Аналитический комментарий.
Аналитическая корреспонденция
Аналитический отчет
Отобразить внутреннюю связь докладов, выступлений. Взаимосвязь оценок, выводов, предложений с реальными проблемами. Определить значимость того, о чем пишется.
Выступления – это мостики для переключения с того о чем говорится на аудиторию ее нужды. Автор АО может сконцентрировать свое внимание на нескольких фактах. Важно, чтобы читатель отличил мысли самого журналиста от того, что говорили выступающие. ДБ Включение в текст развернутых рассуждений автора.
Сообщение о событии, явлении. Но сообщение не является самоцелью. Главное истолковать. Выяснить причины события, определить его значимость, прогнозировать его развитие.
Отличается от аналитического комментария тем, что в корресп автор является первоисточником сообщения, в комм уже известный всем факт. От аналитической статьи тем. Что статья обосновать какое-то суждение по поводу какого-то общезначимого явления, процесса, ситуации со значимыми для общества последствиями. Приводимые факты – лишь подтверждение авторским размышлениям.
Аналитическое интервью
Своими вопросами автор задает должное направление анализа. Так, чтобы ответы раскрывали узловые моменты какого-то события, ситуации.
Аналитический опрос. Все зависит от вопроса.
Беседа. Когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному толкованию. Но нельзя превращать в безрезультатный спор.
Цели:
· Направить внимание аудитории на важные факты
· Связывать комментирование событие с другими
· Формулировать прогноз развития
· Обосновать необходимые способы поведения, решения задач.
Комментирование осуществляется с помощью следующих приемов:
— разработка взаимосвязей между исходными и комментирующими фактами (например, обсуждение предыстории события);
— детализация основных комментируемых событий (восстановление подробностей), признаков, которые важны для постановки вопросов (например, можно обсудить заседание Городской Думы, подчеркивая и взаимосвязывая разные высказывания, умозаключения депутатов);
— сравнение фактов, разработка аналогий, например, с прецедентами;
—проведение параллелей, которые могут быть привлечены в качестве демонстрационных моделей обнаруженных связей актуального события (предмета) комментария;
— противопоставление, конфронтация различных или противоположных способов осуществления обсуждаемых действий;
— интерпретация текста (разъяснение документов, «перевод» доводов оппонентов на ясный язык).
Эти и другие аналитические способы применяются по отдельности или комбинированно. Их выбор проистекает из конкретной цели доказательного рассуждения и постановки необходимых вопросов. Независимо от того, какой способ используется, комментарии содержат ряд типичных структурных элементов (основных частей комментария);
— сообщение о комментируемом событии и формулировка задачи комментария;
— формулирование возникших в связи с этим событием вопросов;
— изложение комментирующих фактов и мыслей, деталей;
— формулировка тезисов, отражающих отношение автора к отображаемому событию, изложение их или в начале текста, или непосредственно вслед за постановкой вопросов, выявляющих суть комментируемого явления.
Построение комментария вытекает из сущности жанра, и все его структурные элементы обусловливают один другой. Поэтому все они должны присутствовать в комментарии. Иначе он может оказаться неудачным. Так, если в тексте отсутствует исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постановка вопросов повисает в воздухе и речь в лучшем случае может идти лишь о проявлении общей точки зрения по поводу неких, неизвестных аудитории событий. Это же происходит и тогда, когда комментатор начинает с факта, приведенного для привлечения внимания аудитории, но не являющегося фактом, подлежащим комментированию.
Ошибка в комментировании возникает и тогда, когда постановка вопросов, связанных с комментируемым фактом, не проявлена в тесте. В этом случае проблема, которую обсуждает автор, аудитории не ясна или она узнает о ней слишком поздно. Поэтому следует сделать все возможное, чтобы текст содержал все структурные элементы, и тем самым включить аудиторию в активный мыслительный процесс. Если же автор сам не понимает цели комментария, плана постановки вопросов, то может случиться, что он вообще не будет комментировать что-то, а будет просто сообщать определенные факты.
Особую роль играют качество поставленных вопросов, их актуальность, проблемность, точность. Они влияют на качество аргументов, комментирующих мысли и факты. От качества комментирующих фактов, мыслей зависит возможность небанального, обоснованного вывода (хотя в коротком комментарии следствие может вытекать непосредственно из исходных фактов). Как правило, в полновесных комментариях комментирующие мысли и факты необходимы для оценки исходных фактов и основания заключения.
Хороший комментарий должен иметь ясный вывод. Если он отсутствует, тогда последовательность мысли автора может быть не уловлена аудиторией. Целенаправленный, исходящий от комментария к аудитории импульс будет слабым. Конечно, это не значит,, что вывод должен быть изложен в дидактичной форме. Он может как бы сам по себе вытекать из логики размышлений автора и взаимосвязи приведенных им фактов, примеров, позволяющих аудитории (при соответствующей подготовке) самостоятельно сказать последнее слово: «вывод очевиден» или «комментарии излишни».
В рассмотрение технологии комментария включается и характеристика признаков его заголовков. Удачный заголовок комментария, как и заголовок любого иного текста, сигнализирует о характере публикации. Он находится в тесной связи с построением и способом комментария. Часто при этом речь идет о кратком оформлении вопроса; характерным представляется частое использование вопросительных предложений или тезисов (выводов). Иногда заголовок включает в себя главный аргумент, реже — интересную мысль и т.д.
Социологическое резюме. Краткое изложение каких-либо социологических опросов.
Составляются вопросы, проводится анкетирования и результаты обобщаются и анализируются.