В условиях военного конфликта

Проблема единства сербского народа

3_0

и почти никогда не опережают эти события. Представители ООН в зоне конфликта предпочитают пассивно наблюдать за разви­тием обстановки, чем создавать условия для ликвидации причин конфликта. Подобное «невмешательство», как это было в Боснии и Герцеговине и Хорватии, ведет к увеличению жертв конфликта, снижая у конфликтующих сторон и без того невысокий авторитет ООН1.

Таким образом, налицо необходимость реформирования этой универсальной международной организации, в целях более адек­ватного и эффективного осуществления миротворческой деятель­ности.

Гражданские войны возникают в силу разных причин: неадек­ватные политические структуры, проводящие соответствующую экономическую или национальную политику — в результате не­довольное население объединяется в группировки, иногда по эт­ническому принципу. Эти факторы создают благоприятную почву для насилия в пределах одного государства и даже нескольких го­сударств. Миротворческие операции ООН, опирающиеся на по­лувековой опыт в этой сфере, несмотря на назревшие проблемы, остаются незаменимым методом воздействия в условиях совре­менной системы международной безопасности.

султанов е.

(1991 — 1995 гг.)

В 90-е гг. ХХ в. Югославия переживала кризис: из всех респуб­лик исчезнувшей СФРЮ относительно нетронутой военными действиями осталась лишь Македония.

Предпосылки военного конфликта создаются ещё в начале ХХ в., однако последние шаги к нему были сделаны в 1980-х гг. После смерти И. Б. Тито, на чьём авторитете держалось единство Югос-

1 Сердюк Ю. О. Войска «мирового правительства» // Независимое военное обоз­рение. - 30 мая 2003. - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/history/2003‑05‑30/5_ oon.html


3_1

лавии, власть начала либерализацию СФРЮ при одновременном стремлении создать новую силу, способную объединить народы Югославии. Однако здесь руководство СФРЮ потерпело неудачу. В начале 1990-х гг. в Югославии была введена многопартийность, стали появляться националистические партии, в большинстве своём поддерживаемые населением своих республик. Признание Евросоюзом и США независимости сначала Словении и Хорва­тии, а затем и остальных отделившихся республик, положило нача­ло их открытой деятельности по окончательному выходу из СФРЮ и изгнанию ЮНА. Югославская Народная Армия вскоре покинула все республики СФРЮ кроме Сербии и Черногории. Поскольку югославская армия была очень пёстрой по этническому составу, даже в ней находились сторонники раскола Югославии, что усили­вало неразбериху и подрывало боеспособность частей ЮНА. Боль­шинство политиков из югославской «верхушки» ничего не делали для сохранения территориальной целостности государства.

Часто сравнивают распад СФРЮ и СССР. В нем были как сходства, так и различия. Так, в обоих государствах распад при­вёл к коренным изменениям во внешней политике (в обоих госу­дарствах внешняя политика стала более уступчивой, что привело к серьёзным неблагоприятным последствиям). Однако были и раз­личия: так, в Югославии более остро стоял национальный вопрос, т. к. там было менее значительным преобладание государствооб-разующего народа, который и стал основной целью отделившихся народов, которые начали изгнание сербского населения. В СССР таких же кровопролитных войн, как в Югославии, не было (срав­нимый по масштабам и характеру конфликт произошёл лишь в РФ — в Чечне). В целом в бывших республиках СССР положение русского народа было легче, чем сербского в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Именно политика правительств этих новообразован­ных государств, направленная на создание этнически чистых госу­дарств, явилась причиной того, что сербы создали там свои нацио­нальные государственные образования (РС и РСК).

Не менее важной причиной развала СФРЮ являлась междуна­родная ситуация на тот момент. Развал соцлагеря и последующие события в Восточной Европе не могли не коснуться Югославии. С развалом СССР изменилось место Югославии на международной арене и в глобальной политике. Если ранее Югославия считалась примером страны «социализма с человеческим лицом», независи-