Три меча типа X по Окшотту.

Европа

Век

С этого момента повествование будет несколько «расплескано» на четыре фронта: Европа, Арабы, Русь и Степь. Да, нас с тобой интересует в первую очередь Европа. Но чтобы понять всю суть Европейской оружейной культуры и истории, нужно пройтись и по арабам. А Русь… Ну я все-таки русский, и пишу эту лекцию в России, так что невежливо с моей стороны было бы не упомянуть об оружии и истории наших предков. Хотя это отнимет много времени. А чтобы врубиться в историю наших предков, нам придется пройтись и по степнякам, монголам. К тому же, раз уж это повествование ставит перед собой цель научить тебя ориентироваться в ролевой и реконструкторской субкультурах, то упомянуть Русь и Степь просто необходимо. Так как множество клубов стилизуют или реконструируют степняков или русичей (или то и другое сразу). Итак, сейчас ты узнаешь, что творилось в этих 4 регионах в 12 веке и чем они собственно воевали. Хотя нет, о степняках я буду говорить позже, в 13ом веке.

 

После победоносного Первого крестового похода (далее ПКП), Европейские рыцари словно выдохлись. Если ПКП можно с уверенностью считать блестящей военной операцией, то все последующие КП можно назвать… Пиздецом. Причем чем дальше, тем хуже. В 12 веке случилось еще два КП, о них я тебе сейчас и расскажу.

Но, сперва, обратим свой взор к рыцарям. Выше я уже рассказывал, что они из себя представляли. Давай теперь разберемся, кто такой «рыцарь крестоносец».Слово «крестоносец» имеет в данной формулировке двоякое значение. С одной стороны: прямое. То есть на коттах этих рыцарей реально был нарисован крест. С другой: метафорическое. Есть такое выражение «нести свой крест», которое означает «идти по жизни и выполнять предначертанное Богом». То есть крестоносец, это не просто рыцарь с нарисованным крестом на одежде, но еще и человек, который принял на себя тяжелейшее бремя священной войны. Добавь к этому описанный выше романтический образ и ты получишь мега крутого и романтичного мужика, который был примером для подражания. После ПКП мода на крестоносцев стала распространяться так быстро и стремительно, что представить сложно. Все хотели соответствовать этому пресветлому, благородному и чистому образу. В этой связи, произошли некоторые перемены в рыцарских традициях. Если раньше, чтобы стать рыцарем нужно было им родиться, то теперь им можно было стать за боевые заслуги. То есть если раньше «рыцарь» - это скорее слово, обозначающее социальный статус, то теперь, оно четко символизирует набор положительных качеств, присущих благородному воину. В фильмах ты наверняка много раз видел, как человека посвящают в рыцари: он встает на колени и рыцарь (в данном случае выступающий как креститель), бьет его плоскостью клинка меча по плечам. После чего говорит: «Встань рыцарь такой-то!». Раньше, еще в 11ом веке, процедура посвящения в рыцари была гораздо сложнее и занимала три дня. Это была целая церемония. Теперь эта процедура гораздо проще. Что дает такое упрощение процедуры посвящения в рыцари? Теперь рыцарем мог стать каждый благородный человек, вне зависимости от происхождения. То есть теперь ты мог стать рыцарем не только потому, что был сыном рыцаря, но и потому, что отличился в бою или каким-либо другим способом проявил свое мужество, благородство и тому подобное. Папе не нравилась эта тенденция, и он старался всячески ее пресекать. Ведь если человек нищий, но стал рыцарем, Папе от него пользы никакой. Церковные подати он платить не будет (нечем), армию не пополнит своими подданными (за отсутствием таковых), материальной и военной выгоды с него как с козла молока. Именно поэтому, тамплиеры, будучи верными псами Папы, почти никогда не принимали в орден простолюдинов. Поэтому и были всегда самыми богатыми. За что и поплатились. Но об этом позже. Госпитальеры же, словно назло Папе, постоянно принимали в орден черт знает кого. Это мог быть кто угодно: пилигрим, давший рыцарю напиться, или простой крестьянин, прикрывший рыцарю спину в бою и прочие. Госпитальеры, разумеется, не забывали и том, что капитал в виде рыцарей-дворян тоже нужно привлекать. Но они никогда не превращали вербовку в орден в маркетинговую акцию, в отличие от тамплиеров. Тевтонцам же вообще было насрать и на материальную выгоду при вербовке, и на личные качества вербуемого. Тевтонский орден всегда умудрялся быть в милости и у германский королей, и у Папы, так что военная сила ордена заключалась в германской армии, которую германские короли всегда были готовы предоставить. То есть у тевтонцев было рыцарское, реально благородное по происхождению и поведению зерно. Но не было рыцарской профессиональной армии. За это они так же поплатятся, но чуть позже.

Из-за того, что некоторые рыцарские ордена (госпитальеры были не единственными) культивировали упрощенную процедуру посвящения в рыцари, многие люди, которые желали рыцарями стать, мотали в Святую землю. Потому что в Европе, будучи крестьянином, ты рыцарем не станешь. Ведь ты под постоянным Папским контролем. В Святой земле же Папы нет. Поэтому в Европе в 12 веке ходила поговорка: «Если во Франции у тебя не было коня, то в Иерусалиме ты получишь замок».

Второй крестовый поход(ВКП) начался в 1147 году, закончился в 1149 и имел два направления: французские рыцарские ордена пошли в Святую землю, а германцы пошли на север, в славянские земли. Рассмотрим сперва направление на Святую землю.

Причиной вторичного вторжения крестоносцев в Святую землю, являлся простой факт: арабы собрались с силами и стали атаковать Эдессу. Эдесса в то время – это военный плацдарм крестоносцев для нападения на арабов. То есть, переплыв Босфор, крестоносцы попадали в Эдесское графство (смотри карту государств крестоносцев на Востоке), перегруппировывались и двигались дальше, к Иерусалиму или куда им там было надо. Арабы прекрасно понимали, что если им удастся захватить Эдессу, европейское влияние на Ближнем Востоке будет ослаблено, что со временем позволит изгнать крестоносцев из Иерусалима и занять свои любимые мусульманские святыни. Человеком, который смог мобилизовать арабов и объединить большую их часть звали Имад ад-Дин Зенги (1087 — 1147 гг.). Он был арабским халифом. Начиная с начала 40х годов 12го века, Эдесса страдала от постоянных нападок арабов. Кстати арабская армия в то время состояла почти полностью из легкой конницы (арабы – скотоводы, так что проблем с лошадьми у них никогда не было), к тому же пустыни – их родина, так что на лошадках, да по родному краю… Короче, как понимаешь, тактическое преимущество было на стороне арабов. В 1144 году Эдесса была взята арабами. Остальным государствам крестоносцев было совершенно насрать на Эдессу. Посему они сидели на жопе ровно и даже не думали помогать своим братьям по вере. Интересная штука получается: они вроде как пришли все вместе, ради единой цели, но через каких-то 50 лет полностью изолировались друг от друга и стали преследовать свои, эгоистические интересы. Делаем вывод: правители европейских государств Ближнего Востока были кретинами. Потому как было совершенно очевидно, что после Эдессы, Зенги двинется дальше, на юг, прямиком в Иерусалим. Но, как говорится, «всем похуй».

В 1147 году, к Эдессе прибыли французские крестоносцы под руководством французского короля Людовика VII. Не буду долго рассусоливать: в этой войне не выиграл никто. Крестоносцы вернули Эдессу, но понесли при этом такие потери, что их влияние на Ближнем Востоке оказалось еще более зыбким, чем прежде. Зенги погиб при обороне Эдессы, арабская армия также понесла огромные потери. Но напоминаю: арабы – у себя дома, и собрать армию вновь для них труда не составило. Людовик VII с позором вернулся домой. Основным результатом ВКП стало ослабление авторитета французской светской власти в Европе, ослабление государств крестоносцев на Ближнем Востоке (Антиохия, правда, по прежнему была в порядке, но, сам понимаешь, ненадолго). Иерусалимское королевство, пытаясь помочь Людовику, тоже просралось по полной, так как многокилометровый пеший переход по пустыне для европейских войнов в принципе не мог закончиться удачно. Но самым главным итогом ВКП стало ослабление власти Папы Римского. Почему? Потому что он слишком много говорил. Перед отправкой крестоносцев на Святую землю, Папа отправил своего глашатая Бернарда, который произнес торжественную речь о том, что этот поход освящен самим Господом, и никак не может закончиться плохо. Рыцарям было сказано, что они под полной зашитой Господа нашего и им ничего не угрожает и что вернутся они домой скоро, в полном составе, счастливые и с баблом. А вернулись они по частям, в холщевых мешках и совершенно без бабла, потерпев перед этим множество позорных поражений в пустыне. Выходит – Папа напиздел. Итоги ВКП нанесли сокрушительный удар по Папской церкви. Нерушимый авторитет Папы впервые за много лет встал под сомнение.

Вторая ветвь ВКП это Вендский крестовый поход против славян, начавшийся в 1147 году. На самом деле, «крестовым» этот поход стали называть только в 19 веке. Но поскольку его устроили тевтонцы при поддержке поляков, то есть крестоносцы, будем называть его крестовым. Суть его была в следующем: Папе не нравилось, что прибалтийские славянские (венды) и финно-угорские (эсты, литы, лабы, финны) племена исповедовали язычество. Венды частью Киевской Руси не являлись, так что, казалось бы, можно было бы с легкостью их одолеть. Славяне же понимали, что если немцы займут Прибалтику, то у них под боком окажется крайне нелицеприятный и опасный враг. Посему, было принято решение помочь вендам. На самом деле, ничего особо интересного во время этого похода не случилось. Тевтонцы и славяне постоянно сталкивались друг с другом в мелких стычках, но решительной победы никто не одерживал. То есть к концу этого похода, счет был, как говорится, «по нулям». То есть тевтонцы Прибалтику не захватили, а славяне не смогли полностью устранить немецкую угрозу. Спрашивается: зачем я вообще упомянул об этом походе, если там ничего интересного не произошло? Да потому, что события 1147 – 1150 годов обозначили четкую религиозную и политическую борьбу между Тевтонским орденом и Киевской Русью. В конце 12го века начнется так называемый Северный крестовый поход, который плавно перейдет в Невскую битву и битву на Чудском озере. Но это будет позже, в 13ом веке и об этом я расскажу в соответствующей главе.

Тем временем, на Святой земле наклевывалось кое-что интересненькое. После позорного ВКП произошел еще более позорный Третий крестовый поход (ТКП). Сперва я расскажу, что ему предшествовало.

На Ближнем Востоке появилась новая политическая сила. И имя ей было Салах-Аддин, или «Саладин» (на европейский манер). Кто это такой и что конкретно он делал, я расскажу тебе в главе про арабов. Сейчас скажу лишь одно: в 1187 году, объединив всех арабов под своим началом и объявив крестоносцам «джихад», священную войну, он захватил Иерусалим.

Именно захват Саладином Иерусалима, стал причиной ТКП (1189—1192 гг.). Поскольку угроза европейским государствам на Ближнем Востоке в этот раз была прямее некуда, в Святую землю двинулись сразу три европейских державы: Франция, Германия и Англия.

Французскими силами командовал

Филипп II Август (1165 — 1223 гг.), по прозвищу Филипп Кривой. Кривым его звали за то, что он был далеко не так симпатичен внешне, как на картине. Однако, хочу заметить, что из всех французских королей эпохи рыцарства, он был самым толковым. При его правлении прекратились феодальные войны во Франции. Всех своих непокорных вассалов он усмирял «железной рукой». Были присоединены несколько непокорных герцогств, Франция в эпоху его правления – самая политически стабильная страна. Во время ТКП французская армия вернулась на родину практически в полном составе, так как Филипп быстрее всех понял, что больше в Святой земле ловить нечего. Да, это было позорное возвращение, зато сколько французских жизней он сохранил! Молодец мужик, ничего не скажешь. Умен, мудр, размерен. Рыцарем по духу, кстати, не был. Возможно именно поэтому ТКП не был ударом для Франции. Для Франции все кончилось сравнительно хорошо.

Германскими силами руководил

Фридрих Барбаросса (1122 – 1190). «Барбаросса», потому что «barba» - «борода», и «rossa», - «рыжая», в переводе с итальянского языка. Самый политически активный король того времени. Амбициозен, умен, воинственен. При нем Германия добилась колоссального могущества. Дело в том, что после ослабления авторитета Папы, итальянцы начали разевать на него пасть. Постоянно что-то требовали, и даже, как-то раз, осадили Рим. Папа обратился к Фридриху за помощью. Так начались Итальянские походы Фридриха Барбароссы, во время которых он и получил свою кличку. Похода было два: в 1154 и в 1158 годах. Фридрих быстро привел итальянцев к «одному знаменателю», заткнув им пасть навсегда. Папа, преисполнился благодарности к спасителю и спросил: «Чего ты хочешь в награды, Фридрих?». Фридрих был рыцарем, и требовать ничего по кодексу чести не имел права. Но ему было насрать, он был амбициозен. Он ответил: «Всего, ебана рот!». Папа, конечно, офигел от такой предъявы, но отказать Фридриху не мог. Так как понимал, что раз уж этот огромный рыжий германец так легко уделал итальянцев, то уж бедного Папу с его несчастной личной гвардией, он уделает на раз. Фридрих потребовал: беспошлинной торговли для Германии, снижения размеров церковных податей, а также, недвусмысленно намекнул, что теперь, Папа будет делать то, что говорит ему Германия и Фридрих Барбаросса лично. Вот тут стоит отметить, что Папа, даже из такой ситуации смог получить выгоду. Как? Вот тебе ход мысли Папы Клемента III: «Так, сейчас эта рыжая паскуда будет диктовать мне, что делать. Но ведь скоро он сдохнет, так? Фридрих и не думает скрывать от кого-либо тот очевидный факт, что мои действия совершаются по его наставлениям. И когда он сдохнет, его тупорылый отпрыск просто будет не в состоянии что-либо мне диктовать. Диктовать уже буду я. Но при этом, всю ту хуйню, что я буду творить, я смогу сваливать на Германию! АЛИЛЛУЙЯ!!!». Понимаешь ход его мыслей? Я уже говорил, что Папа – это потрясающий гроссмейстер. Клемент не был исключением. Именно благодаря этой логике, которая оказалась абсолютно грамотной, Германия будет в некотором застое очень долгое время, потому что хуйню будет творить Папа, но все европейские государства будут думать, что эту хуйню на самом деле творит Германия. Веселушечка, да?

Во время ТКП Фридрих не тупил. Немного погеройствовав, он быстро согласился с Филиппом, что Святой земле для крестоносцев хана и попытался свалить в Германию с большей частью своих войск задолго до окончания кампании. Однако сам домой так и не вернулся, погиб в бою при отступлении.

Англией руководил вот этот феерический персонаж:

Ричард Львиное Сердце (1157 — 1199 гг.). Кличку свое он получил за чрезмерную храбрость, граничащую с глупостью. Англии при нем жилось ой как не сладко. Ричард любил «помахать шашкой», так что налоги собирались с народа нещадно. Когда встал вопрос о финансировании ТКП, Ричард зачем-то отказался от помощи Папы и драл бабки со своих подданных. Мотивы этого поступка, точно так же как и многих других, для меня остаются загадкой.

Во время ТКП армия Англии покинула Святую землю последней. Ну как, покинула… Сдохла нахрен среди бескрайних песков и морей из собственной крови и соплей! Судьба Ричарда незавидна. После того как он свалил из Святой земли, он попал в плен к французам, которые потребовали за него выкуп: 23 тонны серебра. Английский народ выкупил своего короля, однако этот косяк был уже не грани фола. Ричард понимал, что если он еще раз пойдет в поход, или попадет в плен, или сотворит еще какую-нибудь невнятную херню, его народ его же и закопает. В целом, свое громкое прозвище он получил не зря: он действительно был храбрым войной, талантливым полководцем и рыцарем без страха и упрека. Но как политик, он был совершенно бездарен. Его полководческий талант не помог ему одолеть Саладина.

ТКП – это последний крестовый поход, который имел хоть какой-то смысл. Все последующие – это жалкие потуги тупых европейских правителей и ослабленных из-за феодальных войн рыцарских орденов вернуть себе хотя бы кусочек Святой земли. Иногда они венчались сравнительным успехом, однако результаты кропотливой работы быстро спускались в унитаз.

Итоги ТКП: развал почти всех государств крестоносцев на Ближнем Востоке, захват арабами Иерусалима, основание сильнейшей династии Айюбидидов (Саладин основал), которая так и не даст крестоносцам возможности восстановить свое влияние на Ближнем Востоке.

Настала пора поговорить о европейском оружии и доспехах 12го века. Начну я с типологии мечей эпохи рыцарства составленную уже известным нам сэром Эвартом Окшоттом.

Типология Эварта Окшотта. Типы мечей, которые использовались с 1050 по 1550 года. То есть на этой картинке ты можешь видеть все мечи, которые использовались до конца 16го века. После 16го века мечи уже не юзались. Настанет унылая пора шпаг, рапир, сабель и прочей куртуазной херни. А пока, веселимся.

Мечи этой типологии можно условно разделить на три части: мечи группы 1 (с X по XII, использовались с 11 по 12 век), группы 2 (с XIII по XVIIIa, использовались в 13-14 веке) и мечи группы 3 (все остальные, с 15-16 веке). Типология рыцарских мечей в корне отличается по своей сути от типологии каролингов. Дело в том, что каролинги отличаются друг от друга гардами и навершиями. То есть область рукояти – это тот элемент, который позволяет нам идентифицировать тот или иной тип каролингского меча. С рыцарскими или «романскими» мечами все гораздо сложнее. Они отличаются друг от друга всем, включая клинок. Обрати внимание на картинку с типологией еще раз. Мало того, что клинки имеют разную длину и ширину, так они еще, в добавок, отличаются параметрами долов и их количеством. Поэтому идентифицировать какой-либо романский меч согласно этой типологии задача непростая, и это несмотря на то, что типология Окшотта самая простая. Помимо 24х разновидностей клинков, в типологии Окшотта предусмотрено 23 основных типа наверший:

12 стилей гард:

 

И 6 типов рукоятей:

 

И все эти клинки, навершия, гарды и рукояти перемешаны друг с другом в рандомном порядке. Иными словами, все эти три меча:

Являются типом XII по Окшотту. Круто, да? Ты спросишь: «Да с хуя ли они одного типа!? Что между ними вообще общего???», а я отвечу: «Клинок и параметры дола». То есть основным параметром идентификации романского меча является клинок. Чтобы научиться грамотно пользоваться этой типологией, нужны годы.

Сейчас я приведу тебе пример грамотной идентификации романского типа мечей. Смотри: у меча Анна картинке клинок соответствует типу X, по типологии клинков Окшотта. Навершие в форме бразильского ореха соответствует типу А, по типологии наверший Окшотта. Гарда прямая, прямоугольная, соответствует стилю 3 по типологии стилей гард по Окшотту. Таким образом, если грамотно называть тип меча А на картинке, оно звучит так: Меч типа X-A-3 по Окшотту. Идентифицируя меч Б на картинке, мы получим: Меч типа X-G-7. Меч В на картинке попробуй пожалуйста идентифицировать самостоятельно.

Таким образом, один и тот же меч разные люди назовут по-разному.

Цивил, человек далекий от оружия: «Мечииик!»

Ролевик говнарь: «Средневековое ковыряло!»

Ролевик: «Средневековый меч примерно 12го века»

Реконструктор или грамотный ролевик: «Средневековый меч 12го века тип Х по Окшотту»

Ученый археолог или просто грамотный человек: «Средневековый меч 11-12 века тип Х-А-3 по Окшотту»

Кем из них ты хочешь быть, решай сам. Исходя из твоего выбора, относись к перечисленным типологиям соответственно.

В 12ом веке использовались мечи группы 1:

Этим мечам присущи следующие навершия:

И эти гарды:

Хотя бывают и исключения. Самые распространенные в этот период клинки это Х и XI, а XIб можно смело называть первым «длинным мечом», «longsword’ом». Средний вес этот мечей 1,4 – 1,7 кг (кроме длинного, он около 2,1), длина 75-85 см (у длинного 95 см). Вот тебе ярчайшие примеры мечей типа X и XII я привел выше. Самый типичный меч крестоносцев это тип XII. Узкий, длинный и глубокий дол этих мечей рассчитан на ожесточенные многочисленные рубки.

По топорам и копьям смотри таблицы выше.

По поддоспешнику без изменений.

По арбалетам без изменений, по лукам тоже (обычные прямые).

По щитам – есть изменения. Поскольку теперь у каждого рыцаря есть свой собственный герб (12 век – это век расцвета геральдики), появляются гербовые щиты:

«Сщибка» рыцарей тамплиеров на турнире. Выгнутые гербовые щиты с горизонтальным или диагональным хватом. Умбона нет.

Появляются и так называемые «строевые», или «ростовые» гербовые щиты, которые использовала пехота. Это были гербовые щиты, которые закрывали пехотинца от плеча до земли.

Каплевидные, миндалевидные и круглые щиты из использования пока не вышли. Появился еще один интересный щит, характерный для 12го века:

Прямоугольный щит с ребром. Что интересно, в 12ом веке, этот щит использовался, но не часто, затем, в 13ом он вышел из использования вообще, но в 14 снова вернулся, причем в массовом порядке и стал называться «павезой», но об этом позже.

По нательному доспеху без изменений: кольчуга с капюшоном и варежками. Разве что теперь панцершоссы стали кольчужными, что обеспечивало достойную защиту ног, наконец. А вот технология изготовления шлемов на месте не стояла.

Сервельер, 12 век. Простой пехотный шлем. Вес 2 кг. Толщина металла 2мм, так же как и у всех пехотных шлемов. Есть версии, что появился позже, веке в 13, но некоторые изобразительные источники утверждают обратное:

Фрагмент скульптуры из Церкви Темпл, 1189 год.

 

Тевтонский рыцарь, 12 век. Шлем на его голове называется «шапель». На этой картинке представлена ранняя форма шапеля с плоским верхом. Использовался пехотой, хотя кавалерия им также не пренебрегала.

 

Ранний «топфхельм с наносником» и бармицей, 12 век. «Топфхельм» в переводе с немецкого «головной горшок». Именно с 12го века эти шлема входят в широкое употребление. Сделать его гораздо проще чем «пилотку» или «фригийский колпак», а поскольку армии множились, крестовые походы продолжались, воинов нужно было одоспешивать быстро и эффективно.

 

«Топфхельм с личиной (маской)» из Алтена. Музейный экспонат, 12 век. Это шлем богатого рыцаря 12 века. Далеко немногие могли позволить себе шлем с защитой лица. Потихоньку, именно этот тип шлема будет эволюционировать дальше, постепенно вытесняя «фригийские колпаки» и пилотки.

Еще один вариант топфхельма 12го века, фрагмент скульптуры из церкви Темпл, 1190 год. Обрати внимание на купол: он не «ведровидный», а именно «купольный». Такие купола использовались преимущественно в 12ом веке, в основном англичанами. То есть этот шлем можно назвать «английским топфхельмом». Такие шлема встречаются не часто (даже нормальную картинку было не найти).

Вариант английского топфхельма с наносником. Картинка из Библии Мациевского, так что это 13ый век, однако в 12ом они так же были.

Норманки и «фригийские колпаки» по прежнему в ассортименте. Первые вообще будут использоваться аж до конца 14го века.

Я нашел для тебя классную картинку, которая отлично иллюстрирует эволюцию европейских шлемов:

Эта картинка хорошо показывает, в какое примерно время и как из пилотки получались разные типы шлемов 12 и 13 веков. Про шикарные топфхельмы 13го века мы поговорим, само собой, позже.

Картинки для формирования образа европейского рыцаря 12 века:

Рыцарь госпитальер 12го века. На пехотинца внимания не обращай.

 

Богатый рыцарь госпитальер в разборе. Обрати внимание на обилие ножей, на стеганную жилетку, которая одевалась поверх кольчуги для лучшей защиты и на кожаные панцершоссы, которые одевались поверх кольчужных.

 

Госпитальер оказывает помощь тамплиеру. Обрати внимание на причудливые подшлемники с колбаской. Они сделаны для лучшей фиксации шлема на голове. И да, представь что наколенников на картинке нет (в 12ом веке их еще не было).