Консультация специалиста
Мини-беседа
Итак, анонс — сообщение, передающее краткие сведения о предстоящем событии.
Радиоанонс
У этого жанра рекламы цели схожи с афишей - привлечь аудиторию, заинтересовать предстоящим событием. Но принцип построения текста иной. Афишу отличает детализация сообщаемой информации.Анонс завлекает наиболее интересными фрагментами будущего события, самыми громкими именами планируемых участников. К анонсу охотно прибегают радио- и телетрансляторы для саморекламирования.
Мы уже не раз упоминали о категории диалогичности, характеризующей одну из важнейших особенностей радиообращений. Она активно используется в современных радиоанонсах. Текст здесь нередко строится как «усеченный» диалог и это, на наш взгляд, оправдано. Например, диктор интригующим голосом сообщает:
Мы знаем, когда;
Мы знаем, кто;
Мы знаем, где...
Внимание слушателей успешно привлечено. Далее следует информация, разъясняющая, когда, кто и где. Последняя строка анонса гласит: «Теперь вы тоже это знаете!».
Радиоафиша
Данный жанр, родственный анонсу, в радиоварианте повторяет особенности структуры письменных и печатных афиш. Это детализированное сообщение о предстоящем социально значимом мероприятии или зрелище с точным указанием его места и времени.
Различные радиоканалы регулярно передают «Афишу выходного дня», где обстоятельно перечисляются кино- и театральные показы, концерты и эстрадные представления.
Диалогизм в ряде радиожанров приобретает характер драматизации. Это - обмен репликами двух или нескольких лиц с различными степенями противоречивых отношений между ними. Степень противоречивости определяет накал драматизации. Он весьма невелик, как правило, в таком обмене репликами, который можно назвать жанром мини-беседы. Например:
Женский голос:
«Доктор Холмс! Где Вы изучали английский?»
Мужской голос:
«Нет ничего проще, миссис Ватсон! Телефон...»
Коротко и эффективно. Текст в меру оригинален, запоминается. Ищущих преподавателя английского языка он, скорее всего, побудит воспользоваться информацией. В начале 1994 года процветавшая в ту пору фирма «Эрлан» дала на «Открытом радио» драматургически продуманное сообщение. После самоиредставления фирмы мужской голос произносил: «Вся мебель распродана». Следовала длительная пауза - у микрофона звучало вначале невнятно чье-то возражение. Затем повторялось громко: «Я видел - не все распродано».
Инициатор диалога настаивал: «Л я говорю тебе - молчи!». Собеседник не отступал и, обращаясь к слушателям, говорил: «Нет! Вы можете проверить по телефону. Остались великолепные комплекты мебели!». Далее сообщался помер телефона. Этот текст исполнен драматургически профессионально. На протяжении нескольких десятков секунд явлены: экспозиция (первая фраза), ядро конфликта (спор двух приказчиков) и предложение всем слушателям участвовать в финале - распутать суть интриги, позвонив по телефону. Мини-беседа представляет собой обмен репликами двух-трех человек по поводи рекламируемого объекта.
К группе диалогических жанров принадлежат на радио и рекламные консультации специалистов. В отличие от обычной монологичности печатных разновидностей консультация на радио, как правило, включена в обрамление разговора. Консультация открывается, обычно, вопросом ведущего к представителю заинтересованной фирмы о достоинствах ее продукции, за которым следует развернутый рассказ об этих самых достоинствах.
По такой схеме рекламируется, например, на протяжении длительного времени аппарат квантовой медицины «Рикта». Директора компаний обстоятельно рассказывают о двухстах болезнях, которые излечивает этот аппарат, о его поистине чудодейственных возможностях. Ресурсы диалогизма в данном случае используются недостаточно.
Динамичнее, как правило, рекомендуют аудитории свои услуги руководители многочисленных риэлтерских фирм. Здесь, помимо вопросов ведущего и ответов рекламодателя, привлекаются также отклики клиентов, удачно воспользовавшихся предлагаемой услугой. Диалог тем самым значительно обогащается. Голоса клиентов, которые были привлечены к консультациям, сообщают рекламе дополнительную убедительность.
Подобный прием - ссылка на оперативное излечение от недуга неких пациентов - широко используется в консультациях, посвященных описанию лекарств и пищевых добавок. Итак, жанр рекламной консультациипредставляет собой монологичное или диалогичное детальное разъяснение профессионалом-специалистом достоинств продвигаемого товара или услуги.