Ближний Восток
На заре 12го века между разными племенами и семьями мусульман кипела непримиримая вражда. Они уже поплатились за это: крестоносцы основали свои собственные государства на мусульманских территориях. Это был бы хороший повод объединиться, но мусульмане им не воспользовались. Дело в том, что в то время ислам стал делиться на две категории: шиитский ислам и суннитский ислам. Разницу между ними я сейчас объяснять не буду, скажу лишь то, что между шиитами и суннитами была ожесточенная религиозная и идеологическая борьба. И ничто, даже вражеская экспансия, не могло их объединить. Арабам требовался лидер, который смог бы хотя бы на время примирить религиозных фанатиков и направить их ненависть в нужное русло. Ничего не скажешь, что в те времена, что в наше время, Ближний Восток – это сосредоточие кипучей ненависти. То, что там творится до сих пор, не имеет названия. Это просто пиздец. Мусульмане с упоением мочат друг друга, и просто не могут жить в мире друг с другом. Однако, в 12ом веке, кое-кому все же удавалось прекращать религиозные войны между мусульманами. Эмад эд-Дин Зенги стал родоначальником хорошей тенденции: если исламу и его святыням что-то напрямую угрожает, то мусульмане прекращали враждовать друг с другом и объединялись, чтобы воевать против общего врага. Как именно Зенги убеждал арабов в том, что нельзя воевать друг с другом в то время, как ваши святыни находятся под контролем католиков, точно неизвестно. Некоторые историки утверждают, что порой дело доходило до полного абсурда: Зенги был вынужден подкупать своих соотечественников, чтобы они не резали друг друга. Странно конечно, но тоже метод. Лучше чем ничего. О результатах деятельности Зенги я писал выше. Здесь я ее дополню тем, что сразу же после его смерти, арабы вновь занялись любимым делом: убивали друг друга.
Считаю важным рассказать, чем занимались крестоносцы на Святой земле. Помимо типичной модели развития государства, был еще один политический аспект. Примерно 50% этих государств были населены мусульманами, иудеями (евреями), или даже православными (особенно в Эдессе, которая соседствовала с Византией). Разные правители по-разному относились к иноверцам. Но в большинстве своем, они их просто резали. Это был самый настоящий геноцид. Крестоносцы творили на Святой земле ужасные вещи. Они убивали всех: мужчин, женщин, детей, стариков. Да, католическая религия запрещает убивать детей и женщин, но есть одно НО: если эти женщины и дети католики. Так что на Ближнем Востоке с легкой руки крестоносцев творился самый настоящий беспредел. Сжигались мечети, грабились арабские караваны. Иудеям доставалось тоже прилично. Именно в 12ом веке начала культивироваться теория о том, что иудеи распяли Христа. Нет, распять то распяли, только теперь им это ставилось в вину, не взирая на то, что если бы иудеи не распяли Христа, он бы не воскрес на третий день и не было бы католической религии.
Конечно, были и исключения. Например замок Бетгебилин, находившийся в графстве Триполи и принадлежавший старейшему французскому роду Ибелинов.
Внутренний двор замка Бетгебилин.
В середине 12го века этим замком владел Годфри фон Ибелин. Он упорно культивировал религиозную терпимость и равенство религий. За что постоянно гнобился тамплиерами. О самом Годфри и о событиях предшествовавшим ТКП очень хорошо рассказывается в фильме «Царствие небесное». Фильм несколько исторически искажен, но в целом грамотен.
Конечно, прецеденты подобные замку Ибелинов были редки, но были. Именно такие рыцари крестоносцы снискали в итоге милость арабов, когда стало понятно, что всем государствам крестоносцев настал пипец. «Что посеешь, то и пожнешь».
К середине 12го века, государства крестоносцев не только не поддерживали связь друг с другом, но и частенько воевали. Они все старались обложить ближайшего соседа данью или налогами за пользование торговыми путями. Конечно, это не могло не оказать отрицательного влияния на политическую и военную состоятельность этих государств.
В 1171 году случилось немыслимое. Все арабы встали под единое знамя джихада. Кто же их всех собрал в одно целое? Кто стал виновником провала ТПК? Кто практически полностью изгнал крестоносцев из Святой земли?
Памятник Саладину в Дамаске.
Юсуф ибн Айюб, он же Салах-Аддин, он же Саладин (1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск). Салах-Аддин – это его прозвище, которое переводится как «защитник веры». Вот его краткая биография.
Салах Салах-Аддин родился в 1138 году в Тикрите (ныне территория Ирака). Отец его, Айюб ибн Аджим, был правителем провинции Баальбек, что на территории современного Ирака. В течение нескольких лет юный Салах Салах-Аддин жил в Дамаске, получая разностороннее образование (в том числе и теологическое). Он был помощником тогдашнего эмира (правителя) Дамаска Зенги. В 1169 году он стал визирем Египта, где проводил взвешенную и осторожную политику. Как представитель суннизма, Салах Салах-Аддин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил шиитский халиф Аль-Адид (1160—1171). Когда в сентябре 1171 года Аль-Адид умер, Салах Салах-Аддин приказал имаму (арабский священник) провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти. С этого времени Салах Салах-Аддин правил Египтом.
Салах Салах-Аддин оживил экономику Египта, провёл реформу армии. Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидидов. Ещё на протяжении десятилетия Салах Салах-Аддин присоединял прилегающие к своей державе земли. В 1174 году он овладел Хамой и Дамаском, в 1175 году — Халебом. То есть довольно быстро насильно объединил враждующие арабские семьи.
4 июля 1187 года Саладин захватывает Иерусалим. Но, зная что творили католики с мусульманами, и что они делали с исламскими святынями, Саладин позволяет всем христианам свободно покинуть город и более того, разрешает совершать европейцам паломничества к их святыням. Саладин не тронул даже пальцем ни одной христианской святыни. Он всегда относился к врагам с должным уважением. Однако он знал, что европейцы просто так Иерусалим ему не отдадут. Он ждал появления новых крестоносцев.
Непосредственно перед приходом крестоносцев в 1189 году, Саладин объявляет всему христианскому миру джихад, священную войну, целью которой было освобождение арабских земель от европейского влияния. Под этой эгидой, армия Саладина росла как на дрожжах. К приходу крестоносцев, у Саладина было не менее 120 тысяч арабских всадников.
Все завоевания Саладина проходили по Иерусалимскому шаблону. Христиан не убивали, христианские святыни не трогали. Новоприбывшие крестоносцы же по-прежнему устраивали геноцид и жгли мечети. Саладина не смущало, что воюет он вроде как против тех, кто называет себя «рыцарями», но при этом он таким рыцарем и являлся по духу. К врагам он относился настолько нарочито почтительно и уважительно, что в скором времени в Европе его любили и уважали все без исключения правители. Но те из них, кто воевал на Святой земле, не желали проявлять ни капли уважения ни к Саладину, ни к его религии, ни к его святыням. Саладина и это не смущало. Он неоднократно предлагал крестоносцам заключить мир и пользоваться своими святынями по очереди, так сказать. Ты представь себе, какой личностью нужно быть, чтобы предложить своим врагам такое. Прими во внимание тот факт, что на стороне Саладина были все преумущества. Он бы за год смог выбить всю европейскую мразь со своей земли. Но он этого не делал. Он их уважал. Всех пленных католиков он заботливо сажал на корабли и отправлял домой, ни разу не потребовав даже элементарного выкупа. Королю Филиппу он позволил беспрепятственно покинуть Святую землю. Барбароссу он уже просто так не отпустил, как мы с тобой уже знаем. А знаешь почему? Потому что Барбаросса на обратном пути собирался разграбить Византию, а та, в свою очередь, попросила помощи у единственного разумного правителя, который мог ее оказать, у Саладина. ХРИСТИАНЕ ПРОСИЛИ САЛАДИНА ЗАЩИТИТЬ ИХ ОТ ДРУГИХ ХРИСТИАН! Это ж пиздец!
Король Ричард Львиное Сердце упорно не хотел покидать Святую землю. Несколько раз он пытался брать Иерусалим, каждый оставляя штабели трупов своих солдат под стенами этого города. Будучи слишком горячим, воинственным и амбициозным придурком, Ричард не имел никаких шансов в борьбе в Саладином.
Пока король Англии собирался с силами, чтобы захватить Иерусалим, силы Саладина вальяжно захватывали один христианский город за другим. Сперва, полностью пало Иерусалимское королевство, потом Эдесса, Антиохия и Триполи. Войска Ричарда потеряли доступ к морю. Саладину оставалось лишь щелкнуть пальцами и уничтожить войска Ричарда. Но вместо этого, Саладин предлагает Ричарду перемирие. Я хочу, чтобы ты четко понял, что перемирие предлагает та сторона, которая находится на грани жизни и смерти, а не сторона, которая поставила первую в такую ситуацию. Если бы те события освещались интернетом, то Саладин насобирал бы столько «лайков», что обогнал бы даже самый смешной демотиватор. По условиям мирного соглашения, составленного Саладином, Ричарду доставался небольшой кусочек в графстве Триполи, а всем христианам давалась возможность беспрепятственно посещать свои святыни. Более того, Саладин пообещал восстановить за свой счет христианскую церковь Гроба Господня, которая была нечаянно разрушена во время последней осады. Ричард принимает условия договора и… казнит 3000 пленных мусульман. Очередной апогей политического долбоебизма детектед. Зачем Ричард это сделал? Потому что он считал себя рыцарем без страха и упрека и хотел таким образом спровоцировать Саладина на необдуманное наступление. План был само собой говном и был обречен на провал. По одной простой причине: дядя Саладин сука умный.
В 1191 году состоялась битва при Акре. Опять же, не буду долго рассусоливать: Ричард понес позорное поражение и бежал в Европу, а почти вся его армия полегла в тот день. Скажи, как бы ты вел бой на месте Саладина? Лично я бы приложил все усилия, чтобы Ричард умер страшной смертью, потому что эта сволочь всю кампанию вела себя так нагло, что в голове не укладывается. Вот тебе интересный факт: когда тяжелая конница Ричарда попала под обстрел конных арабских лучников Саладина в битве при Акре, Ричард навернулся с лошади. Видимо в лошадку угодила стрела. Ричард оказывается в гуще битвы. Еще секунда, и ему настал бы полный, безоговорочный, тяжкий, страшный и бескомпромиссный пиздец. Видя, как Ричард потихоньку дохнет под ударами копыт, Саладин говорит следующую фразу (документально подтвержденную): «Королю не пристало биться пешим». И поручает своим воинам привести Ричарду лошадь. «Читай и охуевай» называется.
Итоги ТКП очевидны: Саладин добился своего. Теперь он эмир Ближнего Востока и Северной Африки. Остатки крестоносцев еще гуляли по его территории, но Саладин и не думал их добивать. Влияние католиков на Святой земле сошло на нет. Однако им все еще можно было посещать свои святыни.
Вот я и рассказал тебе историю еще одного великого человека. Безусловно, в наше время, мусульмане далеко не всегда правы, когда устраивают теракты или беспределы на Ближнем Востоке. Но, читая их историю, я понимаю, что у них определенно есть чему поучиться. Саладин никогда не выставлял свою веру, как средство обогащения, в отличие от Папы и его приспешников. Саладин был настоящим героем. Именно такие люди навеки остаются в умах людей. Жаль лишь, что такие поступки не становятся модой.
Саладин умер в 1193 году от желтухи. Однако, после его смерти, основанная им семья Айюбидидов, не стала слабее. Он создал ее настолько основательно и добросовестно, что Айюбидиды будут безраздельно править единым Ближним Востоком и Северной Африкой еще 150 лет.
Ну что ж, теперь поговорим об арабском оружии и доспехах.
Арабские сабли в ножнах, 12 век. Довольно длинные – 110 см и легкие 1,4 кг.
Кстати в 12ом веке арабы частенько пользовались европейскими мечами. Сабель на всех не хватало, так что ценное клинковое оружие снимали с трупов врагов. Кстати у арабских археологов есть множество типологий сабель. Но она нас, как понимаешь, не интересует.
Арабский саблевидный кинжал, 12 век. Длина 50 см, вес 850 граммов. Обязательный элемент экипировки любого конного война.
Помимо клинкового оружия, у арабов были в ходу и топоры и всякого рода дубины:
Арабский воин 12 века в разборе. Здесь же очень хорошо виден типичный арабский ламелляр. Обрати внимание на шлем «шишачного» типа, на дубинку и на круглый щит с кулачным хватом.
Арабский лучник, 12 век. Обрати внимание на шикарный рекурсивный лук и на «шишак», опять же. Посмотри на топор: именно такие у арабов были популярны: маленькая боевая часть, для большей проникающей способности, и сильно вытянутый обух. Он служил для того, чтобы направить большую ударную силу через кольчугу в его владельца.
Тяжелая кавалерия у арабов была в ходу, особенно к концу 12го века:
Миниатюра. Арабский тяжелый всадник 12го века. Обрати внимание на ламелляр на лошади. Арабы одни из первых стали защищать своих лошадей доспехами. В Европе эта фишка появилась только в 13ом веке.
Арабские щиты были преимущественно каплевидные и круглые.
По шлемам как всегда – шишаки. На картинках выше они хорошо видны, рассмотри их еще раз. Отдельных картинок со шлемами мне найти не удалось, к сожалению.
По доспехам как всегда ламелляры с оплечьем.
Арабский воин, 12 век. Обрати внимание на ламеллярный халат с оплечьем (листы закрывающие плечи).
Помимо ламеллярных доспехов, были еще и стеганные, так же как и раньше.
Картинка для формирования образа (я, когда разглядываю ее, почему-то чувствую себя крестоносцем, который вот прямо сейчас сдохнет):
Армия Салах-Аддина, 12 век. Офигенная картина неизвестного автора. Обрати внимание на повышенную цветастость в одежде и доспехах. Такое разнообразие красок характерно именно для этого региона.