препараты
отделяются от прочего имущества и размещаются в одном ящике;

• медицинское имущество комплекта распределяется и размещается в таре с
учетом физико-химических свойств (летучие, легковоспламеняющиеся, огне­
опасные, пахучие и т.п.) и взаимной совместимости.

В зависимости от условий использования комплекта для упаковки его содержи­мого применяется тара многократного (деревянные укладочные ящики, сумки, чех­лы, ранцы) или одноразового использования (фанерные ящики, картонные коробки, мешки и др.). Она должна отвечать требованиям портативности, быть прочной и плотно закрываться. Для наборов в качестве тары применяются специальные уклад­ки, в том числе с подогревом.

Снабжение комплектами медицинского имущества имеет ряд преимуществ по сравнению со снабжением отдельными предметами. Благодаря комплектам реализу­ются основные требования, предъявляемые к оснащению медицинских формирова­ний службы медицины катастроф в ЧС: достигается оперативность в доставке меди­цинского имущества в очаги массовых санитарных потерь; обеспечивается быстрота развертывания и свертывания функциональных подразделений этапов медицинской эвакуации, а также удобство в работе благодаря заранее предусмотренному ассорти­менту различных предметов; содержание хирургических инструментов в виде набо­ров для выполнения определенных видов хирургических вмешательств облегчает и ускоряет подготовку к их выполнению (нейрохирургический, урологический, гинеко­логический и т.п.); значительно сокращается работа по составлению заявок па меди­цинское имущество и т.п. Кроме того, комплекты удобны для транспортировки, хра­нения в полевых условиях, их содержимое в определенной степени защищено от не­благоприятного воздействия внешней среды (атмосферные осадки, солнечная радиация, пыль и т.п.), механических повреждений и поражающих факторов ЧС. Для по­вышения сохранности имущества при транспортировании в комплектах внутри тары применяются выдвижные вкладыши, прокладки и перегородки из амортизирующих материалов для разделения внутреннего пространства тары на гнезда, ячейки и т.д.

В комплекты закладываются лекарственные средства только с большим запасом основного срока годности. Предметы медицинской техники, включая хирургические инструменты, перед вложением проверяются на комплектность и исправность, а при длительном хранении защищаются от коррозии.

Пополнение израсходованного имущества в комплектах производится поштучно по мере получения его из аптек и медицинских складов. Исключение составляют комплекты перевязочных средств и шин, сумки санитарных дружинниц, которые вос­полняются целиком комплектами.

Характеристика медицинского имущества и техники, находящихся на оснаще­нии службы медицины катастроф, приведена в Приложении 26.

14.2. Основы организации медицинского снабжения службы медицины катастроф

Одним из важных условий реализации задач службы медицины катастроф явля­ется ее достаточное обеспечение материально-техническими средствами, в том числе медицинским имуществом. Эта задача решается путем выполнения комплекса меро­приятий по снабжению медицинским имуществом.

Медицинское снабжениепредставляет собой систему научных знаний и прак­тических действий, обеспечивающих своевременное и полное обеспечение потребно­стей службы медицины катастроф Минздрава России в медицинском имуществе во всех режимах функционирования.

Медицинское снабжение организуется в общей системе медико-санитарного обеспечения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в со­ответствии со следующими основными принципами:

• организация медицинского снабжения должна соответствовать задачам и
структуре службы медицины катастроф;

• организация медицинского снабжения службы медицины катастроф должна
соответствовать существующей в системе здравоохранения организации
обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой;

• запасы медицинского имущества, их эшелонирование и организация должны
обеспечивать высокую готовность службы медицины катастроф всех уров­ней и успешное выполнение задач в любых условиях обстановки.

Исходя из приведенных принципов, сформулированы задачи медицинского снабжения службы медицины катастроф. Основными из них являются:

• обеспечение медицинским имуществом повседневной лечебно-диагностиче­ской, профилактической и научно-исследовательской деятельности центров
медицины катастроф, подчиненных им учреждений и формирований;

• обеспечение готовности учреждений и подразделений медицинского снабжения
к работе в различных режимах функционирования службы медицины катастроф;

• прогнозирование потребности в медицинском имуществе в ЧС и оценка его
местных ресурсов в интересах службы медицины катастроф;

• создание, правильное содержание и обеспечение целенаправленного исполь­зования резервов медицинского имущества при ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС;

• сбор и анализ информации о состоянии медицинского снабжения в ЧС;

• организация защиты медицинского имущества от поражающих факторов ЧС;

• организация бесперебойного обеспечения медицинским имуществом учреж­дений и формирований службы медицины катастроф и населения в ЧС;

• руководство подразделениями медицинского снабжения по вопросам произ­водственной деятельности и совершенствования их материально-техниче­ской базы;

• взаимодействие с органами медицинского снабжения федеральных, террито­риальных и местных органов исполнительной власти;

• наличие четкой и эффективной системы учета и отчетности по медицинско­му снабжению;

• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для
совершенствования организации снабжения медицинским имуществом в ЧС
и медицинского оснащения формирований и учреждений службы медицины
катастроф;

• контроль состояния медицинского снабжения;

• участие в разработке нормативно-правовых документов службы медицины
катастроф;

• участие в подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов
службы медицины катастроф;

• участие в международном сотрудничестве в области совершенствования ор­ганизации медицинского снабжения и работы органов медицинского снабже­ния службы медицины катастроф в ЧС.

Снабжение медицинским имуществом службы медицины катастроф осуществ­ляется в соответствии с требованиями Положения по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф, утвержденного Минздравом России 11.03.97. Кроме того, формирования и учреждения службы медицины катастроф в своей практической деятельности во всех режимах функционирования руководству­ются требованиями документов, регламентирующих организацию работы аптек и ап­течных складов Минздрава России.

Снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений службы ме­дицины катастроф организуют органы медицинского снабжении.К ним относятся: отделы медицинского снабжения центров медицины катастроф, аптеки и склады ме­дицинской техники подчиненных им учреждений. На них возлагается выполнение следующих основных функций:

• определение потребности в медицинском имуществе, его заготовка, учет,
хранение;

• приготовление лекарственных средств;

• отпуск (доставка) медицинского имущества для повседневной лечебно-про­филактической деятельности и накопления запасов на случай ЧС;

• содержание запасов и резервов медицинского имущества в готовности к при­менению по предназначению;

• техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;

• организация метрологического контроля медицинских средств измерений;

• контроль качественного состояния химико-фармацевтических и биологиче­ских препаратов (материалов), технического состояния медицинской техни­ки и порядка использования (эксплуатации) медицинского имущества;

• выполнение научных исследований по анализу и обобщению опыта меди­цинского снабжения в ЧС, совершенствованию организационно-штатной
структуры и деятельности органов медицинского снабжения, а также исполь­зованию медицинского оснащения службы медицины катастроф.

Объем и содержание задач, решаемых органами медицинского снабжения, зави­сят от режима функционирования службы медицины катастроф. При повседневной деятельности особое внимание уделяется подготовке к работе в ЧС, для чего плани­руются и целенаправленно осуществляются:

• определение потребности в медицинском имуществе для резервов, его заго­товка и распределение по объектам снабжения для хранения;

• нормирование медицинского имущества для снабжения в ЧС;

• накопление и содержание резервов медицинского имущества в постоянной
готовности к выдаче и использованию по предназначению, в том числе осве­жение лекарственных средств, замена и техническое обслуживание медицин­ской техники;

• выполнение экстренных поставок медицинского имущества органам здраво­
охранения субъектов Российской Федерации по заданиям Минздрава России;

• усовершенствование, профессиональная выучка и тренировка штатного со­
става подразделений медицинского снабжения для работы в ЧС;

• разработка рекомендаций и оказание методической помощи подчиненным
учреждениям и формированиям службы медицины катастроф по организа­ции медицинского снабжения в различных режимах функционирования.

Для получения права на выполнение мероприятий по обеспечению медицин­ским имуществом центры медицины катастроф, подчиненные им учреждения и фор­мирования, обладающие статусом юридического лица, проходят аккредитацию и по­лучают в установленном порядке лицензии на соответствующий вид фармацевтиче­ской деятельности. Отдельно оформляются лицензии на виды деятельности, связан­ные с оборотом (получением, хранением, отпуском, расходованием и т.п.) наркотиче­ских и психотропных лекарственных средств, и на использование объектов и поме­щений, где осуществляется деятельность с их оборотом.

За сравнительно непродолжительной период существования службы медицины катастроф она прошла серьезные испытания при оказании медицинской помощи на­селению, пострадавшему в таких ЧС, как землетрясение на о. Сахалин, вооруженный конфликт в Чеченской Республике и др. Опыт обеспечения медицинским имущест­вом при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС позволил сформировать оп­ределенные взгляды па состав органов медицинского снабжения. Положениями о центрах медицины катастроф утверждена типовая структура отделов медицинско­го снабжения. В их составах рекомендовано предусматривать: в филиале ВЦМК «За­щита» - начальника отдела, заместителя начальника отдела, специалиста I категории, товароведа I категории (заведующего складом); в территориальном центре - началь­ника отдела, специалиста I категории, товароведа I категории (заведующего скла­дом). Исходя из выполняемого объема мероприятий по снабжению медицинским имуществом, руководство центрами вправе устанавливать фактический состав своих отделов медицинского снабжения применительно к рекомендованным.

Общее руководство обеспечением медицинским имуществом центра медицины катастроф, подчиненных ему формирований и учреждений осуществляет его дирек­тор непосредственно или через одного из заместителей. В соответствии с его реше­ниями мероприятия по снабжению медицинским имуществом выполняет начальник отдела медицинского снабженияс помощью персонала отдела. Он осуществляет планирование, организует обеспечение центра медицинским имуществом и несет от­ветственность за этот участок работы центра. В его обязанности в режиме повседнев­ной деятельности входят:

• организация работы отдела медицинского снабжения, контроль деятельности
подразделений центра и подчиненных ему формирований и учреждений по
вопросам обеспечения медицинским имуществом;

• разработка и представление в местные органы исполнительной власти доку­ментов на получение центром медицины катастроф лицензий на необходимые виды фармацевтической деятельности, контроль за своевременным лицензиро­ванием фармацевтической деятельности подчиненных центру медицины ката­
строф формирований и учреждений, имеющих статус юридического лица;

• распределение обязанностей между сотрудниками отдела;

• определение потребности центра, подчиненных ему формирований и учреж­дений в медицинском имуществе, руководство его заготовкой, планирование
и организация снабжения;

• организация получения, накопления, хранения и освежения медицинского
имущества для текущих нужд и резерва;

• организация учета потребности, наличия и движения медицинского имуще­ства центра медицины катастроф в целом, по его подразделениям и отделу
медицинского снабжения, подчиненным формированиям и учреждениям, а
также организация оперативного учета обеспеченности медицинским имуще­ством нижестоящего уровня службы медицины катастроф;

• организация технического обслуживания и ремонта медицинской техники,
метрологического контроля медицинских средств измерений;

• участие в разработке планов контрольно-ревизионной работы службы медици­ны катастроф по вопросам медицинского снабжения и в проведении проверок;

• обеспечение своевременного предъявления претензий поставщикам меди­цинского имущества и транспорта, принятие решений по претензиям, предъ­являемым отделу медицинского снабжения;

• организация, по назначению директора центра медицины катастроф, рассле­дований в случае выявления недостач, утрат и излишков медицинского иму­щества и (на основании их результатов) разработка соответствующих мер по
их предотвращению;

• планирование и руководство профессиональной подготовкой штатного со­
става подчиненных учреждений и подразделений медицинского снабжения, в
том числе по организации обеспечения медицинским имуществом и работы
подразделений медицинского снабжения в ЧС;

• участие в организации и выполнении научно-исследовательских и научно-
практических работ в области организации обеспечения медицинским иму­ществом службы медицины катастроф;

• методическое руководство работой подразделений медицинского снабжения
формирований и учреждений, подчиненных центру медицины катастроф;

• контроль подготовки, в том числе материальной базы, подразделений меди­цинского снабжения центра медицины катастроф и подчиненных ему форми­рований и учреждений к работе в ЧС.

Из изложенного видно, что задачи отделов медицинского снабжения центров медицины катастроф отличаются от традиционных, характерных для органов управ­ления фармацевтической деятельностью. Соответственно и структура их несколько иная. В состав этих отделов входят отделения хранения медицинского имущества, или склады. Поэтому на отделы медицинского снабжения возлагаются, кроме управ­ленческих, задачи, свойственные медицинским складам: прием медицинского иму­щества, поступающего для нужд службы медицины катастроф; накопление, содержа­ние медицинского имущества (в том числе ядовитых лекарственных средств списка А, наркотических и психотропных), выдача (отгрузка, доставка - по решениям дирек­тора центра медицины катастроф); содержание резерва; формирование комплектов; контроль сроков годности (эксплуатации) медицинского имущества, органолептический контроль качества лекарственных средств и их своевременное освежение; тех­ническое обслуживание и метрологический контроль медицинских средств измере­ний, находящихся на хранении, в том числе в резерве.

Таким образом, отдел медицинского снабжения центра медицины катастроф яв­ляется не только органом управления, но и базой снабжения медицинским имущест­вом. Принципиальная схема организации этого снабжения в режиме повседневной деятельности приведена на рис. 50.

 

В научно-исследовательских, производственных и других подразделениях цен­тра медицины катастроф ответственность за медицинское имущество несет специаль­но назначенное материально ответственное лицо, а в функциональных подразделени­ях госпиталя - старшая медицинская сестра. Вместе с тем ответственность за состоя­ние учета, целесообразное и законное использование лекарственных средств и мате­риалов, за применение по прямому назначению и безопасную эксплуатацию меди­цинской техники несут руководители подразделений.

Среди формирований службы медицины катастроф особое место занимают по­левые госпитали (отряды). Их обеспечение во время автономной работы лекарствен­ными средствами осуществляет аптека, медицинской техникой и другими предмета­ми медицинского назначения - отдел материально-технического обеспечения.

Аптека подчиняется заместителю главного врача по лечебной работе. По штату в нее входят: заведующий аптекой, провизор, фармацевт, санитарки.

Работа аптеки госпиталя в зоне ЧС организуется в основном аналогично работе аптеки лечебно-профилактического учреждения. Она выполняет следующие основ­ные задачи:

• определение и планирование потребности в лекарственных средствах и дру­гом медицинском имуществе по закрепленной номенклатуре, их истребова­ние и заготовку;

• прием лекарственных средств, поступающих для нужд госпиталя;

• накопление запаса медицинского имущества в аптеке, его хранение, обосно­ванный и законный отпуск и расход;

• изготовление лекарственных средств;

• снабжение подразделений госпиталя готовыми и экстемпоральными лекарст­венными средствами;

• предметно-количественный и суммовой учет медицинского имущества;

• контроль за сроками годности и качеством лекарственных средств;

• разработка текущей и итоговой отчетности по медицинскому снабжению;

• контроль за порядком хранения, законным и целесообразным расходованием
лекарственных средств в подразделениях госпиталя.

В режиме повседневной деятельности основные усилия аптеки должны быть на­правлены на накопление и содержание в готовности к применению запаса табельного медицинского имущества, его освежение, пополнение и обеспечение сохранности.

Отдел материально-технического обеспеченияподчиняется заместителю главного врача по административно-хозяйственной работе. Организует работу отдела и несет за нее ответственность начальник отдела. Для обеспечения госпиталя меди­цинской техникой отдел выполняет следующие основные задачи: планирование, за­готовка медицинской техники и других предметов медицинского назначения по за­крепленной номенклатуре, снабжение ими подразделений госпиталя, ведение учета и отчетности, руководство подчиненным складом. Склад осуществляет прием, хране­ние, учет и отпуск медицинской техники.

Инженерно-техническое отделениевозглавляет главный инженер госпиталя. Он организует техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и несет за это ответственность. На него возлагаются такие обязанности, как: планирование и ор­ганизация выполнения монтажных и пусконаладочных работ, техническое обслужи­вание и ремонт медицинской техники; контроль .за порядком эксплуатации медицинской техники и ее техническим состоянием; организация метрологического контроля медицинских средств измерений; определение и планирование потребности в запас­ных частях к медицинской технике и материалах, их истребование и заготовка; уча­стие в приемке медицинской техники, поступающей для нужд госпиталя; освидетель­ствование медицинской техники, пришедшей в негодное состояние, и подготовка ма­териалов на ее списание; контроль выполнения мероприятий по безопасной эксплуа­тации медицинской техники; организация учета, сбора и сдачи в Государственный фонд вторичных драгоценных металлов из изделий медицинской техники; участие в разработке предложений для формирования технической политики в оснащении гос­питаля современной медицинской техникой и организация ее рационального исполь­зования, а также руководство подчиненной мастерской по ремонту медицинской ап­паратуры. В режиме повседневной деятельности отделение контролирует порядок со­держания и техническое состояние медицинской техники в резерве, проводит ее ис­пытания на работоспособность.

При направлении в ЧС бригады или группы бригад специализированной меди­цинской помощи для автономной работы из состава бригады назначается материаль­но ответственное лицо. В его функции входит обеспечение деятельности бригады ме­дицинским имуществом.

Независимо от режима функционирования службы медицины катастроф отпуск ме­дицинского имущества подразделениями медицинского снабжения производится в уста­новленном порядке. Особое внимание уделяется соблюдению правил обращения с лекар­ственными средствами списка А, наркотическими и психотропными препаратами.

В целях обеспечения сохранности медицинского имущества в качественном и количественном отношениях его хранение в подразделениях формирований и учреж­дений службы медицины катастроф организуется в соответствии с Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения от 13.11.96 № 377, утвержденной прика­зом Минздрава России, и Положением по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф Минздрава России (утверждено Минздравом России 14.03.97). При организации хранения учитываются физико-химические свойства хи­мико-фармацевтических препаратов, различные свойства медицинской техники и других предметов медицинского назначения, а также требования, предъявляемые к обеспечению их сохранности. Например, при любых обстоятельствах должна быть исключена возможность доступа посторонних к лекарственным средствам списка А, наркотическим и психотропным средствам и их нецелевое использование.

ЧС определяется как неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характе­ризующаяся значительным социально-экологическим и экономическим ущербом и, вследствие этого, необходимостью крупных материальных и других затрат на прове­дение аварийно-спасательных мероприятий и ликвидацию негативных последствий. Поэтому медицинское имущество, необходимое для оказания медицинской помощи пораженным, должно быть подготовлено заранее. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 № 1113 «О единой государственной системе пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на Минздрав России возложена задача создания запасов медицинского имущества для обеспечения защиты населе­ния от ЧС. В соответствии с ним создаются резервы медицинского имущества, в том числе и в расчете на оснащение формирований службы медицины катастроф для обеспечения ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Органы управления здравоохранением местной исполнительной власти на слу­чай ЧС, исходя из местных условий, согласно планам МСГО определяют лечебно-профилактическим учреждениям задания на создание формирований службы меди­цины катастроф (отряды, бригады и др.), перепрофилирование или развертывание до­полнительных специализированных коек для обеспечения массового приема и оказа­ния медицинской помощи пораженным в ЧС. Необходимое для этих целей медицин­ское имущество определяется соответствующими табелями или нормами и накапли­вается в неснижаемых запасах за счет средств, предусмотренных бюджетом на содер­жание учреждения-формирователя. Используется это имущество для оказания меди­цинской помощи в ЧС по планам МСГО.

Порядок накопления, содержания, учета и использования резерва медицинского имущества службы медицины катастроф определяется Положением о резерве меди­цинского имущества службы медицины катастроф Минздрава России (утверждено первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 17.02.98), неснижаемых запасов - распоряжениями соответствующих органов управления здра­воохранением, принявших решение по их созданию.

Заготовка медицинского имуществадля нужд службы медицины катастроф осуществляется централизованно и децентрализованно. Централизованное приобре­тение медицинского имущества осуществляется через федеральные и муниципаль­ные органы управления фармацевтической деятельностью, децентрализованное - на предприятиях и в организациях снабжения лекарственными средствами, медицин­ской техникой и другим медицинским имуществом различных форм собственности. Заявки на приобретение медицинского имущества представляются по согласованным с поставщиками формам и срокам. Если в выделении каких-либо предметов меди­цинского имущества отказано, осуществляется поиск иных поставщиков.

В плановом порядке медицинское имущество заготавливается из расчета обес­печения фактической потребности на один год. Возникающая в течение этого перио­да дополнительная потребность обеспечивается путем разовых закупок. Отдельные лекарственные средства с ограниченными сроками годности могут приобретаться по мере необходимости в розничной аптечной сети.

В целях рационального использования денежных средств медицинское имущест­во приобретается, по возможности, минуя посреднические организации. Поэтому за­купка медицинского имущества, монтаж, техническое обслуживание и ремонт меди­цинской техники, метрологическая поверка медицинских средств измерений сторонни­ми организациями при работе в режиме повседневной деятельности осуществляются на конкурсной основе, как правило, на промышленных предприятиях, в оптовых орга­низациях (базах, складах), на ремонтных и иных специализированных предприятиях, имеющих государственную лицензию на соответствующий вид деятельности. Взаимо­отношения сторон при закупках медицинского имущества и предоставлении услуг по ремонту медицинской техники и т.п. устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и оформляются договорами (контрактами).

Выбор поставщиков производится на основании изучения рынка предметов ме­дицинского назначения и необходимых услуг. С этой целью отдел медицинского снабжения центра медицины катастроф ведет банк данных предприятий и организа­ций (фирм), осуществляющих производство и оптовые поставки медицинского иму­щества по интересующей номенклатуре, а инженерно-техническое отделение - пре­доставляющих услуги по монтажу и ремонту медицинской техники. Решение на заго­товку (закупку) или использование услуг принимается на основании конкурсного от­бора поставщиков (исполнителей), который осуществляется в соответствии с Поло­жением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд от 08.04.97 № 305, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.

На основании расчетов потребности медицинского имущества определяется но­менклатура предметов и их количество, подлежащее заготовке, объявляется конкурс на его поставку. В результате изучения конкурсных документов отбираются пред­приятия (организации), условия поставки продукции (выполнения ремонта или мон­тажа медицинской техники) которых удовлетворяют в наибольшей степени, и их включают в конкурентные листы. Конкурентные листы по каждому наименованию предметов, согласованные с заинтересованными ведущими специалистами и утвер­жденные директором центра, являются основанием для заключения договоров с по­ставщиками - победителями конкурса.

Для разовых закупок поставщикам направляются заявки, а после согласования возможности заготовки - уточненные ведомости поставок (спецификации) в прило­жениях к договорам.

При заключении договоров согласовываются все условия поставки: предмет догово­ра, цена предмета и сумма договора, порядок и сроки поставки, ответственность сторон, форс-мажор и т.д. Поставки лекарственных и других средств с ограниченными сроками годности предусматриваются поквартально или в иные сроки, обеспечивающие их полу­чение и использование в пределах установленных для них сроков годности.

Для удовлетворения экстренно возникающих потребностей и в ЧС закупка от­дельных недостающих предметов для оказания медицинской помощи пораженным, срочный ремонт медицинской техники и метрологическую проверку медицинских средств измерений разрешается производить в розничных аптечных и других учреж­дениях, ремонтных мастерских, имеющих государственные лицензии на право зани­маться соответствующим видом деятельности, без оформления договоров.

На лекарственные средства, поступающие от промышленности и других постав­щиков различных форм собственности, должен быть представлен сертификат соот­ветствия, за исключением следующих случаев: имеется в наличии соответствующий договор фирмы с Инспекцией по контролю качества лекарственных средств и меди­цинской техники Минздрава России, о чем информируется грузополучатель; закупка проводится на аптечных складах, базах, в аптеках и других учреждениях, реализую­щих лекарственные средства; имеется в наличии Всероссийский сертификат соответ­ствия и заключение о качестве или Региональный протокол соответствия и аналити­ческий паспорт.

Финансирование приобретения медицинского имущества для накопления в ре­зервах службы медицины катастроф осуществляется за счет средств, получаемых на эти цели из нескольких источников, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195 «Вопросы Всероссийской службы медици­ны катастроф» (рис. 51).

Финансирование заготовок медицинского имущества для неснижаемого запаса медицинского имущества производится местным бюджетом.

Известно, что от уровня обеспеченности медицинских учреждений и формирова­ний медицинским имуществом во многом зависят своевременность и эффективность оказания медицинской помощи пораженным. Поэтому вопросы медицинского снабже­ния в ЧС должны быть предметом постоянного внимания не только органов медицин­ского снабжения, но и всех категорий руководителей службы медицины катастроф.

14.3. Подготовка аптечных учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях

Руководство деятельностью аптечных учреждений осуществляется органами управления фармацевтической деятельностью, функционирующими в системе здра­воохранения.

На уровне субъектов Российской Федерации органы управления фармацевтиче­ской деятельностью представлены по разному: фармацевтическими комитетами в со­ставе органов исполнительной власти, подразделениями в структурах органов управ­ления здравоохранением, государственными предприятиями «Фармация», оптово-

производственными предприятиями и акционерными обществами «Фармация». Они осуществляют руководство деятельностью подчиненными аптечными учреждениями и снабжением аптечной сети через аптечные склады, которые могут быть как само­стоятельными предприятиями, так и входить в состав государственных, оптово-производственных предприятий или акционерных обществ.

На местном уровне управление фармацевтической деятельностью осуществляет­ся центральными городскими (в Москве - окружными) и районными аптеками.

Помимо задач повседневного обеспечения населения и лечебно-профилактиче­ских учреждений лекарственными средствами, органы управления фармацевтической деятельностью и аптечные учреждения осуществляют подготовку к работе в ЧС и снабжению лечебно-профилактических учреждений, формирований и учреждений службы медицины катастроф в зоне ЧС. Их подготовка предусматривает:

• повышение готовности аптечных учреждений к выполнению своих задач в
сложных экстремальных условиях;

• заблаговременное создание запасов медицинского имущества в аптечной се­ти и поиск дополнительных источников пополнения его ресурсов, а также
обеспечение его рационального использования в ЧС;

• разработку мероприятий для обеспечения поставок медицинского имущества
формированиям и учреждениям здравоохранения в оптимальные сроки;

• разработку и реализацию мероприятий по повышению устойчивости работы
аптечных учреждений в ЧС, в том числе обеспечение защиты их персонала и
запасов медицинского имущества от воздействия поражающих факторов ЧС;

• обеспечение рационального использования фармацевтических кадров, вклю­чая маневр ими, с целью достижения максимальной производительности ап­течных учреждений при работе в ЧС.

Все мероприятия по обеспечению работы аптечного учреждения в ЧС заблаго­временно планируются в соответствии с полученным заданием. Разработка плана и выполнение задач по обеспечению функционирования в чрезвычайных ситуациях возлагается на специальные объектовые подразделения ГОЧС, которые создаются в каждом аптечном учреждении (аптеках, складах). К ним относятся подразделения управления (штабы по делам ГОЧС объектов) и формирования общего назначения. Их состав, функциональные обязанности должностных лиц определяются руководи­телями этих учреждений - начальниками объектов ГО.

Состав штаба по делам ГОЧС аптечного склада может быть следующим: на­чальник штаба (освобожденная должность при наличии 300 чел. и более, работаю­щих на складе), заместитель начальника штаба (один из заместителей заведующего складом) - председатель эвакуационной комиссии, 2-3 оперативных работника (из числа заведующих отделами склада), комендант штаба, секретарь эвакуационной ко­миссии (из группы бухгалтерского учета). На аптечных складах с меньшей численно­стью персонала начальником штаба назначается один из заместителей заведующего.

Количественный состав штаба по делам ГОЧС аптеки определяется ее категори­ей. В аптеках 1-4-й категории он составляет от 5 до 3 чел. в остальных аптеках шта­бы по делам ГОЧС не создаются, а работу по планированию всех мероприятий осу­ществляет заведующий аптекой.

Для решения отдельных внезапно возникающих в ЧС задач в аптечных учрежде­ниях дополнительно могут создаваться оперативные группы в составе 3-4 чел.

К числу формирований общего назначения относятся: аварийно-техническое звено или спасательная группа, звенья пожаротушения (по одному на каждое отдельно стоящее здание), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (по одному на каж­дое защитное сооружение), санитарные посты (по одному на отдел или филиал аптеч­ного склада, на аптеку), пост радиационного и химического наблюдения, звено связи и оповещения, эвакуационная группа - в аптеках и эвакуационная комиссия - на ап­течном складе.

Численность персонала в создаваемых формированиях определяется руководи­телем объекта исходя из реальных возможностей учреждения. При их ограниченно­сти приоритетным является создание санитарного поста, поста радиационного и хи­мического наблюдения, звеньев по обслуживанию защитных сооружений (при их на­личии), звена связи и оповещения и эвакуационного подразделения.

Для подготовки к ЧС учреждениям здравоохранения выдаются планы-задания, которыми определяется создание соответствующих медицинских формирований, их задачи и сроки готовности к работе. В соответствии с заданием руководитель учреж­дения издает приказ, которым определяется порядок выполнения полученного зада­ния, включая создание неснижаемого запаса медицинского имущества. Приказом ус­танавливаются сроки и исполнители. По созданию неснижаемого запаса назначаются ответственные за разработку заявок на медицинское имущество, его получение, хра­нение и освежение.

Подготовка заявок на медицинское имущество неснижаемого запаса возлагается на заведующего аптекой учреждения здравоохранения совместно с заинтересованны­ми руководителями лечебных отделений. Заявки оформляются отдельно для каждого отделения, имеющего задание на перепрофилирование или дополнительное развер­тывание коек, и медицинского формирования. Подписанные руководителем учрежде­ния и главным бухгалтером заявки на медицинское имущество после согласования по подчиненности с органом управления фармацевтической деятельностью направля­ются на аптечные склады и склады «Медтехники».

После создания неснижаемого запаса медицинского имущества на заведующего аптекой возлагаются задачи организации его правильного содержания в постоянной готовности к немедленной выдаче и применению по предназначению, а также выпол­нение расчетов на вывоз медицинского имущества в случае необходимости переме­щения учреждения. В больницах, где нет аптек, эти задачи возлагаются на главную медицинскую сестру.

Медицинское имущество неснижаемого запаса хранится отдельно от медицин­ского имущества, используемого для повседневных нужд. Его подбирают согласно заявкам и упаковывают для каждого получателя отдельно. Обезличенное его хране­ние не допускается. Тара, необходимая для этих целей, изготавливается или закупает­ся учреждением, на которое возложено содержание неснижаемого запаса. При отсут­ствии возможности выполнить задание по созданию неснижаемого запаса в полном объеме в первую очередь укомплектовывается запас для формирований службы ме­дицины катастроф.

Хранение неснижаемого запаса организуется материально ответственными лица­ми в специально отведенных для этого помещениях, соответствующих требованиям обеспечения сохранности медицинского имущества, с учетом обеспечения возможно­сти выдачи в сжатые сроки. Оно не может быть использовано для текущих нужд, если не наступил срок освежения и не получено равнозначное количество для замены.

Учреждения здравоохранения и формирования службы медицины катастроф призна­ются готовыми к работе в ЧС, если они полностью укомплектованы медицинским имуще­ством и другими предусмотренными табелями материально-техническими средствами.

Расконсервация медицинской техники, находившейся на длительном хранении, и приведение ее в рабочее состояние осуществляется персоналом под контролем руково­дителя или соответствующего специалиста отделения (формирования) - получателя в течение установленных для него сроков приведения в готовность к работе в ЧС.

Контроль накопления и порядка содержания неснижаемого запаса медицинско­го имущества возлагается на заместителя главного врача по ГО, а там, где он штатом не предусмотрен, - на специально назначенное лицо.

При поступлении пораженных в лечебное учреждение и оказании им медицин­ской помощи заведующий аптекой и служба главного инженера по медицинской тех­нике организуют планомерное снабжение отделений медицинским имуществом. В случае отсутствия неснижаемого запаса или его нехватки используется все имеющее­ся в наличии в аптеке и на складе больницы медицинское имущество для повседнев­ных нужд, а также изыскиваются дополнительные возможности получения всего не­обходимого. Для этого может быть использовано имущество, имеющееся на базах спецмедснабжения, после принятия соответствующего решения органом управления здравоохранением. Если возможность получения имущества на этих базах преду­сматривается заранее, то необходимые документы или их проекты разрабатываются в период подготовки к ЧС.

В ЧС снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений здра­воохранения осуществляется в соответствии с планами снабжения. Планирование не­обходимо для поддержания готовности формирований и учреждений к выполнению своих задач в ЧС, рационального использования ими медицинского имущества, орга­низации планомерной подачи его в требуемые сроки, максимального использования местных ресурсов и запасов в аптечных учреждениях иных ведомств, осуществления мероприятий по защите медицинского имущества от воздействия поражающих фак­торов ЧС, рационального использования фармацевтических кадров.

Планирование осуществляется в соответствии с заданиями и на основании ис­ходных данных, которые поступают от органа управления фармацевтической дея­тельностью по подчиненности. К ним относятся:

• задачи по снабжению медицинским имуществом на планируемый период;

• прогнозируемая или реальная общая и медико-санитарная обстановка в ЧС;

• перечень формирований и учреждений здравоохранения, прикрепляемых на
снабжение, и их характеристика (в том числе укомплектованность медицин­ским имуществом и фармацевтическими кадрами); производственные воз­можности аптек по изготовлению лекарственных средств; количество насе­ления, находящегося на лекарственном обеспечении;

• наличие неснижаемых и других видов запасов медицинского имущества в
учреждениях на закрепленной территории и порядок его получения органами
здравоохранения;

• источники централизованного получения медицинского имущества и места
нахождения поставщиков (склады, аптеки, промышленные предприятия, тор­говые организации различных форм собственности и т.п.);

• обеспечение транспортом для подвоза на снабжаемые объекты медицинского
имущества с целью пополнения запасов;

• порядок взаимодействия с органами управления медицинским снабжением служ­бы медицины катастроф и других федеральных органов исполнительной власти;

• порядок финансирования заготовок медицинского имущества в ЧС и взаимо­расчетов за медицинское имущество, полученное от учреждений других ве­домств и частных предприятий.

В решении руководителя аптечного учреждения (начальника ГО объекта) на ор­ганизацию снабжения медицинским имуществом в ЧС отражаются следующие ос­новные вопросы.

1. Оценка прогнозируемой или реально сложившейся обстановки, характер воз­
действия поражающих факторов на объект.

2. Краткая характеристика состояния учреждения. Оценка наличия и состояния
запасов медицинского имущества, возможностей по изготовлению лекарст­венных средств и устойчивости объекта к воздействию на него поражающих
факторов ЧС.

3. Задачи объекта в соответствии с полученным заданием органа управления фарма­цевтической деятельностью, с прогнозируемой или сложившейся обстановкой.

4. Характеристика объектов снабжения и их потребности в медицинском имуществе.

5. Расчет сил и средств для снабжения, получения недостающего медицинского
имущества, возможные источники его получения. Расчет необходимого фи­нансирования дополнительных заготовок.

6. Выводы из сложившейся обстановки и предложения по организации снабже­ния медицинским имуществом и плану распределения ресурсов.

7. График снабжения и порядок доставки имущества на объекты снабжения.

8. Порядок оповещения и организация связи с органом управления и объектами
снабжения.

Кроме мероприятий по медицинскому снабжению, в решении отражаются во­просы функционирования аптечного учреждения в ЧС, такие, как: организация защи­ты учреждения в целом, его персонала и медицинского имущества в частности; орга­низация работы в условиях радиационного или химического загрязнения местности; мероприятия по эвакуации объекта; организация спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий воздействия поражающих факторов ЧС и т.п.

К решению прилагаются необходимые расчеты и графические документы, ос­новными из которых являются:

• план-схема размещения объекта;

• план-карта (схема) с прогнозируемой обстановкой в границах администра­тивной территории по месту расположения аптечного учреждения и объек­тов снабжения;

• схема оповещения и сбора персонала объекта в рабочее и нерабочее время;

• расчет защиты персонала и материальных средств объекта;

• расчет создания формирований на объекте, их оснащения средствами инди­видуальной защиты и другим имуществом;

• расчет получения и выдачи медицинского имущества;

• расчет эвакуации объекта и вывоза запаса медицинского имущества (если
предусматривается).

В число мероприятий по защите персонала аптечного учреждения от поражаю­щих факторов ЧС входит обеспечение его средствами индивидуальной защиты. При планировании этого мероприятия учитывается, что для аптечных учреждений, распо­ложенных в городах, на весь личный состав формирований ГО на соответствующих складах ГО содержатся противогазы, индивидуальные аптечки АИ-2 и индивидуаль­ные противохимические пакеты (ИПП-8 или ИПП-10), о чем необходимо иметь пись­менное подтверждение штаба по делам ГОЧС района (города). Остальными средства­ми защиты персонал обеспечивается в соответствии с табелями оснащения.

Выдача медицинского имущества неснижаемого запаса в пользование произво­дится согласно распоряжениям о приведении в готовность медицинских формирований и учреждений. Такие распоряжения должны одновременно доводиться до получателей и аптечных учреждений, где хранится для них медицинское имущество. Одновременно (при необходимости) решаются вопросы выделения транспорта для его подвоза.

При крупномасштабных ЧС созданные неснижаемые запасы медицинского иму­щества могут оказаться недостаточными как для формирований службы медицины катастроф, так и для обеспечения большого количества населения в зоне ЧС и насе­ления, эвакуируемого в другие регионы. Решение о получении для этих целей меди­цинского имущества принимают межведомственные комиссии на основании доклада, представленного органами управления фармацевтической деятельностью.

Документы на выдачу (получение) медицинского имущества оформляются за­благовременно согласно расчетам на выдачу (наряды, накладные, доверенности) в требуемых количествах экземпляров.

Имущество неснижаемого запаса, хранящееся в учреждениях здравоохранения для лечебных отделений и формирований, получают материально ответственные должностные лица, назначенные приказом руководителя учреждения.

В лечебные отделения основные средства, малоценное и быстроизнашивающее­ся медицинское имущество стоимостью выше 1/20 лимита минимальной стоимости основных средств выдаются полностью по накладным (нарядам), а лекарственные средства, малоценное и быстроизнашивающееся медицинское имущество стоимо­стью менее 1/20 лимита минимальной стоимости основных средств - в количествах, предусмотренных правилами выдачи их из аптек лечебно-профилактических учреж­дений, по мере необходимости (по требованиям). Формированиям медицинское иму­щество выдается полностью в соответствии с расчетами. Полученное медицинское имущество подлежит учету согласно установленным правилам.

По завершении формированиями мероприятий по оказанию медицинской помо­щи пораженным и по мере освобождения перепрофилированных и дополнительно развернутых коек в отделениях лечебных учреждений высвобождающееся, а также неизрасходованное медицинское имущество приводится в порядок (при необходимо­сти ремонтируется и проверяется) и возвращается в аптеку (аптечные учреждения) для дальнейшего хранения.

По завершении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС формирования и учреждения составляют отчет по медицинскому снабжению, ко­торый представляется самостоятельным разделом в отчетных документах по органи­зации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС. Помимо положительного опыта, в нем отражаются имевшие место недостатки и пути их устранения, а также предложения по совершенствованию медицинского снабжения.

14.4. Учет медицинского имущества

Независимо от принадлежности к тому или иному классу медицинское имуще­ство классифицируется на группы по учетным признакам:

основные средства- медицинская техника длительного пользования (экс­плуатации) стоимостью за единицу на дату приобретения более пятикратно­
го, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда,

расходное медицинское имущество- лекарственные средства, иммунобио­логические и радиофармацевтические препараты, реактивы, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные средства, репелленты, фотореак­тивы, материалы для стоматологии и т.п. (далее именуемые лекарственными средствами), а также малоценные и быстроизнашивающиеся медицинские предметы стоимостью за единицу не более 1/20 лимита минимальной стои­мости основных средств, которые расходуются полностью в момент приме­нения (потребления) или приходят в негодное состояние при кратковремен­ном использовании (перевязочный и шовный материал, перчатки и иглы хи­рургические, боры зубоврачебные, рентгеновская пленка, аптечные и лабора­торные материалы, пробирки и т.п.);

• малоценное и быстроизнашивающееся медицинское имущество -пред­меты медицинского назначения, приходящие в негодное состояние в резуль­тате непродолжительного применения, стоимостью за единицу выше 1/20 ли­мита минимальной стоимости основных средств (предметы по уходу за боль­ными и т.п.)

Основные средства по качественному состоянию подразделяются на годные к эксплуатации (новое, не введенное в эксплуатацию, находящееся в эксплуатации, по­сле ремонта), подлежащие ремонту и негодные, подлежащие списанию из-за невоз­можности или нецелесообразности ремонта. Для основных средств установлен раз­мер ежегодного износа (амортизации).

Расходное имущество характеризуется наличием срока годности и поэтому по ка­чественному состоянию подразделяется на: годное, которое полностью отвечает требо­ваниям Государственной фармакопеи, нормативно-техническим документам, и негод­ное, срок годности которого истек. Малоценное и быстроизнашивающееся медицин­ское имущество подразделяется на аналогичные две группы, но срок годности для ряда 1 предметов не устанавливается; к негодному относятся также предметы, которые не мо­гут быть использованы по предназначению ввиду полного износа или порчи.

Приведенная классификация медицинского имущества позволяет организовать его учет в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, правильное хранение на складах и в подразделениях лечебно-профилактических учреждений; предупре­дить ошибочные действия при его применении; разграничить порядок использова­ния; обеспечить определенные удобства при планировании снабжения, оценке обес­печенности им службы медицины катастроф. Классификация по учетным признакам позволяет проследить, документально отразить и оценить все хозяйственные опера­ции, которым подвергается медицинское имущество в процессе пользования, устано­вить объемы его потребления.

Медицинское имущество, поступающее в формирования или учреждения служ­бы медицины катастроф (получаемое от поставщиков по договорам или разовым за­купкам, в виде гуманитарной помощи), принимается надлежащим образом и прихо­дуется по учету, независимо от источников поступления. В центре медицины катаст­роф оно обязательно проходит через медицинский склад и приходуется по учету от­дела медицинского снабжения и бухгалтерии на основании актов приема. В госпита­ле медицинское имущество проходит по принадлежности через аптеку или склад.

Учет медицинского имущества ведется отдельно от других материальных средств и в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчет­ности в Российской Федерации, а также Положения по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф Минздрава России. Медицинское имущест­во для текущих нужд учитывается отдельно от медицинского имущества резерва. Предметы медицинского назначения, полученные в виде гуманитарной помощи, принимаются, учитываются и отпускаются отдельно от другого медицинского имущест­ва. Их отпуск оформляется учетными документами также отдельно.

При организации учета медицинского имущества отдел медицинского снабжения центра медицины катастроф руководствуется Инструкцией по учету товаров на аптеч­ных складах (базах) аптечных управлений, а аптека и склад госпиталя, другие форми­рования службы медицины катастроф - Инструкцией по учету медикаментов, перевя­зочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических уч­реждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете. Учет наркотиче­ских и психотропных лекарственных средств осуществляется по правилам, установлен­ным Минздравом России. Органы медицинского снабжения службы медицины катаст­роф подотчетны бухгалтериям соответствующих центров медицины катастроф и меди­цинских учреждений, через которые они финансируются и осуществляют взаиморасче­ты за медицинское имущество, его ремонт и другие услуги. Поэтому в бухгалтерию ежемесячно представляются все приходные, расходные и установленные отчетные до­кументы. Необходимо отмстить, что использование медицинского имущества при ока­зании медицинской помощи порайонным в ЧС осуществляется бесплатно.

Отдел медицинского снабжения центра медицины катастроф ведет предметно-количественный учет наличия и движения медицинского имущества на медицинском складе, а также выданных в подразделения центра и подчиненные ему формирования и учреждения основных средств, малоценного и быстроизнашивающегося имущества стоимостью за единицу выше 1/20 лимита минимальной стоимости основных средств, до полного использования или износа. О потреблении этого имущества, а также этилового спирта подразделениями ежемесячно представляются отчеты. Рас­ходное медицинское имущество, выданное в пользование, считается израсходован­ным и по учету списывается в расход.

Формирования службы медицины катастроф, использующие (эксплуатирую­щие) медицинское имущество, также ведут его учет и регулярно проводят инвентари­зацию наркотических и психотропных лекарственных средств (ежемесячно).

Бухгалтерия ведет инвентарный учет (по инвентарным номерам) основных средств и суммовой учет остального медицинского имущества на основании ежеме­сячной отчетности отдела медицинского снабжения и подразделений центра медици­ны катастроф. Аптека, инженер по медицинской технике госпиталя, научно-практи­ческие подразделения центра медицины катастроф все первичные приходные и рас­ходные учетные документы представляют в отдел медицинского снабжения, они так­же включаются в отчет и прилагаются к нему.

При передаче из медицинского склада в эксплуатацию медицинской техники, относящейся к основным средствам, отдел материально-технического снабжения од­новременно с проводкой по основному учету каждую единицу этого предмета зано­сит в инвентарную опись медицинского оборудования, согласно которой ему при­сваивается инвентарный номер. По этому номеру в дальнейшем бухгалтерия учиты­вает данный предмет и ежегодно начисляет амортизацию (износ) в пределах установ­ленного размера.

Ввиду особенностей предметов медицинского назначения, применяемых в здра­воохранении, учет медицинского имущества достаточно сложный и громоздкий. По­этому для его совершенствования используются современные средства автоматиза­ции, в частности программные средства для персональных компьютеров. В учете ме­дицинского имущества с использованием вычислительной техники применяются учетные документы и их формы, предусмотренные соответствующими нормативны­ми документами для автоматизированного учета.

14.5.Управление обеспечением медицинским имуществом

Задача обеспечения службы медицины катастроф медицинским имуществом ре­шается в результате выполнения в определенной последовательности и в соответст­вующие сроки целого ряда мероприятий. Учитывая их объемы и значение, возникает необходимость взаимного согласования между собой по содержанию, месту, времени и исполнителям, что достигается планированием. План снабжения разрабатывается с целью полного обеспечения всей номенклатурой предметов на планируемый период. При повседневной деятельности он составляется на календарный год, а при необхо­димости план может разрабатываться и на перспективу. В ЧС обеспечение медицин­ским имуществом планируется на период работ по ликвидации ее последствий. План позволяет в полной мере учесть и согласовать потребности и имеющиеся ресурсы, рационально использовать денежные средства на приобретение медицинского иму­щества и распределить его по объектам снабжения. В режиме повседневной деятель­ности осуществляется предварительное планирование снабжения согласно прогнозу на ЧС. План снабжения служит основанием для выдачи (отправки) медицинского имущества по предназначению.

Планирование обеспечения медицинским имуществом повседневных нужд цен­тра медицины катастроф осуществляется отделом медицинского снабжения согласно заявкам подразделений центра и расчету потребности для накопления резервов, их пополнения и освежения. ВЦМК «Защита» при планировании учитывает запросы своих филиалов по их донесениям о потребности в медицинском имуществе для те­кущих нужд (Приложение 27) и о наличии, обеспеченности и освежении медицин­ского имущества резерва (Приложение 28). По этим донесениям ведется оператив­ный учет обеспеченности резервов, содержащий оперативные данные о наличии ме­дицинского имущества по регионам.

В целях своевременной замены запасов медицинского имущества, сроки годно­сти которого истекают в планируемом году, разрабатывается план освежения (Прило­жение 29). Данные плана освежения включаются в донесение о наличии, обеспечен­ности и освежении медицинского имущества резерва. Для своевременного выполне­ния мероприятий по освежению разрабатывается поквартальный план освежения (Приложение 30), который является рабочим документом заведующего складом.

Планирование монтажных и пуско-наладочных работ осуществляется в соответ­ствии с перспективными планами совершенствования оснащения медицинской тех­никой на планируемый период, а ее технического обслуживания и ремонта - соответ­ственно с установленными периодичностью и межремонтными интервалами. Отдель­но разрабатывается план технического обслуживания и ремонта медицинской техни­ки, находящейся в запасах.

Если при повседневной деятельности планирование осуществляется в стабиль­ной обстановке, в условиях планомерной деятельности учреждений и формирований, то при ЧС обстановка в ее зоне, включая медико-санитарную, может изменяться. Для четкого снабжения медицинским имуществом органам медицинского снабжения не­обходимо знать обстановку, уметь быстро и правильно ее оценить, принимать реше­ния на отпуск медицинского имущества, адекватные складывающимся условиям, своевременно ставить задачи подразделениям медицинского снабжения, контролиро­вать их исполнение и, если потребуется, оказывать аптечным складам необходимую

помощь. В связи с этим начальник отдела медицинского снабжения центра медицины катастроф, приступая к организации снабжения, знакомится с общей и медико-сани­тарной обстановкой, прогнозируемой или реально сложившейся в зоне ЧС, и поряд­ком организации медицинской помощи пораженным. Выполняется это в сжатые сро­ки и включает:

• уяснение задач, стоящих перед отделом медицинского снабжения, и оценку
факторов, оказывающих влияние на организацию снабжения медицинским
имуществом;

• расчет времени, включающий время на принятие решения, подготовку меди­цинских (аптечных) складов, аптек и медицинского имущества к отпуску
(доставке) и на его транспортирование в места назначения;

• оценку обстановки, в результате которой уточняются санитарные потери и
их структура, степень поражения объектов медицинского снабжения, объемы
потерь (загрязнения или заражения) и сохранившегося медицинского имуще­ства в зоне ЧС, возможности и способы доставки медицинского имущества
нуждающимся;

• оценку сил и средств медицинского снабжения, включая уточнение наличия
медицинского имущества в резервах всех уровней, нсснижаемых запасов - в
лечебно-профилактических учреждениях, в местных аптеках и на аптечных
складах, медицинской техники - на складах и в магазинах, а также производ­ственные возможности промышленных предприятий, сохранившихся в ЧС,
по производству предметов медицинского назначения и ремонту медицин­ской техники;

• расчет потребности в медицинском имуществе;

• расчет транспортных средств для доставки медицинского имущества и погрузочно-разгрузочных команд.

Начальник отдела медицинского снабжения филиала ВЦМК «Защита» при оцен­ке обстановки уточняет наличие медицинского имущества в аптечных учреждениях и запасов центров медицины катастроф территорий, находящихся вблизи или приле­гающих к зоне ЧС; начальник медицинского снабжения ВЦМК «Защита» уточняет наличие запасов медицинского имущества на складах ВЦМК «Защита»* его филиалов и территориальных центров медицины катастроф.

На основании данных оценки обстановки делаются следующие выводы:

• потребность в медицинском имуществе и обеспеченность им мероприятий
службы медицины катастроф по ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС, объемы недостающего медицинского имущества, производственных мощ­ностей аптек, транспорта и т.д., перечень мероприятий по организации меди­цинского снабжения формирований и учреждений службы медицины катаст­роф, включая порядок использования запасов медицинского имущества фи­лиалов ВЦМК «Защита», аптечных учреждений, подчиненных другим органам
федеральной исполнительной власти, а также различных форм собственности;

• предложения по наиболее целесообразному использованию ресурсов медицин­ского снабжения для оказания медицинской помощи пораженным и населению;

• перечень мероприятий по защите учреждений (подразделений) медицинского
снабжения и медицинского имущества от радиоактивных веществ (РВ), аварийноопасных химических веществ (АОХВ) и бактериальных средств (БС), порядок
его дезактивации, дегазации, дезинфекции и дальнейшего использования.

Сделанные выводы принимаются за основу решения на обеспечение медицин­ским имуществом и плана снабжения, которые оформляются в виде раздела «Органи­зация медицинского снабжения» в плане медико-санитарного обеспечения в ЧС. К плану прилагается схема, на которой указывается нахождение складов медицинского имущества, мастерских по ремонту медицинской техники, аптечных и лечебно-про­филактических учреждений и размеры запасов медицинского имущества в них, ме­сторасположение пунктов развертывания формирований и учреждений службы меди­цины катастроф, железнодорожных станций, аэропортов, морских портов и речных пристаней, а также наиболее доступные или выделенные маршруты движения авто­мобильного транспорта. Кроме того, представляются необходимые данные о состоя­нии медицинского снабжения начальника центра медицины катастроф.

В режиме повышенной готовности все перечисленные мероприятия проводят с целью получения исходных данных для принятия (уточнения) решения в случае оп­равдания прогноза возникновения ЧС. Производятся предварительные расчеты по­требности в медицинском имуществе, определяется количество недостающего меди­цинского имущества в зоне прогнозируемой ЧС, пункты назначения, разрабатывают­ся варианты его доставки и выбор соответствующего транспорта и т.д. Подчиненным складам отдаются предварительные распоряжения на подготовку медицинского иму­щества, а также тары для его упаковки в зависимости от способа транспортирования. Подготавливаются проекты решения на снабжение медицинским имуществом и рас­порядительных документов на его отпуск.