ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ N 3. ИМПЕРСКОСТЬ — НЕ ПЛЕМЕННОЕ ЧВАНСТВО. ДВА ЛИКА СТАЛИНА. 6 страница

Война стала неизбежной в квадрате, лишь только мы стали на колени перед бандой Басаева в июне 1995-го. И уж вовсе неотвратимой, когда капитулировали перед теми же тварями год спустя. Доломав и истощив к тому времени все — армию, флот, авиацию и самое государство.

В зарницах надвигающейся бури — выбор. Либо мы возродимся, либо — погибнем.

На рубках их новейших лодок красовался белый медведь, переламывающий в лапах черный силуэт вражеской субмарины. Тридцать третья дивизия Северного флота Империи, гроза океанов. Пять ее кораблей в 1987 году, выйдя с базы Западная Лица, обогнули Скандинавию и исчезли в бурных холодных водах.

За ними охотились корабли и самолеты НАТО, пронизывая пучины импульсами сонаров, зондируя их магнитометрами. Вслушивались в шумы моря чуткими микрофонами систем, затаившихся на уступах морского дна. Но тщетно. Наши лодки прошли неведомым для Америки путем, объявившись у самого мягкого подбрюшья ошеломленной Америки — у Бермудских островов. И называлось это — операцией «Атрина».

Они прошли тысячи миль, в царстве вечной тьмы глубин и чудовищных давлений, от ледяных толщ, где плавают меченосные нарвалы и тресковые косяки, до лазурных теплых вод, где переливаются всеми оттенками радуги стаи экзотических рыб. К зловещему «Бермудскому треугольнику». И крейсировали там в мощных струях течения Гольфстрим.

Американцы вытирали холодный пот. Их нежная кожа почувствовала холодные острия русских боеголовок, и страх противным, склизким комом упал им в животы.

В одном лишь Северном флоте в 1989 году было сто атомарин, готовых наносить врагу смертельные удары. Возьмите любого парня, служившего в 80-е на лодках того флота — и он расскажет вам многое. Как они выходили лоб в лоб на британскую АПЛ, и как та, не выдержав, отворачивала и уступала путь. Как охотились за ними чужие самолеты, норовя забросать особыми глубинными бомбами. Теми, что покрывают корпус пятнами звукоотражающей краски. И не было большего бесчестья удостоиться таких отметин: ведь тогда лодку ставили в док на ремонт, а экипаж расформировывали.

А захмелев, он поведает, как однажды сломался эхоледомер, и как они врезались рубкой в ледяную основу бродягиайсберга. Как ворвалась вода в отсек, как спас их боцман, двадцать лет отплававший в глубинах. Сработав вертикальными рулями. Вы услышите, как сотрясают корпус удары эхосигналов американских штучек-соглядатаев, усеявших собой океанское дно.

Людям, рожденным в конце 60-х и позже, мощь нашего подводного атомного флота в детстве казалась чем-то извечным, само собой разумеющимся. За сорок послевоенных лет Союз построил 245 атомарин четырех поколений — более половины всех в мире. Мы лидировали до 1989 года — пока кремлевский бонза с пятном на плешивой голове не отказался от претензий русских на господство в Мировом Океане. Даже в начале 90-х из 360 ядерных лодок мира 167 были у русских, 122 — у США, 22-у британцев, 11-у Франции и только семь — у Китая.

Мы не ошибемся, если скажем: к 1985-му в Империи возник целый подводно-ядерный мир со своими героями и традициями, кузницами кадров и легендами. Мир, известный и почитаемый на Западе, однако скрытый глупыми позднесоветскими вождями от собственного народа. Может быть, поэтому так легко было убедить миллионы простодушных, что у нас нет ничего, кроме пьяных ссор в коммуналках, дебилов в ватниках и «возвышенной», обиженной интеллигенции — берггольцев, окуджав и войновичей?

Но в наших глазах эти бесхребетные нытики не стоят и тысячной доли великолепной подводно-ядерной базы Советского Союза. Лодки строились на северодвинском «Северном машиностроительном» и на Амурском заводах. Их строили в «Красном Сормове» в Нижнем и в питерском Адмиралтейском объединении. Офицеров ядерных ПЛ готовили в Высшем военно-морском училище в Питере, а инженеров — в Севастополе. Уникальный тренажерный центр для обучения экипажей построили в Балтийске, под Калиниградом-Кенигсбергом.

 

Таблицы 7, 8. Мировое и русское строительство АПЛ 1953-1993 гг. («Военный парад», N 3-4, 1995 г.)

Общее количество Империя 243 США 179 Британия 24 Франция 12 Китай 6
Динамика по годам          
Годы Империя США      
1955-1960      
1961-1965      
1966-1970      
1971-1975      
1976-1980      
1981-1985      
1986-1990      
1991-1993      

...Империя в 1960-е стремительно нагоняла вырвавшихся вперед американцев. 1967 год. В СССР появились первые подводные крейсеры-ракетоносцы проекта 667А «Налим» и «Навага», которые могли стрелять из-под воды баллистическими ракетами дальнобойностью в 2500 верст. Каждая несла в себе одну мегатонну, что равносильно одному миллиону тонн тротила. (За всю Вторую мировую США сбросили на Германию 2,7 млн. тонн бомб). За 1967-1972 годах в Северодвинске спустили на воду 25 таких лодок. Они стали русскими копиями американских субмарин типа «Джордж Вашингтон». А потому США прозвали их «Янки». Наши же порой шутливо именовали их «Ваня Вашингтон». Во второй половине 1980-х несколько «667-х» оснастят стратегическими дозвуковыми крылатыми ракетами «Гром», которыми те стреляли прямо из торпедных аппаратов.

А параллельно с тем мы проектировали лодки проектов 670 и 671 («Чарли» и «Виктор» условным языком наших врагов), «670-е» вооружались крылатыми ракетами «Аметист» фирмы академика Челомея — специально для борьбы с авианосными соединениями Америки. Их пускали из-под воды, с глубины в полсотни метров, и дальше «Аметист» шел сам на высоте 60 метров, выискивая цель в радиусе 80 верст.

В 1965 году имперские корабелы закладывают целую серию скоростных лодок — охотников за кораблями и субмаринами, лодок-убийц. Тех, что Запад прозовет «Викторами» — победителями. Все они сконструированы в фирме «Малахит», под руководством Г.Чернышова: типы 671, 671В и 671К («Ерш»), 671РТ и 67РТМ «Щука». Всего спустили на воду сорок восемь кораблей подобного типа.

Семь АПЛ 671РТ (или «Виктор-11», 1967-1978 гг.), обладая скоростью в 30 узлов, были вооружены 650-мм торпедными аппаратами и противолодочными ракетами. До 1987 года Империя построила и 26 АПЛ типа 667РТМ («Щука» или «Виктор-III»). С середины 1980-х ее оснащают дозвуковыми крылатыми ракетами стратегического действия. А ее 650 — миллиметровые торпеды повышенного радиуса действия делали ее страшным оружием.

«...Вы правы насчет «Викторов». Одна из этих сволочей разорвала мой прежний корабль почти пополам.

— Я вам искренне сочувствую, но вы должны знать, что Иван ставит на «Викторы» лучших командиров. Они надежнее всех других русских лодок в управлении, а для умелого водителя это много значит. Так что вы имели дело с асом. Он напал на вас извне?

Моррис покачал головой:

. — Мы слишком поздно засекли его, когда он замедлял ход и акустические условия были не ахти, но мы его услышали, и не дальше чем в пяти милях. Мы подняли вертолет, почти запеленговали его, и тут он оборвал контакт и внезапно появился внутри ордера (внутри строя каравана кораблей, который охраняли эсминцы и фрегаты США — авт.)

— Да, «Викторы» умеют проделывать такие штуки. Я это называю «финт с откачкой». Он идет в одну сторону, потом резко отворачивает в другую, создает в воде завихрение и бросает туда акустическую приманку. Потом ныряет под слой и быстро пробегает там. Русские отрабатывали эту тактику несколько лет, и мы здорово помучились, пока нашли приемы противодействия. Нужны очень крепкий экипаж вертолета и очень хорошая команда здесь, в посту управления.

... Финт с откачкой — это лучшее, что умеют «Викторы», и на это надо обращать особое внимание, учитывая их способность быстро разгоняться и резко поворачивать... Когда «Виктор» демонстрирует поворот налево, имейте в виду, что на самом деле он идет направо...

— А если вы ошиблись?

— Значит, вы ошиблись, шкипер... Если он уходит, угнаться за ним вы не в состоянии...» — так описывает Клэнси наши лодки этого типа.

С 1972 года на воду спускают подводные корабли серии 667Б, окрещенные Западом «Дельтами», а у нас — «Муренами», 139-метровые «хищницы» могли двигаться на глубине в 550 метров со скоростью 26 узлов. С корпусом из маломагнитной стали, эти лодки второго поколения обладали повышенной скрытностью. Имея экипаж в 120 человек, «Мурена» несла двенадцать баллистических ракет РСМ-40 (1,5 мегатонны) с троекратно увеличенной дальнобойностью в 9100 верст.

Тогда им приходилось проскальзывать сквозь рубежи западной системы обнаружения «СОСУС» — через цепи датчиков, установленных на дне. Они прикрывали восточное и западное побережье США, затаившись на склонах материкового шельфа. Тянулся «СОСУС» и по противолодочным рубежам западной обороны. Линия между норвежским мысом Нордкап и Медвежьим островом в Гренландском море закрывала выход с Кольского полуострова в северную Атлантику. Дно на этом рубеже резко уходит вниз, на глубины в 2-3 километра, образуя Лофотенскую котловину.

Второй рубеж тянулся от ледяных языков Гренландии к клокочущей гейзерами и лавой Исландии. А потом — по мелководью Фарерско-Исландского подводного плато — к мшистым Фарерским островам, заканчиваясь у берегов северной Шотландии. Расскажи об этой сторожевой линии человеку девятого века, и он сказал бы, что это — оборона от боевых ладей-драккаров свирепых викингов, идущих в морской набег на Европу. Да ведь мы и были викингами-варягами второй половины XX века.

«Мурены-дельты» стали нашими боевыми челнами 70-х — восемнадцать кораблей, детищ конструктора С.Ковалева. 139-метровый корпус из маломагнитной стали, способность идти на 26 узлах под полуверстной толщей вод. Десяток их проекта 667Б, служил на Северном, а восемь — на Тихоокеанском флоте. Каждая грозила двенадцатью ракетами РСМ-40/Р-29У.

Потом, в 1973-1975 годах, на северодвинских верфях построили четыре корабля проекта 667БД — «Мурена-М». Базируясь близ Мурманска, в Гаджиево, они несли уже по шестнадцати межконтинентальных ракет.

1976-1981 годы. Северные силы Империи получают четырнадцать АПЛ типа «Кальмар» (667БДР). «Дельты-111», как их называли в США, были грозны батареями из шестнадцати ракет с разделяющимися боеголовками — РСМ-50. А уже в 1981-1991 годах на базе в Оленьей губе появились семь «Дельфинов» (667БРДМ). Повышенной малошумности, с высокоточными ракетами РСМ-54, они могли разить американцев на дальности в 8300 километров, не выходя из баз на Кольском полуострове.

С середины 70-х Империя строит атомарины третьего поколения. В 1980-м в заливе Западная Лица появились две АПЛ конструкторов П.Пустынцева и И.Базанова — лодки проекта 949. Стремительные (30 узлов), они вооружены 24 крылатыми противокорабельными ракетами «Гранит» с дальнобойностью в 550 километров. (Теми же, что стоят на крейсерах типа «Орлан»). Эти крылатые роботы обладают сверхзвуковой скоростью, в отличие от хваленых американских «Гарпунов» и «Томагавков». Поэтому «949-е» могли бить эскадры Штатов, не входя в зону их противолодочной обороны. Лодки умеют пробиваться сквозь самые разветвленные ее рубежи. Выпущенные с лодок «Граниты» в полете обмениваются информацией, сами распределяют между собой цели, запутывают зенитную оборону атакуемых кораблей. В Штатах их зовут «Оскарами-1». А «Оскарами-II» они именуют русские лодки-истребители авианосцев типа «Антей» (949А), которые мы строили с 1986-го. До 1993-го в Тихоокеанский флот поступило четыре, а в Северный — семь этих лодок. «Оскары» умеют нырять на полкилометра и идти с быстроходностью в 28 узлов.

«По-прежнему несут службу «убийцы авианосцев» — атомные ракетные подлодки проекта 949А «Антей».., входящие в состав разведывательно-ударного комплекса (РУК), объединяющего АПЛ, искусственные спутники земли с радарами, а также самолеты разведки и целеуказания. Каждая АПЛ имеет на борту 24 сверхзвуковых (М=2,5) ракеты большой дальности (550 км) «Гранит», имеющие автономную систему целераспределения в залпе...

Аналогов нашим лодкам проектов 949 и 949А в американском флоте нет. Дозвуковые противокорабельные крылатые ракеты типа «Томагавк» БГМ-109Г с максимальной дальностью пуска 450 километров, которыми вооружены американские АПЛ типа «Лос-Анджелес», не входят в состав РУК и не имеют системы целераспределения, что значительно снижает эффективность их применения и увеличивает расход ракет», — писал в декабре 1995 года журнал «Море» в своей подборке по материалам иностранной прессы.

В мае 1982-го, когда в далекой Южной Атлантике шли ожесточенные бои между английской эскадрой и аргентинскими пилотами, на «Красном Сормове» волгари заложили первую титановую лодку проекта «945» («Марс»). До мая 1990-го мы успели построить всего шесть таких кораблей. Враг звал эти красавицы «Сиеррами». С изящными «самолетными» корпусами 112-метровой длины, с невысокой длиннообтекаемой боевой рубкой. Они достигают восьмисотметровой пучины и мчатся в ней со скоростью эсминца — 35 узлов. Они родились в КБ «Лазурит», под главенством Николая Кваши. Они могли вести бой глубинными бомбами и противолодочными ракетами, наносить удары по береговым целям — крылатой ракетой.

Их имена воскрешают в памяти славные подлодки Русского Имперского флота. «Барракуда». «Кондор». «Краб». «Зубатка». «Окунь». Их так боялась звездно-полосатая нечисть! 11 февраля 1992 года Союза уже не было. Империя разодрана на части под управлением продажной человечьей слизи. Американская АПЛ «Батон Руж» вторглась в наши территориальные воды у острова Кильдин, на западных подходах к Кольскому заливу. Наша «Барракуда» ринулась навстречу наглецам, и в подводном бою лодки столкнулись. Поврежденная штатовская субмарина убралась восвояси.

С 1982 года на стапелях Комсомольска-на-Амуре и в Северодвинске, в брызгах синих искр электрической сварки, рождаются одиннадцать великолепных истребителей типа «Щука-Б» (тип 971 или «Акула» по классификации НАТО). Н.Чернышов, создавая их в фирме «Малахит», давал дешевый ответ врагу. 5700/7900 тонн водоизмещения. Корпус не из дорогого титана, а из более дешевой маломагнитной стали — 108 метров в длину. Конструктор не гнался за рекордами глубоководности и хода: 500 метров и 35 узлов. Но при этом «Щука-Б» рекордно бесшумна. Ее боевая рубка не вздымается башней или плавником. Она — словно нерезкий наплыв на идеально сигарообразном тулове. Суживаясь к корме, оно венчается крестовиной горизонтальных и вертикальных рулей, смахивающих скорее на оперение самолета. Верхний руль направления — совсем что хвост «Туполева», увенчанный каплевидным телом. Она и есть до сих пор секретный подводный истребитель, вооруженный страшными ракетами РК-55 с ядерными зарядами, многоцелевое оружие Империи. Восемь торпедных аппаратов грозят с нее врагу: четыре 650-миллиметровых и столько же 533-миллиметровых.

Весной 1995 года корабли США попробовали преследовать одну из лодок этого типа у восточного побережья Америки. Она сбавила ход, и за чертой в 6-9 узлов звездно-полосатые потеряли с ней контакт. Сами они признали: «Щука-Б» по малошумности да скрытности превосходит их самые тихие АПЛ типа «Лос-Анджелес». Таким образом, эти лодки становились оружием нашей победы в полувековой гонке морских вооружений. И больше не было у Штатов аргумента: «У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны». Лишь «бомба Горбачева», поразившая Империю ядовитыми осколками предательства и продажности, остановила триумф русского подводного флота!

Но верхом русского атомного подплава стали АПЛ проекта 941 «Акула», которые нынче предпочитают называть на американский манер, «Тайфунами». Они и поныне — самые мощные лодки для стратегических ударов. «Акулы» несут на себе 200 боеголовок на двадцати твердотопливных «баллистах» РСМ-52. Они — неотразимый меч Третьего Рима. Удар их РСМов с разделяющимися головками не смогут сдержать даже самые совершенные системы космической обороны США. Даже если бы им удалось развернуть свои «звездные войны».

Огромные боевые машины в 24,5 тысячи тонн водоизмещением и в 175 метров длины, они не уступают по величине линейным крейсерам-гигантам Первой мировой. Но, в отличие от них, погружаются на четвертьверстную глубину и идут под волнами на скорости в 27 узлов. Ради скрытности у них есть особые движители, шнеки — «архимедовы винты» в особых тоннелях под корпусом. Они настолько бесшумны, что акустики врага часто путали слабый звук крадущейся на малом ходу «Акулы» с шумами китов. Они назвали русский скрытный движитель «гусеницей».

Конструкция лодки уникальна. Туловище ее очень широко, рубка сдвинута к корме. Ракетная батарея ядерного линкора размещается впереди нее. Пусковые шахты помещены между двумя прочными корпусами. Оружие самообороны, ракето-торпеды, и пост управления тоже заключены в отдельные «капсулы» — прочные корпуса. Лодка феноменально живуча, ее делали для тяжелых боев, где придется выдерживать удары вражеских ракет и глубинных бомб. В романе Клэнси «Охота за «Красным Октябрем» субмарина типа 941 выдерживает поражение торпедой и продолжает бой, таранив другую лодку своим прочным форштевнем и после этого остается в строю!

Дальность действия баллистических ракет «Акул» родила новую стратегию: лодки могли маневрировать в акваториях, полностью защищенных русским надводным флотом. И наносить удары оттуда, не боясь чужих атак («Военный парад», март-апрель 1995 г.). Это оружие возмездия Империи спроектировали в ЦКБ-18 «Рубин» под руководством С.Ковалева. В 1977-1984 годах мы спустили на воду шесть «941-х», вооружив ими Северный флот. Они базируются под Мурманском, в последних струях теплого течения Гольфстрим. В устье Кольской реки Западная Лица и в заливе Нерпичья Губа. Их удар наносит смертельные раны Америке даже в случае, если они какой-нибудь страшной магией уничтожат все наши ВВС или ракеты наземного базирования.

Давайте сравним «Акулу»-»Тайфун» с западными ее аналогами. США сумели построить восемь дорогих АПЛ типа «Огайо», носителей 24 ракет «Трайдент» С-4. Каждая из этих штучек таит в себе 8 стокилотонных зарядов с дальностью полета в 7.400 верст. Еще семь «Огайо» оснащены «Трайдентами-2» (10.000 километров, 8 головок по 100 Кт). Наши РСМ-52 — это десять головок по 200 Кт каждая! И каждый «Тайфун»-»Акула» — это две «Огайо» по силе удара!

Под самый занавес Империи группа ученых Евгения Кормилицына создала атомарину четвертого поколения проекта 885. Увы, постройка первой, «Северодвинска», началась лишь 28 декабря 1993-го. Об этих лодках известно лишь то, что они малошумны, обладают ходом в 31 узел, водоизмещением в 5800/8200 тонн и длиной в 111 метров. И что вооружены они 24 новейшими противокорабельными «Ониксами». «По мнению аналитиков ВМС США, лодка проекта 885 «превосходит на сегодняшний день новейшие западные АПЛ по многим показателям», в частности, по уровню шумности. Указывается, что по этому параметру с ней может сравниться лишь американская АПЛ четвертого поколения «Сивулф», — писал журнал «Море» в декабре 1995-го — «Сообщается, что Россия начала проектирование усовершенствованного варианта АПЛ «Северодвинск», отнесенного американцами к подлодкам пятого поколения. По их мнению, эта АПЛ будет иметь шумность меньшую, чем у любой лодки США (включая и «Сивулф»)...»

Откуда мы все это знаем? Возьмите доклад норвежской «экологической» организации «Беллуна» от 19 апреля 1996 года. Хорошо работают эти ребятки, фильтруя массу информации из местной прессы. Не зря Сталин ввел запрет на изучение иностранцами местных газет!

Одной из жемчужин нашего национального гения до сих пор остаются титановые субмарины. Предтечей их стала К-222 «Анчар», о которой мы Вам уже рассказали. Титановые «Наутилусы» появились в 1960-е, когда США породили сверхчувствительную аппаратуру обнаружения подводных кораблей — магнитометрическую и акустическую. Нам понадобились малозаметные и малошумные АПЛ с рекордными глубинами погружения и очень быстрым ходом. А для этого имперские умы придумали использовать две технологии — легкие и прочные титановые корпуса с малой магнитностью и жидко-металлические реакторы (ЖМР).

Что такое ЖМР? Атомная лодка, в сущности — тот же пароход. Только вместо топки с жарко пылающим углем в ней размещен реактор, где идет цепная реакция урана. Тепло превращает воду в пар, и тот вращает турбины корабля. Однако вода, которая становится движущим машину паром, не впрыскивается прямо в «ядерный котел». Ее нагревает теплоноситель, циркулирующий сквозь реактор в так называемом первом контуре. А нагреваемая им вода, становящаяся паром для турбин — это второй контур. В ЖМР теплоносителем становится смесь легкоплавких металлов, свинца и висмута. Впервые такой реактор испытали в 1962 году на АПЛ К-27 (проект 645). Оказалось, что такая установка гораздо быстрее набирает мощность, и для ее пуска нужно куда меньше энергии по сравнению с обычным реактором. Поэтому появилась возможность уменьшить на четверть массу бортовых аккумуляторов корабля. Компактный и малошумный, ЖМР стал находкой для русского подплава.

К-27 проектировало питерское СКБ-143. Ему же доверяют создать знаменитую «Альфу» — субмарину типа «705». Сначала главным конструктором корабля был М.Русанов, потом — В.Ромин. Задание на проектирование лодки Минобороны СССР утвердило в апреле 1961-го...

Вообще-то «Альфой» это чудо нарекли американцы. Мы же окрестили лодки сего типа «Лирой». Они стали настоящими боевыми гидрокосмолетами, которые и поныне не имеют аналогов. ЖМР обеспечил им мощность в сорок тысяч сил и скорость мчащейся торпеды — 41-42 узла. А титановый прочный корпус не требовал громоздкой аппаратуры размагничивания. Обводы АПЛ поражали обтекаемой каплевидностью, а стабилизаторы и рули напоминали плоскости скоростного бомбардировщика. И неудивительно — ведь на сорокаузловой скорости в плотной водной среде (в 800 крат плотнее воздуха) малейшие шероховатости корпуса вызывали страшенный гул и рев турбулентных завихрений.

Хищное морское чудище в 2900 тонн водоизмещением (3800 т — в подводном положении), 80-метровая «Альфа» создавалась как истребитель американских «убийц городов» — лодок-носителей баллистических ракет и стратегических авианосцев. Шесть аппаратов в носу, двадцать торпед или «подводных ракет» к ним, тройное резервирование систем. Впрочем, предоставим слово Игорю Боечину («Техника-Молодежи», N10, 1996 г.):

 

« — Их задумали еще во второй половине 50-х годов, когда американцы начали строить ударные авианосцы по 75 тысяч тонн водоизмещением, противолодочные и ракетоносные атомные лодки с межконтинентальными ракетами, — пояснил командир корабля, капитан 1 ранга В.Рогожин. — Чтобы противодействовать им, и понадобились скоростные, маневренные своего рода истребители авианосцев. На флоте их прозвали «автоматами»...

Каплевидныи, оптимально обтекаемый корпус выполнили из особо прочных титановых сплавов, рассчитанных на большое давление и покрыли оболочкой, поглощающей импульсы гидроакустической аппаратуры. Носовой оконечности придали эллипсовидную в плане форму. Ограждение рубки сделали ниже обычного и разместили в нем новинку — всплывающую спасательную капсулу. Это герметичная камера диаметром почти с рубку, в которой по периметру стоят простые сидения. При аварии в ней должен поместиться весь экипаж, задраить нижний люк, а после всплытия дожидаться спасателей.

В... рубку мы и спустились первым делом, а оттуда, по отвесному трапу, перебрались в небольшой, но показавшийся нам довольно просторным, центральный пост... Чуть ближе к корме — вращающееся кресло командира, с которого отлично просматриваются посты специалистов с коммуникационными блок-схемами устройств и агрегатов. Причем размещены они в логической последовательности. Скажем, по левому борту сидит «атомщик», следующим — управляющий турбиной и т.д.

... Через узкий лаз поодиночке мы перешли в плотно заставленный блоками и механизмами, перекрещенный трубопроводами и магистралями носовой отсек. Остановились в коридоре, таком, что двоим не разойтись.

— Внизу выгородка для гидролокатора, выше — торпедные аппараты и запасные торпеды, — сказал командир.

— А где же места для моряков? — удивился... наш художник.

— Зачем? — улыбнулся Рогожин. — Всеми устройствами управляют из центрального поста, куда постоянно поступает информация из отсеков. Она обрабатывается боевой информационно-управляющей системой (БИУС), а та помогает вести корабль.

... По командам из центрального поста дистанционно выбирают боезапас (торпеды, ракето-торпеды и т.п.), заряжают аппараты, вводят данные для стрельбы, и поскольку нужды держать вахтенных в отсеках нет, экипаж удалось ограничить 30 специалистами... На американских атомных субмаринах типа «Пермит», «Скипджек», английском «Дредноуте» при почти тех же водоизмещении и размерах экипажи насчитывали соответственно 107, 93 и 98 подводников. А создавались-то они одновременно с русскими «автоматами»!

... Командир поведал, что в БИУС закладывается и режим гидроакустического поиска: активный — тогда аппаратура прощупывает импульсами океан, принимая эхосигналы от целей, или пассивный — она только прослушивает глубины. При этом лодка может замирать во взвешенном состоянии на заданной глубине, медленно поворачиваясь — особенность, которая была и остается уникальной... Командиру не надо время от времени подвсплывать под перископ, чтобы осмотреть поверхность моря и воздух, за окружающей обстановкой наблюдает все та же БИУС. Автоматически действует и навигационная аппаратура, контролируя местонахождение корабля в любом районе Мирового океана. Лишь изредка, на считанные секунды, приподнимают зенитный перископ, чтобы поймать Солнце, Луну или пару звезд — вполне достаточно для компьютера, который просчитывает координаты и наносит их на карту... «Автоматы» едва ли не первыми оснастили эхоледомерами, позволявшими замерять толщину полярных льдов, их рельеф и отыскивать разводья и полыньи.

Лодки 705-го проекта предполагали строить солидной серией. Опытную заложили на стапеле Адмиралтейского завода в декабре 1977 года, спустя шесть лет в Северодвинске — головную, но пришлось изрядно повозиться с наладкой и доводкой новых тогда автоматизированных систем и, главное, реактора. С последним справиться так и не удалось, поэтому ограничились постройкой только шести кораблей. Последние подняли флаги в начале 80-х годов. Когда мы были на Севере (в 1991 г. -авт.), у пирса сиротливо теснилась пятерка «автоматов», еще одна лодка — модернизировалась...

— Жидкометаллический реактор обладал несомненными преимуществами, но и возни с ним хватало: то теплоноситель «застынет», то магистраль прорвет, — посетовал командир. И все же лодки 705-го проекта были перспективными, намного опередившими свое время. Адмирал Чернавин в своих воспоминаниях осторожно замечает, что их скорость «приближена к торпедной», а нам уточнили — до 45 узлов, как у торпедного катера! Прибавьте замечательную маневренность, изрядную глубину погружения. «Как только появились атомные субмарины класса «Альфа», специалисты НАТО сразу обратили на них особое внимание, поскольку их скоростные характеристики породили серьезную проблему для сил противолодочной обороны», — отмечал в книге «Охотники за подводными лодками» англичанин Д.Миллер.

В разговорах с нами североморцы с горечью говорили, что «атомщики» поспешили разочароваться в жидкометаллических реакторах. И вправду: ведь по боевым качествам «автоматы», спроектированные 30 лет назад, во многом не уступают и нынешним многоцелевым подводным атомоходам. Во всяком случае, у «вероятного противника» не было и. нет ничего подобного им...

 

В 50-е годы мы опоздали. Еще 17 января 1955 года командир первого в мире атомохода, американского «Наутилуса», капитан II ранга Уилкинсон передал на базу сенсационное:

«Идем на ядерной энергии!», а советская К-3 приступила к ходовым испытаниям лишь в июле 1958-го. Но тогда, уже к 70-м, СССР добился паритета с США в стратегических вооружениях, в том числе и морских, а в кое-чем и превзошел...»

На основе «Альфы» в Империи в 1984 году была построена сильнейшая лодка-истребитель типа «685». 117-метровая «хищница» с 30-узловой скоростью, она погружалась на глубину более километра. И не было в мире оружия, способного достать ее на такой глубине. Давление воды просто расплющивало вражеские торпеды и противолодочные бомбы.

Американцы назвали ее «Майк». А мы присвоили имя «Комсомолец». Трагический пожар внутри корпуса, когда выгорели герметические соединения, оборвал жизнь этого суперкорабля в 1989 году...

Мы могли иметь эскадру этих сверхглубинных АПЛ. Но в 1985-м в Кремль пришли изменники...

Последними имперскими титановыми АПЛ стали лодки «проекта 945» — «Сьерра» по-американски. Эти лодки уже ни на йоту не уступали новейшим американским по части скрытности. В 1982-1993 годах шесть их сошло со стапелей. Погружаясь на восемьсот метров, они пронизывают пучины со скоростью 35 узлов. Их бортовые ракето-торпеды, выстреливаясь сжатым воздухом из торпедных аппаратов, выходят на поверхность и включают реактивные двигатели. В заданной точке они вновь врезаются в волны и мчатся под ними, выискивая цель...