В условиях военного конфликта
Проблема единства сербского народа
3_0
и почти никогда не опережают эти события. Представители ООН в зоне конфликта предпочитают пассивно наблюдать за развитием обстановки, чем создавать условия для ликвидации причин конфликта. Подобное «невмешательство», как это было в Боснии и Герцеговине и Хорватии, ведет к увеличению жертв конфликта, снижая у конфликтующих сторон и без того невысокий авторитет ООН1.
Таким образом, налицо необходимость реформирования этой универсальной международной организации, в целях более адекватного и эффективного осуществления миротворческой деятельности.
Гражданские войны возникают в силу разных причин: неадекватные политические структуры, проводящие соответствующую экономическую или национальную политику — в результате недовольное население объединяется в группировки, иногда по этническому принципу. Эти факторы создают благоприятную почву для насилия в пределах одного государства и даже нескольких государств. Миротворческие операции ООН, опирающиеся на полувековой опыт в этой сфере, несмотря на назревшие проблемы, остаются незаменимым методом воздействия в условиях современной системы международной безопасности.
султанов е.
(1991 — 1995 гг.)
В 90-е гг. ХХ в. Югославия переживала кризис: из всех республик исчезнувшей СФРЮ относительно нетронутой военными действиями осталась лишь Македония.
Предпосылки военного конфликта создаются ещё в начале ХХ в., однако последние шаги к нему были сделаны в 1980-х гг. После смерти И. Б. Тито, на чьём авторитете держалось единство Югос-
1 Сердюк Ю. О. Войска «мирового правительства» // Независимое военное обозрение. - 30 мая 2003. - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/history/2003‑05‑30/5_ oon.html
3_1
лавии, власть начала либерализацию СФРЮ при одновременном стремлении создать новую силу, способную объединить народы Югославии. Однако здесь руководство СФРЮ потерпело неудачу. В начале 1990-х гг. в Югославии была введена многопартийность, стали появляться националистические партии, в большинстве своём поддерживаемые населением своих республик. Признание Евросоюзом и США независимости сначала Словении и Хорватии, а затем и остальных отделившихся республик, положило начало их открытой деятельности по окончательному выходу из СФРЮ и изгнанию ЮНА. Югославская Народная Армия вскоре покинула все республики СФРЮ кроме Сербии и Черногории. Поскольку югославская армия была очень пёстрой по этническому составу, даже в ней находились сторонники раскола Югославии, что усиливало неразбериху и подрывало боеспособность частей ЮНА. Большинство политиков из югославской «верхушки» ничего не делали для сохранения территориальной целостности государства.
Часто сравнивают распад СФРЮ и СССР. В нем были как сходства, так и различия. Так, в обоих государствах распад привёл к коренным изменениям во внешней политике (в обоих государствах внешняя политика стала более уступчивой, что привело к серьёзным неблагоприятным последствиям). Однако были и различия: так, в Югославии более остро стоял национальный вопрос, т. к. там было менее значительным преобладание государствооб-разующего народа, который и стал основной целью отделившихся народов, которые начали изгнание сербского населения. В СССР таких же кровопролитных войн, как в Югославии, не было (сравнимый по масштабам и характеру конфликт произошёл лишь в РФ — в Чечне). В целом в бывших республиках СССР положение русского народа было легче, чем сербского в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Именно политика правительств этих новообразованных государств, направленная на создание этнически чистых государств, явилась причиной того, что сербы создали там свои национальные государственные образования (РС и РСК).
Не менее важной причиной развала СФРЮ являлась международная ситуация на тот момент. Развал соцлагеря и последующие события в Восточной Европе не могли не коснуться Югославии. С развалом СССР изменилось место Югославии на международной арене и в глобальной политике. Если ранее Югославия считалась примером страны «социализма с человеческим лицом», независи-